Чтен. 1879, 14, стр. 155). Но как не искусно подобраны ученым профессором, замечательным знатоком Библии , подходящие для данного церковного обряда паремии и места из них, говорящие об огне, за исключением, конечно, паремии из книги Бытия, трактующей о вселенной, a не о свете огненом, однако же, литургист во всем этом видит лишь одно сплошное недоразумение. Во-первых, в числе 15-ти паремий, положенных в службе вечерни великой субботы, не только, по нынешнему Типикону, но даже по древнейшему Святогробскому, ни одна из указанных паремий в состав данного богослужения не входила и не входит доселе. О свете говорится лишь в второй паремии из пророка Исаии: „Светися светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия... Се тма покрыет землю и мрак на явыки … И пойдут царие светом твоим, и языцы светлостию твоею. Возведи окрест ючи твои, и виждь собранная чада твоя: се придоша вси сынове швои издалеча, и дщери твои на рамех возмутся... Положу тя в радость вечную, веселие родом родов“... Во-вторых, по современному Типикону Великой церкви, в чине вечернего великосубботнего богослужения положены лишь три паремии: из Бытия, из пророчества Ионина и из пророчества Данилова (Τυπικν σελ. 381), a остальные 12 паремий читаются чаще в начале утрени великой субботы (σελ. 379) и иногда утром, но раньше вечернего богослужения (σελ. 379, σημ. 47). В третьих, наконец, самое главное – в литании „получения святого огня», как это видно из нашего описания, паремии совершенно отсутствуют и для них нельзя указать подходящего места в этой литании, стоящей ныне особняком в ряду церковных служб данного дня даже и в Иерусалиме. 153 На этот именно момент вечерни великой субботы указывает явление „святого света“ на Гробе Господнем и Святогробский Типикон 1122 г., но при этом протяжное и немолчное (κτενς κα καταπαστως) „Господи, помилуй“ начинает возглашать патриарх, и ему лишь вторит весь народ (νλεχτα τ. β» σελ. 184 ν Πετροοζλε. 1894). Кажется, здесь некоторая маленькая неточность у игумена Данила в передаче подробностей этого богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  Феодора   Студита ,  Письмо 164 (M.P.G. т. 99, с. 1251): «Если после надлежащего пострижения некоторые отступают к дурному, настойчивы в своих злодеяниях и неизлечимы в душевных болезнях, их следует извергнуть из братии, подобно загнившим членам тела»;  Афанасия   Афонского , Типикон [θανασου θωτου, Τυπικν, H. U. A. σελ. 112]: «Окончательно изгоняется из Лавры и отторгается подобно загнившему и испорченному члену тела Церкви»; Типикон Лавры Святого Саввы [Τυπικν Λαρας το γου Σββα, B.Z. τ. III, σελ. 169]: «Таковой изгоняется»; Типикон монастыря Богородицы Благодатной, глава 13 (Τυπικν . Μονς Θεοτκου τς Κεχαριτομνης Acta, τ. 5, σελ. 344, 386); 1-ый Типикон  Иоанна   Тсимисхия  [Α Τυπικν ωννου το Τσιμισκ, H. U. A. σελ. 146];  Михаила   Аталлиата , Типикон, глава 6 [Μιχαλ το ταλλειτου, Τυπικν, Acta, τ. 5, σελ. 313];  Леонта , епископа Аргонавплии, Типикон монастыря в Арее Аргонавплии, глава 9 [Λοντος, πισκπου ργοναυπλας, Τυπικν . Μονς ρεας ργοναυπλας, Acta, т. 5, σελ. 186];  Преподобного   Нила , Типикон монастыря Богородицы Махеры, глава 11 [ς. Νελου, Τυπικν . Μονς τς Θεοτκου το Μαχαιρ, Acta, τ.5, σελ. 406];  Гавриила   III , Вселенского Патриарха, документ, том за 1705 г., об управлении монахами Синая, статья 10 [Γαβριλ Γ, Οκ. Πατριρχου, Σιγιλλιδης τμος π το τους 1705 περ τς νν Σινατν διοικσεως, Κ.Δ.Π.Θ.Ι. σελ. 123, 1868];  Германа   IV,  Вселенского Патриарха, документ о монастыре Святой Анастасии Узорешительницы, глава 25 [Γερμανο Δ, Οκ. Πατριρχου, Σιγλλιον περ τς . Μονς γας ναστασας τς Φαρμακολυτρας Γ.Π. τ. 4, σελ. 303];  Иеремии   I , Вселенского Патриарха, завещание о монастыре Ставроникиты, [ερεμου Α, Οκ. Πατριρχου, Διαθκη περτς . Μονς το Σταυρονικτα, Γ.Π. τ.3, σελ. 569–570].  Юстиниан сурово оценивает уход из монастыря, определяя в законе 57, что «скитальческий образ жизни не свойственен монашескому терпению», и предписывает через законы 57 и 133 5 в отношении непослушных монахов: «Такого следует тотчас изгнать из монастыря». Но и более позднее государственное законодательство [Β. Δ. α.κγ.] одобряет эти меры, предписывая: «Так что таковой будет изгнан из монастыря».

