Скачать epub pdf Неделя о Страшном суде В преддверии поста – а пост начинается уже, по существу, в понедельник, так как заговенье на мясо есть первая ступень поста, – святой апостол Павел в Послании к Коринфянам, которое мы читали, пишет: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Да, действительно, некоторые говорят, что мясо есть – грех. Нет, в мясе никакого греха нет. Наоборот, велено от Церкви отлучать того, который говорит, что мясо есть – грех. Смысл поста не в том, чтобы гнушаться каких-то родов пищи, смысл поста – в воздержании, чтобы утеснить свое чрево, чтобы чувства наши пришли в тишину, чтобы мы освободили свой дух. Но к сожалению, учение апостола Павла о посте слишком высоко, чтобы обывательское сознание его воспринимало. Поэтому он говорит: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила к соблазнам для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» Слава Богу, капищ сейчас уже нет, но каким образом это к нам относится? В самом практическом смысле. Иногда постом мы вынуждены идти в гости к человеку, внешнему для Церкви, и так все устраивается, что на столе нет никакой постной пищи. Что делать? Апостол говорит: ешь, ничего страшного нет в том, что ты проглотишь кусок мяса. Не надо только, воспользовавшись этим случаем, подналечь так, чтобы успокоить свое чрево. Ну а если там окажется кто-то, кто, увидев, как ты ешь мясо, может соблазниться? В патерике рассказывается, как путешествующие монахи пришли в один монастырь и им подали на трапезу мясо. Они стали есть, и вдруг один сказал: «Это мясо». Они говорят: «А, это мясо, тогда мы не будем». То есть когда возник повод для соблазна, они сразу отказались есть, потому что соблазнять нельзя. Поэтому если за столом зайдет речь о посте, тогда тут же надо сказать: нет, мясо мы вкушать не будем, потому что пост. А если речи о посте нет и никто не понимает, что сейчас происходит в Церкви, то, вкусив чего-то скоромного, мы этим согрешаем в очень незначительной мере по сравнению с тем, если будем отказываться и тем самым превозноситься над другими. Поэтому иногда лучше вкусить мясо, а на следующий день можно вообще ничего не есть, если уж так тебе охота попоститься. А излишне рассуждать на тему гастрономии христианину не пристало именно потому, что пища не приближает к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

s., t. 45, c. 1169, р. п. стр. 102; cf. с. XXIII, col. 1169, стр. 104). Вообще, выражение " θεv κατ σρκα» было чуждо языку Аполлинария; он повсюду исповедывал Христа единосущным нам по плоти, то есть, κατ σρκα νθρωπον, а не θεν. Правда, он допускал выражение: «плоть, – по общению с Богом, – Бог», но тотчас же добавлял «хотя не будучи Богом сама в себе (Adv. fr. Apoll. 86, 2, с. 1961)». В объяснение ошибки цитаты Полемона можно сказать многое: это может быть ошибкой не Полемона, а Леонтия, может быть опиской переписчиков того или другого, могла быть и намеренным извращением подлинного текста со стороны Полемона. Полемон склонялся на сторону учения о единосущии плоти Христа Божеству, об обожествлении плоти по существу, как это видно из полемического Валентина против Тимофея и Полемона, сохраненного у Леонтия (Adv. fraud. Apoll. 86, 2, coll. 1953 sq.) и из сочинения самого Тимофея (ib. col. 1960). Ему, поэтому, было естественно прочесть в словах Аполлинария не θεv κατ πνεμα, а θεv κατ σρκα. 804 Формулы Кирилловской цитации: «γρφει τς      δον μνμης πατρ μν κα πσκοπος θανσιος... ν τος περ τς σαρκσεως». – Apologet. pro XII cap. adv. Orient., ad anath. VII, Migne, 79, 349 – " θavaσιoυ πισκπου λεξνδρειας κ τν περ σαρκσεως λγου». De recta fide ad reginas. Migne, t. 76, c. 1212. 