[Триерархит; Эсфигменит] (1809, Галлиполи - 12.11.1887, Афон), патриарх Александрийский (21 марта 1869 - 30 мая 1870). О том, где Н. учился, сведений нет, но он считался одним из самых образованных церковных деятелей своего времени. В 1830 г. Н. отправился на Афон, где его приняли послушником, а затем постригли в монахи в мон-ре Эсфигмен , настоятель к-рого, архим. Агафангел, был земляком Н. После того как Н. заболел туберкулезом, его направили на лечение в Смирну. Выздоровев, он проходил послушание в метохах (имениях) своей обители в Молдавском княжестве. В молдав. г. Хуши Н. был рукоположен во иерея; вскоре в сане архимандрита назначен управляющим сначала одним, затем неск. метохами. По названию одного из них - во имя Трех святителей (греч. Τριν Ιεραρχν) - в этот период именовался Триерархитом. В качестве управляющего метохами Н. приходилось решать не только хозяйственные, но и политические вопросы: молдав. власти постоянно стремились ограничить владельческие права вост. церковных учреждений, имея конечной целью полную секуляризацию их имуществ. Особенно сложным положение владельцев метохов стало после Крымской войны, когда они лишились мощного союзника в лице России. В это время афонские мон-ри, имевшие метохи в Молдавском и Валашском княжествах, решили объединить усилия в борьбе за свои права и назначить общего эпитропа (уполномоченного) для защиты своих интересов. В 1856 г. Н. стал афонским эпитропом в Молдавии, затем также в Валахии. В 1860 г. К-польский патриарх Кирилл VII уполномочил его вести от имени Патриархии переговоры по вопросу о монастырском имуществе с правительством объединенных Дунайских княжеств. В 1863 г. Н. совершил поездку в Великобританию, во Францию и в Россию с целью склонить правительства и общественность этих стран на сторону владельцев метохов. Несмотря на то что Н. был представителем Патриархии, его позиция по вопросу о судьбе метохов не совпадала с позицией большинства их владельцев: они категорически отказывались идти на любые уступки, тогда как Н., понимавший, что сохранить прежние владельческие права в полном объеме не удастся, был склонен искать компромисс с молдавскими и валашскими, а затем с румын. властями. Бескомпромиссная позиция большинства восточных церковных учреждений стала одной из причин полной потери ими владельческих прав и доходов с имений в Румынии.

