Скачать epub pdf 1. Церковно-славянский текст. (Используется в качестве Богородична седальна 4 гласа) Удивися Иосиф, еже паче естества зря,/и внимаше мыслию иже на руно дождь,/в безсеменнем зачатии Твоем, Богородице,/купину огнем неопалимую, жезл Ааронов прозябший,/и свидетельствуя обручник Твой и хранитель, священником взываше:/Дева раждает, и по рождестве паки Дева пребывает. 2. Вступительная статья и русский перевод диак. Владимира Василика Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Христово, написанный Гомером ромеев – преподобным Романом Сладкопевцем (490–560). Многим известно, что творческий путь преподобного Романа начался в Константинополе, куда ему пришлось переехать во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах. В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает». Однако далеко не всем известно, что этот знаменитый кондак – лишь один из четырех рождественских кондаков. Один из них – «Ангельские приидите силы» до сих пор стихословится накануне Рождества Христова (современные стихиры преподобного Романа). Предлагаемый кондак – четвертый по счету, одно время пелся во время попразднества Рождества. Время его создания – 20–30-е годы VI века. Богословие кондака говорит о Рождестве Христовом как об исполнении ветхозаветных пророчеств: Удивился Иосиф, сверхприродное созерцав, И воспринял он в свой ум Дождь, сошедший на руно, Богородице, в бессеменном Твоем зачатьи, Купину в огне неопалимую, Ааронов жезл произросший. С другой стороны, Воплощение – создание нового мира и рекапитуляция падения Адама: Пал Адам, посему Бог Адама, Адаму измышляя воскресение,

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

2 . Итак, теперь Богородица, смежив чувственныя очи, приносит нам великия и блестящия, никогда не заходящия, духовныя светила, – бодрствования и ходатайство за мир пред лицем Божиим. Теперь, когда молчат Ея Богодвижныя уста, издававшия членораздельный голос, Она открывает Свои присноглаголющия, умоляющия за весь род (наш), уста. Ныне опустив Свои телесныя руки, которыми носила Бога, Она, став безсмертною, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет однако на написанной иконе Своей, которую предлагает земнородным для благотворнаго лобызания и приличествующаго поклонения, хотя еретики и не хотят сего. Итак, воспарив горе, чистая голубица не перестает охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами – духом; быв возведена на небо, Она отгоняет демонов, являясь ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась через праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись блаженной Дщери ея, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо безчестия. Да радуется Ева, поскольку она принесла благословенный плод – Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственнаго источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами ныне. Таково воспеваемое, что дал нам корень Иессеев, принесший цвет – Христа, священный жезл Ааронов процветший, духовный рай, где древо жизни, духовный луг девственных ароматов, цветущая и боговозделанная ветвь зрелой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский престол Царя всех, дом полный славы Господней, святая завеса Христова, светлейшая страна восточная, уснувшая в мире и правде, говорю – «уснувшая», а не «умершая» потому, что перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому. Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит всякий ум: оно не имеет ничего подобнаго себе или сходнаго с собою, чтобы мы могли легко изъяснить его из наших дел. Но из того, что выше нас, позаимствовав приличествующее Тебе, принесем одной Тебе, что выше человека, ибо Ты изменила природу неизреченным рождеством Твоим: слышал ли кто когда-либо, чтобы Дева зачала безсеменно? О, чудо! Матерь рождающая есть в то же время нетленная Дева, потому, конечно, что рождаемое был Бог. Одно это, отличное от других, Ты по справедливости имеешь в животворном успении: нетление того и другого – души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

3. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы 13 «Неплодства (Иоакима и Анны) преложение (разрешение), мирское благих разреши неплодство» (Канон праздника 1-й, песнь 8-я). Эти слова нынешнего праздничного канона означают то, что неплодный в добродетелях духовных мир «разрешился» от этого неплодства чрез рождение Богородицы, разрешившей неплодство Иоакима и Анны. Как в древности процвел сухой Ааронов жезл ( Чис. 17, 8 ), так ныне чрез «тогда убо образуемое, ныне же действуемое» 14 рождение от бесплодных Иоакима и Анны Пресвятой Девы открылась возможность для человеческого естества произрастить лучший цвет свой Христа, Спасителя мира. Сколь неплоден был духовно мир пред пришествием Христовым на землю, об этом засвидетельствовала с очевидностью история; ибо как было в дни Ноя, когда «всякая плоть растлила путь свой» ( Быт. 6, 11, 12 ), за что была обречена на погибель в водах потопа, так было и в первое пришествие Сына Человеческого ( Лк. 17, 26 и далее), когда Сам Он явился на земле во плоти, чтобы спасти духовно-растленный от плотских похотей мир ( Рим. 1, 24–32 ); так будет и во второе пришествие Христово, когда по крайней привязанности к благам и страстям земным духовно-бесплодная по неверию во Христа часть человечества уподобится соляному столпу ( Лк. 17, 31–32 ). Конечно, были и в языческом мире добродетели, но добродетели лишь человеческие, в которых большею частью под внешним покровом добра таились глубоко внутри укоренившиеся страсти, в особенности же гордость, чуждая истинной любви к людям (какова, например, добродетель стоиков). Такими духовно-бесплодными остаются и доселе народы, не уверовавшие во Христа, как, например, японцы, которые, восприняв у европейских народов образ христианской добродетели, не приносят действительного духовного плода в самой жизни, так как, имея одинаковые по видимости с христианскими народами добродетели, остаются внутренно чуждыми последним и только ради тщеславной похвалы пред европейскими народами, которым хотят казаться народом цивилизованным, стараются быть подобными им в христианском образе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Не соблазниться на зло — самая главная победа христианина 20 января, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Не всякая победа является победой. 20 января. ПРАВМИР. В праздник Крещения Господня архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения архиепископ Горловский Митрофан обратился к верующим горловчанам с проповедью, — сообщает Пресс-служба Горловской и Славянской епархии «Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! От всей души поздравляю вас с праздником Богоявления, с сегодняшним спасительным и радостным днём! В первую очередь я хотел бы поблагодарить всех вас за то, что вы сегодня пришли в храм Божий, не испугались тех обстоятельств, в которых мы сегодня живём, чтобы прикоснуться к Божественной благодати, к великой святыне, которой сегодня становится вода, освящённая благодатью Всесвятаго и Животворящего Духа. О сегодняшнем дне апостол Павел сказал: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком» (Тит. 2:11). Благодать Божия — это великая сила, которую в этом мире мы напрямую связываем с Самим Богом: она неотделима от Бога, только Господь эту силу посылает и дарует. Только через благодать Божию мы можем прикоснуться к великому и непостижимому Богу. Благодать Божия и раньше, до пришествия в мир Христа, являлась в этом мире. Мы знаем, что она являлась на отдельных людях, таких как пророки, судьи, благочестивые цари и праведники. Благодать Божия являлась и на некоторых предметах, например, на сухой палке, которая по молитвам первосвященника Аарона произрастила живые ветви — жезл Ааронов, подтвердивший истинность его священства. Благодать Божия являлась и через то, что на земле появлялась манна, которой питались израильтяне в пустыне, отверзался источник воды там, где его не должно было быть. Но с пришествием в мир Сына Божия, Спасителя, благодать Божия является теперь уже не каким-то отдельным людям, а всем нам, каждому из нас, для того чтобы в нашей жизни занять своё место, для того чтобы подарить нам радость, дать нам силу и надежду.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня ( Исх.28:36 ). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Господь Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: на опонах множество херувимов сотвориши ( Исх.25:18–19 ). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать медного змия: сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю, жив будет ( Чис.21:8 ). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменные скрижали (таблицы). И рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалех словеса ( Исх.34:1 ). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. Еще повелел Бог Моисею: и да помажеши (святым елеем) скинию свидения, и кивот скинии свидения, и вся сосуды ея, и олтарь кадильный. И освятиши я и будут святая святых: всяк прикасаяйся им, освятится ( Исх.30 ). Соломон же премудрый сотвори на дверях изваянны херувимы... объятыя златом свешеным на изображение ( 3Цар.6:35 ). Провидев все это, пророк Давид возгласил: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея ( Пс.25 ). И еще: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем ( Пс.5 ). Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Все эти свидетельства не противоречат заповеди данной Богом людям израилевым: слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть ( Втор.6 ). Да не будут тебе бози инии пред лицем Моим, да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им ( Втор.5:7 и след.). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как напр. египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтобы к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил делать такие подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: се бози твои, Израилю, и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувимов, медного змия, и другие украшения, имевшие быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Которого они были сделаны. §3. Из Нового Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

В час смерти Иисуса Христа завеса раздралась надвое, сверху донизу, во храме Иерусалимском. Это была та завеса, которою святое святых отделялось от святилища ( Исх. 26:33 ; 2Пар. 3:14 ). В храме Иерусалимском, кроме двора, в котором стоял народ во время богослужения, были две главные части: святилище и святая святых 24 . Важнейшею частью храма было святая святых. Здесь находился ковчег завета, самая, главная святыня иудейского храма. Он был сделан из драгоценного дерева вне и внутри окован самым чистым золотом. Наверху его был золотой покров, названный очистилищем, по обеим сторонам которого стояли два изображения херувимов. В ковчеге хранились скрижали закона, золотой сосуд с манною и жезл Ааронов. Очистилище было престолом, с которого Бог принимал поклонение и давал слышать глас Свой и открывал волю Свою. Сделанная из богатой ткани и украшенная шитьем завеса ( Исх. 20:31–32 ) отделяла сию часть храма от святилища. В святилище ежедневно входили священники совершать богослужение ( Евр. 9:6 ). Но в святая святых входил один только первосвященник, один раз в год, с кровью жертвенного животного для очищения грехов своих и грехов народа. Это было в один из великих праздников иудейских, в день очищения. Нет сомнения, что скиния Моисеева, будучи сотворена по образу, показанному Моисею Богом на горе ( Исх. 25:40 ), а следовательно, и храм Иерусалимский, созданный по образу скинии, изображали собою предметы высшие, духовные, небесные. Важнейшая часть скинии и храма, святая святых, это место обитания Божия на земле, по изъяснению апостола Павла, изображала собою небо, где является славное присутствие Божие. Христос, говорит апостол, не в рукотворенное вошел святилище, но в самое небо ( Евр. 9:24 ). Соответственно таинственному значению важнейшей части храма, и завеса, закрывавшая вход в нее, имела таинственное же знаменование. По объяснению апостола ( Евр. 9:8 ), эта завеса таинственно изображала то, что путь в истинное святое небо тогда возбранен был людям. Созданный для неба, для жизни с Богом человек за нарушение Божественной заповеди лишен был того близкого общения с Богом, при котором для него прежде возможно было непосредственное беседование с Ним; заградил себе доступ к Богу и сам по себе не мог восстановить расторгнутого союза. Вот почему во время законодательства Синайского, где Господь явил Свое особенное присутствие, Он запретил евреям под страхом смерти подходить к горе ближе определенной черты. Этим Он показал, что люди, не имея святости, требуемой Богом и достойной Его, недостойны были и близкого доступа к Богу, так что, дабы хотя издали стоять пред Ним, они должны были совершить пред

