58 Интересно заметить, что из всех вообще богослужений суточного круга ни одного псалма не содержит единственная служба – последование изобразительных, совершаемое в седмичные дни Великого поста. Однако полный чин изобразительных, совершаемый на Великих часах в навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в среду и пяток сырной седмицы, уже содержит псалмы 102-й и 142-й (в некоторых случаях еще 33-й). 59 На литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, соединяемой с вечерней, поется и 11-я стихира с припевом «Творяй Ангелы Своя духи...», а в среду 5-й седмицы Великого поста вечером на «Господи, воззвах…» поются всего 30 стихир: к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24 стихиры Великого канона. 60 Интересно, что по-гречески седален звучит καθσμα, то есть так же, как называются части Псалтири. Изначально термин καθσμα относился к песнопениям, которые полагались после стихословия Псалтири, а впоследствии перешел на части самой Псалтири, так что и отделы Псалтири, и песнопения после них стали называться одинаково – καθσμα. Переводчики для того, чтобы провести различие между этими молитвословиями, название частей Псалтири оставили без перевода (отсюда наш термин кафисма), а название песнопения, которое полагается после Псалтири, перевели как седален. Кроме того, так как слово καθσμα – производное от глагола «сидеть», то некоторые стали даже говорить о том, что Устав разрешает сидеть во время чтения кафисм, что совершенно противоречит реальности, так как в древних монастырях при стихословии Псалтири стояли, а сидеть дозволялось на седальнах и после них во время чтения толкований на Евангелие. 61 А. П. Голубцов предлагает иную интерпретацию глагола υπακοω и, следовательно, другое объяснение термина ипакои. По его мнению, слово υπακοω «на древне-техническом языке означало подпевать, т е оканчивать с представителем хора или певцом последние слова гимна или арии. Краткие припевы… хора, замыкавшие одиночное пение псалма, и назывались υπακο» (Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и Литургике. Литургика. Сергиев Посад, 1918. С. 214).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По свидетельству архим. Киприана (Керна) , первые упоминания о седальнах как особых богослужебных песнопений относятся к VII веку, к тексту синайской утрени. Седальны обильно встречаются в текстах Иерусалимского и Евергетидского уставов (откуда они и попали в современное богослужение). Однако, они практически отсутствуют в списках устава Студийского монастыря, что свидетельствует о том, что в Средние века на Руси седальны в богослужении практически не исполнялись 4 . Интересно, что по-гречески седален звучит καθσμα, то есть так же, как называются части Псалтири. Изначально термин καθσμα относился к песнопениям, которые полагались после стихословия Псалтири, а впоследствии перешел на части самой Псалтири, так что и отделы Псалтири, и песнопения после них стали называться одинаково — καθσμα. Переводчики для того, чтобы провести различие между этими молитвословиями, название частей Псалтири оставили без перевода (отсюда наш термин кафисма 5 ), а название песнопения, которое полагается после Псалтири, перевели как седален . Седален в богослужении Православной церкви По своему содержанию и по напеву седальны близки к тропарям, в древних уставах они так и именуются «тропарями». По Уставу седальны следует петь, однако в практике они в основном читаются. Пение седальнов имеет место или в особых богослужениях годичного круга (утреня Великой Пятницы, также седален «Покой, Спасе наш…» на заупокойных службах), или по инициативе священнослужителя или регента ради особой красоты седальна (например, многие в Неделю по блудном сыне поют по 3й песни канона седален «Объятия отча…»). В настоящее время в общественном богослужении седальны употребляются: — после чтения кафисм на утрене (из Октоиха, Минеи или Триоди); — после полиелея (Минея или Триодь); — после 3й песни канона на утрене (Минея или Триодь); — после 6й песни канона Богородице на малом повечерии (Октоих); — после 3й и 6й песни канона на воскресной полунощнице (Октоих). Наряду с указанными моментами общественного богослужения седальны поются в частных богослужениях, которые генетически связаны с последованием утрени: чины отпеваний, молебны, панихида, елеосвящение.

