Αθνα, 2002. Σ. 85. 577 Флоровский Γ. Христинство и Цивилизация.//Избранные богословские статьи. Москва, 2000. С. 224. 580 Αργυροπολου Ρ. Νεοελληνικς ηθικς και πολιτικς στοχασμς. Απ τον Διαφωτισμ στον Ρομαντισμ. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 20. 581 Clogg R. Korais and England.//Πρακτικ του Συνεδρου Κορας και Χος. Γμος’ 1. Αθνα, 1984. Σ. 345. 582 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 36; Νικοδμου του Αγιορετου. Συμβουλευτικ εγχειρδιο. Εν Βλω, 1969. Σ. 198–202. 585 Αργυροπολου Ρ. Νεοελληνικς ηθικς και πολιτικς στοχασμς. Απ τον Διαφωτισμ στον Ρομαντισμ. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 9. 588 «Присутствовала опасность, что религиозные обряды в деревне могли стать просто магическими Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιονραφα Αθνα, 2002 Σ. 76.действиями, смешавшись с суевериями, унаследованными с языческих времён. Поскольку религиозность деревни должна была означать нечто большее, чем просто магию, и должна была сохраняться на подлинно духовном уровне, то она нуждалась в опеке. Счастьем для деревни было, если по соседству с ней стоял монастырь, который являлся центром активной духовной жизни». (Рансимэн С. Великая церковь в пленении. История Греческой Церкви от падения Константинополя в 1433 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 388–389). 589 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιονραφα Αθνα, 2002 Σ. 76. 590 Подробнее о классическом образовании и его соотношении с западным см.: Ζαχαρπουλος Ν. Παιδεα στην τουρκοκρατα. Θεσσαλονκη, 1998. 593 Κορα Α. Ακουλουθα και τλος των αυτοσχεδων στοχασμν.//Δημαρς Κ. Αδαμντιος Κορας και εποχ του. Αθνα, 1958. Σ. 162–161. 603 Подробнее ο движении коливадов смотри: Ακριβπουλος Κ. Το κολυβαδικ κνημα. Η τελευταα φιλοκαλικ αναγννηση. Αθνα, 2001; Μαστρογιανπουλος Η. Αναγεννιτικ κνημα. Παραφυδες των κολλυβδων. Αθναι, 1987; Παπουλδης Κ. Το κνημα των κολλυβδων. Αθναι, 1991. Говорун С. Эпоха греческого просвещения: история и полемика http://www.pravoslavie.ru/archiv/grekprosvesh.htm Движение коливадов http://www.pravoslavie.ru/archiv/kollibades.htm Святой Макарий Нотарас, родоначальник филокализма 604 Колива – злаковые, традиционно использовавшиеся для поминовения усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Ф. 13. Оп. 13/2. Д. 367. С. 2. 267 АВПРИ. Приезд из Венеции игумена, пожалованного потом в архимандриты, кефалонитянина Герасима Фоки с жалобой на венециан о уничтожении там греческой церкви, о утешении благочестиваго исповедания людей, и с прошением о посылке туда для сего дела Российского резидента, а потом допуске его из России в его отечество. Ф. 41. Оп. 41/1. Д. 2. С. 3–4. 271 Θεοκλτου Διονυοιτη. Αγιος Νικδημος о Αγιορετης. Εκδσεις Παπαδημητρου. Αθνα, 2001. Σ. 30. 273 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 186. 275 Συναξαριστς νεομαρτρων. Των αγων Μακριου Κορνθου, Νικδημου Αγιορετου, Νικηφρου Χου και διδσκαλου Αθανσιου Πριου. Θεσσαλονκη, 1996. Σ. 731.//Перевод по: Афонский патерик или жизнеописание святых на святой Афонской горе просиявших. Часть II. Москва, 1897.