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Итак, теперь Богородица, смежив вещественные очи, приносит нам великие, никогда не заходящие, духовные светила, бодрствование и ходатайство за мир пред лицом Божьим. Теперь, когда молчат Ее Богодвижные уста, издававшие членораздельный голос, Она открывает Свои присноглаголющие, умоляющие за весь род (наш), уста. Ныне, опустив Свои телесные руки, которыми носила Бога, Она, став бессмертною, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет однако на написанной иконе Своей, которую предлагает земнородным для благотворного лобызания и приличествующего поклонения, хотя еретики и не хотят этого. Итак, воспарив горе, чистая голубица не перестает охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами духом; быв возведена на небо, Она отгоняет демонов, является ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась чрез праматерь Еву; ныне же, прикоснувшись блаженной Дщери Ее, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо бесчестия. Да радуется освободившаяся от клятвы Ева , поелику она принесла благословенный плод – Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственного источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами ныне. Таково воспеваемое, что дал нам корень Иессеев, принесший цвет – Христа, священный жезл Ааронов процветший, духовный рай, где древо жизни, духовный луг девственных ароматов, цветущая и боговозделанная ветвь зрелой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский престол Царя всех, дом полный славы Господней, святая завеса Христова, светлейшая страна восточная, уснувшая в мире и правде, говорю: «уснувшая», а не: «умершая» потому, что Ты перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому. Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит всякий ум: оно не имеет ничего подобного себе или сходного с собою, чтобы мы могли легко изъяснить его из наших дел. Ты изменила природу неизреченным рождеством Твоим: слыхал ли кто когда либо, чтобы Дева зачала бессеменно? О, чадо! Матерь рождающая есть в тоже время нетленная Дева, потому, конечно, что Рождаемое был Бог. Одно это, отличное от других, Ты по справедливости имеешь в животворном успении: нетление того и другого – души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Каноны на Рождество Пресвятой Богородицы Праздник Рождества Пресвятой Богородицы прославили канонами св. Иоанн Дамаскин , великий Песнописец 8-го века, и ещё прежде него – в 7-м веке – св. Андрей, Архиепископ Критский. Святые Иоанн и Андрей, с благоговением воспоминая трогательные обстоятельства рождения Пречистой Девы, в канонах своих то ублажают благочестивых Её родителей, которых имена сохранили для нас предание и Писание ( Лк.3:23 ), то превозносят похвалами Самую Деву, осчастливившую Своим рождением Иоакима Анну, которые оставались бесплодными до глубокой старости, то возносят благодарность и славословие Всевышнему Богу, благоволившему услышать молитву праведных и даровавшему им преблагословенный плод – Марию. Но радость этого события не ограничивается одним домом сих праведников. Святая Дева Мария, но выражению Песнописцев, рождением Своим разрешила неплодство не Иоакима только и Анны, но всего человечества, которое после вековых очищений и освящений действием Промысла Божия только в Марии явилось на той степени чистоты и совершенства, на которой оно могло сделаться вместилищем Бога-Слова; в лице Её родилась миру Жена, издревле обетованная Богом людям, чаявшим Утехи Израилевой, – явилась Дева,. Которую таинственно прообразовали: виденная Иаковом лестница, досягавшая до небес, неопалимая купина, виденная Моисеем, скиния свидения с её священными принадлежностями, прозябший жезл Ааронов, гора в видении Пророка Даниила, от которой нерукотворно отторгся камень, Халдейская печь орошаемая и не опалявшая благочестивых отроков, врата и дверь, видимые Пророком Иезекиилем, которыми имел пройти один только Господь Бог Израилев и оставить их заключёнными; таким образом рождество Пресвятой Девы Марии от праведных Иоакима и Анны было новым знаком непрерывного попечения Божия о спасении всего рода человеческого. Посему свв. Песнописцы с восторгом призывают в канонах своих всех людей и всю вселенную к священной радости и веселью. По внешнему своему составу оба канона составлены с приличною подобным песнопеньям стройностью, впрочем, без особенной искусственности; писаны языком мерно-прозаическим, приспособленным к пению, без акростихов; первый канон заключает в себе 27 песнопений, т. е. 8 ирмосов и 19 тропарей; а второй – 8 ирмосов и 32 тропаря, всего 40 песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

