последовало множество изданий (см. ниже) Выбор. 1642–1643 Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг Ножны. 1643 Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком) Выборки.1644, 1663 Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком) Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов. Посмертно изданы Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык – труды разных писателей Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие добродетели (веру, надежду, любовь) 3. Агапий Ланд и его время Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд, относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие – на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда. Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620–1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью . После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам: Парфению II (1653) и Парфению III (1657).

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 10 О том же Первое. Бойся, как бы тебя не постигло Божественное возмездие. Даже если здесь ты останешься без наказания, то тебя ждет страшнейшее мучение, если не обратишься, оплакивая свое беззаконие. Второе, что требуется желающему причаститься достойно, – деятельное благоговение. Если ты спросишь, что под ним подразумевается, и каково это благоговение, – то я не смогу объяснить тебе иначе, как представив образ собранной с различных цветов благоуханной росы, источающей дивный запах. Благоговение – это духовное действование, составленное из других начал, из духовных и святых вожделений, которыми должна украшаться всякая душа, идущая на священную Трапезу. О, Боже всемогущий, с каким сокрушением и умилением, с каким страхом и трепетом, с какими потоками слез, с каким сильным благоговением и смирением, с каким целомудрием тела и чистотой духа должно священнодействовать Божественное и страшное Таинство! – ибо воистину мы едим Твою Святую Плоть и пьем Твою Честную Кровь! Так претворяется Небесное с земным, божественное общается с человеческим. Ангелы предстоят, благодать священнодействует, и Жертва приносится чудным и неизреченным образом. Кто доподлинно изъяснит достоинство Хлеба, если Твое благоутробие не даст ему силы и возможности? О благоговении знайте, братья, что мы должны собираться в одном месте (1) с великим смирением и благочестием, (2) с любовью и верой, (3) желанием этого Хлеба. Эти три вещи необходимы, чтобы пробудить страх и благоговение. Прежде всего подними глаза и посмотри, думая о безпредельном величии и власти Владыки. И там Он в своей сущности находится под видом Хлеба и Вина! Там в собственном смысле и вправду присутствует Божественное величие, сотворившее весь мир, перед Которым трепещут Небеса и все творения, от Которого получает сияние солнце и все звезды. Святые Ангелы стоят в дрожи, воспевая Его и славословя непрестанно. Пусть всякий поймет, сколь он должен содрогаться, собираясь причаститься. Поэтому и восклицает Павел: Пусть всякий сперва испытает совесть, и так уже будет есть этот Хлеб и пить Чашу. Ибо тот, кто ест и пьет недостойно, тот ест осуждение душе своей, потому что он не чтит как подобает Тело Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 13 О зависти, из которой рождается и убийство Зависть, согласно Иоанну Дамаскину (книга 2-я «О вере»), есть горечь и скорбь человека по отношению к благу ближнего, каковое он считает злом для себя. Ведь завистник рассматривает чужое благо как собственное для себя зло, что, мол, чужое благо преуменьшает его славу и пользу. Поэтому зависть называется скорбью о чужом благе. Зависть радуется злу ближнего, от которого увеличивается «слава и польза» самой зависти. Аристотель говорит в «Риторике» (книга 2-я), что два разряда людей порабощены склонностью к зависти. Во-первых,– тщеславные люди, жаждущие приобрести великую молву и славное имя. Они не выносят, что их опережают другие, им горька слава и восхваление других, ибо это, якобы, унижает их самих. Во-вторых, – мелкие душой люди, которые думают, что все великое – чужое, что другие их опередили, и всякое добро для них становится горьким. Зависть естественным образом является великим беззаконием, она враждебна любви, – ибо любовь желает, чтобы мы радовались благу и печалились злу нашего ближнего. Если кого огорчает благополучие другого человека, поскольку он боится, что тот получит