//Репринтное издание. Москва, 1994. С.112. 277 Καραισαρδη К. О γιος Νικδημος о Αγιορετης και το λειτουργικ του ργο. Αθνα, 1998. Σ. 38. 278 Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft (1453–1821). München, 1988. P. 378. 280 Νικδημουτου Αγιορετου. Εορτοδρμιον. Εκδσεις Ορθδοξος Κυψλη. Θεσσαλονκη, 1987. Т. Г’. Σ. 220. 283 О πρωττυπος βος του αγου Νικδημου του Αγιορετου. Γραμμνος απ τον παραδελφ του Ιερομνσχο Ευθμιο. Αθηναι, 2000. 4. Σ. 6. 285 Θεοκλτου Διονυσιτη. Ανιος Νικδημος о Αγιορετης. Εκδσεις Παπαδημητρου. Αθνα, 2001. Σ. 25. 286 Κουτβα Σ. Οι Νοταρδες στην υπηρεσα του θνους και της Εκκλησας.//Ιστορα της Κορινθας. Τομ. Γ’. Αθνα, 1968. Σ. 23. 287 Θεοκλτου Διονυσιτη. Αγιος Νικδημος ο Αγιορετης. Εκδσεις Παπαδημητρου. Αθνα, 2001. Σ. 25–26. 290 Τουμπακρης. I. О γιος Νικδημος о Αγιορετης και о Χρσανθος о Αιτωλς.//Επετηρς Εταιρας Κυκλαδικν Μελετν. Τομ. Ιστ’ Σ. 228. 291 Καρτσας Γ. Οι Αιτωλο Διδσκαλοι. Ευγνιος Γιανολης. Αναστσις Γρδιος. Χρσανθος ο Αιτωλς. Η εποχ τους και το εργο τους. Αθνα, 2002. Σ. 296. 294 Тайная молитва (молитва Иисусова) представляет собой многократное повторение слов; «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Εκδσεις Σπηλιτη. Σ. 136. Копия письма Пелопонезских (сохранена орфография источника. - А.З.) греков к Екатерине II о наборе войск для России. Январь 1769. АВПРИ. Ф. 89. Оп. 8. Д. 91. Л. 3-4. Всеподданейшее о народах славянских ипиротских, или албаногреках, и турецких албанцах приношение. АВПРИ. Ф. 13. Оп. 13/2. Д. 781. Л. 3. Τρτου Μ. Κοσμς Αιτωλς. Ο φωτιστς του γνους - ο προφτης. Αθνα, 2000. Σ. 62. Подробнее см.: Пророчества святого о " желаемом "http://Житие и пророчества Космы Этолийского. М.: " Святая Гора " , 2007. Μεταλληνς Γ. Παρδοση και αλλοτρωση. Αθνα, 2001. Σ. 107. Παπαδπουλος Σ. Αγιος Μακριος Κορνθου. Ο γενρχης του φιλοκαλισμο. Αθνα, 2000. Σ. 133. Василий Великий сравнивал внутреннее знание с деревом, а внешнее - с листьями, подчеркивая тем самым их прямую связь и в тоже время зависимость второго от первого. Προομιον του Ευεργετινο//Αγιονικοδημικν Ανθολγιον. Σ. 36-37. Tριανταφλλου Γ. Ο Αγιος Αθανσιος ο Πριος//Ορθδοξος φιλθεος μαρτυρα. 65-67. Απρλιος - Δεκμβριος 1996. Σ. 101. Μενονος Ι. Ο Πτερ Κοσμς: Διηγηματικ Βιογαφα. Αθνα, 1969. Σ. 40. Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ//Μενονος Ι. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Σ. 266-267. Там же. Σ. 36. Феоклит Дионисиатский. Преподобный Никодим Святогорец. С. 167. Как видим, Никодим Святогорец придерживался гелиоцентрической теории Коперника. Письма монаха Полтавского монастыря о. Мартиниану. АВПРИ. Библиотека Азиатского департамента. Т. 3. Тетради 1-25. 1765 год. Оп. 505. Д. 8. С. 334. Феоклит Дионисиатский. Преподобный Никодим Святогорец. С. 324. Ευαγγελπουλος Σ. Ελληνικ εκπαδευση. Τομος Α’. Αθνα, 1998. Σ. 76. Φινλευ Γ. Ιστορα της Ελληνικς Επαναστασεως. Τομ. Α. Σ. 27-28. Στρατηγο Μακρυγιαννη. Απομνημονευματ. Εκδ. Μπυρον (χ.χρ.τ.) Σ. 416; 87. Ορματα και θυματα, Αθνα, 1983. μαντος Κ. Ανκδοτα γγραφα περ Ργα Βελιστινλ. Αθνα, 1997 Σ. 149. Μαμοκα Α. Τα κατ την αναγννησιν της Ελλδος. Πειραιυς, 1839-1852. Τ. Ε’. Σ. 14; και Τ. Θ’. Σ. 59-60. Большинство лидеров традиционалистского движения были вынуждены покинуть Афон и разойтись по разным областям Греции (преимущественно на островах Эгейского моря).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