http://azbyka.ru/sedalen

Среди седальнов в современных книгах есть песнопения двойного назначения, то есть они могут употребляться не только как седальны, но и как тропари или стихиры. Особенно много таких песнопений среди седальнов 2го гласа (почему – не знаем). Большинство седальнов такого типа по «совместительству» являются тропарями, что понятно, так как генетически тропари и седальны связаны, да и поются седальны на мелодию тропарей, то есть часто тропари для седальнов являются образцами (например, седален по 2м стихословии на Богоявление «Иорданскими струями…» поется по образцу воскресного тропаря 5го гласа «Собезначальное Слово…»). В частности, одновременно седальнами и тропарями являются следующие песнопения: «Благообразный Иосиф…», «Мироносицам женам…» (воскресные седальны 2го гласа и тропари в Великую Субботу и Неделю мироносиц), «Апостоли, мученицы и пророцы…» (седальны Октоиха по 1й кафисме в субботу 2го гласа и дневной тропарь субботы), «Искупил ны еси от клятвы законныя…» (седален и тропарь Великого Пятка). В то же время есть пример седальна, который используется как стихира: «Преблагословенна еси Богородице Дево…» как седален читается в воскресной службе 2го гласа по 2м стихословии и как стихира поется перед великим славословием на любой воскресной утрене. Примечания: 1 Иоанн Кассиан Римлянин . Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей . 2 Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология . 3 Там же. 4 Скабалланович Н. М. Толковый Типикон . 5 Сейчас многие люди, поверхностно знакомые с греческим языком, «авторитетно» заявляют, что Устав разрешает сидеть во время чтения кафисм (так как слово καθσμα — производное от глагола «сидеть»). Это мнение совершенно противоречит реальности: в древних монастырях при стихословии Псалтири стояли, а сидеть дозволялось только на седальнах и после них во время чтения толкований на Евангелие или житий! Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых « не седим, за еже кадити священнику святой алтарь, но стояще поем я ». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.

http://azbyka.ru/sedalen

Сначала вошел один, потом другой и третий из приближенных императора. Вошли и другие не из обычных оруженосцев и телохранителей, но только ближайшие к императору лица. Подан, наконец, знак, указывавший приближение императора, и все встали. Император прошел посередине, подобный некоему ангелу Божию с неба, одетый в светлую одежду и издающую огненный блеск порфиру, украшенный сиянием золота и драгоценных камней. Таков был внешний вид его. Но видна была и красота души его, страх Божий и благочестие (ευλβεια); ее обнаруживали опущенные книзу взоры, выступавшие на лице краски, сама походка и весь внешний вид. Он превосходил всех окружавших величием, красотой, осанкой, мужеством и силой, но к этому присоединялось благожелательное, кроткое и снисходительное настроение, и все это показывало превосходство его духа лучше, нежели это можно выразить словами. Пройдя к переднему ряду сидений (πι την πρτην τν ταγμτων αρχν), он остановился впереди посередине; подано было для него невысокое золотое сиденье (σμικρν καθσμα); он сел не прежде, чем епископы дали знак. Сели после императора и все прочие. Из епископов занимавший первое место на правой стороне ( του δεξιο τγματος πρωτεων), встав, произнес соразмерно составленную речь (μεμετρημνον πεδδου λγον), обращаясь к императору и воздавая за него (π " ατ) хвалу Всевышнему Богу. Когда же он сел, воцарилась тишина. Глаза всех пристально были устремлены на императора. Он, окинув собрание ясным и спокойным взором, после некоторого размышления тихим голосом сказал следующую речь. Далее приводится у Евсевия речь Константина, в которой император просит епископов, чтобы они, рассмотрев теперь причины взаимного разногласия, постарались восстановить мир (Eus. Vita Const. Ill, 10–12). Евсевий не называет по имени епископа, приветствовавшего императора речью. Но судя по надписанию той главы его сочинения, в которой сообщается об этом факте, это был он сам. У Созомена, действительно, и находится прямое сообщение об этом. Но по Феодориту, речь произносил Евстафий Антиохийский, и это, кажется, более вероятно (Theod.