http://pravoslavie.ru/77685.html

2 Номокан. Греч. библ. Афинск. Универс. ϑ.) 87, гл. 119, φ. 130 (нач. «Πρς τν μν λαχησττητα παρεγνετ»...); ркп. Парижск. Национ. Библ. b (гл. 280), φ. 299 об. (нач. «Προςλϑων τ μ λαχησττητι...»). 3 Первое в Номо., греч. ркп. библ. Афинск. унив. 25, φ.20 об.–21. (нач. «Τν πρς τν μν οδαμιντητα οαραγενμην…; форма служила для некоего духовника Иакова, имя которого вписано вместо другого имени – выскобленного – прежнего влдельца рукописи); второе в Номок., ркп. библ. Афонск. Пантелеимоновского монаст. в конце; ср. ркп. Святогорск. Библ. φ.72 (Μαρτυτα πνευμανικο πρς πνευματικν τκνον). 4 Ср. цит. 2 и 3, а также Номок., ркп. библ. Афинск. Унив. 73, гл. 292, φ. 267 (с первым надписанием) и (совершенно такое же) в Номок., ркп. Парижск. Ницион.библ. suppl.) 67, φ.191 (κεφ.33). 5 Хрисанф патр. Иерусалимский. Συνταγμτιον περ τν φφικων, κληρικτων κα ρχοντακων... κ. τ. λ. Benet. 1778, σελ. 61, под заглавием: «Τπος κατ τν ποον γρφουσιν ο πνευματικο πατρες ες κενον, πο μλλεο ν ερωϑ» и пр. В ней же оно издано и в Σνταγμα τν ερν καννων Ραλλη κα Ποτλη, t. V, Αϑην. 1855, σελ. 543 (с надп. «Τπος συμμαρτυρας τ χειροτονηϑησομν»). 6 Номок. Ркп. Пантелеим. Мон. φ. 249 об.; Святогроб. В Константинополе библ. φ. 238 об. (гл.343). 7 Номок., ркп. – библ. Афинск. Унив. 55, φ. 38 об.; Святогробск. Библ. (гл. 152); Пантелем. Мон. 43, φ.258 об.; в конце. Надписание «Συμμαρτυρα» – Никодим, руководясь книгою об исповеди помянутного патр. Хрисанфа, объясняет указанным выше требованиям от ставленнического духовника – узнавать нравственные достоинства кандидата на иерархическое звание – не только путем исповеди, но и чрез свидетельство сторонних лиц (ξομολογητριον, benet. 1885, σελ. 67, not. 2). 8 Номок. Греч. ркп. библ. Barberini л. 123–124 (τρα μαρτυρα πρς πνευματικν τκνον); Номок., ркп. Пантелеим. Монст. φ. 249 об.–250; σελ.45. 9 См. Πηδλιον, εκδ, ν Λειψα, 1800, σελ.526, ξομολογητριον Νικοδμου, ed. Benet. 1885 σελ. 68, nott. ερ νϑολογα, περιεχ. ρμηνεαν π τς τελετς τν πτ μυστηρων... Αϑην. 1880, σελ. 157, – причем во всех случаях надписывается «Τπος κανονικς συμμαρτυρας». В этой же редакции, добавим, – трактуемое свидетельство (с надп. Исповедано писмо кое дае духовник имаеем се рукоположити) принято в практике сербской церкви (см. митрп. Михаила «Ручина свештеничка книга».Београд, 1867, стр. 208–209»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

472. Максим Исповедник. Главы умозрительные 1, 48 (PG 90, 1100 D). 473. Здесь Григорий Палама воспроизводит традиционное для восточно–христианской патристики различие между веком и временем: термин «век» (αιν) на па–тристическом языке всегда указывает на некий род (вид, уровень) тварного бытия, но вовсе не обязательно на некий временной промежуток. 474. Максим Исповедник. Главы умозрительные 1, 50 (PG 90, 1101 В). 475. Григорий Παινα. Триады III, 2, 7 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α. Σελ. 662—663=Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 312—313; Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1998. С. 269). 476. Там же. 477. Григорий Палама. О боготворящем причастии (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Β " . Σελ. 142=Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269). 478. Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Β " . Σελ. 340=Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269). 479. Ср.: Григорий Палама. Против Акиндина VI, 3 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ " . Σελ. 385). 480. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 295. 