1194       π. Νικδημος Σκρτας. Η θεα Ευχαριστα και τα Προνμια της Κυριακς κατ τη Διδασκαλα των Κολ- λυβδων; Τρεμπελα Π. λειτουργα τς θ. ευχαριστας κατ τους δο πρτους αινας//Θεολογα. 1924. 2; Μωρατου Δ. χριστιανικ λατρεα κατ τον αποστολικν αινα. Ιστορικα προποθσεις//Εκκλησα. 1931. 9; Γενναδου Ηλιουπλεως. Του ιερο Χρυσοστμου πληροφοραι περ τς θ. λειτουργας και λλων ιερν ακολουθιν ν τω να τελουμνων//Ορθοδοξα. 1950. 2; Η Χριστιανικ αρχαιολογα: Περ τς δημοσας των χριστιανν λατρεας κατ τους αρχαιτερους χρνους//Εαγγ. Κ. 1858. 2; 1859. 3; 1860. 4; Αυτουρσκης Γ. Αρχαα Μαρτρια και χριστιανικο ναο: Η επδραση της τιμς των Μαρτρων στη λατρευτικ ζω της Εκκλησας. Αθνα, 1994; Καλλιγς Μ. Η Αισθητικ του χρου της Ελληνικς Εκκλησας στον Μεσαωνα. Αθνα, 1946. 1195       Καζαμις Α. Η θεα Λειτουργα του Αγου Ιακβου του Αδελφοθου και τα Να Σινατικ Χειργραφα. Ιερ Μον θεβαδστου ρους Σιν, 2006; π. Θεμιστοκλς Χριστοδολου. Η Νεκρσιμη Ακολουθα κατ τους Χειργραφους Κδικες 10ου-12ου Αινα. Τ. A’, Β’. Αθνα, 2005; Λαυριτου Α. Λειτουργικ και διφορα ιστορικ: (Εξ εγγρφων τς ν Αθω ιερς μονς Μ. Λαρας)//Εκκλησιαστικ Αλθεια περ. 1893–1894. Β. 13; Καυσοκαλυβτης Γρων Πατπιος, Βαρβονης Μ. Καυσοκαλυβτικα Νεομαρτυρολογικ. Υμναγιολογικ κεμενα περ νεομαρτρων απ τη Βιβλιοθκη της Ιερς Σκτης των Καυσοκαλυβων. Αγου ρους, 2003. 1196       π. Συμεν Κοτσας. Οι Καταβασες των Δεσποτικν και θεομητορικν Εορτν. Κατερνη, 1994; Φανουργκης Β. Αι Ωδα Σολομντος. Συμβολ εις την ρευναν της Υμνογραφας της αρχαικς Εκκλησας. Θεσσαλονκη, 1979; Χρστου Π. Υμνογραφικ. Θεσσαλονκη, 1981; Μητσκης Κ. Βυζαντιν Υμνογραφα απ την Κ. Διαθκη ως την εικονομαχα. Θεσσαλονκη, 1971; Χαλδαικης Α. Ο Πολυλεος στην βυζαντιν και μεταβυζαντιν μελοποα. Αθνα, 2003; Παπαδπουλος Γ. Ιστορικ επισκπησις της βυζαντινς εκκλησιαστικς μουσικς απ των αποστολικν χρνων μχρι των καθ» ημς (1–1900 μ.Χ). Κατερνη, 1990; π. Κωνσταντνου Δεληχρστου. Τυπικν: Υμνολογα–Λειτουργικ. Ιστορα εκκλησιαστικς μουσικς. Λρισα, 2002; Κωνσταντινδου I. Υμνολογα. Αθνα, 1981; Κορακδης Α. Τα περ του Ρωμανο του Μελωδο μελετματα. Θεσσαλονκη, 2002; Το ατο. Βυζαντιν Υμνογραφα. Αθνα, 2006; Τωμαδκης Ε. σματα του Τριωδου, ερανισθντα εκ κωδκων της Κτω Ιταλας. Αθναι, 2004; Μπαλαγεργος Δ. Η ψαλτικ παρδοση των Ακολουθιν του βυζαντινο κοσμικο Τυπικο. Εκδδει ο Γρ. Θ. Στθης. Αθνα, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шпаков А. Я. Государство и  Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества: Княжение Василия Васильевича Темного. Ч. I. Киев, 1904; Его же. Государство и  Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве: Царствование Федора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912; Шпаковский JI. П. Священное коронование и помазание русских государей на царство. Одесса, 1896; Щапов Я. Н. Византийское и