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Симеон (третий) 1533–1549. О нем много раз упоминается в актах Западной России 302 . В 1541 году Симеон возобновил жалобу пред королем на киевского митрополита за униженье его пред владимирским владыкой. Поводом послужил следующий случай. «Ино, когда он первей сего, часов недавно минулых, у Вильни был и с митрополитом в церкви святой Пречистой к службе Божией ся готовил, и в тот час столец свой подле местца митропольего, на правой руке, потому яко и предки его седали, поставити казал; тогда митрополит, его милость, нет ведома в который обычай, оный столец его казал оттоле перенести, а на том местцу столец владыки володымерского и берестейского поставити велел к великому жалю его; што ач – кольвек на он час с немалым жалем его было, а вжды (все-же) он того вытерпел и на тот час к службе Божьей за ним шел». Симеон просил учинить ему справедливость с митрополитом; «о чем же и все князи, панове и бояре земли Полоцкой, до короля, его милости, за архиепископом владыкою полоцким послов братью свою присылали, чрез которых просьбы в его милости чинили, абы ему о зложении его с местца, которое он с предков своих старшое по митрополите мел, справедливость была учинена». Приехавший в то же время в Вильну митрополит заявил пред королем, что «то есть суд духовный; а если владыце полоцкому есть потреба, тогда нехай на суде духовном его об владыку берестейского правом уживает: бо король, его милость, речей духовных не справует, а ни ся в то вступает», и положил пред королем свиток прав духовных, данный королем Александром митрополиту Иосифу и подтвержденный им, Сигизмундом 1-м, Иосифу Солтану. Король и его рада «бачучи то», что перед сим просьба полоцкого архиепископа была о титуле, «а теперь то ему не о архиепископство, едно о местцу идет, и то ся в церкви Божьей об оное местцо стало», предоставили это дело суду духовному «на збор их», назначив митрополиту и епископам собраться на этот собор в Вильну – «о трех королях, то есть на Крещенье Господне пришлого свята, которое в индикте пятом-надцать будет». Король оставил за собой войти в это дело только в том случае, «естьли которой стороне будет ся видети з оного суда с кривдой». 303 Неизвестно, чем кончилось это дело; но об этом епископе сохранились еще другие сведения. В 1544 году полоцкие мещане жаловались королю на своего владыку, что он, «мешкаючи на той архиепископьи, вельми нерадно и неслшуно ся там справует, незаконно пользуется монастырскими имуществами, самовольно поставляет за деньги архимавдритов; попам и людем в месте и по селам, и по всей парафии своей, кривды и шкоды великие делает». Король Сигизмунд поручил митрополиту исследовать это дело законным порядком. 304

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Конечно, и промеж нас разговор пошел. У каждого своя думка. Каждый свое повидал, кто в концлагере сам побывал или родичей имеет, кто в тридцать третьем году голоду хватил... Вот и сговорились мы пятеро подбиться так, чтобы всем разом в разведку идти, начальство, какое будет, ликвидировать и... айда! Взводным у нас тоже старый буденновец был, только не нашего полка. Его очень опасались, по прежнему времени таких шкурами звали. Спуску ни в чем не давал и с политруком дружбу вел. Партиец. Ну, пришлось, как мечтали. Вызвал он раз охотников в ночную облаву. Мы вызвались. По-седали на коней. Годок мой, еще по кадетской войне, веревку себе за пазуху сует: — Я, — говорит мне, — втихую его арканом по калмыцкому способу спешу, а вы тогда помог-ните... чтобы без шуму... Заехали в лес. В балочку небольшую спустились. Тут он взводного и заарканил. Очень ловко вышло, прямо наземь с седла, и сам навалился. Мы с коней и к нему... перекинули аркан на шею, затягивать стали, только тянем недружно... боязно все же... свой. А он хрипит через силу: —    Дайте слово сказать... Приспустили концы. Пусть скажет. Сел взводный на землю и нас матом: —    Малахольные вы, растак вашу мать, я же все думки ваши знал, потому и