Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она – «дочь Адама» (А,6; С,2) и дочь Давида, «праотца и богоотца» (С,2), из корени которого Она родилась «по обещанию» (В,7; ПВ IV,14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А,6). Рождение Святой Девы Марии из «корене Иессеева» 20 (А,3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А,2; В,6–7) 21 , не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев («дочь Давида» – А,9) и от самого родоначальника Адама («дочь Адама» – А,6; С,2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как «дочь древнего Адама» находится под «ответственностью отца» (τας πατρικας ευθ νας – С,2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А,2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака 22 Иоакима и Анны (А,2; ПВ IV,14) и «от земли имеет происхождение» (А,2), «тленное тело наследовавшая от Адама» (С,8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С,15) 23 . Как «дочь Адама», Она «из-за Адама предает тело земле» (D,4), и пречистая и блаженная душа Ее «природно разделяется» от нескверного и пречистого Ее тела, тело же «законному погребению предается» (В,10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама 24 , с ответственностью (αι ευθ ναι) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. «Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно...» (В,4; ПВ III,2) 25 . Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы, Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она - " дочь Адама " (А,6; С,2) и дочь Давида, " праотца и богоотца " (С,2), из корени которого Она родилась " по обещанию " (В,7; ПВ IV,14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А,6). Рождение Святой Девы Марии из " корене Иессеева " (А,3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А,2; В,6-7) не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев ( " дочь Давида " - А,9) и от самого родоначальника Адама ( " дочь Адама " - А,6; С,2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как " дочь древнего Адама " находится под " ответственностью отца " (τας πατρικας ευθνας - С,2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А,2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака Иоакима и Анны (А,2; ПВ IV,14) и " от земли имеет происхождение " (А,2), " тленное тело наследовавшая от Адама " (С,8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С,15) Как " дочь Адама " , Она " из-за Адама предает тело земле " (D,4), и пречистая и блаженная душа Ее " природно разделяется " от нескверного и пречистого Ее тела, тело же " законному погребению предается " (В,10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама с ответственностью (αι ευθναι) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. " Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно... " (В,4; ПВ III,2) Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы, Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это Божественное «предопределение» (προορισμ ς) Святой Девы для нас, конечно, непостижимо, но оно отнюдь не меньше совпадает в Боге с Его предвечным предведением (πρ γνωσις) свободы и свободного произволения и достоинства и личной святости Святой Девы 13 . Поэтому и говорит святой Иоанн к Деве Марии: «Бог, провидя Тебя достойной, возлюбил Тебя и, возлюбив, предопределил, и в последние времена привел в бытие, и показал Тебя Богородицею, Матерью и питательницей Сына и Слова Своего» (А,7). Слово «привел», то есть произвел через родителей, означает здесь, что Бог провидел и предузнал не только достоинство Святой Девы (А,7) и Ее добродетель (А,9) и «пречистое девство» (А,5; С,2), но также и праведность (А,9), и целомудрие, и богоугодное житие (А,5–6; В,6) Ее родителей, чтобы дать им такой великий дар – Дочь, Которая родит Бога, и таким способом они станут богоотцами. Характерны об этом слова Дамаскина из 2-й Гомилии: «Воистину обрела Ты благодать – достойная благодати» (В,8). Эти слова делают самоочевидным принцип содействия – синергизма – Бога и свободной воли человека на протяжении всей истории спасительного домостроительства. Рассмотрим это подробнее. После того как, «восхотев ложного обожения» (С,2), наши прародители через преслушание пали (С,3), и оделись в «кожаные одежды умерщвления» (А,4; С,2) и смертности и грубой плотяности (ПВ III,1) 14 , и подпали смерти и тлению (ПВ IV,13), а потом и все мы, их потомки, «как родившись от Адама, уподобились ему, унаследовали проклятие и тление» (там же), оказались вне рая обнаженными благодати Святого Духа (С,2), – тогда еще Бог человеколюбивый начал «домостроительствовать» и «педагогически» устроять промыслительный план (οικονομ α) нашего спасения (ПВ III,1). Но так как мы свободно и вольно пали, и, «чтобы добро было не принуждаемо» (ПВ IV,19) 15 , мы должны были и свободно принять это Богом устраиваемое излечение от падения и спасение и так же свободно соучаствовать и содействовать в нем. [Такие] выражения, как «соработать», «содействовать», означают то, что одни люди не были в состоянии «сделать» и «создать» свое спасение, ибо все совратились с пути, и все стали негодными (ср.: Пс.13:3 ; Рим.3:12 ; В,6).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