русское правовое наследие на Руси XIXIII вв. М„ 1978; Его же. Государство и  Церковь Древней Руси XIXIII вв. М., 1989. Darrouzes J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Texte critique, introduction et notes. Paris, 1981; Fuchs F. Die нцнегеп Schulen von Konstantinopel im Mittelalter (Byzantinische Archiv, 8). Berlin; Leipzig, 1926. P. 35–41, 54–62; Jnalcik H. The Ottoman Empire: Conquest, Organization and Economy. London, 1978; Ιστορα του Ελληνικο θνους. Αθνα, 1974–1977; Θσμοι και Ιδεολογα στη νεοελληνικ κοινωνα 15 ος–19 ος αι. Πρτος απολογισμς ενς ερευνητικο προγρμματος. Αθνα, 2000; Καραθανσις Α. Ε.  Ο λληνες λγιοι στη Βλαχα (1670–1714). Συμβολ στη μελτη της Ελληνικς πνευματικς κνησις στις Παραδουνβιες ηγεμονες κατ την προφαναριωτικ περιδω. Θεσσαλονκη, 1982; ΚονρταςΠ.  Οθωμανικς θεωρσεις για τ Οικουμενικ πατριαρχεο. 17 ος– αρχς 20 ο αινα. Αθνα, 1998; Κυρκνη– Κουτολα Α.  Οθωμανικ διοκηση στην Ελλδα. Αθνα, 1996; ΛκκαςΠ.  εθνικιστικ ιδεολογα. Πντε υποθσεις εργασας στην ιστορικ κοινωνιολογα. Αθνα, 1992; L idea di Roma a Mosca: secoli XVXVI. Fonti per la storia del pensiero sociale Russo. Direzione della ricerca Pierangelo Catalano, Vladimir Pasuto/Идея Рима в Москве XVXV1 века. Источники по истории русской общественной мысли. Отв. редакторы П. Каталано, В. Т. Пашуто. Roma, 1993 (=«Da Roma alia Terza Roma: Documenti e studi». Documenti, I); Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study in ByzantinoRussian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge; London; New York, 1981;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собрание икон включает ок. 300 произведений, большинство из них датируются сер. XVI-XVIII в., лишь 3 относятся к более раннему периоду: «Положение во гроб» кон. XV - нач. XVI в., «Распятие» нач. XVI в. и «Деисус» нач. XVI в. (?). В коллекции есть работы критской школы (напр., образы Христа Пантократора и Божией Матери Одигитрии 1593 г.), но со 2-й пол. XVII в. преобладают иконы местных мастеров. Среди икон есть редкие по иконографии: «Первые шаги Христа» и «Христос, благословляющий монахов» (кон. XVI - 1-я пол. XVII в.). Церковные облачения происходят из К-поля, с Крита, из М. Азии, Адрианополя и Дунайских княжеств, а также из местной золотошвейной мастерской (напр., плащаница 1587 г.). Кладбищенский храм Успения Пресв. Богородицы с росписями XVI в. расположен вне стен мон-ря. На расстоянии 1 км от Л. находится одно из его подворий с ц. Преображения Господня (XVI в., фрески 1577 г.). В наст. время (2016) в Л. подвизаются 3 монаха, игум.- архим. Никодим (Павлопулос) (Δπτυχα. 2016. Σ. 750). Лит.: Μουτζορης Ι. Λειμνος, Μον//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 176-179; idem. Ο μοναχισμς τς Λσβου. Μυτιλνη, 1989. Σ. 122-130; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 363-365; Γοναρης Γ. Μεταβυζαντινς τοιχογραφες στν Λσβο 16ο - 17ο α. Αθνα, 1999; idem. Εκνες τς Μονς Λειμνος Λσβου. Θεσσαλονκη, 1999; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθνα, 20023. Σ. 467; Σπανς Α. Ιερ Πατριαρχικ κα Σταυροπηγιακ Μον Λειμνος. Αθνα, 2002; idem. Συνοπτικ στορα Ιερς Μονς Λειμνος. Καλλον, 2003; Ιερ Μον Λειμνος: Ιστορα - Παλαιογραφα - Τχνη: Πρακτικ Συνεδρου Ιερ Μον Λειμνος, 27-30 Σεπτεμβρου 2001. Αθνα, 2009. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) АНАПАВСА муж. мон. во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви)

