Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22887.html 15 ноября 2005 Архиепископ Афанасий (Евтич) Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника Источник:  http://www.theolcom.ru/ TheolCom.ru Протология и Эсхатология Св. Максима Исповедника – Опыт толкования 60-го Ответа Св. Максим Исповедник (580-662 г.) несомненно один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангелской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину, которую, следуя Апостолу Павлу (Рм.16, 25; Еф.1, 9; 3, 3.9; 5, 32; Кол.1, 26-27; 2, 2; 4,3 1Тим.З, 16), он называет Тайной Христа (τ μυστριν το Χρστο). Поэтому Максим известен как самый глубокий христологический и христоцентричный богослов. Для него, Таинство Христа – ключ и обяснение всего; этим таинством все в Божественном Откровении, и тем же самим в Христианстве, обосновывается и все объясняется. Как писал о. Георгии Флоровский: " Для преподобного Максима, Воплощение есть средоточие мирового бытия, – и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане " (Восточные Отцы 5-8. веков, с. 200). И для Максима, нет другого обоснования и объяснения Тайны Христа кроме тайны Предвечного Великого Совета Пресвятой Троицы (Ис.9,6). Эта Тайна Христова для Св. Максима, Исповедника Христа Богочеловека, одновременно есть и тайна человека, его протологии и эсхатологии, т.е. тайна смысла творения и назначения человека и всей твари для вечного существования, для бессмертного благобытия и обожения со Христом и во Христе. Иными словами, Тайна Христова есть таинство вечного спасения человека и всего сотворенного, всего существующего. Поэтому у Св. Максима, в его глубинное христологическое и христоцентричное богословие, входит и содержится и антропология и сотериология.

http://religare.ru/2_22887_1_21.html

Введение. Следует ли вынимать частицу за ангелов на проскомидии? В современном греческом Евхологионе первую часть из третьей (девятичиновой) просфоры предписывается вынимать не в честь «честного славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна», как в нашем славянском Служебнике, а «ες τιμν κα μνμην τν παμμεγστων Ταξιαρχν Mιχαλ κα Γαβριλ, κα παϑν τν πουρανων δυνμεων», т. е. в честь и память всеславных чиноначальников Михаила, Гавриила и всех небесных сил. § 1. У некоторых богословов мы находим свидетельства, оправдывающие этот обычай греческой церкви. Так, архиепископ фессалонийский или солунский Симеон в изъяснении последования проскомидии говорит: «изъемля копием крестообразно частицы из другой просфоры (т. е. из третьей), из печатие иерей творит память всех святых и полагает эти частицы с левой стороны. Одну частицу он приносит в честь и память честных небесных сил, и необходимо приносить за них αναγκαον προσφρειν πρ ατν, потому что они послужили таинству воплощения; и потому ещё, что они соединились с нами и мы составляем одну церковь ; и ещё, потому что они желают проникнуть в таинства церкви, подвизаясь и сами в (постепенном) восхождении (к совершенству); и потому наконец, что они пребывают с нами, будучи нашими хранителями и ходатаями пред Богом» 1 . § 2. Вслед за солунским архипастырем литургистом поминовение бесплотных сил на литургии признаёт уместным также эконом и эпитроп константинопольского патриарха Иеремии, пресвитер Иоанн Нафанаил 2 в книге « ϑεα λειτουργα μετ ξηγσεων διαφρων διδασκλων. In Venetia 1574 г.,» изданной у нас при патриархе Никоне (в 1656 году) на славянском языке под именем «Скрижали» 3 . « ερες, пишет пресвитер Нафанаил, πλιν κ τς τρτης προσφορς κβλλει σταυροειδς μερδας μετ τν λγχην ες μνμην πντων τν γων κα ϑτει ξ ριστερν το ρτου, κα τν μν ες τιμν κα νϑμησιν προσφρει τν τιμων πουρανων δυνμεων κα εναι ναγκαον ν προσφρειν δι νομ τν, τι κα ατο πηρτησαν ες τ μυστριον τς οκονομας ατο, κα τι νϑησαν μεϑ’ μν κα μεοτεν μα κκλησα φρνοντας οτοι τν νβασιν μν π τς γς πρς τος ορανος, κα διτι εναι φυλακταμας κα φνλττουσιν μς κα παρακαλοσι τν ϑεν δι’ μς κα μερνουστον» (φυλ. 30, κεφαλ. 74) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