8 . Из тайны Божественного Воплощения знаем еще через святого Иоанна Дамаскина , что Пресвятая Богородица как и до рождения, так и в самом рождении, а также и после рождения была и осталась навсегда Девой: «умом, и душой, и телом приснодевствующая» (А,5). Ее приснодевство означает, что как в бессеменном зачатии Сына Божия от Духа Святого Она была «неискусомужна» (А,6) и «неискусобрачна» (В,14), так и в рождении «Рожденный сохранил Ее девство неповрежденным, один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенной (ПВ IV,14)... и отворил утробу, не повредив ключи девства» (В,9). Всякая другая дева по природным законам «рождением повреждает девство», между тем как Дева Матерь и Богородица «и прежде рождения – Дева, и в рождении Дева, и после рождения Дева» (С,2). Ибо рождение из Нее Богочеловека Христа было в то же самое время «ради нас, по нам и превыше нас», то есть и спасительно, и природно, и сверх природы: «оно – ради нас, потому что ради нашего спасения; по нам – потому что Он (Логос) соделался Человеком от Жены и родился в обычное время от зачатия; превыше нас, потому что родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы (­ неискусобрачно) превыше закона зачатия (ПВ III,7) и «кроме болезней» (безболезненно) (С,13) 61 . Возможность такого рождения дал Святой Деве Дух Святой, – «очистив Ее и дав Ей силу как и принять, так и родить Слово Божие» (ПВ III,2), но также эту возможность дал Ей и Сам Единородный Сын Ее, – «естества нашего роды свободивый и девственную утробу освятивый рождеством Своим» 62 . Пресвятая Богородица, продолжает дальше свое изложение святой Иоанн Дамаскин , «пребывает и по рождестве Девой», то есть Приснодевой, – «не имевшая до смерти никакого общения с мужем» (ПВ IV,14). Годы земной жизни Сына Ее Она прожила вместе с Ним и в час Крестной смерти Его «те муки, каких Она избежала при рождении, претерпела во время страдания (Сына Своего), когда материнская жалость терзала Ее утробу» (ПВ IV,14; С,14) 63 , после же Воскресения Его «Бога плотию умершего проповедала» (там же). Наконец, после Вознесения Сына Своего Богоматерь жила до Своего успения и переселения в Иерусалиме, «в божественном и многознаменитом граде Давидовом – Сионе»; «Сион – мать Церквей всей вселенной – был обиталищем Матери Божией» (С,4).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

10 . Было бы возможно сказать здесь еще много из богословия святого Иоанна Дамаскина , ибо богатство богопреданного богословия святых отцов неисчерпаемо, но мы не будем дальше распространяться. Ограничимся только напоминанием, что возможно бы было еще говорить о месте Богородицы в небесной «Церкви перворожденных» (D,2), и о ходатайстве Ее за Церковь на земле (С,8,16), и вообще о месте Богоматери во всей Церкви, которая есть Тело Сына Ее, от Которого Пресвятая Мать неотделима («ибо нет расстояния между Материю и Сыном» – D,4), а также и о том, как Богородица есть «добротворитель всей природы» и всей твари (А,1; В,2; С,11,16), и еще о том, как Ей поклоняется вся тварь как – «Царице, и Госпоже, и Владычице, и Богоматери, и воистину Богородице» (В,12; С,14). Сколько еще можно было бы сказать о Пресвятой Богородице из богослужений нашей Святой Церкви, в которой столь много гимнов составил именно святой Иоанн Дамаскин ! 70 И сколько еще из самой жизни Церкви, из ее вечного и повседневного опыта! Воистину честь, и величание, и слава, и благодать Пресвятой Богоматери в Православной Церкви не кончаются никогда. Ибо «честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну» (ПВ IV,16; В,14). И не только честь, но и все другое, а прежде всего правильная вера (ορθο-δοξ α) и благочестивое поклонение (προσκ νησις), имеющее всегда своим центром «великое благочестия таинство» Боговоплощения (ср.: 1Тим.3:16 ). Ибо вся тайна о Пресвятой Богородице сводится к «тайне Христовой» – тайне «из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем» (ПВ III,1; А,2; В,9). 1 См.: Migne, PG 94,789–1228. Дальше мы это творение будем цитировать только как ПВ («Точное изложение православной веры») с обозначением книги латинским числом и главы – арабскими числами. «Гомилии» же мы будем цитировать сокращенно: А («На Рождество Богородицы»), В («На Успение I»), С («На Успение II»), D («На Успение III») с обозначением арабскими числами параграфов в нашем издании [т.е.: Богородичные беседы святого Иоанна Дамаскина . Афины, 1970; настоящая статья написана как «Введение» в это издание. С русским переводом Слов на Богородичные праздники прп. Иоанна Дамаскина можно познакомиться в изд.: Творения прп. Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники/Перев. и коммент. свящ. М. Козлова, Д. Афиногенова. М.: Мартис, 1997. 351 с. – Изд.].