http://pravenc.ru/text/2110511.html

Г. Сассос, уроженец Касоса, составил и опубликовал в 1889 г. в Александрии службу в честь К., к-рую посвятил патриарху Александрийскому Софронию IV. После этого имя К. было внесено в календарь Александрийской Православной Церкви. Согласно краткому Житию в составе этой службы, отец К., Фемистокл, был придворным имп. Феофила. В семье долго не было детей, супруга Фемистокла ежедневно молилась в ц. Пресв. Богородицы в квартале Васса. Родившаяся по ее молитвам дочь отличалась умом и красотой. После царских смотрин К. удалилась в монастырь. Однажды имп. Феофил решил посетить ее в келье. В это время К. составляла самогласен на «Слава, и ныне» утрени Великой среды («Господи, яже во многия грехи впадшая жена...»). При приближении императора К. скрылась, прервав текст на словах «шумом уши огласивши». Не застав К. в келье, Феофил прочел гимн и добавил стих «страхом скрыся» ( Τζεδκης. 1965. Σ. 388). К. раздала свое имущество и уехала на Касос. Там она приняла монашеский постриг с именем Кассиания. В 1892 г. И. Асланидис опубликовал в Порт-Саиде Житие прп. Кассиании, в к-ром указаны даты ее жизни (811-876), но они не представляются достоверными, так же как год рождения ее отца, уроженца Касоса, Феодора - 798 ( Γεδεν. Εορτολγιον. 1899. Σ. 218). Согласно др. позднему преданию, незадолго до смерти К. покинула свой мон-рь в К-поле и отправилась в Италию вместе с мон. Евдокией. На обратном пути она останавливалась на Крите, а затем на Касосе, где и скончалась. Видимо, легенда о посещении К. Крита возникла в результате путаницы ее с одноименной подвижницей, жившей на горе Кефали на мысе Литино. Она была сестрой местночтимых критских святых Евтихиана и Евтихия (пам. греч. 17 авг.), которые жили ранее рубежа X и XI вв., когда их мощи были обретены прп. Иоанном Отшельником . В наст. время день памяти К. отмечается на Касосе с особой торжественностью, поскольку она считается покровительницей острова. В Греческой Церкви К. также считается покровительницей поэтов и гимнографов. Лит.: Τζεδκης Θ. Κασιαν//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 385-389; Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967; Στεργου Α. Κασσιαν: ο μθος και η αλθεια. Θεσσαλονκη, 1986; eadem. Βυζαντινς αρχντισσες. Αθνα, 2003; Κασσιαν, η βυζαντιν αρχντισσα και ποιτρια. Καβλα, 19953; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 248; Μαυριγιαννκης Ν. Γ. Κασσιαν, η επιφανς Μελωδς του Βυζαντου. Αθνα, 2005; Νεκτριος (Ζιμπολας), ρχιμ. Η Ισαπστολος Μαρα Μαγδαλην κα βυζαντιν Υμνογρφος Κασσιαν. Αθνα, 2009; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20112. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 124-125; Σταματλος Ι. Σ. Πρεσβευτα γιοι. Προστται γιοι. Αθνα, 2011. Σ. 28.