В Великую Субботу мы вспоминаем смерть и погребение Господа Нашего Иисуса Христа и, соответственно, размышляем о реликвиях Его погребения и, прежде всего, о Плащанице, которую многие именуют «Пятым Евангелием».      В течение более чем столетия, с 1898 г., когда фотограф Секондо Пиа сделал первую фотографию Туринской плащаницы , она стала предметом научных исследований и споров . Один из дискуссионных моментов — недостаток источников, говорящих о судьбах Туринской Плащаницы в Ι тысячелетии и, в особенности, об Изображении на ней. Нам представляется, что путем герменевтического исследования уже известных нам византийских греческих источников, а также введения восточных источников, в том числе и литургических, можно восполнить этот пробел. В палестинской гимнографии существует ряд текстов, в которых содержится определенный намек на Изображенное на Плащанице. Прежде всего проанализируем первый тропарь пятой песни из канона Великой Субботы, написанного св. Космой Маиумским (вторая редакция): Νεοποιες τους γεγενες, Πλαστουργς χοικς χρηματσας, κα σινδν κα τφος πεμφανουσι τ συνν σου, Λγε, μυστριον. εσχμων γρ βουλευτς τν το Σε φσαντος βουλν σχηματζει ν Σοι μεγαλοπρεπς καινοποιοντς με . Новотвориши земныя, Содетелю, Перстен быв, и плащаница и гроб являют присущее Тебе, Слове, таинство. Благообразный бо советник Тебе Рождшаго совет прообразует, в Тебе велелепно новотворящаго мя. Этот текст может быть объяснен только идеей Предвечного Совета: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Понимание отрывка из кн. Бытия 1:27 как βουλ или совета Троицы о сотворении человека существует в церковной традиции с четвертого века, если не ранее. Приведем пример из Псевдо-Василия: «Εν τ πρτ βουλ λεγων Θες Ποισωμεν νθρωπον κατ " εκνα κα καθ " μοωσιν προσθηκεν» «В первом совете Бог, говоря “сотворим человека по образу”, приложил и по подобию». Поэтому мы должны полагать, что новое творение, о котором идет речь в тропаре канона, также совершается по образу и подобию. Теперь следует рассмотреть символическое значение гроба и плащаницы. Как говорит св. Максим Исповедник в «Амбигвах», «гроб есть образ этого мира, плащаница — логосы чувственных вещей, или плоти» . Как мы видим из текста канона, св. Иосиф Аримафейский символизирует Отца («Тебе рождшаго»). Таким образом, у нас есть все данные для следующей экзегетической модели:

http://pravoslavie.ru/70097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование; греч. τ εχλαιον (ϒον λαιον), букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств , в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и грехов (ср.: [Филарет (Дроздов), свт.] Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной Церкви. М., 2006. С. 84). По словам свт. Симеона Фессалоникийского (Солунского; † 1429), елей в Е. «есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» (Разговор о святых священнодействиях. 256// Симеон Солунский. Соч. С. 378). Название таинства Таинство Елеосвящения. Фрагмент росписи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Таинство Елеосвящения. Фрагмент росписи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. В греч. богослужебных книгах чин Е. обычно имеет заглавие: κολουθα το ϒου λαου (Последование святого елея) или κολουθα το εχελαου (Последование молитвомаслия); в греч. правосл. Катехизисах, Исповеданиях веры и пособиях по догматике таинство Е. помимо εχλαιον и ϒιον λαιον может носить названия χρσις το λαου (елеопомазание), χρσμα δι λαου (помазание елеем), καθιρωσις το λαου (освящение елея), μυστριον τν σθενοντων (таинство больных) и др. (напр., τ πταππαδον (букв.- седмипопие) - в «Исповедании веры» 1277 г. патриарха Иоанна XI Векка ). В слав. богослужебных книгах чин таинства Е. называется «Последование св. елея» (в рукописях часто - «Маслосвящение» или «[О]священие масла»); обычное наименование таинства в догматических руководствах - «Елеосвящение». В просторечии Е. часто называют «соборованием» (выражение «собороваться маслом» встречается и в древнерус. источниках), поскольку Е. совершается неск. пресвитерами (собором), в идеальном случае - семью. Термин «елеопомазание» в совр. рус. практике принято относить только к помазанию елеем на праздничной утрене, не являющемуся таинством и не связанному с Е.