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

11. Это многозначительное, но почти непереводимое выражение употреблено свт. Фотием Константинопольским в его " Гомилии на Рождество Богородицы " , §9 (Φωτου μιλαι, изд. В. Лаурдас. Фессалоники, 1959. С.96). 12. Иоанн Дамаскин, св. Слово на Великую Субботу, 1//PG 96,601. Ср.: Гомилия С,7. 13. Ибо, по Дамаскину, " предопределение есть дело Божественного предзнающего повеления " (ПВ II,30), так как " Бог все предвидит, но не все предопределяет " (там же). Божественное же предзнание или предведение не есть принудительное, но предвидящее (προθεωρητικ), по словам святых отцов. " Бог не желает, чтобы Он один только был праведным, но чтобы все по силе уподоблялись Ему " (ПВ IV,19). 14. Ср.: Иоанн Дамаскин, св. Слово о засохшей смоковнице, 3//PG 96,581; и На Великую Субботу, 24//PG 96,624. 15. " Ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель " (ПВ II,12). 16. Максим Исповедник, св. К Фалассию, 54//PG 90,528. 17. Ибо, по словам отцов, " однозначительно - уничтожить свободу или уничтожить человека " . (См.: Николай Кавасила//PG 150,638; и его же Слова о Богородице в новом изд.: П. Неллас. " Н Θεομτηρ. Афины, 1968, с интересными схолиями). 18. Особенно интересно толкование Рим.11:5 и 7 св. Симеона Нового Богослова, который в своем Втором нравственном слове толкует христологически всю историю рода человеческого, начинающуюся из ребра первого Адама и совершающуюся через ветхозаветные избрания и в конце завершившуюся в Богородице в мужа Богочеловека - Второго Адама, как Церковь, которая и есть самый Христос (см.: Sources chretiennes. P.326-338). 19. О спасении Своем через Христа исповедала смиренно Сама Богородица во время Благовещения: И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк.1:47). В одной из стихир Предпразднства Рождества Христова Церковь поет: " [Вертепе, благоукрасися...] ...явися Господь из Девы Матере. Емуже, и приникши, рабски Мати поклонися, и привещаше к Держимому на объятиих Ея: како всеялся ecu Мне, или како прозябл ecu во Мне, Избавителю Мой и Боже? " [Минея. Месяц декемврий, 6. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на И ныне, глас 6. - Изд.]. См. также, что пишет Хрисипп, пресвитер Иерусалимский (V в.) о том, как Христос спас Святую Деву " из падения, в которое и Ее поставила сродность Евы (праматери) " (Слово о Святой Марии Богородице, 2//Patrologia Orientalis. Т.19. Р.338).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В храме Божием, во Святая Святых, богоотроковица Мария – «священнейшая голубица, целомудренная и незлобивая душа, освященная Духом Божиим» (С,2) 48 – будучи «чиста и имея любовь к чистоте» (С,19), показуется сугубо девой, и девой – пречистой (С,2), «не прикоснувшаяся земным страстям, но небесными воспитанная смыслами» (там же). Ибо Она, как «Отроковица священнейшая, скрывшаяся от раскаленных стрел лукавого» (А,7), от великой любви к девству («Дева любодевственная» – D,5) изменяется настолько к лучшему, с помощию, конечно, благодати Духа («утучненная Духом» – ПВ IV,14), что святой Иоанн Дамаскин говорит: «Она столько желала и любила девство, что им Она исполнилась всецело, как некоторым чистейшим огнем» (С,2), и стала «обиталищем Божественного огня» – Святого Духа (D,5). Добродетели Ее и благодать Святого Духа («струи благодатных даров Духа» – А,9) украшали настолько Пречистую Деву («одеянная в добродетелей благолепие и украшенная благодатию Духа» – А,9), что Она стала «красотою человеческой природы» (А,7), о которой «возрадовался Создатель Бог» (А,9). Из-за всего этого Пресвятая Дева становится «богодостойной» (А,7) и, будучи таковой, выбирается «в Невесту и Матерь Божию» (там же). Святой Иоанн Дамаскин описывает подробно поведение и добродетели Святой Девы (особенно в Гомилиях А,9 и 11) и вообще все Ее «невозвратное» стремление и отданность и любовь к Богу, а также и любовь Божию к Ней («доколе к любящей не привлекла Любящего», «Отроковица