О грязи физической и чистоте духовной 28.07.2016 08:12:15 Протоиерей Андрей Ткачев     - Приветствую вас, дорогие братья и сестры! В прямом эфире у микрофона протоиерей Андрей Ткачёв. Мы могли бы с вами говорить о Петре и Февронии, сегодня праздник любви, семьи и верности. Но я, честно говоря, стер язык на эту тему в храме и не хотел бы повторяться. Хотя эта тема вечная и она актуальна сегодня, поскольку объявлена война семье, верности, целомудрию -  вообще всему естественному. И мы очень вовремя не только на церковном, но и на государственном уровне создали форпост защиты семейных ценностей. Сегодня праздник Уфимской иконы Божией Матери. В воскресенье -  Амвросия Оптинского. Можно говорить про Божию Матерь, про 9-ю главу Послания к евреям, где полным -  полно пророчеств о Богородице в виде Ветхозаветных реалий. Сосуд с манной, жезл Ааронов, ковчег с внутри и снаружи золотом оббитый, непраздная Елизавета -  это всё образы Богоматери. Оптина Пустынь  - это тоже тема важная. Тема расслоения российского общества перед революцией. Петровская Русь расслоила общество на простонародье и дворян. Дворяне были франкофоны, франкофилы. Читали французские книжки, по - французски научились говорить раньше, чем по-русски. Учились потом в Германии, слушали немецких профессоров, набирались всякой ложной и истинной мудрости в смеси ядовитой. Народ простой их вообще не воспринимал как своих. Мужик в лаптях, барин в чулках. Мужик крестится троеперстием, барин вообще креститься не хочет. Мужик в Бога верует, барин верит в Вольтера. Оптина Пустынь эту пропасть начала соединять. Она собрала в своих стенах, под свои благодатные крыла образованных и необразованных. Образованным давала рафинированную интеллектуальную пищу. Там были Киреевский, Хомяков, Розанов, Леонтьев, Достоевский. И простецы ездили. Простые, они испокон веков монастырь любят. Посмотри, сколько тем. Есть Петр и Феврония, Царица небесная Тихвинская -  чудесно пришедшая икона исчезла в Константинополе, а явилась в Тихвине, в северных пределах земли Новгородской-Петербуржской.

http://radonezh.ru/text/o-gryazi-fiziche...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Статьи и речи Собрание, не входивших в сборники статей и речей (лекции, беседа, интервью, выступления на радио, проповеди) отца Георгия Чистякова. Статьи Поздравление с Праздником Воскресения Христова Поздравление с Праздником Сошествия Святого Духа Умирание или эвтаназия Святые живут среди бомжей Уважать личность ребенка День сегодняшний и духовная традиция Русская церковь сегодня Православие – это сам Иисус и Его Новый Завет За что надо бы бороться верующему Чего ожидает общество от православной церкви в россии? Се возвещаю вам великую радость Послесловие к книге Ива Амана «Отец Александр Мень. Христов свидетель в наше время» Бога никто выдумать не может О С. С. Аверинцеве Сергею Аверинцеву — 60 лет Святая Тереза — история одной души Мученичество как феномен Жезл Ааронов Нам нужна свобода Не бойся, малое стадо! «Курица или яйцо?» — вот в чем вопрос Виновны все В отсутствие поэта Я могу тебе помочь, потому что ты можешь помочь мне Прочла ли Россия Солженицына? Национальная беда России Точечная терапия Глубина глубинки Не пренебречь даром Божьим Памяти Ирины Михайловны Посновой На смерть папы иоанна павла ii О вероисповедном разделении христиан “О соединении всех” Сердце, вместившее всех людей Открытое письмо священникам и мирянам, работающим на радиостанции и в газете»Радонеж» Блажен же имет и разбиет Души их во благих водворятся «Вера без дел мертва» Аббат Пьер — юродивый сегодня Зачем переиздана эта книга? «Война у Вергилия страшнее, чем у Гомера…» Язычник или христианин? Дальняя земля В небольшом городке в Приуралье… Ленина с нами нет Духовенство за Зюганова? В основе коммунистической идеологии всегда лежит ненависть От маргинального юдофобства к партийному антисемитизму “Новый русский атеизм” Это не теракт, а что-то во много раз более страшное О человеческом достоинстве О помощи больным О вере, любви и смысле жизни в церкви Речи: лекции, беседы, проповеди, выступления на радио

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010