http://pravenc.ru/text/189773.html

«Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника» 15 ноября 2005 г. 11:23 Доклад проф. архиепископа Афанасия (Евтича) на конференции «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14–17 ноября 2005 г.) Протология и Эсхатология Св. Максима Исповедника — Опыт толкования 60-го Ответа Фалассию. Св. Максим Исповедник  (580–662 гг.) несомненно один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангелской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину, которую, следуя Апостолу Павлу (Рим 16. 25; Еф 1. 9; 5. 32; 1 Кол 1. 26–27; 2. 2; 4. 3; 1 Тим З. 16), он называет Тайной Христа (τ μυστριον το Χρηστο). Поэтому Максим известен как самый глубокий христологический и христоцентричный богослов. Для него, Таинство Христа — ключ и обяснение всего; этим таинством все в Божественном Откровении, и тем же самим в Христианстве, обосновывается и все объясняется. Как писал о. Георгии Флоровский: «Для преподобного Максима, Воплощение есть средоточие мирового бытия, — и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане» (Восточные Отцы V-VIII веков. С. 200). И для Максима, нет другого обоснования и объяснения Тайны Христа кроме тайны Предвечного Великого Совета Пресвятой Троицы (Ис 9. 6). Эта Тайна Христова для Св. Максима, Исповедника Христа Богочеловека, одновременно есть и тайна человека, его протологии и эсхатологии, т. е. тайна смысла творения и назначения человека и всей твари для вечного существования, для бессмертного благобытия и обожения со Христом и во Христе. Иными словами, Тайна Христова есть таинство вечного спасения человека и всего сотворенного, всего существующего. Поэтому у Св. Максима, в его глубинное христологическое и христоцентричное богословие, входит и содержится и антропология и сотериология. Св. Максим действительно имел «скрытую благодать мистической теологии» (как сказано в одной схолии на 59 Ответ Авве Фалассию) и поэтому он совершенно правильно назван τρτος θελογος, третий богослов (PG 90. 204А), после св. ап. Иоанна и свт. Григория, и раньше Симеона Нового Богослова.

http://patriarchia.ru/db/text/57603.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Василиадис [греч. Βασιλειδης] Николаос Панайотис (род. 1927, дер. Ахна, Кипр), видный совр. греч. богослов, проповедник и публицист. В 1953 г. окончил Богословский фак-т Афинского ун-та. Член Православного миссионерско-монашеского братства богословов «Сотир» («Ο Σωτρ», Спаситель). Автор работ по библеистике, богословию, церковной и национальной истории, апологетике, нравственным проблемам. Наиболее значительный труд - 20-томное толкование Ветхого Завета (33 из 49 книг) - получил высокую оценку Патриарха К-польского Варфоломея (1997). В.- автор множества книг, брошюр и статей, посвященных положению и задачам Церкви в совр. мире. Среди социально-политических тем особое внимание В. уделяет проблемам молодежи и патриотической тематике, за книгу «Национальные герои Кипрской эпопеи 1955-59» (1977) удостоен премии Афинской Академии (1979). В. является редактором неск. периодических изданий: журнала «Ο Σωτρ» - офиц. органа братства, «Πρς τν Νκην» (К победе) - ежемесячного издания братства для старших школьников и «Η δρσις μας» (Наша деятельность) - ежемесячного издания для студентов и ученых, издаваемого миссионерским Об-вом свт. Василия Великого. Проповедническая деятельность В. охватывает Грецию и Кипр. С лекциями и проповедями В. неоднократно выступал также в Великобритании, Австралии и России (2001). Соч.: Εθνομρτυρες το Κυπριακο ρδβλθυοτεΕπους 1955-1959. Αθναι, 1977; Χριστιανισμς κα νθρωπισμς. Αθναι, 19812; Η Χριστιανικ πστις ες τν ανα τς πιστμης. Αθναι, 19824; Ο Δαρβνος κα Θεωρα τς ξαλξεως, Αθναι, 1985; Ορθοδοξα κα φεμινισμς. Αθναι, 1992; Η Ελλς στν νωμνη Ερπη. Αθναι, 1993; Ο γιος Μρκος Εγενικς κα νωσις τν Εκκλησιν. Αθναι, 19934; Πτε μψυχοται τ νθρπινο μβρυο? Αθναι, 1995; Στς γιορτς τς Ορθοδοξας, 1996; Αρχαιολογα κα Αγα Γραφ. Αθναι, 19962 (рус. пер.: Библия и Археология. Серг. П., 2003); Τ μυστριον το θαντου. Αθναι, 1980, 199916 (рус. пер.: Таинство смерти. Серг. П., 1998); Η Παλαι Διαθκη ες τν Ορθδοξον Εκκλησαν - Απντησις ες τος κατηγρους τς Αθναι, 2002; Πανθρησκειακς Οκουμενισμς - Η να πειλ, Αθναι, 2002; Υπμνημα ες Παροιμας, 19893; Υπμνημα ες τν Εκκλησιαστν. Αθναι, 19892 (Соавт. 2 последних - Η. Παπαδημητρου). Прот . Валентин Асмус Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/150473.html

