Более точное определение понятия λγος заключается в genitiv. τς ζως. Чтобы не затрудняться в решении вопроса, какого рода genitiv. представляет собою τς ζως (genitiv. subjectivus, objectivas, qualitavus и под.), необходимо помнить, что единородный Сын Божий называется λγος потому, что Он является посредником откровения, как во внутренней жизни Божества, так и в отношении Бога к миру; посему несомненно, что τς ζως есть genitiv. objectivus, указывающий предмет откровения, понятие о котором (откровении) дано в термине το λγου. Такое понимание грамматического и логического отношения τς ζως к το λγου должно служить точкой отправления в выяснении содержания всего выражения το λγου τς ζως. Понятие ζω имеет весьма важное значение в писаниях Апостола Иоанна. Цель Евангелия ( Ин.20:31 ) та, чтобы чрез веру в Иисуса как Христа, Сына Божия, привести верующих к обладанию жизнью (να πιστεοντες ζων χητε ν τ νματι ατο); и цель первого послания – возбудит в верующих сознание того, что они обладают вечною жизнью ( 1Ин.5:13 : να εδτε, τι ζων χετε ανιον). Поэтому совершенно естественны стремления с возможною точностью определить, что собственно обозначает Апостол Иоанн термином ζω, – каково содержание этого понятия. На основании тщательного исследования тех многочисленных мест в Евангелии Иоанна и в первом послании, где употреблен этот термин, учение Апостола Иоанна о ζω можно представить в таком виде. Ζω противополагаются ϑνατος ( Ин.5:24, 6:58, 8:51, 11:26 ; 1Ин.3:14, 2:17 ) и πλεια ( Ин.3:16, 6:39, 10:10, 28, 17:3 , cp. ст. 12). Эти противоположные ζω понятия помогают уяснить содержание и смысл ζω. Несомненно, что в отношении к библейскому пониманию термина ϑνατος необходимо твердо держаться и принимать за точку отправления тот факт, что смерть здесь рассматривается как следствие греха, определенное божественным судом ( Быт.2:17 ; Сир.41:2–3 ; Рим.1 :, 6:23; Евр.11:27 ) 553 . Поэтому ϑνατος есть обозначение всех следствий греха, в котором обнимаются все зло и бедствия, произведенные грехом ( Иак.5:20 ; Рим.5:12, 14, 17, 21, 6:16 ). В смерти обнаруживаемся сила и власть греха ( Рим.5:21 ; 1Кор.15:56 ). Отсюда ϑνατος не факт, один раз совершившийся, а состояние человека, подпавшего власти греха и соединенному с этим осуждению и удалению от общения с Богом 554 . Но нельзя упускать из вида и первоначального, обычного значения термина ϑνατος – прекращение, конец земной жизни в противоположность бесконечному существованию. πλεια, по новозаветному употреблению этого термина, обозначает состояние человека, окончательно извращенного, сделавшегося не тем, чем он мог и должен быть, погибшего и потому обреченного на вечное несчастие ( Флп.3:19 ; 1Тим.6:9 ; Деян.8:20 ; 2Пет.2:3, 3:7, 16 ). πλεια противополагаются σωτηρα ( Флп.1:28 ), ζω (Μф.7:13), περιποησις τς ψυχς ( Евр.10:39 ). Ср. υς τς πωλεας ( 2Фес.2:3 ; Ин.17:12 ) 555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

17 . Ветхозаветные праведники, спасаясь, каждый отдельно, в то же время не только входили в исторически-возраставший организм народа Божия или Церкви Ветхозаветной, но и продолжают свое возрастание к спасению в органическом единении с человечеством новозаветным, так что получают осуществление своей веры (пришествие Спасителя) и достигают совершенства (царства славы) не без нас, но в общении с Церковью новозаветною – сначала в первое (бывшее), а потом во второе (будущее) пришествие Христа ( Евр.11:39–40 ). Таким образом христианство представляет дальнейший рост того же самого организма спасаемых людей: и здесь возрастание во спасение ( 1Пет.2:2 ) соделывается ( Флп.2:12 ) не только в каждом верующем отдельно, но одновременно и в их жизненноорганическом единении между собою, чрез живое собрание в одно неделимо-целое тело Христово и Церковь