806 Разумеется фракция аполлинаристов, признававшая плоть Христа и после соединения единосущною нам. 1 Предварительные замечания Отдел первый. Биографические сведения об Аполлинарии Глава первая Глава вторая Глава третья Отдел второй. Сочинения Аполлинария Глава первая. Общий обзор литературной деятельности Аполлинария и судьба его сочинений Глава вторая. Сочинения Аполлинария, надписанные именем св. Григория Чудотворца Глава третья. Сочинения Аполлинария, надписанные именем св. Афанасия Александрийского Глава четвертая. Сочинения Аполлинария, надписанные именами Юлия и Феликса; изложение веры, согласное с 318-ю отцами, и беседа Ерехтия Глава пятая. Фрагменты догматических сочинений Аполлинария Глава шестая.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Если же Святая Церковь запрещает верующим в постные дни употреблять в пищу мясо и некоторые другие продукты, то делает это не потому, что эта пища сама по себе является нечистой и ее никогда не следует есть, а для того, чтобы остановить чревонеистовство беснующейся плотской похоти. Мясо же зверей и птиц, как подобное на­шей плоти, человеку больше всего хочется употребить в пищу, от которой разжигается и усиливается плотская похоть. Поэтому Святая Церковь запрещает употреблять такую пищу во время святых постов, время покаяния, освящения и обновления верующих, и особенно в святую Четыредесятницу из-за воспоминания страстей Христовых и приуготовления к достойной встрече Пасхи Непорочной Христа Господа и в подражание сорокадневному посту Христа. О яйцах и о молоке должно рассуждать таким же образом, хотя и не в такой сте­пени, так как мудрецы желток называли мясом, а белок белой кровью. Если же эту пищу Святая Церковь запрещает в святые посты, то не потому, что будто бы она по своему естеству нечиста и зла, как учат еретики, но из-за необходимости воздержания в опре­деленный период времени ради покаяния, освящения и обновления верующих, как уже говорилось, и чтобы показать наше послушание церковным законам. Так, и Сам Бог запретил есть Адаму древесные плоды ( Быт. 2 ). Так, Ионадав, сын Рехава, запретил пить вино всему своему племени, за что и одобряет его Писание в Книге Пророка Иеремии в главе 35. Так, воздержание Иоанна Крестителя одобряет Сам Христос в Евангелии от Матфея в главе 3. Не говорю уже многочисленных прочих, просиявших бесконечным постом и угодивших Богу. Так что противники бесстыдно лгут, когда приписывают нам порок древних еретиков, которые никогда не ели мяса, так как считали его скверной. Сыны же Православной Святой Церкви, кроме святых постов и оговоренных дней, едят мясо безо всякого сомнения. Но порок еретиков нельзя приписывать монахам, ибо и они, прежде, чем приняли монашеский постнический чин. ели мясо, и, пребывая в монашестве, не запрещают никому есть мясо и не соблазняются, когда видят кого-либо из мирян употребляющими в пищу мясо!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Святитель велел дочери (до принятия монашества он состоял в браке) приготовить поесть, но поскольку во время Четыредесятницы в доме очень строго постились, то и запасов нужных не было сделано — «святитель вкушал пищу только в определенный день, а в другие оставался без пищи». На слова дочери, что в доме нет ни хлеба, ни муки, он велел ей поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив путника за стол, благослововил трапезу. Путник, христианин, отказался есть мясо в пост, но святитель Спиридон стал первым есть это мясо, сказав: «тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божией изрекло: «Для чистых все чисто»(Тит 1:15)». Путник вслед за ним тоже начал есть мясо, подкрепил свои силы и отправился дальше. Святитель Спиридон ел мясо для того, чтобы подкрепить силы этого путника. А если бы кто-нибудь из нас такой номер отколол, пришлось бы ему каяться. А Святитель — смиренный человек и его пример, его поступок можно ставить в пример всем нам. Это вошло в его житие, как свидетельство той власти, которую Господь дает смиренным людям. Такова власть святости. Казалось бы – пост, а он и мясо съел, и пост не нарушил. Потому что он смиренный. Батюшка, а вот если друзья-протестанты предлагают прочитать совместную молитву своими словами. Может предложить им прочитать “Отче наш”? О.