Но апостол представляет епископа человеком, стоящим во главе общины и для внешних. Ефесские Церкви могли иметь какие-либо сношения с языческим обществом. Очевидно, эти сношения апостол считает делом епископа, когда требует, чтобы епископ был лицом почтенным и не только для одних христиан, но и для внешних. Он должен иметь доброе свидетельство от внешних (μαpτυpαν καλν χειν π τν ξωθεν), чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую ( 1Тим.3:7 ). Таким образом, положение епископа в Церкви, по апостолу, весьма высоко. Так судит об этом и сам апостол, когда считает епископство предметом искания 1020 и допускает возможность для епископа искушения властолюбием и гордостью›. Потому епископ не должен быть из новообращенных (μ νεφυτον), чтобы возгордившись подпал осуждению с диаволом ( 1Тим.3:6 ) 1021 . Для епископства требуется испытанный в вере, испытанный в христианском смиренномудрии, для которого искушение гордостью было бы неопасно. Но уже самая возможность возгордиться указывает именно на главенство епископа в христианской общине. Хотя Тимофея и Тита нельзя считать в собственном смысле епископами, но все же их положение по существу ничем особенным не отличалось от епископского. Они были для целого ряда Церквей тем, чем епископ был в каждом отдельном 1022 городе, в каждой отдельной христианской общине. Но Тимофей и Тит совмещали в себе управление всеми отраслями церковной жизни, они учили 1023 , заботились о распространении и сохранении истинного учения 1024 , обличали лжеучителей 1025 , отлучали еретиков от Церквей 1026 поставляли на церковные должности 1027 и так дале 1028 . Подобное же об иерархических должностях говорит и апостол Петр. «Пресвитеров ваших (πpεσβυτpους ν μν) умоляю я, сопресвитер и свидетель страданий Христовых... пасите (ποιμνατε) Божие стадо, какое у вас (τ ν μν), (надзирая за ним) 1029 не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием (τν κλpων)... но подавал пример стаду ( 1Пет.5:1–3 ) 1030 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

(Ап. 80: I всел. 2, 9: трул. 14 15; VII всел. 2; неокес. 9, 10, 11, 12; лаод. 2, 3, 12; карф. 16; двукр. 17; Кирилла алекс. 4). Из толкований 80 Ап. правила и 2 правила I всел. собора мы видели, как строго воспрещается поставлять на высшие иерархические степени лиц, которые не имеют достаточных ручательств того, что они непоколебимы в вере и способны поучать своим словом, а жизнью служить примером для других. Возобновляявсе это в главных чертах, данное правило, подобно двум приведенным выше, напоминает Апостольское постановление относительно того, что не должно поставлять на церковное служение лиц, только что перешедших из явычества и крестившихся (νεφυτоς, 1Тим.3:6), упоминая при этом и о других Апостольских постановлениях, воспрещающих рукополагать (ταχως) поспешно (1Тим.5:22) Цель данного правила заключается в том, чтобы строго хранить упомянутые постановления Св. Писания при поставления кого-либо в епископы, особенно, когда последнее касается какого-либо богача или ученого из гражданского звания. Богатый (πλоσιоς), обладая достаточными средствами к жизни, обыкновенно бывает изнежен, более бедного предан мирским наслаждениям и имеет больше страстей, вследствие чего правило предписывает с особенною точностью и заботливостью обратить на такового внимание. проверив, действительно ли данное лицо способно к священнослужению и вообще подходяще ли оно для этого. То же предписывает правило и относительно ученых гражданского звания (σχоλαστικς απ της αγоρς, ex foro scholasticus). Здесь нужно подразумевать людей, которые, получив светское образование, ведут беседы на публичных светских собраниях или в качестве адвокатов, иди как руководители общественных дел, вследствие чего понятно, что такие люди могут быть мало пригодны для священства. Кормчая подразумевает в данном случае людей. занимающихся