Дан.2:13, 3:10, 6:8–9 ; Есф.3:9 ), а с другой – заповеди Моисеева закона (см. Иез.20:24 ) либо предписания, относящиеся к религиозной жизни вообще (см. 2Мак.10:8, 15:36 ). В Новом Завете слово «догмат» (δγμα) употребляется пять раз в двояком смысле: в политическом – и означает царские указы и повеления (см. Лк.2:1 ; Деян.17:7 ) – и в религиозном, отражая предписания Моисеева закона, имевшие в свое время обязательную силу для каждого еврея (см. Кол.2:14 ), а также новозаветные постановления, обязательные для всех членов Христовой Церкви. Ибо в Деяниях Святых Апостолов говорится, что апостолы Павел и Тимофей «предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (φυλσσειν τ δγματα, т εριμνα π τν ποστλων α τν πρεσβυτρων τν ν ερουσαλμοις, Деян.16:4 ). Проводя различие между предписаниями Моисеева закона и новозаветными истинами, догматами, апостол Павел говорит, что Господь Иисус Христос «закон заповедей (Моисеевых) догматами упразднил» (τν νμον τν ντολν ν δγμασι αταργσας, (ср. Еф.2:15 ). Следовательно, еще с апостольских времен сформировалось церковное значение слова «догмат» как Божественной, неоспоримой, абсолютной и общеобязательной истины веры. Великий ревнитель богоданного, апостольского Предания святой Кирилл Иерусалимский основные истины веры, содержащиеся в Символе Иерусалимской Церкви, называет необходимыми догматами (τν ναγαων δογμτων), догматами благочестия (δογμτων εσεβν – букв. «благочестивыми догматами». – «Примеч. пер.»), а подвиг веры, которым они усвояются, именует догматическим образом веры (εδος τς πστεως τ δογματιν). Всецелое новозаветное учение о Боге он называет догматами о Боге (τ περ Θεο δγματα), а личное и животворящее усвоение этих догматов деятельной верой считает необходимым условием спасения, делая вывод: «Величайшая польза – изучение догматов». Перечислив все новозаветные истины о Боге, Божием Сыне, Святом Духе, о добре и зле и вообще о домостроительстве спасения, святой Григорий Богослов призывает оглашенных свое благо, свое спасение, свою новую жизнь утверждать «на основании этих догматов (π τοτ τ ϑεμελ τν δογμτων)».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

У ев. Луки словом δоγμα называется указ кесарев о переписи, обязательная сила которого должна была распространиться на все народонаселение римской империи, а в Книге Деяний апостольских словом δоγματα обозначаются законы, истекающие от царской власти, которым обязаны подчиняться все подданные в государстве. В Послании же к Колоссянам ( Кол.2:14 ) и Ефесянам ( Еф.2:15 ) догматами δγμασι называются предписания закона Моисеева, которые уже не в силу высшего человеческого, а божественного авторитета должны были в свое время иметь обязательную силу для каждого иудея, а вместе с сим служить общей нормой, регулирующей жизнь всего иудейского народа. Но что важнее всего для нас, это то, что в одном месте Нового Завета, а именно в Книге Деяний апостольских ( Деян.16:4 ), в подобном же смысле догматами – δγματα называются определения, имевшие уже непосредственное отношение к жизни христианской Церкви. Ибо какого характера были и какую значимость для верующих должны были иметь те определения, о которых здесь речь? Они были определениями, «сужденными от апостол и старец, иже во Иерусалиме» ( Деян.16:4 ), то есть выражением и решением в лице представителей своих голоса всей апостольской, руководимой и управляемой Духом Святым, Церкви ( Деян.15:20–28 ), а потому, ясно, имели силу безусловно обязательного правила или закона для всех членов Церкви Христовой. Если поэтому представить в обобщенном виде то значение, в каком здесь употреблено слово δоγμα, то оно будет обозначать собой не что иное, как такого рода определение, которое исходит от облеченной божественным авторитетом Церкви, и потому должно быть безусловно обязательным жизненным правилом для всех ее членов. Между тем остается присовокупить к сему, что в этом именно особеннейшем значении и употреблялось слово «догмат» в древней Церкви, во всем строго руководившейся примером первенствующей Церкви апостольской. Особенность в сем случае наблюдаема была только та, что слово было прилагаемо только к одним предметам вероучения христианского, а не к определениям относительно нравственности или дисциплины церковной (как было на апостольском соборе), для обозначения чего стал употребляться термин канона, или правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