Александр: Да, можно вместе прочитать “Отче наш”. А если они предлагают свою молитву, с ними можно ее прочитать? О.Александр: Молитвы протестантские: напиши молитву, вот и будет протестантская молитва. Православные молитвы составлялись святыми людьми, людьми смиренными, возвещавшими нам грешным то, что Господь им открывал. А когда молятся, да еще экспромтом, обыкновенные люди, довольно жалкое тогда зрелище получается… Значит с ними не молится их молитвами? О.Александр: Присутствовать можно, а повторять — зачем?. Как нужно молиться за сектанта? О.Александр: Человек, уклонившийся в секту, это, в духовном смысле, человек, сделавший неправильный выбор, совершающий тяжелую ошибку. Православная вера — спасительная. Мы не по своим заслугам в Церкви. Недостойные быть избранными, мы избраны. Господь избрал нас, мы имеем неоценимый, благодатный дар быть православными христианами. А люди, которые по неведению или просто по неразумию обратились в секту, это люди несчастные, и надо за них молиться, как за больных. Это духовное повреждение, не физическое. И за них нужно молиться.

http://pravmir.ru/vzaimootnosheniya-s-in...

Вот несколько аргументов прп. Василия собственно о запрете мясоядения: «Бог ни Сам, ни через святых ангелов или птиц небесных никогда в новой благодати не подавал рабам своим мяса, но только хлеб и рыбу. Всё это уверяет нас в том, что не подобает нам есть ныне мясо, так как Божие свидетельство о том, что нужно воздерживаться от мяса намного больше и достовернее, чем человеческое разрешение. В этом уверяя нас, Бог никогда не является посылающим рабам своим пищу мясную. Поэтому более должно нам покоряться доброму преданию святых отцов, запрещающих вкушение мяса, нежели тем, которые вкушают его и другим позволяют. Ибо и Сам Христос Господь, почитая закон о пище, данный в раю Адаму, насытил, как сказано, четыре тысячи мужей семью хлебами и малыми рыбами и потом пять тысяч, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Но нигде Он не является вкушающим мясо. И видя, что евангелисты ничего не упоминают о мясе, показывая Христа Господа вкушающим только рыбу, хлеб и мед, веруем, что это, в указание совести нашей, не что иное, как только предпочтение закона о пище, данного в раю Адаму изначально, и это пример и предписание употреблять такую пищу, а не мясо. Ибо всё богомужное житие Господа на земле и подвиги Его были примером и образцом для нас, чтобы мы последовали стопам Его, ибо Он сказал: «Аще кто Мне служит, Мне да последует». Вкушение мяса противоречит закону, данному изначально Богом, и вменяется в непослушание и самочиние перед Богом. Преподобные отцы, которые, покоряясь преданию древнейших святых отцов, принимали в пищу только одни семена, елей, рыбу, сыр и молоко, и ни одного из них мы не видим питающимся мясом. Воздержание от мяса – первый закон Божий, а не одно предание святых отцов. Не есть мяса до потопа было общим законом для всех людей, изначально данным Адаму Богом в раю. А то, что после потопа стали вкушать мясо, представляется скорее попущением Божиим и снисхождением к невоздержанию нашему, чем законом Божиим. «Ибо после потопа, – сказал Василий Великий, – позволено Богом Ною и после него всем людям есть мясо, не как нужное естеству нашему, но как снисхождение немощи нашей. Ибо ведал Господь, что люди жестоки, и попустил. И по такому попущению и прочие животные начали есть мясо без боязни, восставая друг на друга. Возможно тем, кто желает, подражая жизни райской, и ныне руководить собой и направлять самих себя к этому житию, избегая наслаждения многими и различными яствами и употребляя в пищу плоды и семена древесные».

http://blog.predanie.ru/article/post-eto...