торгами и вообще богатых торговцев Если бы случилось, что такой человек по желанию народа (quia per populum postalatus) должен бы был быть поставлен во епископа, то правило допускает исполнение этого лишь в том случае, если этот человек вообще достоин епископства и в порядке постепенности прошел все низшие степени священства: чтеца, диакона и пресвитера, показав своим поведением на каждой из этих степеней, что достоин стать епископом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ясно, что апостол мыслит епископа именно руководителем общины. Как в своём собственном доме каждому подлежат все части, так и епископу подвластны все отрасли церковной жизни. В доме своём епископ следит за детьми чтобы они были добрыми христианами – правоверующими (τκνα χων πιστ), доброго поведения; дети должны быть покорны отцу. Так апостол представляет и дело епископа в Церкви. Он должен всех считать детьми, следить, чтобы они держались истинного учения и были целомудренны. Эту деятельность епископа апостол и ставит на первое место; да это обусловлено было и обстоятельствами времени. Не так-то уж полна была жизнь христиан того времени материальными интересами. Никогда христианские общины не следует представлять какими-то экономическими обществами. Напротив, прежде всего, нуждалась в руководстве их религиозно-нравственная жизнь, вере и нравам христиан, прежде всего, грозила опасность. Не напрасно пастырские послания наполнены речами апостола о множестве лжеучителей, этих лютых волков, не щадящих стада. Учительная деятельность, руководство верующими в области их веры, охранение преданного учения в неповреждённости – вот обязанности, возлагаемые апостолом на епископов. Таково положение епископа внутри христианской общины. Но апостол представляет епископа человеком, стоящим во главе общины и для внешних. Ефесские Церкви могли иметь какие-либо сношения с языческим обществом. Очевидно, эти сношения апостол считает делом епископа, когда требует, чтобы епископ был лицом почтенным и не только для одних христиан, но и для внешних. Он должен иметь доброе свидетельство от внешних (μαρτυραν καλν χειν π τν ξωθεν), чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую ( 1Тим.3:7 ). Таким образом, положение епископа в Церкви, по апостолу, весьма высоко. Так судит об этом и сам апостол, когда считает епископство предметом искания 466 и допускает возможность для епископа искушения властолюбием и гордостью. Потому епископ не должен быть из новообращённых (μ νεφυτον), чтобы возгордившись подпал осуждению с диаволом ( 1Тим.3:6 ) 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

( Ап. 80 ; I Всел. 2 , 9 ; Трул. 14 , 15 ; VII Всел. 2 ; Неокес. 9 , 10 , 11 , 12 ; Лаод. 2 , 3 , 12 ; Карф. 16 ; Двукр. 17 ; Кирилла Алекс. 4 ).   Из толкований 80 Апостольского правила и 2 правила I Всел. собора мы видели, как строго воспрещается поставлять на высшие иерархические степени лиц, которые не имеют достаточных ручательств того, что они непоколебимы в вере и способны поучать своим словом, а жизнью служить примером для других. Возобновляя все это в главных чертах, данное правило, подобно двум приведенным выше, напоминает Апостольское постановление относительно того, что не должно поставлять на церковное служение лиц, только что перешедших из явычества и крестившихся ( νεφυτо ς, 1Тим. 3:6 ), упоминая при этом и о других Апостольских постановлениях, воспрещающих рукополагать ( ταχως) поспешно ( 1Тим. 5:22 ). Цель данного правила заключается в том, чтобы строго хранить упомянутые постановления Священного Писания при поставления кого-либо в епископы, особенно, когда последнее касается какого-либо богача или ученого из гражданского звания. Богатый ( πλо σιо ς), обладая достаточными средствами к жизни, обыкновенно бывает изнежен, более бедного предан мирским наслаждениям и имеет больше страстей, вследствие чего