481. Там же. 482. Греч. текст напечатан в: Троицкий С. В. Афонская смута. — Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 893 (там же и несколько вариантов перевода). 483. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2, 3 (PG 3, 646 В); О таинственном богословии 1, 1 (PG 3, 997 А) и др. 484. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 12 (PG 94, 848 В). 485. Григорий Палама. Триады II, 3, 37 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 570=Григорий Палама. Триады в защиту священ–нобезмолвствующих. С. 224). 486. Григорий Палама. Против Акиндина 5, 17, 13—21 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ. Σελ. 337); 5,26, 3—27 (Ibid. Σελ. 370).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Иначе, впрочем, и быть не могло: собор не мог в своих актах и определениях вступать в диалектическое препирательство с представителями осуждаемого им мнения, не выходя из своей роли представителя высшего церковного авторитета. Этот чувствовавшийся доселе пробел во внутренней истории спора восполняется изданными о. Димитракопулом словами Николая Мефонского , и за это нельзя не быть благодарным почтенному издателю. Диалектическая сторона спора в этих словах развита с искусством, которым справедливо славился между своими современниками этот тонкий диалектик, достойный быть поставленным на ряду со знаменитым патриархом Фотием, диалектические доводы которого в подкрепление православного учения об исхождении Св. Духа он так хорошо развил и дополнил в своих лолемических произведениях, посвященных этому вопросу. Из не изданных доселе произведений Захарии Митиленскаго в состав этого тома вошло «Слово против Манихеев» ( σελ. 1–18); из сочинений Никиты Стифата трактат «Об опресноках, посте в субботу и браках священников ( σελ. 18–36); из сочинений Иоанна Фурна «Возражение на речь архиепископа медиоланского об исхождении Св. Духа ( σελ. 36–47); из сочинений Евстратия Никейского: 1) «Слово к говорящим, что Дух Святый исходит от Отца и от Сына» ( σελ. 47–71); 2) «Второе слово о Св. Духе» ( σελ. 71–84); 3) «Изложение диспута, бывшего между ним (автором) и архиепископом медиоланским, об исхождении Всесвятого Духа» ( σελ. 84–99); 4) «Слово к латинянам об опресноках» (100–127); 5) «Диалог о св. иконах, – как нужно им поклоняться и почитать их, σχετικς, или λατρευτικς» 2 (127–151); 6) «Силлогистическое доказательство относительно способа почитания и поклонения св. иконам» (151–160); 7) «Обличение и опровержение говорящих, что едино естество во Христе, истинном Боге нашем» (160–191); из сочинений Николая Мефонского : 1) «Ответ великому доместику на вопрос его о св. Духе, – именно о том, в каком смысле говорится, что Дух Св. οσιωδς (существенно) вселился и обитал в апостолах, и если Он таким же точно образом обитал и во Христе, то почему и они (апостолы) не называются Христами? А если не так (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Никто не в праве обидеть пришельца, в противном случае наносится оскорбление целому роду и даже племени. Вообще прием гостя для восточного жителя составляет священную обязанность. Затем, восточное население питает большое уважение к женщине. Оскорбить женщину и особенно девушку считается тяжким преступлением, Виновник беспощадно приговаривается к смерти. С другой стороны, неверную жену немилосердно побивают камнями и притом – ее отец и братья, а не муж и его родственники. Если преступление совершилось по согласию обоих виновных, то оба приговариваются к смерти. Православный народ Сирии и Палестины отличается также трудолюбием, трезвостью, умеренностью в жизни и привязанностью к добрым традициям своих предков. Вообще, православное население востока и до настоящего времени, после всех ужасов многовекового мусульманского рабства, сохранило много весьма привлекательных качеств и доныне твердо держится святой православной веры и истинно-христианской нравственности, так что от историка XIX века должно, по нашему мнению, заслуживать не порицания и осуждения, а удивления пред величием терпения, мощью духа и верою в созидающую и спасающую силу святой православной церкви. 