Соборную. Мы уже знаем, что спасение, как субъективно-личное следствие веры человека в Богочеловека, состоит в таком полном усвоении себе верующим Спасителя – Богочеловека, что живет уже не верующий особно (эгоистично, только для себя), а живет в нем Сам Спаситель – Богочеловек, производя в нем и желания, и действия. Но, согласно выше указанному нами отношению души к телу, такое обогочеловечение или (по святоотеческой терминологии) обожение верующего не может касаться одной только души, оно необходимо проявляется вместе и на теле: верующий объединяется со Христом не только духовно, но и телесно, становясь органически-нераздельным членом богочеловеческого тела-церкви, хотя в то же время и сохраняя свою личность ( Рим.12:4–5 ). И если человек является христианином по природе своей, то христианин – церковен по природе. Поэтому в Новом Завете говорится о спасении не только отдельного человека, но известно и «общее спасение – οιν σωτηρα» ( Иуд.3 ), – «всего тела – церкви» ( Рим.12:4–5 , – Еф.5:23 ), всего Израиля ( Рим.11:26 ), всех людей и народов ( 1Тим.4:10 , – Тит.2:11 , – Деян.28:28 , – Рим.11:11 ), всей земли ( Деян.13:47 ), – всего мира ( Ин.4:42 , – 1Ин.4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

«Es glänzet der Christen inwendiges Leben: Sie wandeln auf Erden und leben im Himmel». Вот почему в Новом Завете благо-спасение изображается двояко: то, как настоящее, то, как будущее обладание. В первоапостольской церкви и у ап. Петра ударение более делается на будущем наследии спасения, у ап. Иоанна – более на настоящем его обладании. Σωτηρα, по первоапостольскому воззрению, достигается впервые во время второго пришествия Христа ( Деян.2:21 ; 1Пет.1:5:9 ), но для σωζμενοι спасение есть уже реальность, ощущаемая в настоящей жизни, потому что оно обеспечено для них Духом Божиим и их непосредственным общением со Христом ( Деян.2:38 ; 1Пет.3:21 ). С другой стороны, Иоанновская ζω ανιος есть настоящее обладание ( Ин.17:3 ), но эта вечная жизнь не переходит в какое-то имманентное 48 понятие, не мыслится реальностью, вполне пребывающей уже теперь, но реальностью, которая вполне осуществится только в будущем ( Ин.5:28 и далее; Ин.6:40; 11:25 ; 1Ин.3:2 ). И у ап. Павла оправдание изображается также с двух сторон: оно получается верующими уже теперь, составляя настоящую и действительную основу христианской жизни ( Рим.3:21 и далее; Рим.5:1 ; Гал.2:15 слл.), но всецело оно станет собственностью людей в будущем, во второе пришествие Христово. Также и сыновство и избавление есть для ап. Павла отчасти настоящая, отчасти будущая реальность ( Гал.4:5 ; Еф.2:4 ; Рим.8:15; 3:24 ). И в учении о царстве Божием как у ап. Павла, так и у самого Иисуса Христа, есть эсхатологический элемент. Царство Божие – всеобщее и конечное – есть будущая реальность, осуществляемая вполне на небе (βασιλεα τν ορανν – ср. и Ин.18:36 ), но в то же время оно возможно и теперь ( Лк.17:20 ; Мф.10:15 ). Таково было настроение первых христиан. Они чувствовали в себе преизобильно благодать возрождения. Они нашли удовлетворение своим запросам. И больше им ничего не было нужно. Евангелие было для них концом истории, тогда как для нас оно является только началом нового миропорядка. «Новая влага широкой волной вливалась в измученные души и наполняла их восторгом абсолютного преображения, превращавшего все прежние отношения...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