http://pravenc.ru/text/1681291.html

Maguire H. (ed.). Byzantine court culture from 829 to 1204. Washington, 1997. Malamut E. Les îles de l’Empire byzantin, VIII e -XII e siècles. Paris, 1988. 2 vol. Martin J. -M. La Pouille du VI е au XII е siècle. Rome, 1993. Morris R. Monks and laymen in Byzantium, 843–1118. Cambridge, 1995. Μονρκη Ντ. Τα ψηφιδωτ της Νας Μονς Χου. Αθνα, 1985. 2 τ. Μπορας Χ. Να Μον της Χου. Ιστορα και Αρχιτεκτονικ. Αθ ναι, 1981. Μπονρδρα Κ. Καθοσωσις και τυραννις κατ τους μσους Βυζαντινος χρνους, 1056–1081. Αθναι, 1984. MullettM., KirbyA. (ed.). The Theotokos Evergetis and eleventh-century monasticism. Belfast, 1994. Mullett M., KirbyA. (ed.). Work and worship at the Theotokos Evergetis, 1050–1200. Belfast, 1997. Neville L. Authority in Byzantine provincial society, 950–1100. Cambridge, 2004. Oikonomides N. Byzantium from the ninth century to the Fourth Crusade. Aldershot, 1992. Oikonomidès N. Fiscalité et exemption fiscale à Byzance (IX e -XI e s.). Athènes, 1996. Patlagean E. Structure sociale, famille, chrétienté a Byzancë I V e -XI e siècle. London, 1981. Polemis D.I. The Doukaï a contribution to Byzantine prosopography. London, 1968. Poppe A. The rise of Christian Russia. Aldershot, 1982. Pratsch T. Der hagiographische Topos: griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin, 2005. Σαββδης Α. Γ. Κ. Μελτες Βυζαντινς Ιστορας 11 ου–13 ου αινα. Αθνα, 1995 (2 κδ.). Σαββδης Α. Γ. Κ. Γεργιος Μανιακς: Κατακτσεις και υπονμευση στο Βυζντιο του 11 ου αινα. Αθνα, 2004. Seibt W. Die Skleroï eine prosopographisch-sigillographische Studie. Wien, 1976. Smith M.H. And taking bread...: Cerularius and the azyme controversy of 1054. Paris, 1978. Stephenson P. Byzantium " " s Balkan frontier: a political study of the norths ern Balkans, 900–1204. Cambridge, 2000. Thierry N. Les peintures d " Asie Mineure et de Transcaucasie aux X е et XI е s. London, 1977. Tsamakda V. The illustrated Chronicle of Ioannes Skylitzes in Madrid. Leiden, 2002. Τσικνκης Κ. Γ. (ed.). To εμπλεμο Βυζντιο (9 ος–12 ος αι.). Αθνα, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанна ( 1Иоан. 1, 6–10 ). Он писал о тех, которые в свете ходят, ( εи τ φωτ περιπατ ντες) что и из них никто не должен говорить: «греха не имамы» и в тоже время говорил: аще исповедуем ( μολογμεν) грехи наша, верен и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды. По самому употреблению слов φως, φωτισμς 433 и по связи речи апостольской видим, что εν τ φωτ περιπατ ντες означают у апостола тех, которые живут сообразно благодатному просвещению, полученному в крещении, и о них то говорит апостол, что каждый из них имеет свои грехи. Пусть не будем настаивать на том, что апостол Иоанн говорит об исповедании грехов именно пред служителем тайны, хотя никакой не имеем причины исключать из слов его и такое исповедание: тем не менее видно, что апостол, признавая каждого христианина более или менее грешным, почитает нужным для каждого и открытое исповедание грехов своих, точно также, как требовал исповедания грехов Предтеча, а также сказал бы о христианах, которые стали бы отвергать исповедание пред получившим власть