В 56-й гомилии 25 свт. Григорий Палама останавливается на теме Евхаристии более подробно 26 , но внимание святителя снова обращено не на богослужение (т.е. обряд) и не на евхаристический реализм 27 , который, впрочем, очевиден в силу традиционных святоотеческих формулировок. Размышляя о видимом и невидимом аспектах Евхаристии, свт. Григорий призывает обратить внимание не только на видимую действительность (хлеб), но и на то, что остается невидимым согласно самой логике таинства: «называется же [Причастие] “тайнами” ( μυστρια) по той причине, что это не только то, что мы видим, но и нечто духовное и невыразимое» 28 . Для объяснения Палама использует образ завесы: «Сей Хлеб является как бы некоей завесой ( καταπτασμα) скрытого внутри Божества» 29 .Этот образ отсылает нас к храмовой завесе, которая охраняла место присутствия Божия, затрудняя его непосредственное видение. Свт. Григорий заимствует этот образ из Послания к Евреям ( Евр.10:20 ); в образе «завесы» ап. Павел усматривает человечество Христа («плоть Его») – средство, позволяющее верующим приблизиться к Богу. В нашем же тексте это обращение к человеческой природе Христа становится непосредственным указанием на Евхаристию. Итак, у свт. Григория в согласии с церковным преданием очевидна связь между Боговоплощением и Евхаристией; эта связь подразумевается и в данной гомилии, произнесенной накануне Рождества с намерением побудить верующих приготовиться к «празднику Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда в обычае почти у всех христиан причащаться ( ν μεθξει γνεσθαι) Святого Тела и Крови Его и в силу этого соединиться ( νοσθαι) с Ним и божественным образом стать с Ним един дух и единое тело» 30 . Это значение «завесы» в контексте Евхаристии призывает верующего не останавливаться на том, что он видит, а смотреть духовными очами, дабы иметь возможность распознать действие Святого Духа 31 . Только в таком случае участие в Таинстве будет плодотворным: " если же ты смотришь только на то, что явно видно ( τ φαιν μενον), то никакой пользы ты не приобрел; если же взираешь на дух ( πρς τ πνεμα), т. е. предлежа щий Сей Хлеб видишь духовным образом ( πνευματικς), то, причастившись, оживотворишься» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