И так как Бог есть Верховное Благо, то в мире должно быть «вся добра зело» ( Быт.1:31 ; 1Тим.4:4 ). Но тот же самый «космос», притом также «весь λος», т. е. во всей своей целостности (не только видимый, но и невидимый – злые духи, все творение – Ин.1:2 ), «во зле лежит» ( 1Ин.5:19 , ср. 2:16, – Ин.1:29 , – 8:23–16:8, – 17:16, – Рим.8:19 дал. Апок.4:10–11:10, 6 и др.). Есть другой, противобожий и злой «князь мира – ρχων το κοσμου» ( Ин.12:31, 14:30, 16:11 ; Еф.2:2 др.) и «миродержец» или «мировладыка тьмы (века сего) – κοσμοκρτωρ το σκτους – το ανος τοτου» ( Еф.6:12 ). В мире есть добро, правда, любовь, свет, блаженство святость, жизнь, Христос – Сын Бога – Логос – Бог. В мире есть и зло, кривда, ненависть, тьма, страдания, грех, смерть, антихрист, диавол и сатана. —468— Как взаимоотрицания, эти противоположности не могут быть мыслимы соединенными и примиренным в высшем синтезе. Выше Бога, добра, жизни мыслимо только ничто, т. е. немыслимость 1748 . Тут возможно только «поглощение в победу» одной противоположности над другою ( 1Кор.15:54 ). Конец борьбы сам собою очевиден как аксиома для непосредственного, свободного от софистики и схоластики, нравственно-религиозного сознания: положительное начало всегда и необходимо господствует над отрицательным, – это закон жизни и бытия. Но господство это дается не магически или механически, внешне, – а духовно, исторически, путем внутреннего подвига возрождения и преображения, – чрез нравственно-религиозное преодоление добра над злом и жизни над смертью. В этом – история «спасения – σωτηρα» людей, целения (σς, – целый, здоровый, нормальный) человечества, его перерождения в целость, здоровье, норму, – в соответствующий идее человека образ или идеал, причем это спасение человека совершается в необходимой органической связи со спасением и всего мира, поскольку зло не в одном человеке, а в целом мире ( Рим.8:19 дал. Ин.3:17 , – 4:42 др. Фил.2:9–10 др.). Такою животворящею и преобразующею человека «идеею» служит «совершенство человека как совершен его Отец Небесный» ( Мф.5:48 ), – а таким «идеалом» является «Спаситель или Целитель, Сын Божий, Логос – Богочеловек» (σωτρ, ιος ϑεο μονογενς, Λγος – ϑες – σρξ γνετο, κριος – νϑρωπος).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Термин «Спаситель» имеет прямую связь с понятием «спасение» (σωτηρα), в новозаветном контексте обладающим широким спектром значений. Иногда оно применяется к физическому спасению от болезни или от смерти. Однако в большинстве случаев новозаветные авторы этим термином обозначают действие искупительного подвига Иисуса на человечество. Апостол Петр говорит о Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:11–12 ). Павел называет благовестие о Христе словом спасения сего ( Деян.13:26 ). Одно из наиболее лаконичных изложений христианского понимания спасения мы находим в Послании Павла к Титу: Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3:4–7 ). Здесь Спасителем названы и Бог Отец, и Христос, глагол «спасать» применен по отношению к Богу Отцу, но спасение происходит через Христа – по Его благодати, от воды и Духа, Которого Он изливает на верующих. Мы видим в этом отрывке те же богословские термины и идеи, что и в Евангелии от Иоанна. Очевидно, что они проистекают от одного корня – от учения Самого Иисуса, изложенного на страницах четвертого Евангелия. Если Петр говорит о спасении, готовом открыться в последнее время ( 1Пет.1:5 ), то есть относит спасение к некоему ближайшему будущему, то Павел в своих посланиях нередко говорит о спасении как свершившемся факте: Ибо мы спасены в надежде ( Рим.8:24 ); благодатью вы спасены ( Еф.2:5, 8 ). В этом словоупотреблении нет противоречия. С одной стороны, спасение происходит благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа, который уже совершен. С другой стороны, уверовавшим в Иисуса предстоит еще усвоить плоды этого спасения. Поэтому и у Павла концепция спасения нередко отнесена к будущему времени: Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ( Рим.5:8–10 ). Смерть Христа и открывшееся через нее спасение для всех людей – свершившийся факт, но спасение каждого конкретного