II) против протестантов: а) о седми таинствах Церкви, также оба иконах, о призывании, святых – Георгия Корезия, 6) в опровержение вообще лютеранских и кальвинских заблуждений – Мелетия Сирига, братьев Лихудов, Стефана Яворского и Феофилакта Лопатинскаго; III) против раскольников: а) о времени пришествия антихристова и кончины века – Стефана Яворскаго ; б) в обличение всех вообще раскольнических заблуждений – книги, изданные от лица святых Патриархов русских, также сочинения святого Димитрия Ростовского , Феофилакта Лопатинского, Питирима, Феотокия, 144 преосвящ. Филарета, митрополита московского 145 и преосвящ. воронежского Игнатия. 146 В последнее время много частных догматических исследований и вообще сочинений, более или менее обширных, помещено в трех издающихся в нашем отечестве духовных журналах: Христианском Чтении, 147 Воскресном Чтении 148 и Творениях святых Отцов с прибавлениями духовного содержания, 149 а также между издаваемыми по временам опытами воспитанников наших духовных Академий: Санкт-Петербургской, Киевской и Московской. 150 2 Когда, например, говорится о Спасителе, что Он упразднил закон заповедей ( δγμασι) учением ( Еф. 2:15 ), или что Он истребив учением бывшее о нас рукописание ( δγμασι, – Кол. 2:14 ). Святой Златоуст, блаж. Феодорит, святой Феофилакт и некоторые другие учители, объясняя эти места, разумеют здесь под догматами именно учение евангельское. 6 Δγματα τν αγγελων (Athanas. in. Matth. serm. 9); αποστολικ (Theodoret. Histor. eccles. 1. 2. 7). 7 .... τος καθπερ νμισμα τ δγματα θεον παραχαρττοντας περιβνγκατε (Synes. Epist. V). Ordinavit eos et instruxit ad praedicationem dogmatis ac doctrinae suae (Lactant. de mort. persccut. n. 2. Conf. S. Basill, Hexaëm. orat. 6). 14 Послан. Патриархов восточно-каф. Церкви о прав. вере чл. 2 и 12, а по­дробнее см. в означенном Введении §§ 134–140. 15 См. Кормчую или Книгу правил святых Апостолов, святых Соборов вселенских и поместных и святых Отцов – на первых страницах. 16 Δγματα κκλησιαστικ (Cyrill Alex. in Amos. 2:7; VI, 2; Chrysost. in Matth. 21:23); τ τς κκλησας δγματα (Gregor. Nyss. contra Eunom. orat. XII, in tom. II, pag. 815. Paris. 1638; Chrysost. homil. VI in epist. ad Philip.); κκλη­ σιαστικο λγοι (Orig. in Matth. T. XI, n. 17; T, XII, n. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

645 ν τ κυριακ (от κυριακς – господний) μρ, в день недельный (слав. перев.), в день воскресный (рус. перев). – От 1:10. 649 Первая апология, представленная в пользу христиан Антонину благочестивому, § 67. Перев. Преображенского. 1892 г., стр. 99. 652 Это уважение, оказываемое субботе, не было уступкой иудействующим, так как праздновалась суббота не по иудейски – покоем, а по христиански – совершением литургии. Оно вызвано было высокой степенью религиозной ревности, вследствие которой христиане желали посвящать Богу больше, чем один день в неделю Смирнов Д. Цитов. сочин., стр. 99. 659 Отношение Евангельск. нравоуч. к зак. Моисееву и к учен. книж. и фарисеев по нагорн. пропов. Иисуса Христа. «Вера и Разум». Том. I, Часть 1. 1895 г., стр. 153. 660 Творения. Том 12. 15 бес. на Посл. к Евр., пунк. 1. 1906 г., стр. 137. Объясн. блаж. Феофилакта см, вып. 2 нашего Руководства для бесед. 1913 г., стр. 109. 667 Вторая кн. Моисея «Исход» в перев. и с объясн. «Вера и Разум». 1890 г., т. I, Часть 2, стр. 355. 673 Несение одра исцеленным, хотя и было будничное дело, но оно убеждало его в исцелении, напоминало о чуде и побуждало к прославлению и благодарению Господа за Его милость. «Повелевает взять постель для того, – замечает блаж. Феофилакт, – чтобы удостоверить в совершившемся чуде, чтобы никто не почел оного за привидение. Ибо, если бы члены больного не утвердились и не укрепились, он не мог бы носить постель... Исцеляет в субботу, научая людей иначе понимать обряды закона и почитание субботы поставлять не в телесно понимаемом бездействии, но в воздержании от зла. Потому что закон, будучи законом всегда добротворящего Бога, не может воспрещать добро творить в субботу». Толков. на св. Еванг. от Иоанна. 1908 г., стр. 99. 678 Но не учением упразднил Иисус Христос закон, как может подать мысль неточный русский перевод – Еф.2:15 ; ср. Кол.2:14 . Это место читается по-гречески: τν χθραν ν τ σαρκ ατο, τν νμον τν ντολν ν δγμασι καταργσας, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением (Объясн, слова «учением» – ν δγμασι см. 1-е прим. на 53 стр. Руководства для бесед с баптистами, пашковц. и др. протоп., Д. И. Владыков. Вып. II. 1913 г; Еф. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