правило предписывает с особенною точностью и заботливостью обратить на такового внимание. проверив, действительно ли данное лицо способно к священнослужению и вообще подходяще ли оно для этого. То же предписывает правило и относительно ученых гражданского звания ( σχо λαστικς απ της αγо ρς, ex foro scholasticus). здесь нужно подразумевать людей, которые, получив светское образование, ведут беседы на публичных светских собраниях или в качестве адвокатов, или как руководители общественных дел, вследствие чего понятно, что такие люди могут быть мало пригодны для священства. Кормчая подразумевает в данном случае также и людей, занимающихся торгами и вообще богатых торговцев. Если бы случилось, что такой человек по желанию народа (quia per populum postalatus) должен бы был быть поставлен во епископа, то правило допускает исполнение этого лишь в том случае, если этот человек вообще достоин епископства и в порядке постепенности прошел все низшие степени священства: чтеца, диакона и пресвитера, показав своим поведением на каждой из этих степеней, что достоин стать епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

836 Тот же канон. В апост. постановлениях читаем, что священнослужителем должно поставлять доброго и достойного, κα о τ σματα μωμοθκοπεσθαι, λλ θρησεαν κα βους. Кн. VI, гл. 23 (Pitra I, 335). Cp. Созмен, Цер. ист. VI, 23. 838 См. 26 отв. Вальсамона патриарху Алекс. Марку (Аф. Синт., IV, 467–468). Ср. Властаря Алфавит. Синтагму, лит. Δ, гл. 11 и лит. Δ, гл. 1 (Аф. Синт. VI, 202–203, 503). 842 Nov. 137, 2. Ср. κεμενον 28 гл., И титла номокамона (Аф. Синт., I, 66) и σχλιον, Вальсамона (ibid.). 845 Трул. соб. 15 кан. и толков, на него Вальсамона (Аф. Синт. II, 335), где упоминается 16 новелла императора Льва Мудрого . См. эту новеллу в Zacharia v. Lingent., Jus. graeco-rom. III, 88 и 75 новеллу того же императора. Ibid. IIU, 172–173. 848 Nov. 123, 13, которую приводит Вальсамон в толкование 14 кан. VIII Всел. собора (Аф. Синт., II, 619). 849 В Константинов патриархате по синодальному определению от июня 1797 г. епископы не могут поставлять во диакона лиц моложе 25 лет, а во пресвитеры – моложе 30 лет. В Греческом королевстве, по закону 18 октября 1856 г. (ст. I п. 2), для диакона требуется 25 лет, а для пресвитера 30. В России по закону 16 апр. 1869 г. для диакона также требуется 25 лет, а для пресвитера, чтобы он по возможности был не моложе 30 лет. В Карловацкой митрополии § 36 декларатория гласит, что моложе 25 лет никто не может принять монашеский обет или быть рукоположен в иподиакона, диакона и пресвитера. 851 1Тим. 3:6 . Ап. кан. 80, I Всел. соб. 2, Лаод. 3. Это так называемые Νεφυτοι. К неофитам (новокрещенным) каноны относят и тех, которые желают прямо из мирского состояния получить рукоположение, без соответствующей подготовки к этому. Сардин, соб. 10 кан. 853 Карф. соб. кан. 36. Что все домашние кандидата священства должны безусловно быть православными, см. Созомеюн Ист. церк. V, 16. 857 Nov. 123, 12: «clericos non aliter ordinari permittimus, nisi litteras sciant et rectam fidem». Cf. et. Nov. 137, 2. 858 Это испытательное собрание в Далматинских епархиях составляют члены епархиальных консисторий, а в Черновицкой архиепископии особые члены, избранные из членов консистории и из профессоров «богословии». О Карловацкой митрополии см. 34 § декларатория и § 10, п. 6, отд. IV рескрипта 1868 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Чем доказывает Апостол сию мысль свою о Боге ( 1Тим. 2:5, 6 )? По какому поводу говорит св. Апостол Павел Тимофею о своем призвании быть апостолом языков ( 1Тим. 2:7 )? Кто, где и как, по Апостолу, должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях ( 1Тим. 2:8 )? Какое собственно учительство женщины воспрещает Апостол ( 1Тим. 2:9–12 )? На какое преимущество мужчины указывает Апостол, говоря, что Адам прежде