http://pravenc.ru/text/2577621.html

Святой мученик Агафангел Эсфигменский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой мученик Агафангел Эсфигменский Св. Агафангел родился в 1800 г. во фракийском городе Эносе и происходил из бедной семьи. Еще в отрочестве, после смерти отца, он поступил матросом на турецкое торговое судно. Капитан захотел усыновить его и насильно обратить в ислам. Однажды, после высадки в Смирне, он ночью завел его на кладбище, где, угрожая мечом, заставил дать обещание, что тот перейдет в мусульманскую веру. Тотчас же капитан привел его к судье, чтобы юноша принял обрезание при свидетелях. Память 19 апреля / 2 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святой Агафангел родился в 1800 г. во фракийском городе Эносе и происходил из бедной семьи. Еще в отрочестве, после смерти отца, он поступил матросом на турецкое торговое судно. Капитан захотел усыновить его и насильно обратить в ислам. Однажды, после высадки в Смирне, он ночью завел его на кладбище, где, угрожая мечом, заставил дать обещание, что тот перейдет в мусульманскую веру. Тотчас же капитан привел его к судье, чтобы юноша принял обрезание при свидетелях. Позднее несчастный решил бежать. Он вновь надел христианские одежды и после возвращения на родину отправился на Святую Гору Афон. Агафангел желал найти духовного отца, который указал бы ему, на каком пути он сможет заслужить прощение отступничества. В монастыре Эсфигмен игумен принял его по-отечески и определил на послушание в трапезную. Святой предался суровому подвижничеству, непрестанно проливая покаянные слезы и доблестно сопротивляясь помыслам, которые внушал лукавый, чтобы выманить раскаявшегося грешника из убежища спасения. Ревнуя о покаянии, он усердно умерщвлял плоть, и эти подвиги породили в нем желание претерпеть мученическую смерть за Христа. Однако диавол внушал ему сомнения в том, что у него хватит сил на эту жертву. Тогда Сама Пресвятая Богородица, явившись, вдохновила Агафангела и повелела осуществить его замысел в Смирне. Святой патриарх Григорий V, бывший в то время в изгнании на Афоне, удостоверившись в истинности этого видения, посоветовал пламенному послушнику подготовиться к мученичеству и испытать себя подвигом во время Великого поста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Святой мученик Агафангел Эсфигменский Память 19 апреля / 2 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святой Агафангел родился в 1800 г. во фракийском городе Эносе и происходил из бедной семьи. Еще в отрочестве, после смерти отца, он поступил матросом на турецкое торговое судно. Капитан захотел усыновить его и насильно обратить в ислам. Однажды, после высадки в Смирне, он ночью завел его на кладбище, где, угрожая мечом, заставил дать обещание, что тот перейдет в мусульманскую веру. Тотчас же капитан привел его к судье, чтобы юноша принял обрезание при свидетелях. Позднее несчастный решил бежать. Он вновь надел христианские одежды и после возвращения на родину отправился на Святую Гору Афон. Агафангел желал найти духовного отца, который указал бы ему, на каком пути он сможет заслужить прощение отступничества. В монастыре Эсфигмен игумен принял его по-отечески и определил на послушание в трапезную. Святой предался суровому подвижничеству, непрестанно проливая покаянные слезы и доблестно сопротивляясь помыслам, которые внушал лукавый, чтобы выманить раскаявшегося грешника из убежища спасения. Ревнуя о покаянии, он усердно умерщвлял плоть, и эти подвиги породили в нем желание претерпеть мученическую смерть за Христа. Однако диавол внушал ему сомнения в том, что у него хватит сил на эту жертву. Тогда Сама Пресвятая Богородица, явившись, вдохновила Агафангела и повелела осуществить его замысел в Смирне. Святой патриарх Григорий V, бывший в то время в изгнании на Афоне, удостоверившись в истинности этого видения, посоветовал пламенному послушнику подготовиться к мученичеству и испытать себя подвигом во время Великого поста. Приняв монашеский постриг, святой провел весь Великий пост, затворившись в одной из монастырских башен, питаясь лишь хлебом и водой и постоянно пребывая в невидимой брани. Агафангел возложил на себя тяжелые вериги, надел вретище, ежедневно совершал по три тысячи земных и по восемь тысяч поясных поклонов, повторяя Иисусову молитву. В часы молитвы, чтения Евангелия и «страданий» новомучеников в его сердце вспыхивало неудержимое стремление к мученической славе. По мере возрастания в покаянии он все более и более исполнялся благодатью Божией, так что даже его тело начинало озаряться сверхъестественным сиянием.

http://pravoslavie.ru/53271.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 21 , С. 108 опубликовано: 12 мая 2014г. ИГНАТИЙ прмч. (пам. 20 февр.), Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские. Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Преподобномученики Русской Православной Церкви Валаамский в честь Преображения Господня мужской монастырь - см. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь Игнатий, прмч. (пам. 20 февр.), Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские См.также: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/293435.html