8 Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам востока с 1723 по 1747 г. Изданы Православным Палестинским Обществом под редакцией Н. Барсукова. Часть III, стр.21–22. Спб. 1887. 21 «Христианское Чтение» 1891, ч. II, стр. 142–145. «Богословский Вестник», 1900, июль, стр. 375–380. Срав. ΔΙομηδης– Κοριαχος, Εκκληοιαστικη ιστορια, τομ. 3, σελ. 79–80. 24 Διομηδης– Κοριακ ς, Εκκληοιαστικη ιστορια, τομ. 3, σελ. 78–80). Священник Петр Соловьев, Христианские мученики, пострадавшие на востоке со времени завоевания Константинополя турками. Перевод с новогреческого. С-Петербург, 1862; Κωνστανινος Δουκχης, Μγας Συναζαριστης за весь год (12 книг). Афины. 1889–1895; Афонский Патерик, части I-II. Издание 7. Москва. 1897. 25 Heinrich Gelser, Geistliches und Weltliches aus dem turkisch-griechischen Orient, S. 74. Leipzig. 1900. 28 Μανουηλ Γεδεων, Κανονιχαι διαταςεις των πατριαρχως Κονσταντινοπολεος, τομ. 2, σελ. 197–343. 30 ΗΕκκλησιτ Γεροσολυμων χατα τους τεσσαρας τελευταιους διωνας. Αθηνησιν. 1900. σελ. 275–278 31 Διομηδης– Κοριαχος, Εκκληοιαστικη ιστορια, τομ. 3, σελ. 177 –187. Окружное цослание синода против Макракиса напечатано в книге: « Συλλαγη των εγχυχλιον της ιερας συνοδου της εκκλησιας της Ελλαδος», υπο Στεφανου Γιαννοπουλου αρχιμανδριτου. Αθηναι, 1901, σελ. 940–944 Читать далее Источник: Христианское чтение. 1902. 5. С. 601-636. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

δν ναφρει τ Ρωσα τν Οκρανα στς ποκεμενες στ Οκουμενικ Πατριαρχεο κκλησιαστικς παρχες! ii) ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΙΟ ΧΡΥΣΑΝΘΟΥ (1715): πατριρχης εροσολμων Χρσανθος (Νοταρς) στ περφημο Συνταγμτι του (σ. ξστ-ξθ) ναφρει λεπτομερς τς π τν Κωνσταντινουπλεως κκλησιαστικς παρχες, στς ποες δν περιλαμβνει τ Μητρπολη Κιβου λλη πισκοπ τς Οκρανας. πιπλον, π τ σελ. ογ κ.ξ. ναφρεται στ «περ το γιωττου πατριαρχικο Θρνου τς Μοσχοβας». ρχικ μνημονεει πς δθηκε στ Μσχα πατριαρχικ ξα κα τιμ (σ. ογ-οδ) κα κολοθως στς σελ. οδ-οε ναφρεται στ ρια τς «Μοσχοβας» στ ποα περιλαμβνει κα τν Οκρανα. Τ πμενο κρσιμο κεφλαιο πο πιγρφεται «Περ τν ποκειμνων Θρνων τ πατριρχ Μοσχοβας» (σελ. οστ κ.ξ.) ναφρει τ Κεβο κα τ Γαλικα (« Κιοβας κα λικας») καθς κα λλες περιοχς τς Οκρανας («Μεγλης Νοβογορονδας», «Σουσδαλας», «Τσερνιγβας», «Χολμογορας» κ..) ς παγμενες κκλησιαστικ στν Πατριρχη Μσχας! Τλος, στ σελ. οζ ναφερμενος «περ τν προνομων τν κατ τν Μοσχοβαν ρχιμανδριτν» παριθμε στος «πισημοτρους ρχιμανδρτες» το Πατριαρχεου Μσχας κα Οκρανος ρχιμανδρτες ν ος πρτος « το Κιεβοπετζερσκου» κα κολουθον λλοι π τν Οκρανα (π.χ. « τς Τζερνιγοβιγας»). Συμπερασματικ: κκλησιαστικ συνεδηση στς ρχς το 18ου α., πως χει καταγραφε τ 1715 π τν Πατριρχη εροσολμων Χρσανθο στ Συνταγμτι του, θλει χωρς καμα νσταση στω πλ πιφλαξη τν παρχα το Κιβου κα τς Οκρανας ν πγεται κκλησιαστικ στ Πατριαρχεο τς Μσχας κα χι στ Οκουμενικ Πατριαρχεο. Σημεινεται τι δν πρξε ποτ καμα νσταση κατ το Συνταγματου το Χρυσνθου π τ Οκουμενικ Πατριαρχεο. iii) ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΙΟ 1855: Σμφωνα μ τ «Συνταγμτιο περ τς τξεως τν πατριαρχικν Θρνων κα τν Ατοκεφλων Συνδων», ν θναις 1855, σελ. 3-12 δν πγεται στ Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως Μητρπολη Κιβου κα περιοχ τς Οκρανας. Στς σελ. 16-18 το Συνταγματου ναγρφεται « Κιβου κα Γαλικας» ς Μητροπολτης «παρχας πρτης τξεως» τς «Ατοκεφλου κκλησας τς Ρωσσας» καθς κα λλες παρχες τς σημερινς Οκρανας! iv) ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΙΟ 1896: Στ «ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΙΟΝ τν π τν Οκουμενικν Θρνον Μητροπολιτν κα πισκπων» πο ξεδθη «ν Κωνσταντινουπλει κ το Πατριαρχικο Τυπογραφεου» τ 1896, δν ναφρεται Μητρπολη Κιβου λλη περιοχ τς Οκρανας ς κκλησιαστικ παρχα π τν Κωνσταντινουπλεως.