создан бысть, потом же Ева ( 1Тим. 2:13 )? С какой целью говорит Апостол, что не Адам первый прельстися, но жена ( 1Тим. 2:14 )? За какое чадородие обещается спасение жене ( 1Тим. 2:15 )? б) Относительно лиц, удостоиваемых священства Почему не практикуется в настоящее время апостольское правило о единоженстве епископов ( 1Тим. 3:1, 2 )? Кроме единобрачности какими еще качествами, по Апостолу, обладать подобает епископу ( 1Тим. 3:3–7 )? Что нужно приметить о нравственных качествах, обязательных для лиц священного сана? Какие свойства исчисляет Апостол, приличествующие достойным диаконам ( 1Тим. 3:8–13 )? В. Чего касаются общие наставления Апостола о достодолжном прохождении пастырского служения? а) Кто должен руководить самого архипастыря к истине Какой догмат христианского вероучения заключается в словах Апостола о церкви, что она есть столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 )? Какие основные и руководящие истины христианского вероучения ( 1Тим. 3:16 )? Что значат слова Апостола о воплотившемся Боге, что Он оправдася в Дусе? Что Он показася Ангелом? Какая велия тайна в том, что воплотившийся Бог проповедан бысть во языцех и веровася в мире? В какой славе вознесеся Бог, явившейся во плоти? б) Правила архипастырского учительства словом и жизнью Какие времена Апостол называет последними и почему? Как характеризует Апостол имевших появиться в последние времена лжеучителей ( 1Тим. 4:2 )? В чем состояла сущность их лжеучения ( 1Тим. 4:3 )? Как установить истинный взгляд на пищу на основании слов Апостола Павла ( 1Тим. 4:4, 5 )? В каком слове Апостола слышится обязанность пастыря и учителя и самому поучаться непрестанно в истинах веры и нравственности ( 1Тим. 4:6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

    «Сия учи и моли». Учи, как власть имеющий, умоляй, — уговаривай, убеждай, как любящий отец или брат. «Делай первое, как учитель, второе, как отец» (блаженный Феодорит). «Учителю должно употреблять не только власть, но и великую кротость, и, с другой стороны, не только кротость, но и власть» (святой Златоуст). «Ибо врач есть, а врач берет иногда мягкостию, а иногда и строгим принуждением» (блаженный Феофилакт).    Слова сии у нас стоят в связи с предыдущим, то есть с тем, что следует внушать рабам. Так может быть и требовалось, не столько по важности самого предмета, — покорности рабов господам, сколько по вреду, какой могла нанести Церкви и верующим непокорность их. — Но кажется лучше соединять их с последующим и относить ко всему сказанному выше. Святой Златоуст отрывает сии слова от этого, 2-го, стиха и соединяет с следующим, — 3-м.    бб) Чему учить богатых? (1Тим. 6:3-19)    Все это отделение (1Тим. 6:3-19) содержит следующее: α) внушается: «сия учи» (1Тим. 6:2) — и вслед за тем пишется укор инако учащим, последнею недоброю чертою которых ставится то, что они «непщуют приобретение быти благочестие» (1Тим. 6:5) (1Тим. 6:3-5). Это подало повод: β) к указанию (1Тим. 6:6-16); αα) пагубных последствий от любоимания для веры и жизни (1Тим. 6:6-10) и внушению: ββ) «сих бегай» (1Тим. 6:11), — гони же благочестие, веру и прочее, с заклинанием соблюсти неотложно такую заповедь, до пришествия Господня (1Тим. 6:11-16). После сего следует уже: γ) чему учить богатых, — именно — чтоб не гордились, не уповали на богатство, а употребляли его на добрые дела, «сокровиществующе себе основание добро в будущее» (1Тим. 6:19) (1Тим. 6:17-19). — Таким образом тут все говорится о любоимании в разных отношениях. Почему сочтено уместным озаглавить сие отделение: «чему учить богатых», — почитая указание вредных последствий от пристрастия к богатству и внушение бегать сего, ревновать же о всякой добродетели, введением к тому, а указание недобрых качеств инако учащих — поводом.     α) Сия учи (1Тим. 6:3-5)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2948...