Мясо давали не раньше тринадцати лет, хотя оно появлялось на столе и у небогатого ромея. Причем чаще его употребляли в деревне, нежели в городе. Судя по количеству костей домашних животных, встреченных во время раскопок, в пишевом рацине предпочтение отдавалось мясу молодых овец и коз. Мясо взрослых козлов не годилось в пищу, да и баранов разводили главным образом для получения шерсти. За этими домашними животными по числу находок следуют коровы и свиньи, примерно в равном количестве. Особенно любили жареные свиные ножки, а также окорок и ветчину. Согласно Книге Эпарха, для торговцев свининой – хирэмпоров существовали определенные правила, как и места забоя животных – хортоволы в пределах города. Резали их и на собственых дворах. Надо полагать, соленая свинина была самым распространенным консервированным мясом. Следы резки иногда присутствуют на костях собак, что может свидетельствовать об их употреблении в пищу. Впрочем, это было редкостью. Копченое мясо, колбасы, которые изготовляли тарихевты, а тороговали тарихополы, считались грубой едой и не относились к числу деликатесов. Но куда важнее другое – при многочисленности предписанных Церковью постных дней, – более 200 в году, – мясо не являлось основным продуктом, составляя незначительный приварок. Недаром баранину в Константинополе предписывалось продавать только с Пасхи до Троицы, то есть в течение 40 дней. Видимо, только с XIII в. мясо стали употреблять более широкие круги населения и в большем количестве. К дням литургического года был ближе всего рацион византийских монахов. Видимо, таким же он был и у наиболее набожных ромеев. Аристон принимали достаточно поздно, днем, подавая хлеб, вареные овощи, тушеные бобы с оливковым маслом или густой рыбный суп, сыр, яйца. Все это запивали разбавленным вином, но не более трех кружек. Дипнон вечером состоял из хлеба со свежими овощами, фруктами и вином. Мясо можно было вкушать только по большим религиозным праздникам. В канун таких праздников и в пост ели один раз в середине дня, около трех часов. В такие дни рыба, сыр, яйца не полагались, поэтому трапеза состояла из двух блюд – овощей и бобов без масла, запиваемых разбавленным вином на травах. В первый и четвертый дни недели полагалось получать чечевичную похлебку, соленую рыбу без масла и пять сушеных фиг. Во второй, третий, пятый и шестой день недели ели вареную соленую рыбу и орехи, запивая анисовым вином с добавкой тмина и перца. Даже фрукты в эти дни были запрещены. В сравнении с монахами западноевропейских монастырей византийские иноки ели меньше на одну треть, если не больше, и уж точно – менее калорийно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Я того и желаю, — отвечал с твёрдостью святой Виктор, — чтобы претерпеть мучение за моего Господа и сильно радуюсь, что сподоблюсь страдать за имя Его. Тогда воевода тотчас приказал сломать ему пальцы и вывернуть их из суставов. Потом мучитель повелел сильно разжечь печь и бросить в нее святого Виктора, в каковой печи мученик пробыл три дня и остался живым и невредимым подобно тому, как и три отрока в печи Вавилонской (Дан.3:50). А мучитель, не ожидая, что святой Виктор останется живым, повелел на третий день отворить печь, взять из неё прах мученика и высыпать его в реку. Но когда отворили печь, святой вышел оттуда невредимым, прославляя Бога за то, что огонь не коснулся его и не повредил ему. Видя свою неудачу, воевода призвал одного чародея и приказал ему умертвить святого Виктора отравой. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и дал есть святому. Святой сказал: — Хотя мне и не подобает брать от вас нечистое мясо и есть, однако я съем его, дабы вы уразумели, что ваш смертоносный яд ничего не может сделать против силы Жизнодавца Господа моего. Затем помолившись, мученик съел отравленное мясо и нисколько не пострадал. Чародей, видя, что святой остался невредимым от съеденной отравы, приготовил другое мясо с сильнейшим ядом и сказал святому: — Если ты съешь это мясо и останешься жив, то я оставлю всё свое волшебство и чародейство и уверую в твоего Бога. Святой Виктор и это мясо, отравленное сильнейшим ядом съел, но остался невредимым. Тогда чародей громким голосом воскликнул: — Ты победил силу моего волшебства, Виктор, и мою душу, уже давно погибшую, избавил от ада, ибо я уверовал в проповедуемого тобою Господа Иисуса Христа. После сего чародей пошел в свой дом, и собрав все свои волшебные книги и все волшебные талисманы, сжёг их и сделался истинным христианином. Воевода видя, что ничто не может повредить святому, пришел в сильную ярость и приказал вытягивать из тела мученика жилы; после чего повелел бросить мученика в кипящее масло. А святой в это время говорил: — Мне также приятно сие кипящее масло, как жаждущему холодная вода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В принципе, каждый, учитывая состояние здоровья, должен стремиться к тому, чтобы соблюдать все посты, чтобы плотно не есть на ночь, - за исключением тяжелобольных, очень немощных людей, которые нуждаются в постоянном подкреплении пищей. Вообще, желательно не переедать, но всегда чуть-чуть недоедать и не очень увлекаться лакомствами, по крайней мере в обычное время. В некоторые праздники можно дать послабление, сделать себе утешение в пище, так сказать, но в основном надо придерживаться простой пищи, той, которая на самом деле нужна и которая действительно укрепляет человека. Миряне, конечно, пусть едят и мясо, никто им не может запретить. Но, как сказал апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, все мне дозволено, но не все полезно; все мне дозволено, но ничто не должно мною обладать (см. 1Кор.6:12). Если это можно, хотя мне не и полезно, то не следует отсюда делать вывод, что я все же должен это употреблять. Разрешение есть мясо - это не приказание. Как-то я советовал одному человеку воздерживаться от мясной пищи, по той причине, что он был неженатым и ему нужно было хранить хотя некоторое воздержание в еде, есть мясо ему было совершенно ни к чему. Он возразил: " Церковь же разрешает! " Как же, мол, я запрещаю то, что Церковь дозволяет? Я как бы иду против Церкви: она разрешает есть мясо, а я запрещаю. Вот какой я еретик. Но он совсем не думал, пойдет ли ему на пользу вкушение мясной пищи или нет. Нужно помнить вот что: если человек занят тяжелым физическим трудом или очень болен, то ему нужно вообще много есть, в том числе и мяса, то есть как-то особенно себя подкреплять. Во всех остальных случаях надо быть очень разборчивым, очень осторожным, чтобы не превратить разрешение в приказание. А у нас получается, что когда дело доходит до поста, то нам можно его не соблюдать, поскольку мы немощны, когда же пост заканчивается и начинается мясоед, то нам нужно есть мясо, потому что " Церковь так учит " . " Церковь учит есть мясо " . Получается, что мы лукаво выбираем то, что нам выгодней. Без воздержания в пище невозможно преуспеть в молитве. Как сказал Исаак Сирин, даже совершенные - и те от нарушения правил поста терпят некоторое повреждение в бесстрастии. Человек, предающийся чревоугодию, не может заниматься умным деланием. Желающим в нем преуспеть я бы посоветовал питаться попроще, но, конечно, с рассуждения, с благословения духовника. Неважно, что есть на столе. Можно взять благословение воздерживаться от каких-то видов пищи. Совсем необязательно съедать все, что предлагается, допустим, на монастырской трапезе, ты можешь и не съесть что-нибудь особенно вкусное - никто и не заметит. Это незаметное, скромное воздержание, возможно, принесет тебе большую пользу. В то же самое время еще раз хочу предостеречь от крайностей, сейчас все-таки много людей немощных, больных, и поэтому особо строго подвизаться, наверное, едва ли кто способен, за редким исключением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/151/...