за это законное возмездие, или что иное, – это не есть грех, согласно Григорию Двоеслову , который говорит так в 22-й книге (глава 11). Часто бывает, что благополучие других нас огорчает без прямого уклонения в грех зависти. Это не зависть в целом, но ее действие. Часто жалеют не о том, собственно, что у других есть блага, но потому, что сами желают их приобрести, – что называется ревностью. Но если ревность относится к духовным вещам, то она – не грех, но выгодное приобретение. Если ревность относится к телесным вещам, то может быть грехом, а может и не быть, смотря, куда она движет человека. Случается, что кто-то завидует временным благам, которыми располагают порочные и злосчастные люди. Здесь сокрыт грех, ибо все, что делает Господь, подобает принимать как доброе Его участие в нас. Господь все премудростию сотворил и творит, – и нашего малого знания не хватит, чтобы постичь безпредельную бездну Его премудрости. Суды Бога – великая бездна.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 14 О недостойно причастившихся, наказанных Богом в этой жизни для нашего наставления и примера В книге «Римских пап» написано, что некоторые безстыжие люди причащались в Святую Пасху, а затем предавались пьянству, гулянию и другим невоздержанностям, без всякого благоговения к Божественным и священным Таинам, которые они, недостойные, приняли. Поруганный Бог чрезвычайно разгневался на них и дал им подобающее наказание – внутри их утробы рекой побежала кровь из их мерзких животов, так что они задохнулись и погибли. Кровь заполнила все внутренние органы, и сердце не справилось с таким потоком. И они испустили свою гнусную и порочную душу. Не только такое возмездие дал Бог, но послал сильный, чрезмерный ливень, так что совершенно исчезли все их дома, амбары, поля, скот и все, что у них было. Змеи вылезли и сожрали их бедные тела, и умертвили многих других в городе. Тогда священники собрались и вместе совершили молебен ко Господу, чтобы им была объявлена причина таких бед. Когда молился один добродетельный человек, ему явился Ангел Господень и сказал: «Если бы кто поиздевался над царским сыном, бросил его в мрачную яму, где полно грязи, – как его нужно было бы наказать?» – Человек ответил: «Такой достоин быть разрублен на тысячи частей». Ангел тогда говорит: «Но кто поиздевался над Сыном Бога Царя на Небесах, принял Его в нечистый желудок, без покаяния, исповеди и воздержания, а затем, приняв Его, впал в осквернение плоти, – как его надо наказывать?» – Человек ответил, что такой «должен быть испепелен заживо и анафематствован как нечестивейший еретик». Отвечает Ангел: «Это беззаконие и совершили безстыжие нечестивцы, которые недостойно причастились на Святую Пасху, а затем плясали, пьянствовали и развратничали. За это и разгневался Всесильный Господь, и послал им наказание». Когда о том услышал добродетельный муж, он рассказал другим. Все священники совершили божественное Таиноводительство (последовательность Таинств) и воспели Бога, и тогда прекратился ливень, и змеи исчезли.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 14 Об унынии, то есть безделии Самое предпочтительное деяние, самая святая работа, более всего душеполезная и боголюбезная – молитва и пение псалмов, происходящие в храме Господнем. Я могу даже сказать без всякой лжи, что это Ангельское, а не человеческое занятие. То песнопение и хвала, которыми славословят святые Ангелы на Небе непрестанно Царя всякого творения, их и мы, недостойные и грешные, приносим на земле в храме, хотя не столько и не так, как нам было бы полезно, – но как можем, по нашей слабости. Когда мы, слабые и недостойные, воспеваем Владыку и Царя царствующих, то нам подобает стоять со всяким благоговением, умилением и раскаянием, без всякого уныния, а с таким же молением, как нам случается просить перед лицом земного царя. Но с еще большим страхом и трепетом подобает предстоять в храме, ибо Царь Небесный имеет несравненно больше достоинства в сравнении с царем земным. Воспевая в храме Господнем, должно не говорить одними только голыми устами, но со вниманием умным, с чистотой сердца, с великим благоговением и умилением. Когда кто таким способом молится, вместе с ним поют и Ангелы, воспевая Господа, что часто видели пребывающие в добродетели люди. Это знает лукавый и губительный бес, поэтому он стремится ввести в смущение наш ум на молитве