Через этот скит прошли известные новомученики Игнатий и Акакий, чьи святые главы в настоящее время хранятся в Русской святогорской обители. А также новомученики Онуфрий, Агафангел Эсфигменский, Константин с острова Идра, Константин из агарян, Илларион Агиоанитис, Павел из Ароании Калавритской и другие. Ильинский скит посещали выдающиеся друзья и сподвижники Григория V: преподобный Никодим Святогорец, святой Макарий Коринфский. В конце XX века в скиту был построен первый храм в честь святителя. В Иверском монастыре хранятся его мантия, два посоха и Евангелие, а также – частицы его святых мощей. В 1819 году Святой Григорий вновь, уже в 3-й раз, был избран Священным Синодом на Патриаршество. С началом восстания в Морее в 1821 году, Патриарх был заподозрен в его организации и лишен кафедры. Последнее изгнание закончилось для святителя мученическим венцом. 10 апреля 1821, в день Святой Пасхи, во время пасхального богослужения, он был схвачен турками в алтаре и в полном святительском облачении повешен на воротах Патриархии. Его тело три дня не позволяли снимать, после чего оно было продано за 800 пиастров евреям, которые тащили его по улицам Константинополя, и с камнем бросили в море. Но, по милости Божией, мощи были спасены и подобраны капитаном греческого судна Марином Склавосом, который переправил их в единоверную Россию для того, чтобы спасти от уничтожения и поругания. Вселенский Патриарх-мученик был погребен в храме Святой Троицы города Одессы с великими почестями. Спустя 50 лет произошло перенесение его мощей на родину, где они были положены в гробницу в Афинском митрополичьем соборе, однако лишь спустя 100 лет, в 1921 году, он был причислен Элладской Церковью к лику святых. В память о трагической гибели святителя главные ворота Константинопольской Патриархии были заклепаны, а вход осуществляется и поныне через боковые ворота. Оба покровителя Русской святогорской обители, священномученик Григорий V и князь Скарлат Каллимах, окончили свою жизнь мученическим венцом в одно и то же время – 10/23 апреля 1821 года. Промыслом Божиим было суждено всего через несколько дней, 14/27 апреля, отойти в вечный покой и старцу-игумену Пантелеимоновой обители Схи-Архимандриту Савве.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2884

      Собор монастыря освящен во имя Вознесения Господня, кроме того, имеется 7 храмов на территории и 7 - вне ее. В монастыре хранится множество святых мощей. Библиотека содержит 372 рукописи и 8000 печатных книг. Есфигмен занимает 18-е место в иерархии афонских монастырей, но его представитель не входит в состав Священного Кинота и не принимает участие в его заседаниях.               Монастырь хранит мощи Святого апостола Иакова, сына Алфеева, Святой Марии Магдалины, Святой Марины и святителя Григория Паламы, а также частицу Животворящего Креста Господня, подаренная святой Пульхерией. Сегодня Эсфигмен является единственным из двадцати монастырей Афона, не принявшим помощи от Евросоюза, и единственным монастырем зилотсвующих, т. е. не поминающим патриарха Константинопольского. Над входом в обитель написано: «Православие или смерть».       Соборный храм в честь Вознесения  Господня. В соборе кроме Животворящего Древа Крестного есть мощи: голова св. ап. Иакова Алфеева, часть головы св. Парфения, епископа Лампсайского; левая нога св. Марии Магдалины; часть головы св. Афанасия патриарха Цареградского, челюсть св. Иоанна Персянина; части св. Иоанна Златоустого, св. великомучч.: Харампия и Модеста; св. великомуч.: Пантелеимона и Меркурия, св. великомучч.:Варвары и Евфимии, св. муч. Марины; св. муч. Трифона; св. Стефана Архидиакона и свящмч. Ермолая; голова св. преподобномуч. Агафангела Нового и другие. Кроме собора здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) Григория Паламы; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никодимийского; 6) препп. Нилов-Святогорского и Синайского; 7) св. Геннадия патриарха Константинопольского. Вне обители 13 церквей.   С 1821 до 1832 года не существовал как монастырь, ввиду того, что оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.     Особо почитаемые иконы Икона Богородицы Милующая Икона находится в монастырском соборе в левом киоте. Богородица изображена сидящей на троне, на ее левом колене изображен сидящий Богомладенец, благословляющий правой рукой, в левой руке Он держит свиток. Вокруг трона Богородицу окружают Херувимы с Серафимами. На иконе есть подпись «написана сия икона Иоанном Максимом в 1673 году». Размеры иконы 1,2 на 0,83 метра, серебряный оклад ее был изготовлен в России в 1853 году.