вызывать стал... Тут не более чем за километр речка, туда я вас и вел. Думаю, перейдем вброд, там и разъясню, и через фронт вас поведу, куда и сам направление имею... А вы вот что надумали, мать вашу... Посумневались мы, но все же порешили меж собой его не кончать, а, связавши, с собою везти. Далее видно будет... Перешли речку. Он нам указывает левей брать: направо застава особистская, с пулеметом. Выслали дозор — вышло правильно. Тогда мы смелее с ним пошли. Так и оказалось, что правильное его слово: провел нас, как по своему огороду. Вот они, дела-то какие бывают: решаешь человека жизни, а он выходит твой родной есть брат... —    У немцев к фон Панневицу в корпус попали? —    Нет, извиняюсь, я за Россию шел... Тоже горка она, Россия. Это понимать надо. Под немецкую команду я не становился. Да и они к тому казаков не неволили. Спервоначала я в полевой охранный отряд вступил. Под начал есаула Сотникова. Знали, может, или слыхали?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но когда мы говорим о всеобщности религии, мы не должны иметь в виду только современную эпоху. Мало того. Мы не должны судить об этом только на основании одних исторических документов. Явление всеобщности религии идет в такую глубь времен, о которой история не имеет никакого понятия. На смену исторических свидетельств здесь выступают археология и палеонтология. Факт всеобщей веры в загробную жизнь и существование религиозного культа напр., у древних южно-русских племен весьма твердо устанавливается археологическими раскопками. Скифы, дикие варварские народы, у которых едва пробивались зачатки первобытной культуры, имели разнообразные погребальные обряды. Раскопками обнаружено в могилах много сосудов разной величины. Очевидно, дикарь верил, что в трупе или около него сохраняется какая-то другая жизнь. Не зная в точности, как и чем удовлетворить покойника, он ставил вблизи трупа сосуды с водою и пищею, оружие, предметы домашнего обихода, в твердом убеждении, что умершему все это нужно для поддержания дальнейшей жизни. Особенно ярко эта вера в бессмертие выступает в тех случаях, когда открываются следы трупосожжения. Черепки и даже целые сосуды открываются и в этих погребениях. После сожжения трупа оставались одни обгорелые кости. Чему же тут питаться? Тем не менее язычник, прежде чем закидать землей эти обгорелые остатки, ставит рядом с ними сосуды с пищей. Он убежден, что сгорела внешняя оболочка человека, а другое что-то огонь уничтожить не может. Оно продолжает жить, иметь потребности. Известный археолог профессор Самоквасов разделяет все обследованные им могильники в южной половине Европейской России на пять разрядов: эпохи Киммерийской, Скифской, Сарматской, Славяно-русской и Татарской. В самом древнейшем типе могил эпохи киммерийской, по свидетельству Самоквасова и Спицина 87 встречаются несомненные признаки людоедства и человеческих жертвоприношений. Эти могильники относятся к VII веку до Рожд. Хр. В них найдены целые скелеты, хорошо сохранившиеся и притом окрашенные. В ногах костяного остова валяются в беспорядке кости животных, среди которых встречаются человеческие черепа, кости человеческих рук и ног. Черепа носят следы от удара острым орудием. Очевидно, киммерийцы-людоеды при погребении трупа совершали убийство пленников или рабов, часть их седали, а часть приносили тут же в жертву богам. Таким образом, археология открыла следы религиозного культа и веры в загробную жизнь у самых древнейших народов, обитавших в южной половине нынешней Европейской России. А так как древнейшие могилы Киммерийской эпохи носят на себе следы каменной культуры, – в них нигде не встречается изделий из железа и бронзы, – то отсюда с несомненностью следует вывод, что вера в загробную жизнь и божество была присуща людям неолитического каменного века. Одним словом, археология самым блестящим образом подтвердила слова Плутарха о том, что на земле не существует ни одного человеческого общества без веры в божество, без таких или иных религиозных обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