с помощью различных помыслов о житейских заботах и плотских пожеланиях, чтобы уничтожить нашу душевную пользу от такого богоугодного труда. Мы всегда должны бодрствовать и не разбрасываться мыслями, чтобы не впасть в уныние – последнее беззаконие из семи смертных. Грех уныния может многим навредить нашей бедной душе, поэтому мы напишем здесь некоторые объяснения, помогающие бороться против уныния, принося пользу душе, не опуская и примеры, как мы поступали в прежних главах, чтобы склонные к безделию убоялись и читали последование с благоговением и умилением. Уныние, согласно Иоанну Дамаскину (книга «О вере»), есть некая скорбь, охватывающая человека и заставляющая его пренебрегать духовным, препятствующая начинать любую боголюбезную работу, а если человек ее уже начал, то чтобы он ее не закончил. Другие говорят, что уныние – это порок, который склоняет человека печалиться по отношению к духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 17 О том, что никто из отдыхающих в земной жизни плотью не достигнет Царствия Небесного, кое наследуют через борьбу с телом и подражание спасительной Страсти Господа Никто не может быть рабом двух господ: ибо одного он тогда будет ненавидеть, а другого любить, говорит Господь в Евангелии от Матфея. Одно он будет выносить, а на другое не станет обращать внимания. Невозможно быть рабом двух хозяев, враждующих друг с другом. Когда ты делаешь то, что желает один, другому очень горько. Невозможно выполнять волю и Всеблагого Бога, и лукавого диавола, ибо когда одного огорчаешь, то радуешь и приветствуешь другого. Невозможно стремиться к вещам мирским и вкушать райские. Каждый желает удостоиться сладости единения со Спасителем, но немногие желают еще и потрудиться, и презирать блага, которые на земле, как ничтожные и недостойные. Чаще вожделеют вкушать внутреннее душевное утешение, но вместе следовать и воле плоти, а это невозможно, как невозможно одним глазом охватывать небо, а другим – землю. Многие так и хотят сразу перелететь от удовольствий временной жизни ко вкушению рая. Они желают войти в число святых, вот только жить, как жили святые, не желают. Их приглашает и зовет благодать Спасителя Христа, но жадная любовь к миру охлаждает и ставит препятствия. Невозможно, любитель плоти, радоваться временным благам и вкушать блага небесного блаженства, – радоваться и чревом, и душой. Нельзя перейти от телесных услад ко вкушению праведных и быть прославленным в обоих веках. Но если ты желаешь подражать Христу и воодушевленно следовать за Ним, необходимо совлечь желания плоти, уйти от них и вырвать из сердца любовь к миру, – тогда там и сможет вырасти божественное рачение. Если кто хочет посеять что-то в землю, то необходимо хорошо очистить поле, вырвать все сорняки и тогда дадут плод культурные растения, как мы сказали в предыдущей главе. Итак, исторгни и вырви сперва пристрастие к миру, уйди от него совершенно, если ты желаешь, чтобы в душу пришла божественная любовь. Тогда душа твоя будет чистой и готовой принять божественное утешение Господа. Если будет по-другому, ты не сможешь вкусить Господа Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 18 Мы должны презирать временное богатство, а собирать сокровища на Небе благодаря нищим Кто не откажется от всего своего имущества, не может быть Моим учеником, – сказал Господь в Евангелии от Луки. Кто не оставит все вещи, которые имеет, не может быть учеником Христа. Этого не могут слышать сребролюбивые богатые, – уши их заложены звоном металла. Он звучит для них больше, чем слова Господа. От звука металла не слышен Господь Иисус Христос . Так и мельник не слышит, что ему говорят, от шума воды и звука жернова. Тогда необходимо остановить воду, чтобы услышать. Отложи пристрастие к временному богатству, останови свое сребролюбие, стесни свои мирские вожделения, если хочешь услышать Господа, Который тебя зовет. Оторви совершенно свою любовь от суетных богатств мира. Они быстротечны, как вода. Они переливаются очень быстро от отцов к детям. Если ты желаешь слушать спасительные слова Христа, то послушай, что Он сказал тому богатому, о котором пишет Лука: Все, что у тебя есть, продай и раздай нищим, и будет у тебя сокровище на Небе. Но этот человек, будучи сребролюбцем, не послушал Господа, но отвернулся в печали, предпочитая богатство Царствию Небесному. Поэтому Господь сказал, что очень