человека является итогом его собственного ответа на искупительный подвиг Мессии, его готовности принять Иисуса как своего Бога и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Учение Спасителя о спасении было бы неполным и небожественным, если бы в Своем Богочеловеческом учении Он не открыл человеческому знанию конец и завершение драматической истории человеческого рода на земле, в ходе которой Он совершает спасение людей. Божественно ясно и премудро Он изложил это в Своем учении о Страшном «Суде». Все человеческие существа и все твари спешат к своему историческому концу – к Страшному Суду. Хотят ли они того или нет, но все люди в день Суда должны будут явиться пред всеправедного Судию. Страшный Суд совершит Сын Человеческий, Господь Иисус Христос (см. Ин.5:27 ), а не Бог Отец и не Бог Дух Святой, дабы мятежный человек не возразил им, что Они будто бы не имеют права судить людей, так как не жили как люди среди людей в условиях мучительного земного существования. Пришествие Судии, Сына Человеческого, будет, «как молния»; и придет Он со всеми святыми Ангелами ( Мф.24:27–31 ; Мк.13:25–27 ; Лк.17:24 ). Ангелы «отделят злых из среды праведных» ( Мф.13:49–50 ). Всеправедный Судия будет судить всех на основе возвещенного Богочеловеческого Евангелия. Как кто относился к Евангелию спасения, таков ему будет и суд. Праведники наследуют вечное блаженство, а грешники – вечную муку (см. Мф.25:31–46, 11:22, 24 ; Мк.6:11 ; Лк.10:12, 14 ). Всем закоренелым грешникам, добровольно и упорно отождествившим себя со злом, будет дано вечно жить там, где им нравится, и в среде того, что они любят, то есть в царстве зла, где и вечные муки, и кромешная тьма, и плач и скрежет зубов (см. Мк.8:12, 13:41–42, 22:13 ; Лк.13:28 ), и вечный огонь; где червь не умирает и огонь не угасает (см. Мк.9:43, 44 ). Земная история человеческого рода завершится Евангелием и евангельской правдой: грешникам, возлюбившим грех, будет дано вечно жить с дорогим для них идеалом – со злом; а боголюбивым праведникам будет дарована вечная жизнь во свете их единственной Любви – Сладчайшего Господа Иисуса. В настоящем кратком обзоре учения Спасителя о спасении это Его учение не объято даже отчасти: ведь спасительно каждое слово Спасителя. Всё изреченное Им сказано во имя спасения мира. Каждое Его слово светится таинственной силой спасения. Его учение о спасении включает в себя, собственно, всё Откровение Ветхого и Нового Завета. По сей причине Богочеловеческое учение и называется в Священном Писании «словом спасения» ( Деян.13:26 ), «благовествованием» (Евангелием) «спасения» ( Еф.1:13 ), «силой Божией ко спасению всякому верующему» ( Рим.1:16 ; 1Кор.1:18 ; 1Фес.1:5 ). Поэтому святой Кирилл Иерусалимский говорит о Священном Писании, что оно – «наше спасение (μν σωτηρα)». 9. Тайна делания (действования) Спасителя и тайна спасения

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Теперь он неизвержен с неба вместе со своими ангелами и, значит, лишился одного своего прежнего преимущества. Но у него по-прежнему осталась возможность обольщать всю вселенную. Эта вселенная не есть какая-либо одна область, не есть поэтому и какой-либо отдельный народ, напр. израильский 949 , но вся земля, все живущие на земле без исключения и без различия племен и народностей 950 . По низвержении дьявола с неба, там было великое торжество, свидетелем которого называет тайнозритель себя. Он услыхал громкий голос. Кому принадлежал этот голос, – старцам ли 951 , ангелам 952 , прославленным людям 953 (7:9), или блаженным из израильского народа 954 , утвердительно сказать невозможно, – для этого Иоанн не дает никаких сведений 955 . Он говорит лишь о силе голоса (громкий голос) и об участии в этом песнопении многих существ (братий «наших», Богом «нашим»). Это, во