«Руководство анонима, доказывающее, что христиане должны чаще причащаться Божественных Таинств» (Εγχειρδιον νωνμου τινς ποδεικτικν περ το τι χρεωστον ο χριστιανο συχντερον να ματαλαμβνωσι τ Θεα Μυστρια. Νν πρτον τποις κδοθν δαπν... Δημητρου προσκυνητο το κ Δρστας. Βενετα, 1777 (новогреч. перевод) [воспроизведено с произвольными изменениями: περ τς συνεχος μεταλψεως/Εσαγωγ, κεμενον (νκδοτον), σχλια ερομ. Θεοδωρτου Αγιορετου (Μαρου). Αθναι, (оригинальный древнегреч. текст трактата Н. К. включен в это же издание. С. 30-112), было издано в Венеции в типографии Николая Глики. В современных исследованиях автором сочинения безоговорочно считается Н. К., однако в свое время вопрос авторства породил немало научных дискуссий. «Сокращение священных канонов» ( Νεφυτος Καυσοκαλυβτης, εροδιακ. Επτομ Ιερν Καννων: Απνθισμα/Επιμελεα ερομ. Θεοδωρτου Αγιορετου (Μαρου). Αθνα, 2002) - сочинение 1-й пол. XIX в. В б-ке Пантелеимонова мон-ря на Афоне хранится его полный список. В 1845 г. с ним познакомился архим. Порфирий (Успенский) , оставивший следующее описание: «Эта рукопись... есть ничто иное, как сборник, в котором догматы, заповеди, правила Церкви, ее предания и разные уставы соединены в одно целое, так что составитель их иеродиакон Неофит, родом из пелопоннесских евреев, многословно рассуждает и о Св. Троице, и о смиренномудрии, молитве и милостыне, о таинствах и о клире и правах его, приводя на все свидетельства из Св. Писаний, из творений Отцев Церкви и из правил церковных. Эта рукопись, по словам Руссиковского игумена Герасима, была пересмотрена недавно скончавшимся дидаскалом Афонорусской киновии Венедиктом; и он вырезал из нее много страниц, на коих написано было гнилое пустословие Неофита. Тут есть сказания и рассуждения и о франкмасонах, и о св. огне Иерусалимском, которого получение и раздачу Неофит назвал драматургиею... Вышеупомянутый игумен Герасим знал его лично и мне отозвался о нем так: острая голова! Беспокойная душа» ( Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 году. Отд. 1. К., 1877. Ч. 1. (М., 2006к). С. 120-121).

http://pravenc.ru/text/2565028.html

Например: επαν вместо επον (они сказали) επν вместо επ (скажи) Словарь ανιος, ον вечный (ая, ое) (прилаг. двух окончаний 2-го скл., в Nom. Sing. м. и ж.р. окончание -ος (и одинаковые падежные формы), ср. р. – -ον). ντ + Gen. вместо ποδδωμι воздаю, возвращаю, плачу γυν, γυναικς, женщина, жена δδωμι γνων (Аог. II от γινσκω) я познал ξουσα, власть, влияние, авторитет σχον (Aor. II от χω) я стал иметь, приобрел ζω (в системе Praes. меняет α на η: ζς, ζ вм. се! вот! смотри! μνος, η, ον один, одна, одно μυστριον, τ тайна, таинство ρω (Fut. ψομαι, Aor. II εδον, Perf. ρακα, Perf. Pass. μμαι, Aor. pass. φθην, Part. Aor. II δν) вижу (в Praes. и Imperf. в этом знач. чаще употр. глагол βλπω, но во всех прочих временах обычно употр. формы глаг. ρω, вытеснившие соотв. формы βλπω) παραδδωμι передаю πειρζω искушаю ποος, α, ον какой (-ая, -ое)? ποτριον, τ Σμων, Σμωνος, χερ, χειρς, Упражнения I. Переведите на русский язык: 1 . παρδωκα γρ μν ν πρτοις κα παρλαβον, τι Χριστς πθανεν πρ τν μαρτιν μν κατ τς γραφς. 2. μ χοντος δ ατο ποδοναι πλυσεν ατν κριος ατο. 3. κα ποκριθες πς λας επεν, Τ αμα ατο φ’ μς κα π τ τκνα μν. 4. θλω δ τοτ τ σχτ δοναι ς κα σο. 5. σθιντων δ ατν λαβν ησος ρτον κα ελογσας κλασεν 51 κα δος τος μαθητας επεν, Λβετε φγετε, τοτ στιν τ σμ μου. κα λαβν ποτριον κα εχαριστσας δωκεν ατος λγων, Πετε ξ ατο πντες. 6. κα επαν λγοντες πρς ατν, Επν μν ν πο ξουσ τατα ποιες, τς στιν δος σοι τν ξουσαν τατην. ποκριθες δ επεν πρς ατος, ρωτσω κγ 52 λγον, κα επατ μοι. 7. γρ ρτος το θεο στιν καταβανων κ το ορανο κα ζων διδος τ κσμ. 8. λγει ατος, μες δ τνα με λγετε εναι; ποκριθες δ Σμων Πτρος επεν, Σ ε Χριστς υς το θεο το ζντος. 9. λγει ατ ησος, Πορεου· υς σου ζ. πστευσεν νθρωπος τ λγ ν επεν ατ ησος κα πορεετο. 10. ρτε μ τις κακν ντ κακο τινι ποδ. 11. λθεν ρα, δο παραδδοται υς το νθρπου ες τς χερας τν μαρτωλν, γερεσθε, γωμεν 53 . δο παραδιδος με γγικεν. 12. κα δο ες προσελθν ατ επεν, Διδσκαλε, τ γαθν ποισω να σχ ζων ανιον; δ επεν ατ, Τ με ρωτς περ το γαθο; ες στιν γαθς· ε δ θλεις ες τν ζων εσελθεν, τρει τς ντολς. 13. κα προσελθν πειρζων επεν ατ, Ε υς ε το θεο, επ να ο λθοι οτοι ρτοι γνωνται. δ ποκριθες επεν, Γγραπται, Οκ π’ ρτ μν ζσεται νθρωπος. 14. κα προσελθντες ο μαθητα επαν ατ, Δι τ ν παραβολας λαλες ατος; δ ποκριθες επεν τι 54 μν δδοται γνναι τ μυστρια τς βασιλεας τν ορανν, κενοις δ ο δδοται. 15. λεγον ατ ο μαθητα, πλυσον ατος. δ ποκριθες επεν ατος, Δτε ατος μες φαγεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