И божественный апостол Павел глаголет: братия, аз приях егда же и предах вам и проче. И паки: вы глашаете учителя и Господа, и добре глаголете: есмь бо. Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе, образ бо дах вам, и вы творите. И помале: аще сия весте, блажени есте аще творите. И сия суть тако, понеже сице оставляют священные правила не приемшим рукоположения и благословения делать, о сем же нигде является написано во святом и священном евангелии: еже предах вам сие творите; но как испытаем писание, в нём же нам благовестит Христос живот иметь, коего ли вопросим евангелиста, ибо все нам соглагольно рекут сице: егда приблизился Иисус в Иерусалим, и пришёл в Виффагию к горе Елеонской; тогда Иисус послал двоих от учеников, глаголя им: идите в весь, яже прямо вам, и абие обрящете осля привязано и жребя, и отрешивше приведите Ми; аще кто речет вам, что деете, речете, яко Господь ею требует, абие ж послет я. Се же веждь благоутробное рассмотрительное владычное веление к ученикам и вопрошающим речета, яко Господь ею требует; и посем шедша же ученики и сотвориша, якоже повелел им Иисус, приведоста осля и жребя и возложили верху его ризы свои и всадиша Иисуса. Се все рабское апостолы сотворили и ниже власть на сие дал Христос; так же и вы творите, и не подобает господское рабу творить, занеже раб не весть, яже творит господь его; как может кто похвалить или ублажить, аще раб царское начнёт творить, не точию чести достоин, но вместо живота смерти достоин той, иже сотворивший сие, ниже благословен есть, когда ниже грамотой утверждён, ниже обычай имел когда творить, яко прочие архиереи творят сие и им же не вем, аще достоит ли, или ни, творити, лучше нас в разуме рассудят, обаче неповинны древним обычаем работая исправятся. И дивлюсь твоему благородию, как так попустил священное седали(ще) без совета священного собора обесчестить? Или подобно есть писанию оному ныне сбыться: узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящую где же не подобает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Две догодило се оно што Богдан сматрао Било то 16. априла 1944, на први дан нашег ускрса, у подне, баш када су сви Београда седали за трпезе да прославе празник У томе часу запишташе сирене, а англо-американски авиони сручише разорне бомбе на квартове Београда и разорише, као да су од карата, целе редове становници тих остадоше, мртви, од других рушевинама таваница. – М. Изабрана дела, Београд 1997, 7, стр. 725. (Напади су се поновили наредних дана и неколико пута до рата.) Разговор професора након три Посетих Богдана га телесно и душевно изнуреног, бледог, тужног и резигнираног. Рече ми: Не желим да живим у овом свету. Покушах да га охрабрим разумним разлозима па и шалом, но он се не даде разуверити: свет! Не желим, не тражим, не ништа од умрети. Умрети што пре! му се испунила. – Исто, стр. 726. Након педесет пет година савезници Срба, сада с окупаторима, приредили су српском народу бомбашки Васкрс 1999. Више нас не може изненадити када се догоди оно што смо сматрали да 24. марта 1999. отпочео NATO на суверену европску државу и Црна Гора). су бомбардовани статут NATO као одбрамбеног савеза, Женевска Као супститут за вишеструко прекршено право морализам, наравно да се подвргне Тзв. морална хуманитарних у стварности лиценце за рата да би се показало како Рат као такав у NATO. максимализовано до апсурда, ван планирано као потврда кредибилитета. Наоружана неправда – она знао Аристотел: χαλεπωττη γρ δικα χουσα πλα (Политика 1253а 33-34). Право на с и са сигурне цивилних од породилишта до цркве и манастири, школе и болнице, мостови и фабрике, градске тржнице и тргови), смрт као урачуната ставка у профиту милитаризма, деперсонализовано кроз видео-игру, фабрика смрти као забаве, у семантике да се масакри над невиним колатерална штета… – све се то покрива побудама Чувара као милосрдног (а уствари то пали и прикрива тоталном рата. Чувар, Joint Guardian назив ПАТО-удара против жртве (а за жртву се бира неупоредиво да не би било страха од одмазде) има за да се жртви одузме право на жртву, па чак и право на самоодбрану. се данас зову Срби.

http://pravoslavie.ru/120576.html