боголюбимая» – А,9,7). Наконец, в своем «Изложении православной веры» он синтезирует все сказанное выше о святости Святой Девы: «Потом, насажденная в доме Божием и утучненная Духом, как плодовитая маслина, Она сделалась жилищем всякой добродетели, устранив ум от всякого житейского и плотского пожелания и таким образом сохранив девственной душу вместе с телом, как и приличествовало Той, Которая имела принять в недра Свои Бога; ибо Он, будучи Святым, во святых почивает. Таким образом (Богородица) восходит к святости и является святым и удивительным храмом, достойным Бога Вышнего» (ПВ IV,14).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Мы видели, что Дева Мария есть «дочь Адама» в отношении к Ее природе. Но в отношении Ее свободного произволения и Ее личной добродетели святой Иоанн Дамаскин противопоставляет Ее праотцам и показывает абсолютное превосходство Ее святости (А,8; С,2–3). Наследие первородного греха было недейственно в Ней, ибо воля Ее и все силы души и тела Ее были «Богу и Владыке посвящены» 43 и Она не имела никаких личных грехов. Пресвятая за Свою святость была «от древних поколений избранная» (В,3; D,5) и родилась «из благородного и царственнейшего корня Давидова» (А,6), из «корене Иессеева» (А,3), из которого происходили праведные и святые родители Ее. К ним стремилась и из них сконцентрировалась святость всех святых предков Богородицы, Ее «праотцев и богоотцев», через преемственное «избрание» которых и через очищение «семени» которых 44 Бог предуготовлял Пресвятую Деву, Которая в Себе всепреумножила и возглавила святость Ветхого Завета. Ее праведные и богоугодные родители (А,5) родили Ее в целомудрии и воздержании (ибо они были «боголюбивы», а не «сластолюбивы» – ср.: 2Тим.3:4 ), так что святой Иоанн Дамаскин называет «семя» Иоакима – «всечистое семя» (А,2). И вообще и он, и другие святые отцы серьезно учитывают этот момент рождения Святой Девы от престарелых, целомудренных родителей. Святой Иоанн Дамаскин описывает великую святость и благодать, которую Бог дал Иоакиму и Анне (В,6), и то, как они «по молитве и обещанию получают от Бога Богородицу» (ПВ IV,14). Затем он дальше говорит о том, как Святая Дева еще с детства «приводится и предается в храм Божий» (В,7; ПВ IV,14), и какую Она там в храме проводила жизнь (В,5), и какую благодать от Бога получила. Ее святое поведение и Ее безгрешная жизнь, с одной стороны, и, с другой стороны, богатая благодать Божия так велики и так превышали всех других, что Дамаскин говорит, что «такого существа никогда раньше не было и тоже никогда снова не будет» (В,6). «Она – нашему нынешнему житию подаренный дар, больший и любезнейший от всех Божиих даров» (В,5). Но рассмотрим это ближе.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

10. Было бы возможно сказать здесь еще много из богословия святого Иоанна Дамаскина , ибо богатство богопреданного богословия святых отцов неисчерпаемо, но мы не будем дальше распространяться. Ограничимся только напоминанием, что возможно бы было еще говорить о месте Богородицы в небесной «Церкви перворожденных» (D:2), и о ходатайстве Ее за Церковь на земле (С:8:16), и вообще о месте Богоматери во всей Церкви, которая есть Тело Сына Ее, от Которого Пресвятая Мать неотделима («ибо нет расстояния между Материю и Сыном» – D:4), а также и о том, как Богородица есть «добротворитель всей природы» и всей твари (А:1; В:2; С:11:16), и еще о том, как Ей поклоняется вся тварь как – «Царице, и Госпоже, и Владычице, и Богоматери, и воистину Богородице» (В:12; С:14). Сколько еще можно было бы сказать о Пресвятой Богородице из богослужений нашей Святой Церкви, в которой столь много гимнов составил именно святой Иоанн Дамаскин ! 