http://gr.pravoslavie.ru/126035.html

Собор антипросопов (послов–представителей) от 20 монастырей, осуществляющий общее духовно–административное руководство Афоном. 1149 Текст постановления см. в: Παπουλδης Κ. Κ. Οι Ρσοι νοματολτραι τοΟ Αγου»Ορους. Θεσσαλονκη, 1977. Σελ. 79–80. 1150 Ibid. Σελ. 80–81. 1151 Иеромонах Антоний с криком»ура»(греч.). 1152 Παπονλδης Κ. Ο Ρσοι νοματολτραι του " Αγου»Ορους. Σελ. 87. 1153 Ibid. Σελ. 83. 1154 Ibid. Σελ. 93. Русский перевод решения кинота см. в: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 31. 1155 О нем см. в Главе V1I1 нашей работы. 1156 Имеется в виду Антоний (Храповицкий). 1157 Послание на Афон епископа Никона. — Начала 1–4, 1998. С. 249–250. 1158 Открытое письмо святогорцев–исповедников Имени Божия к Его Преосвященству епископу Никону. — Начала 1–4, 1998. С. 252. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 38–39. 1159 Открытое письмо святогорцев. — Начала 1–4, 1998. С. 259. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 46. 1160 Письмо архиепископа Антония (Храповицкого) игумену Иерониму от 7 марта 1913 года. Цит. по: Пахомий, монах. История Афонской смуты. С. 63. 1161 Письмо архиепископа Антония (Храповицкого) иноку Денасию от 11 февраля 1913 года. Цит. по: Там же. С. 62. 1162 Цит. по: Открытое письмо святогорцев–исповедников Имени Божия к Его Преосвященству Епископу Никону от 9 апреля 1913 года. — Начала 1–4, 1998. С. 259. 1163 Письмо архиепископа Антония (Храповицкого) иноку Денасию от 11 февраля 1913 года. Цит. по: Пахомий, монах. История Афонской смуты. С. 62. 1164 См. газету»Колокол»от 10.02.1913 и от 17.02.1913. Цит. по: Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство. С. 470–471. 1165 Журнал»Наставления и утешения св. веры христианской». Одесса, август 1913. С. 378–379. 1166 Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 32–33. 1167 Косвинцев Ε. Η. Черный бунт. — Исторический вестник. Т. 140. Февраль 1915. С. 480–486. 1168 Протокол, составленный по докладу П. Б. Мансурова, см. в: Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании имени Божия. С. 161. 1169

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Макарий Махрис. Икона. 1999 г. (ризница мон-ря Ватопед) [Греч. Μακριος Μακρς] (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.) , визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора. Источники Сочинения, посвященные М. М., по-видимому, стали появляться сразу после его кончины. Так, Слово на смерть М. М. составил Георгий Схоларий (впосл. К-польский патриарх Геннадий II Схоларий ), но оно не сохранилось (Συγγρμματα. 1996. Σ. 13). Однако до нас дошли стихи на смерть М. М., написанные тем же автором ( Georges (Gennade) Scholarios. 1935. P. 379-380). В 1889 г. А. Пападопулос-Керамевс опубликовал Синаксарь из службы М. М. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1889). Данные, содержащиеся в этой публикации, были в дальнейшем использованы в работах Л. Пти и П. Готье: Petit. 1927 и Gautier. 1974. P. 23-25; краткий очерк истории изучения жизни и творений М. М. см.: Συγγρμματα. 1996. Σ. 14. Важнейшим источником сведений о М. М. является Похвальное слово (Εγκμιον; изд.: L " éloge. 