всяком случае – обитатели неба, а так как между всеми небожителями (5:11) полное единение в прославлении Бога, то можно предполагать, что и в данном случае в прославлении Бога принимали участие и ангелы, которые называют себя сослужителями людей (19:10; 22:9) и старцы, которые являются представителями прославленного человечества (5:4, 10), и все прославленные люди, некогда сами совершавшие земной подвиг и подпадавшие искушениям дьявола. Прославление небесных голосов начиналось так же, как и прославление 7:10 со слова «спасение» σωτηρα. Спасение здесь нужно понимать не в смысле частного избавления от опасности и стеснения 956 , но спасение в его общем и широком смысле 957 , как дело Бож. милосердия по отношению к человеческому роду, – то дело, совершить которое от века было предназначено Сыну Божию. Теперь в небесном славословии прославляется не только самое это дело, которое выразилось также и в победе добрых ангелов над злыми, но прославляется и та Бож. сила, то всемогущество, которое было необходимым условием совершения Богом человеческого спасения; прославляется также и царство Божие, наступившее на земле по совершении искупления и состоящее в правде, мире и радости о Св. Духе ( Рим. 14:17 ). А так как дело человеческого спасения, совершившееся согласно Бож. предопределению, неразрывно связано с личностью Богочеловека Иисуса Христа, то в небесном славословии упоминается и власть (ξουσα) Иисуса Христа. Он «нанес человеческому врагу удар крестом Своим и воскресением, и есть потому могущественный Победитель ада и смерти» 958 . «До сих пор сатана беспрепятственно пользовался важным званием князя мира, но теперь эта власть у него отнята» 959 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Смерть в НЗ - это не естественное и очевидное завершение Ж., но наказание за грех. А Ж., как Божию дару, свойственно бессмертие и нетление, но не смерть. Такая Ж. принадлежит Богу и является «истинной» (ντως - 1 Тим 6. 19; ср. ζω ληθιν - Ign. Eph. 7. 2), «будущей» (μελλοση - 1 Тим 4. 8) в отличие от Ж., подверженной смерти, которая называется «эта Ж.» (ζω ατη - 1 Кор 15. 19), «настоящая» (νν), т. е. «нынешняя», Ж. «во плоти» (ν σαρκ - Гал 2. 20; Флп 1. 22). Поэтому и живой человек может быть назван «мертвым» (Мф 8. 22; Лк 15. 24, 32; Ин 5. 21, 25; Кол 2. 13; Еф 2. 1, 5; 5. 14; 1 Тим 5. 6; Откр 3. 1). Истинная Ж. есть прежде всего Ж. после смерти, «Ж. вечная» (ζω ανιος - напр.: Мф 19. 16, 29; 25. 46; Мк 10. 17; Лк 10. 25; 18. 18; Ин 3. 15-16; 4. 14; 6. 27; Деян 13. 46, 48; Рим 2. 7; 5. 21; 6. 22-23; Гал 6. 8; 1 Тим 1. 16; 6. 12; Тит 1. 2; 3. 7; Иуд 21). Такое значение могут иметь и слова «Ж.» и «жить» без уточняющих определений (Мф 7. 14; 18. 8-9; Мк 9. 43; Лк 10. 28; 1 Петр 3. 7, 10; 2 Петр 1. 3; Рим 1. 17; 8. 13; 1 Фес 5. 10; Евр 12. 9). Поскольку истинная Ж. есть избавление от смерти, о ней часто говорится в связи со спасением (σωτηρα - Рим 5. 10), нетлением (φθαρσα - 2 Тим 1. 10). Вечную Ж. человек «наследует» (κληρονομεν - Мф 19. 29; Мк 10. 17; Лк 10. 25; Тит 3. 7; 1 Петр 3. 7), «получает» (λαμβνειν, πολαμβνειν - Мк 10. 30; Лк 18. 30; ср.: Мф 19. 16), «входит» в нее (εσελθεν - Мф 18. 8-9; 19. 17; Мк 9. 43, 45), и условием при этом служат его дела: «Так поступай, и будешь жить»,- говорит Господь (Лк 10. 28; ср.: Мф 25. 46; Мк 10. 17, 30; Ин 5. 29; 12. 25; Рим 2. 7; 6. 22-23; Гал 6. 8); их совокупность представляет собой особый путь, ведущий в Ж. (Мф 7. 14), которым является и покаяние (μετνοια - Деян 11. 18). Лит.: Burkitt F. C. Life, Zoe, Hayyim//ZNW. 1911. Bd. 12. S. 228-230; Charles R. H. A Critical History of the Doctrine of a Future Life in Israel, in Judaism and in Christianity. L., 19132; Lindblom Ch. J. Das ewige Leben: Eine Studie über die Enstehung der religiösen Lebensidee im NT.