трудно богатому спастись. Он так сказал не потому, что от природы тот не может спастись. Мы знаем многих богатых и даже царей, ставших святыми: Авраам, Иов, Давид, Константин Великий , Феодосий Великий и многие другие. Богатство не есть зло, когда его используют добрым образом. Но Господь сказал так, зная какие неприятности обретаются в богатстве. Когда увеличиваются богатства, тогда и вожделение безумного сребролюбца становится ненасытным, и ему трудно возненавидеть богатство. О, твое неведение, сребролюбец, как связал бес твое сердце любовью к тленным вещам! Ты к ним стремишься больше, чем к небесным благам. Небесные блага наследуют те, кто презирают временные, как скудные и недостойные. А ты стремишься к земным, потому что не знаешь их скудость. Исследуй, прошу тебя, богатство, которого ты желаешь: драгоценные камни, жемчуг, золото, серебро, парчу, златотканые одежды,– из каких скромных и недостойных вещей они возникают, чтобы их собирать? Что такое золото и серебро, как не грязь и выброс земли? Что такое сапфир, адамант, изумруд, гиацинт и другие подобные камни, как не пена земли? Что такое эти одежды, как не навоз для червей? Что такое руно, как не волосы овец? Что такое сафьян, который так ценят князья, как не кожа животных? Что такое расписные и позолоченные дворцы, высокие башни, широкие и славные дома, великие крепости, славные и знаменитые города, как не камни и ничего не стоящая земля? Говоря просто, все, что есть у мира сего, это безполезная и попираемая земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 19 О четырех «последних вещах» и, прежде всего, – о памяти смерти Ты земля, и в землю отойдешь, – сказал Бог Адаму, потому что Адам преступил Его Божественное и спасительное веление. По причине греха в мир вошла смерть. Ей подлежим мы все, родившиеся от Евы. Мы должны всегда быть готовы, потому что не знаем ни дня, ни часа нашей кончины. Кто думает о смерти всегда, не решится поступить плохо по отношению к Богу, боясь наказания, которое следует за грехом. Соломон нам дает дивный и полезный душе совет в Екклесиасте: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь. Помни о том, что у тебя будет в конце, и ты не сможешь согрешить. «Последняя» – последние вещи. Их четыре. Первая – смерть. Вторая – Второе Христово пришествие. Третья слава рая, и последняя – возмездие нескончаемого мучения. Кто продолжительно помнит о них и стремится размышлять умно, тот будет вести добрый и доблестный образ жизни. Мы тогда возненавидим грех и будем настойчивы в добродетели, сколь хватает сил. Потому я пишу это в конце второй части книги, чтобы ты, о слушатель, запомнил, как должен бояться нескончаемого наказания души. Скажем сперва о смерти, а потом отдельно напишем и об остальном. В древние времена египтяне имели обычай на дружеском пире ставить посреди стола деревянную раскрашенную скульптуру, изображавшую смерть. Все приглашенные смотрели на нее и ели чинно и умеренно. Тот, кто ее принес, говорил; «Видьте ее, гости, ешьте и вкушайте от стола, думая и о своем конце». О, мудрейшие египтяне, какое искусство и способ вы изобрели, чтобы сохранять воздержание и избегать безчиния, часто случающихся на пиршестве! Поистине, они не могли найти более полезного средства – в постыжение и осуждение нас, христиан, что мы не заботимся и не думаем о смерти, но ведем себя за столом неподобающим образом. В Византии, когда там было христианство , в тот день, когда собирались венчать царя на царство, ему приносили четыре различных по цвету камня и велели выбирать, из какого камня будет его надгробие. Подобным образом и в Риме есть обычай, выбирая нового Папу, проносить перед ним кусочек пакли и поджигать со словами: «Так проходит мирская слава» [Sic transit gloria mundi]. Иоанн Милостивый повелел, когда он стал Патриархом Александрийским, построить для него усыпальницу и не закрывать ее, но чтобы на каждый праздник тот раб, который поддерживал архиерейское облачение, говорил ему: «Владыко, повели закончить усыпальницу, ибо не знаешь день, когда умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 1 Об обязанностях по отношению к благодетельному Богу Мудро, с большим пониманием царь и пророк Давид разделил вершину справедливости на две части, когда сказал: Уклонись от зла и сотвори благо. О первом мы уже написали достаточно, и поэтому подобает немного объяснить и второе. Мы