1986. P. 185-236). Оно было написано в К-поле, в мон-ре Пантократора и, по-видимому, обращено к монахам этой обители (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15. Σημ. 17). Временем его написания, вероятно, следует считать 1433 или 1434 г. (Ibid. Σ. 15. Σημ. 18). Автор Похвального слова, возможно, был фессалоникийцем по происхождению (Ibid. Σ. 15) и жил в мон-ре Ватопед в те годы, когда М. М. подвизался там, будучи послушником старца Давида (1409/10 - 1421) (Ibid. Σ. 15. Σημ. 20; L " éloge. § 36, 43, 54; ср.: Πασχαλδης. 2012. Σ. 232-233). В дальнейшем составитель Похвального слова вместе с М. М. находился в К-поле, в частности в мон-ре Пантократора (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15; Πασχαλδης. 2014. Σ. 46-47). По-видимому, М. М. испытывал большое доверие к автору Похвального слова и делился с ним своими мыслями и даже мистическими переживаниями (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15). В тех случаях, когда речь идет о событиях, непосредственным участником или свидетелем которых автор Похвального слова не был, он основывает свое повествование на сведениях, полученных от М. М., или на результатах собственного исследования (Ibid. Σ. 15-16). Написанное вскоре после кончины преподобного и несомненно читавшееся тем, кто были свидетелями по крайней мере некоторых описанных событий, Похвальное слово представляет собой ценный и во многом достоверный источник, позволяющий реконструировать биографию М. М. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2561444.html

Много вдохновенных страниц написано Святыми Отцами о блаженной жизни первозданного человека в раю, о невинности и безгрешности прародителей. Древне-церковные писатели не только «любомудрствовали», философствовали на эту тему; они проникали в сущность райского состояния человека через мистическое прозрение. Преподобному Макарию Египетскому и другим подвижникам, которые, как и он, «плакали и сетовали о роде человеческом, молясь за целого Адама.., воспламеняемые любовью к человечеству» (В.Е.П., τ.41, ομ.18, σελ. 251), приоткрывалась завеса тайны, лежащая на лаконичных строках Бытописателя о блаженстве первых людей, «Господь поставил человека князем века сего и владыкой видимого. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил», – пишет святой Макарий (В.Е.П., τ.42, σελ.202). Адам, как и Моисей после беседы с Богом, имел на лице «сияющую славу» (Ibid.). Он был другом Божиим, пребывал в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал. В Адаме пребывало Слово, и он имел в себе Духа Божия... «Пребывавшее в нем Слово было для него всем – и знанием, и ощущением, и наследием, и научением» (В.Е.П., τ.41, ομ.12, σελ.208). Близость Адама к Богу была очень велика: по словам святителя Иоанна Златоуста , «Ангелы трепетали, Херувимы и Серафимы не дерзали прямо взглянуть на Бога, тогда как Адам беседовал с Ним, как бы друг с другом» (PG 63, 474). Хотя человек, по святому Василию Великому , «имел начальство по подобию Ангелов» и «по своей жизни был подобен Архангелам» (PG 31, 344 С), он, однако, еще не был настолько утвержден в добре, чтобы не иметь возможности впасть в грех , утратив при этом не только ангельское, но и человеческое достоинство. Поэтому Бог насаждает в раю древо познания добра и зла, «Как некое испытание и пробу» ( Иоанн Дамаскин . κδ.ακρ.2,II,σελ.142), и дает человеку заповедь, исполняя которую он должен упражняться в добре, ибо ему «не было полезно, чтобы он, будучи еще неискушенным и неиспытанным, получил нетление», так как в этом случае оставался риск, что он впадет в гордость и подвергнется осуждению диавола (Ibid.2, 30, σελ.204).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010