http://pravenc.ru/text/182295.html

Να αποδεχθε Ο ισττοπος χρησιμοποιε cookie για να σας δεξει τις πιο ενημερωμνες πληροφορες. Συνεχζοντας να χρησιμοποιετε τον ισττοπο, συναινετε στη χρση των Μεταδεδομνων και των cookie σας. Διαχεριση cookie Δδαγμα του αποστλου Παλου για τον προορισμ προς τη σωτηρα (βσει της Επιστολς προς Ρωμαους) Μητροπολτης Βολοκολμσκ Ιλαρων  Δδαγμα του αποστλου Παλου για τον προορισμ προς τη σωτηρα (βσει της Επιστολς προς Ρωμαους) Η Επιστολ προς Ρωμαους εναι μα απ τις λγες επιστολς του Αποστλου Παλου η πατρτητα της οποας δεν αμφισβητθηκε ποτ απ στην επιστημονικ βιβλιογραφα. Πραν αυτο, χουν καταβληθε αρκετς προσπθειες επαλθευσης της αυθεντικτητας λλων επιστολν ακριβς μσω της σγκρισς τους με την εν λγω επιστολ. Ο Απστολος Παλος συνταξε την Επιστολ προς Ρωμαους με πρωταρχικ στχο την ανπτυξη της δικς του αντληψης του χριστιανισμο και του συσχετισμο του με το θρσκευμα της Παλαις Διαθκης, απ το οποο μετεξελχθηκε. Ακμα και αν ο Παλος, γρφοντας την επιστολ εχε συγκεκριμνες πρακτικς αφορμς (δηλαδ επιθυμα του να επισκεφθε τη Ρμη και να επικοινωνσει με τους ντπιους χριστιανος), την χρησιμοποησε για να δημιουργσει να θεσμικ θεωρητικ ργο, στο οποο ο χριστιανισμς νοεται ως να θρησκεα που ρθε να αντικαταστσει τον νμο του Μωυσ. Στην Επιστολ προς Ρωμαους υπρχουν πολλ χωρα τα οποα κατ τη διρκεια αινων αποτελον αντικεμενο λογομαχιν. να απ ττοια κεμενα θα θελα να σχολισω στη σημεριν μου κθεση. Στο κεμενο αυτ πρκειται περ του προκαθορισμο της σωτηρας. Ο Απστολος γρφει τα ακλουθα: Ελληνιστικ κοιν Οδαμεν δ τι τος γαπσι τν Θεν πντα συνεργε ες γαθν, τος κατ πρθεσιν κλητος οσιντι ος προγνω, κα προρισε συμμρφους τς εκνος το υο ατο, ες τ εναι ατν πρωττοκον ν πολλος δελφοςος δ προρισε, τοτους κα κλεσε, κα ος κλεσε, τοτους κα δικαωσεν, ος δ δικαωσε, τοτους κα δξασε (Ρωμ. 8:28–30). Απδοση στη δημοτικ Εκενους που αγαπον τον Θεν λα υποβοηθον και συνεργζονται δια το καλν των· εις αυτος δηλαδ, οι οποοι σμφωνα με την προαινιον πρθεσιν του Θεο χουν κληθ και χουν δεχθ την σωτηραν. Διτι εκενους τους οποους ο Θες χει προγνωρσει, τους προρισε να γνουν ομοιμορφοι προς την νδοξον εικνα του Υιο του, στε να εναι ο Υις του Θεο πρωττοκος μεταξ πολλν αδελφν. Εκενους δε που προρισε, αυτος και εκλεσε· και αυτος που εκλεσε, τους κατστησε δικαους· και εκενους που εδικαωσε, αυτος και εδξασε (Ρωμ. 8:28–30).

http://new.mospat.ru/gr/news/46258/

Не трудно видеть, что в представленном фрагменте Александрийский святитель излагает целесообразность Пришествия Христова кратко, и в то же время – ёмко. И всё же, для более полного усвоения этой, до конца не постижимой истины, имеет смысл познакомиться с учением о спасении поближе. Значение термина «спасение» и значение термина «сотериология». По большому счёту, термин «спасение» в христианском понимании имеет достаточно широкое значение. Условно различают две стороны этого действия – отрицательную и положительную. В отрицательном плане под спасением (а прототипом слова «спасение» часто является греческое слово «σωτηρα») подразумевается «избавление» (как один из вариантов перевода слова «σωτηρα»): избавление человека от (или снятие с человека) осуждения Божия, избавление от власти греха, диавола, тленности и смерти, избавление всей вселенной от тленности и смерти. Что же касается положительного измерения спасения, то об этом стоит высказаться более обширно. Приведем несколько трактовок разных авторов. Начнем с «бывшего ординарного профессора Императорского Санкт-Петербургского Историко-филологического Института», А. Д. Вейсмана. Этот учёный, являясь составителем одного из самых авторитетных греческо-русских словарей (а «спасение», как мы только что сказали, есть перевод (в том числе и) греческого «σωτηρα»), даёт на страницах оного издания такое истолкование интересующего нас термина (помимо: «спасение, избавление»): «… сохранение, благо, счастье» с. 1222]. Особый интерес представляет для нас и позиция другого известного профессора, Митрофана Дмитриевича Муретова . Однако прежде чем озвучить интересующие нас слова, освежим в памяти вот что. Грех, как мы уже говорили, ввёл в жизнь разлад. Разладились взаимоотношения человека с Богом, с природой; разладились отношения людей между собой и, наконец, разладу подвергся сам человек. Его существо, созданное гармоничным, сделалось дисгармоничным. Если до грехопадения тело человека было подконтрольно душе, душа – духу, а дух человека устремлялся к Добру, то уже после преслушания ситуация кардинально изменилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010