Взглядов и мнений касательно постов христианской Церкви появилось ныне так много, что трудно в них и разобраться. Но все противные мнения сходятся в одном общем, что Церкви не следовало воспрещать виды пищи, не следовало налагать запрещение, например на мясо, потому что мясо само по себе не грешно. В пост нужно употреблять его меньше – и только. Дело не в качестве, а в количестве съедаемой пищи. Такого мнения держится большинство людей образованных. Но справедливо ли это? Справедливо ли Церковь налагает запрещение на качество пищи, не дозволяя есть в пост именно мясо? Раскроем св. Библию и проследим ее с самого начала. По сотворении первых людей, Адама и Евы, Бог сказал: «Вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие да будет в пищу». А касательно животных, птиц и рыб Бог сказал только, чтобы человек обладал ими, но не сказал, чтобы они употреблялись в пищу ( Быт.1:28–29 ). И люди до потопа, более 2200 лет, мяса не ели. После потопа Бог , дозволил людям есть и мясо, но только дозволил, а. не повелел. Сказал Бог Ною: «всё, что живет и движется, даю вам в пищу, как зелень травную даю вам всё» ( Быт.9:3 ). Это только дозволение, снисхождение Божие, но никак не заповедь. Ведь для того, чтобы добыть себе мясную пищу, человеку приходится убивать животных, мучить их, проливать их кровь, тогда как и они – живое создание Божие, и они чувствуют и по-своему наслаждаются жизнью. Несомненно, что по этому самому Бог не дал первым людям в пищу мясо. Но после грехопадения человек настолько успел развратиться, ослабить свои силы и здоровье, что для него оказалось не под силу бороться с природой, добывая себе хлеб, и Бог дозволил человеку есть мясо животных. Таким образом та растительная пища, которую едят в настоящие дни Великого поста все добрые христиане, повинуясь уставу церковному, – эта пища дана человеку первоначальною заповедью Божией. «Говорят еще, – так рассуждает в Бозе почивший Никанор, архиепископ херсонский (в 1-м т.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

В приведенных нами примерах преосв. Иоанн, исправляя ошибку одного из греческих канонистов, следует в своем толковании другим; но есть много примеров такого рода, где он не соглашаясь ни с одним из них, предлагает свой собственный взгляд. Вот несколько примеров этого рода. 99-е пр. VI всел. соб. осуждает существовавший в армянской стране обычай приносить в алтарь сваренное мясо. В толковании на это правило Зонара говорит, что «армяне, сварив мясо внутри алтаря, давали из него священникам некоторые определенные части, что собор возбраняет, как иудейское; он запрещает и варить в церкви и давать в ней определенные части священникам; но дозволяет вне церкви давать им, что и сколько хотят дающие». В том же смысле объясняют это правило и другие канонисты – Вальсамон и Аристин; они точно также утверждают, что в армянской стране будто бы внутри алтаря варили мясо. Преосв. Иоанн исправляет их ошибку. Вальсамон, Зонара и Аристин, говорит он, читают это правило так, как оно изложено и в русском переводе. Но это чтение неверно от неточного расположения слов в подлинном тексте. Ни у армян, ни у других христиан никогда не было обычая варить мясо в св. алтаре. Слова правила «внутрь свящ. алтарей (νδον ν τοις θυσιαστηριοις) надобно относить не к предыдущим, а к последующим словам: «приносить участки» (προσαγουσιν φαιρεματα), т.е. армяне, сварив у себя (дома) мясо, приносили части его в алтарь и разделяли священникам, по подражанию иудеям; собор, осуждая этот обычай, запрещает и мясо вносить в алтарь, и священникам требовать себе отдельных частей, а довольствоваться только доброхотными приношениями, какого бы рода они ни были, и при том принимать их не в церкви, а вне, как повелевают и другие церковные правила (Ап. 4; Карф. 46)». 5-е пр. лаод. соб. говорит: «избрание в церковные степени не должно быти в присутствии слушающих». «Хиротониями, объясняет Зонара, правило наименовало здесь избрания. Как во времена совершения архиереями избраний, высказываются против некоторых обвинения, которыми, может быть, возбраняется им священство; то отцам показалось неприличным, чтобы присутствовали какие-нибудь слушающие то, что говорится, так как это покрывает стыдом тех, против кого говорится, и для слушающих бывает поощрением к злу, а не утвержденных в вере может приводить к хуле на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010