разрешать грехи: совет Божий отвергоша. Если при сем спросим: какое предписывается в откровении исповедание публичное или частное; то в откровении не видим, чтобы или Христос Господь или апостолы Его необходимо требовали публичного исповедания, – а по свойству сего последнего исповедания должны судить, что оно Во многих случаях неудобно; и след. должны положить, что достаточно для нашей слабости и того исповедания, какое можем ,совершать пред одним служителем тайны, хотя и должны сознаться, что если бы любовь наша к Господу была вполне крепка, она не отреклась бы и от открытой исповеди. § 269. 6) Разрешение или неразрешение грешника. Ясные слова Спасителя показывают, что грешнику исповедующему грехи свои служитель тайны должен в словах выражать свое решение о нем ( Иоан. 20, 23 . Мат. 18, 16). Сам Господь наш во всех случаях, когда освобождал того или другого грешника от грехов, на словах выражал прощение грехов,– напр. говорил: прощаются, ти греси твои (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всего этого недоставало греховному миру, и все это дал ему Христос, свет мира, воплощенная святость, совершеннейшая нравственная чистота. Он принес в мир истинное познание о Боге и о назначении человека, святость и чистоту и указал людям истинный путь из тьмы богоотчуждения к свету богообщения. Если после сказанного о содержании понятия φς возвратимся к 1Ин.1:5 , то для нас ясно будет, что и здесь φς имеет преимущественно этическое содержание. За это говорит нравственно-увещательный характер всего послания и ближайшие практические следствия, какие Апостол Иоанн выводит из положения, что Бог есть свет: общение с Богом, Который есть свет, требует хождения во свете, общения с братьями, исповедания грехов, и очищения от них кровию Христа, соблюдения заповедей и в частности заповеди о любви к братьям; тогда как противоположность ему составляет хождение во тьме, т.е. жизнь во грехе и нераскаянности, лжи и ненависти. Но хождение верующих во свете есть отражение божественного света (ν ν τ φωτ περιπατμεν, ς ατς στιν ν τ φωτ 7 ст.), и если первое имеет этический характер, то такой же характер должно иметь и его основание и образец. Поэтому Θες φς στιν может обозначать только, что Бог есть совершенная святость, которая составляет Его существо. И эта всесовершенная святость постоянна и неизменна, как Сам Бог, почему о ней можно сказать только στ в абсолютном значении этой временной формы. Но чтобы еще решительнее утвердить для читателей абсолютность нравственной высоты Божией, Апостол воспроизводит и отрицательное выражение мысли, в которой отвергается даже намек на присутствие в Боге чего-либо противоположного Его абсолютной святости: κα σκοτα ν ατ οκ στιν οδεμα. Всякий свет имеет тени, и на солнце даже есть пятна. Гностики и восточные философы приписывали такие несовершенства Высочайшему Существу и в них искали основания для решения вопроса о зле. Но в Боге, в Его существе, – говорит Апостол Иоанн, – нет ничего подобного, нет никакой тьмы. Бог есть существенно и бесконечно чистый и святой, без малейшего примешения несовершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010