http://isihazm.ru/1/?id=517&c_pid=1

  Начиная с 1655 года, получив соответствующее разрешение русского царя Алексея Михайловича Романова, монахи Эсфигмена каждые пять лет организовывали сбор пожертвований в России. Монастырь основан в X или XI столетии, в тот период, когда свобода от иностранных захватчиков дала возможность основать монастырь так близко к морю. Впервые монастырь упомянут под названием Есфигмен во втором Афонском Типиконе (уставе) 1045 г. Есфигмен в различные времена страдал от пиратских набегов и разрушительных пожаров. Монастырские рукописи говорят, что набеги пиратов случались трижды: в 873, 1047 и 1534 гг. Последний был самым тяжелым и предварялся пожаром 1491 г. Однако в истории монастыря Есфигмен были не только трудные периоды. Византийские монархи оказывали ему особое покровительство, и императорские хрисовулы (грамоты) подтверждают приобретенную монастырем недвижимость в городах: Провлак, Скутар, Кросув, Враста, Фессалоники и Константинополь. Есфигмен воспитал таких высокодуховных подвижников, как св. Анастасий, патриарх Константинопольский (1310 г.), и св. Григорий Палама, архиепископ Солунский (1335 г.). Во времена упадка XVII столетия монастырь переживал финансовые затруднения. В следующем столетии монастырские дела стали улаживаться с помощью митрополита Григория, сделавшего оплату долгов монастыря своей задачей. Подъемы и спады меньших масштабов, продолжавшиеся в истории монастыря вплоть до XIX в., положили основание Есфигмену сегодняшнему, дали толчок к возведению нового собора и других новостроек. Трапезная монастыря была построена при игумене Феодорите. Между 1821 и 1832 гг. Есфигмен оккупировала турецкая армия и использовала его в качестве постоялого двора для солдат. Восстановление обители монахом Агафангелом из скита св. Анны длилось с 1832 по 1871 гг. Именно в это время были созданы великолепные постройки всего монастыря, включая колокольню, храмы, убранство собора и южные ворота. В последующие годы монастырь вернул долг, который на начало XX в. составлял 4000 турецких лир, но для организации оплаты и принятия льготных условий понадобилось посредничество России.

http://isihazm.ru/1/?id=517&c_pid=1

Несколько лет назад в монастыре Есфигмен жил монах Антоний, исполнявший обязанности портного. Он, благодаря огненно-рыжим волосам, сразу выделялся среди темноволосых греков. Но была у него еще одна особенность: он говорил по-русски и очень хорошо относился к паломникам из России. Это и не удивительно, он ранее принадлежал к РПЦЗ, и пришел к вере благодаря особенному почитанию последнего русского императора Николая II. Родом он был из Австралии или Новой Зеландии, но весь облик выдавал в нем ирландца. После нескольких дней проведенных в монастыре нам надо было уезжать, и на последок отец Антоний, отлучившись минут на десять, принес нам благоухающие ватки. Этими ватками он собрал миро, истекающее от мощей святого мученика Агафангела. Мощи этого святого находятся в одном из параклисов (храмов) монастыря. Благоухание это ни с чем не сравнить, настолько оно прекрасно, но, увы, оказалось, что трудно его сохранить. Даже в закрытом сосуде оно быстро прекращалось. По грехам нашим, видно не дано было постоянно наслаждаться этим дивным ароматом. Пока был отец Антоний в Эсфигмене, мы еще и еще приходили в монастырь. И каждый раз брали чудесную ватку. Многие считают, что славные времена христианских мучеников прошли. Тогда видно тоже так считали. И был один бедняк, юноша, которому пришлось служить моряком на судне турецкого богача. И разными правдами и неправдами, туркам удалось заставить его отречься от христианства. Думал он обхитрить гонителей и прикинуться, что собирается принять мусульманство - и сбежать, но враг рода человеческого заставил его довести дело до конца. Когда он прозрел, то пришел в монастырь Есфигмен. Хотел он сразу пойти к гонителям веры православной и исповедовать себя христианином. Но опытные старцы удерживали его от поспешных поступков. Его отправили к дивному старцу из Предтеченского скита, духовнику Никифору, который подготовил Евфимия, Игнатия, Акакия и Онуфрия к принятию мученического венца. В христианстве самый обыкновенный человек, проживши жизнь неправедно, может стать великим светильником веры, чудотворцем, подающим помощь после своей мученической смерти другим верующим. И вот тут - короткая жизнь, не столько по времени, сколько по хорошим делам. Описание, которой всего занимает несколько страниц, кончается прекраснейшим эпилогом, он превышает всю основную часть жизнеописания.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=17...