Поскольку Второе послание к Тимофею последнее из посланий Павла, оно имеет особое значение, ибо завершает воссоздание образа апостола. Павел знал, что его плодотворное служение близится к концу (ср. Флп. 1,22–26 ), большинство друзей покинули его (4,10.11). И все же он сохранил духовную крепость. Он не стыдился пострадать за Евангелие (1,12) и был готов перенести все «рад избранных» (2,10). Он был верен Христу (4,7) и знал, что Христос «пребывает верен» (1,12; 2,13). Поэтому Павла не покинула уверенность, что Тот, Кто прежде уже спасал его от смерти (3,11; 4,17), через смерть дарует ему жизнь вечную (4,8.18). Трудности истолкования Павел пишет о ложном учении, распространившемся в Ефесе, как о явлении внутри самой церкви (2,18; 4,4; 1Тим. 1,6.19; 4,1; 6,10.21 ), для которого были характерны увлечение мифами («баснями», 1Тим. 1,4; 4,7 ; 2Тим. 4,4 ) и родословиями ( 1Тим. 1,4 ), споры и словопрения ( 1Тим. 6,4 ; 2Тим. 2,14.23 ), противоречия ( 1Тим. 1,4; 6,4 ), мнимое знание ( 1Тим. 6,20 ), пустословие ( 1Тим. 1,6 ) и безбожные речи (2,16; 1Тим. 6,20 ). Это лжеучение запрещало брак определенные виды пищи ( 1Тим. 4,3 ). Его сторонник верили в то, что воскресение уже было (2,18), а также пытались по-своему толковать иудейский закон ( 1Тим. 1,7 ) наложить ограничения на молитву ( 1Тим. 2,1–7 ). Среди вождей этого еретического движения были Именей (2,17; 1Тим. 1,20 ), Александр ( 1Тим. 1,20 ) и Филит (2,17). Совокупность этих черт: специфических доктрин, интереса к мифам и родословиям и стремления к «знанию» (греч.: «гнозис», отсюда «гностицизм») позволяет предполагать, что ложное учение в Ефесе могло быть ранней формой гностицизма еретического движения, которое во II и III вв. по Р.Х. вступило в противоборство с растущей христианской церковью. В то же время характерные аспекты собственно гностицизма здесь отсутствуют, а некоторые моменты позволяют объяснить это учение иудейским эллинистическим влиянием. Эти два предположения не следует считать противоречащими друг другу, так как и сам гностицизм был совокупным продуктом как иудаистских, так и эллинистических идей. И все же, несмотря на все, что Павел говорит о ложном учении в Ефесе, его истинная природа остается малопонятной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Отойдя в Македонию, ап. Павел оставил в Ефесе молодого епископа Тимофея, надеясь скоро вернуться, туда ( 1Тим.3:14, 4:13 ). По его отшествии усилилась деятельность лжеучителей, угрожавших разложить Церковь изнутри. Тимофею пришлось столкнуться с еретиками, учение которых возникло на почве иудео-эллинских представлений (во II-III вв. вылилось в гностицизм). Они не признавали божественного достоинства Христа и Его воплощения ( 1Тим.2:5, 3:16 ), отвергали воскресение мертвых ( 2Тим.2:18–19 ), лицемерно вели аскетический образ жизни ( 1Тим.5:11–15 ), считали плоть началом зла в мире, с презрением смотрели на брачную жизнь ( 1Тим.4:3 ). Свои отвлеченные умозрения они облекали в одежду мифологических вымыслов: «занимались баснями и родословиями бесконечными» ( 1Тим.1:4 ), низведя Христа до уровня одного из бесчисленных эонов, – вечных божественных, сущностей, проистекающих из лона Божества. Против этих еретиков Апостол восставал, когда писал послания к Ефесянам и Колоссянам, против них восстал он и теперь, когда узнал, что они действуют в Ефесе. Прямой целью послания было разоблачить лжеучение и наставить Тимофея «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» ( 1Тим.3:15 ), а также преподать ряд вероучительных истин о Церкви, ее сущности и ее иерархическом устройстве. Ап. Павел имел в виду также преподать целый ряд правил пастырского служения вообще, в чем и заключается непреходящее значение всех пастырских посланий Апостола и для современного пастыря. Написано послание ок. 65 г. из Македонии. РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ 1. Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 гл.) После краткого апостольского приветствия ап. Павел напоминает Тимофею, «истинному сыну в вере» ( 1Тим.1:2 ) о пастырском долге хранения веры от лжеучителей: «увещать некоторых, чтобы они не учили иному» ( 1Тим.1:3 ), т. е. тех, кто любит заниматься «баснями и родословиями бесконечными» ( 1Тим.1:4 ), что было свойственно как язычникам, рассуждавшим о рождении своих богов, так и иудеям, гордившимся своими родословиями. Это приводило только к спорам, а не к назиданию в вере. Целью назидания пастыря должна быть любовь к Богу и ближним, «от чистого сердца и нелицемерной веры» ( 1Тим.1:5 ), т. е. совершаемая бескорыстно, из побуждений искренней веры в Бога. Уклонение от этой главной цели в «законоучительство» ( 1Тим.1:7 ) есть уклонение в «пустословие» ( 1Тим.1:6 ), как поступали иудействующие христиане. В отличие от них надо не спорить и не превозноситься законом, но «законно употреблять его» ( 1Тим.1:8 ), т. е. через закон приходить ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Из этого же взгляда вытекало и отрицание Воплощения Иисуса Христа, как состояния унизительного и даже невозможного для Божества, поскольку это было бы похоже на примирение и соединение двух начал: доброго и злого. Против этого-то взгляда и восставал апостол, когда писал к ефесянам и колоссянам; против него восстал и теперь, когда узнал, что лжеучение не перестаёт действовать в Ефесе и окрестных городах. Таким образом прямой целью Послания апостола Павла было разоблачить лжеучение и указать Тимофею, како подобает в дому Божию жити ( 1Тим.3:15 ); причём имелось в виду придать более значения и самому Тимофею в глазах ефесян, так как они, и особенно лжеучителя, могли презирать молодого епископа и не внимать его увещаниям. Очерк содержания Сообразно с предположенной целью, апостол прежде всего напоминает Тимофею о необходимости борьбы против лжеучителей, указывая при этом на главный догмат, который нужно защищать от их нападения, совершение спасения через Иисуса Христа ( 1Тим.1:1–20 ). Так как одно из лучших средств вести успешнее борьбу против заблуждения есть устройство церковного благочиния, то апостол и обращает внимание на эту сторону. Он говорил об общественной молитве ( 1Тим.2:1–15 ) и о служителях Церкви ( 1Тим.3:1–13 ). Далее раскрывает тайну благочестия и тайны заблуждения ( 1Тим.3:14–4:10 ) и даёт Тимофею правила поведения и обращения с разными членами Церкви ( 1Тим.4:11–6:2 ); наконец, ещё раз предостерегает от лжеучения и призывает к подвигам веры и благочестия ( 1Тим.6:3–21 ). ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ Борьба против лжеучителей (1:1–20) После краткого апостольского приветствия к Тимофей, как сыну по вере ( 1Тим.1:1–2 ), апостол напоминает ему, что оставил его в Ефесе с целью увещевать заблуждающихся, потому что они любят более споры, чем назидание, и, желая быть Законоучителями, нарушают Закон ( 1Тим.1:3–7 ). Поэтому святой Павел налагает свой взгляд на него и на его назначение ( 1Тим.1:8–11 ) и, благодаря Бога за своё обращение ко Христу, с особенной силой показывает, что главным догматом веры христианской должен быть тот, что Иисус Христос пришёл в мир спасти грешников ( 1Тим.1:12–15 ), и подтверждение этого представляет в своем обращении, за которое он и благодарит Бога ( 1Тим.1:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010