772 И сколько еще из самой жизни Церкви, из ее вечного и повседневного опыта! Воистину честь, и величание, и слава, и благодать Пресвятой Богоматери в Православной Церкви не кончаются никогда. Ибо «честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну» (ПВ IV:16; В:14). И не только честь, но и все другое, а прежде всего правильная вера (ρθο-δξα) и благочестивое поклонение (προσκνησις), имеющее всегда своим центром «великое благочестия таинство» Боговоплощения (ср.: 1Тим.3:16 ). Ибо вся тайна о Пресвятой Богородице сводится к «тайне Христовой» – тайне «из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем» (ПВ III:1; А:2; В:9). Архиепископ Венский и Австрийский Нафанаил (Львов). О латинском догмате непорочного зачатия 773 Недавно вышла в свет книжка А. Мерзлюкина, разбирающая латинский догмат непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Книга эта дает большой материал, но ее недостатками являются неспокойствие в изложении предмета и некоторые фундаментально грубые исторические ошибки, допущенные особенно в начале книги. На с. 16 именуется святым известный церковный историк епископ Кесарийский Евсевий, бывший, как известно, арианином. На с. 12 именуется святым даже Трифон-иудеянин, с которым вел спор святой Иустин Философ . На с. 23 Базельский латинский собор смешивается с собором Ферраро-Флорентийским. Мы считаем необходимым указать эти ошибки в православном органе, чтобы последующими католическими критиками они не были бы приписаны православному богословию в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В момент Благовещения Святая Дева Мария, вторая Ева , жившая не в раю, но в мире, «во зле лежащем» («крин, возросший посреде терния... роза из терния иудеев» – А,6), – справедливо сподобилась услышать приветствие: Радуйся, Благодатная! и: не бойся, Мариам, ибо Ты обрела благодать у Бога (В,8; ср.: Лк.1:28,30 ). Толкуя эти слова Архангела к Деве, Дамаскин говорит так: «Воистину, Ты обрела благодать – достойная благодати; обрела благодать Ты, Которая обработала труды благодати и пожала богатый клас благодати; обрела бездну благодати Ты, Которая сохранила целостною ладью сугубого девства; ибо и душу девственною сохранила не меньше тела, откуда и сохранилось и девство тела» (В,8). Эти столь характерные слова святого Иоанна Дамаскина передают точно и истинно отношение, которое имеется между Божественною благодатию и человеческой свободой, конкретно здесь – свободной волей Богородицы. Благодать Божия есть, конечно, дар, но она дается именно имеющим и показующим самопроизвольную (­ свободную) ревность, и старание, и чистоту. Человек, по словам Дамаскина, «будучи создан разумным и свободным, получил власть непрестанно соединяться с Богом через свое собственное свободное произволение» («хотя и не все творим то, что дано нашей природе» – ПВ IV,13; III,14). Бог же, со Своей стороны, «всем дает от Своей силы (энергии), по способности и восприятию каждого, то есть по чистоте физической и нравственной» (ПВ I,13), так что «всякому, избирающему добро, Бог содействует (συνεργει) в достижении добра» 45 . Все эти слова святого отца снова нам раскрывают необходимость со-действия Бога и человека («богочеловеческий синергизм»), которое, как мы это уже видели, имело место во всей истории домостроительства и, следовательно, и в отношении к Богородице. В этом со-действии – «синергизме», Бог дает благодать Свою, Себя Самого, человек же – свою свободную волю – всего себя (см.: Кол.2:9–10 ; 1Кор.15:10 ). Итак, поскольку благодать дается по аналогии ревности и любви человека к Богу 46 , то какие же действительно были «старание и поведение» божественной Девы Марии во святом храме Божием (В,7), чтобы Она удостоилась такой великой благодати! Святой Иоанн Дамаскин отвечает, что это был подвиг жизни «лучше и чище других» (В,7; С,16), включая в этих «других» даже и Ангелов (В,8). Ибо в человеческой плоти Святая Дева явила, через Свое «сугубое девство» 47 (которое Ангелы по причине своей бесплотной природы не имеют), святость превыше Херувимов и Серафимов (А,9). Поэтому и Ее святость нераздельно связана с этим пречистым и нескверным девством Ее – с приснодевством Ее (А,5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010