4. Для того, чтобы мы могли усвоить себе заслуги нашего Спасителя и, действительно, освятились, Он – 1) основал на земле благодатное царство свое, Церковь , как живое орудие, чрез которое совершает наше освящение; 2) сообщает нам в Церкви и чрез Церковь благодать Духа Святого, как силу, освящающую нас; и 3) учредил в Церкви таинства, как средства, чрез которые сообщается нам благодать Св. Духа. 428 Εδες τ κεφλαιον ημν τς σωτηρας τον αγιασμν; αγιασμς εν μ γνηται, ουδ τ μυστριον τελεται. Severian. de mund. creat, orat. II, n. 6 (apud Chrysost. T. VI, p. 453, ed. Montfauc.). Cfr. Oecumen. in Epist. ad Thess. 1, c. III, vers. 13. 432 Epist. ad Serapion. 1, n. 30. Такая же мысль выражается и в церковных песнях, например, следующей: «Едина благодать Отца, Сына же и Духа совершающая, даром желающыя верно божественнаго крещения, сыноположения восприемшия власть, еже вопити: Боже, благословен еси» (Мин. за Генв. лист. 44 на обор., Москва 1837). 433 Васил. вел. о Св. Духе гл. 16, в Тв. св. Отц. VII, 287: «Из того, что Апостол упомянул здесь ( 1Кор. 12, 4–6. 11 ) во-первых, о Духе, во-вторых, о Сыне, и, в третьих, о Боге и Отце, вовсе не должно заключать, что у него извращен порядок. Апостол за начало принял отношение к нам; потому что мы, приемлющие дар, прежде всего обращаем мысль к раздающему, потом представляем себе посылающего, а потом возводим помышление к Источнику и Вине благ». 434 Αγιζει γρ δ ατο τ γιζεσθαι πεφυκος κα πατρ (Cyrill. Alex. contr. Julian. lib. 1). Так же учили: Васил. вел. (o Св. Духе гл. 9. 16), Афанасий вел. (contr. Arian. orat. 11, n. 18), Евсевий (in Ps. XXXII, 6 ) и др. 435 «Дух Святый именуется Христом и Господом; потому что, говорит Апостол: аще же кто духа Христова не имать, сей несть егов, аще же Христос в вас обитает ( Рим. 8, 9. 10 ), давая сим разуметь, что обитание Духа есть обитание Христа» (Вас. вел. против Евном. кн. V, в Тв. св. Отц. VII, 191). 436 «Тварь не освящает твари, но все освящается единым Святым, который говорит о Себе: аз свящу себе ( Иоан. 17, 19 ). Освящает же Он чрез Духа. Посему Дух не тварь, но образ святости Божией и источник святыни для всех. Мы призваны во святыни Духа, как учит Апостол ( 2Сол. 2, 13 ). Он нас обновляет, и снова творит образами Божиими» (Вас. вел. тем же стр. 192). Cfr. Cyrill. Alex. in Jes. lib. IV, or. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010