должны, излагая эту часть книги, воздать каждому: Творцу и Создателю нашему, ближнему и самому себе. Совершенство здесь узнается по тому, в благом ли порядке, различая, человек относится к трем названным лицам. Если так и есть, то у человека возрастают все добродетели, он будет праведен во всем. Чтобы ты лучше понял дело, мы напишем для тебя три сравнения и уподобления. По ним ты будешь знать, что предпринять, чтобы обрести спасение. Помня об этих уподоблениях – образах, ты совершенным образом охранишь праведность. По отношению к Богу у тебя будет сердце сына. По отношению к ближнему – сердце матери. По отношению к себе – сердце судьи. Это и есть три основы, составляющие всю праведность, все наше спасение. О них мы и скажем. Прежде всего мы скажем о Боге, ибо Он – основа основ праведности, для чего нам надо вспомнить три богословских добродетели: веру, надежду, любовь. Созидая в себе эти добродетели, человек исполняется любовью к Богу. Сердце и мысль в направлении Него будут легко поддаваться убеждению. Такое сердце имеет хороший и доблестный сын по отношению к отцу. И одно из первоначальных действий Святаго Духа – дать нам сердце, именно так воспринимающее Бога. Подумай теперь тщательно и исследуй: каким сердцем разумный сын обладает в отношении к отцу, как он его любит, с каким страхом и благоговением к нему относится, как его слушается, как ему верит, как стремится к отцовскому почету, как работает не за плату, с какой смелостью подходит к нему в своих нуждах, с каким смирением выдерживает порицания и наказания? Пусть и у тебя будет такое сердце в отношении к Богу, если ты хочешь сполна исполниться праведности здесь. Для этого нужно иметь восемь добродетелей: 1. Любовь . 2. Благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 20 О Втором пришествии Господа и общем Воскресении людей Несравненный страх и трепет у того в этом мире, кто приговорен к смерти. Когда палачи его выводят из темницы, ведут на судище, там ему зачитывают горчайший приговор, им овладевает такое малодушие от страха перед наказанием, что лицо его бледнеет, язык и глотка сохнут, кровь отливает. От безмерной робости душа его уже почти вне тела, еще прежде, чем меч опустится на шею. Но что все это в сравнении с тем страхом и смятением, который овладеет несчастными грешниками в страшный час Второго пришествия Владыки? Святые Ангелы затрубят, чтобы все дали страшный ответ неподкупному Судии за свои деяния, слова и помышления сердца. Что с ними будет? Куда они спрячутся? Кто поможет бедным? Слезы ничего не сделают, покаяние не принесет пользы, молитвы не будут слышны. Когда закончится последний час жизни, не будет больше момента для покаяния. Богатство, могущество и другие подобные мирские вещи нисколько не помогут, согласно Притчам: Не принесет пользы богатство в день гнева. Праведность выйдет из смерти. Евангелист Матфей говорит о пришествии Христа Господа: Как молния исходит от востока и видна до запада, таково будет и Пришествие Сына человеческого. Тотчас после скорби тех дней солнце и луна померкнут и звезды падут с неба. Если сейчас мы так боимся, когда сверкает молния и грохочет гром, опасаясь, как бы не пала молния и не убила нас, как часто случается, то какой страх и великий трепет настанет во всем мире в тот страшный день, когда задрожит земля, загудит море, вспыхнет воздух, сойдет огонь, чтобы спалить все в мире? Затем придет с великой славой и силой Царь царствующих, со всеми Небесными Силами. Не так, как Он пришел прежде, простой и презираемый многими, но величественный и в славе, Кому все поклоняются. В Первом пришествии Владыка Христос был смирен и потаен, без всякой славы. Он таился девять месяцев в девственной утробе. Он тогда не желал прийти явно, с великой славой, покоясь на облаке света. Он родился в бедной пещере, лежал в яслях для скота, был облачен в бедные и простые пелены. Но во Втором пришествии Он будет в славе, узнаваемый всеми Бог величия. В Первом пришествии Он был в плоти, страдая как смертный. Во Втором Он будет боголепен, приличествующе Богу, в безстрастной сущности. В Первом пришествии Он – во всем благой Спаситель, во Втором – Он страшный Судия. Тогда Он пришел ради грешников, теперь приходит против грешников. Тогда Он пришел, чтобы страдать вместе с избранными, теперь приходит, чтобы быть прославленными вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010