Когда игумену обители явился свт. Николай, настоятель удостоверился, что на мученичество есть воля Божия, и дал Агафангелу благословение на этот подвиг. Святой отправился в скит Иверского монастыря, чтобы поклониться святым мощам новомучеников Евфимия, Игнатия, Акакия и Онуфрия. Затем, в понедельник Светлой седмицы, он сел на корабль, идущий в Смирну. В четверг второй седмицы по Пасхе Агафангел предстал перед местным судом в мусульманских одеждах, требуя справедливости, поскольку он был обманут своим хозяином и насильно обращен в ислам. Торжественно потрясая деревянным крестом и иконой Воскресения, он заявил, что вернулся к вере своих отцов. Турки, полагая, что он сошел с ума, попытались успокоить его и заставить изменить намерение, обещая всевозможные плотские удовольствия. Но святой остался безразличен ко всем их доводам, сосредоточенно внимая лишь молитве, совершаемой в его сердце. Когда вызвали его господина, тот обвинил Агафангела в том, что он, убегая, якобы украл у него какие-то ценные вещи. Тем не менее, судья не обратил внимания на этот вымысел и снова предпринял попытку с доброжелательностью переубедить Агафангела. Однако, поняв, что трудится напрасно, он прибег к угрозам, а затем приказал бросить святого в темницу. Через некоторое время Агафангела привели к правителю. Тот оказал святому великое почтение и призвал поклониться Богу по мусульманскому обычаю. Вместо ответа Агафангел перекрестился и произнес Иисусову молитву. Его вновь отвели в темницу, откуда он написал письмо к христианам Смирны — подобно тому, как в древности сщмч. Игнатий написал римлянам, — умоляя их не предпринимать каких-либо действий по его освобождению. Утром в субботу, 19 апреля 1819 года, он мирно спал в ожидании часа казни, который был ему возвещен Богом. Проснувшись в великой радости, он простился с товарищами по заключению, попросил их молиться о нем, а затем предстал перед судом. Как только был вынесен приговор, мученик под громкие крики был отведен на место казни, где уже собралась огромная толпа. Сосредоточенный на молитве, безразличный к крикам и последним попыткам турок переубедить его, Агафангел склонил шею под меч и воскликнул: «Рубите!» Святому мученику было девятнадцать лет.

http://pravoslavie.ru/53271.html

Утром в субботу, 19 апреля 1819 года, он мирно спал в ожидании часа казни, который был ему возвещен Богом. Проснувшись в великой радости, он простился с товарищами по заключению, попросил их молиться о нем, а затем предстал перед судом. Как только был вынесен приговор, мученик под громкие крики был отведен на место казни, где уже собралась огромная толпа. Сосредоточенный на молитве, безразличный к крикам и последним попыткам турок переубедить его, Агафангел склонил шею под меч и воскликнул: «Рубите!» Святому мученику было девятнадцать лет. Несмотря на угрозы и удары стражников, присутствовавшие там христиане тотчас же поспешили смочить ткани в крови мученика. Все заявляли, что готовы тут же умереть за истинную веру. Это место в течение нескольких дней стало настоящим центром паломничества. Таким образом, казнь св. Агафангела больше, чем любая проповедь, способствовала возрождению благочестия и покаяния среди христиан всех исповеданий. На вторую ночь после казни стражники-турки с ужасом видели, как тело святого несколько раз поднималось на ноги, словно он был жив. С этого момента в воздухе разлилось небесное благоухание. Голову святого бросили в смрадное место, но вместо того чтобы подвергнуться гниению, святые мощи сообщили нечистотам свой аромат. Наконец, покорившись всеобщему воодушевлению, турки отдали тело христианам. Оно было погребено со всем возможным выражением благочестивого почитания в церкви святого Георгия, в той же гробнице, где был похоронен святой новомученик Дим. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Комментарии читателей 2015-02-16 22:49 руслана : здраствуйте.я с украины помогите купить икону мученика агафангела .везде ищу нашла на вашем сайте.очень на вас надеюсь 2014-07-14 15:50 Наталия : Здравствуйте, скажите, пожалуйста, где можно взять молитву этому Святому? Очень надо и срочно, т.к. батюшка о.Роман, окормляющий онкоцентр, привез святыню из этого монастыря, там сказали молиться этому Святому об исцелении, а молитву я найти не могу. Хотелось бы святыню передать больной вместе с молитвой. Если можете, пришлите мне молитву на почту. Заранее благодарна

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010