1 Православный – ορθδοξος, по словопроизводству (от ορθς δοκω – правильно думаю) и по словоупотреблению в христианском мире, значит то же, что правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правоверный, в противоположность слову τεροδοξος (от τρως δοκω – иначе думаю) – неправильно мыслящий о вере, неправоверный, неправославный или инославный, как выражались иногда предки наши. 2 Значение мнения неустановившегося, предположения, или неопределившегося решения воли имеют слова, происходящие хотя от того же глагола, но от будущей его формы – δξω, напр., δξα – слава, молва, колеблющаяся между сомнением и слабою уверенностью, δκησις – предположение, δοκιμζω – испытываю, требую доказательств и др. 3 В Посл. Кол.2говорится о И. Христе, что Он истребил еже на нас рукописание ученьми – χειργραφον τος δγμασιν, еже бе сопротивно нам, а в Еф.2:15 , что Он закон заповедей ученьми – τον νμον των ντολν ν δγμασι – упразднив. 4 Канонические книги Ветхого Завета, по еврейскому счислению, предполагающему соединение нескольких книг в одну, следующие: законоположительные (евр. tora) – 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ и 5) Второзаконие; исторические: 6) И. Навина, 7) Судей и Руфь, 8) 1 и 2 Царств, 9) 3 и 4 Царств, 10) 1 и 2 Паралипоменон, 11) 1 Ездр.ы и Неемии, 12) Есфирь; учительные: 13) Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, 17) Песнь Песней; пророческие: 18) Исаии, 19) Иеремии с Плачем его и кн. Варуха, 20) Иезекииля, 21) Даниила и 22) Двенадцати малых пророков. 5 Богодухновенность Св. Писания состоит в том, что священные писатели все, что ни писали, писали по непосредственному возбуждению и наставлению Св. Духа, так что не только предохраняемы были Им от заблуждений, но и положительно получали откровение истины Божией, однако без насилия их естественных способностей; напротив, они являлись органами сообщения божественного откровения при полной сохранности всех своих сил и деятельном их проявлении, напр., в образе понимания и представления вещей, в плане своих произведений в выборе слов и выражений для мысли и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

—32— ские тексты сквозь чужие очки и заимствовал их из вторых рук. Эту догадку мы основываем отчасти на том, что, за исключением Библейского Словаря протоиерея Солярского, он не пользовался библейскими словарями, столь необходимыми при изучении библейских текстов. Даже и из русской литературы он ни разу не ссылается на обширный учёный труд профессора И. Н. Корсунского о переводе Семидесяти. Можно привести из самой книги отца Малиновского примеры, подтверждающие нашу догадку, что по крайней мере в некоторых случаях он приводит слова и целые речения подлинных библейских текстов из вторых рук и местами впадает в ошибки своих руководителей. В первом выпуске сошлёмся на следующие места. На 3-й стр. он приводит слово δγμασι из посланий к Ефесянам ( Еф.2:15 ) и Колосянам ( Кол.2:14 ) в доказательство того, что в этих местах словом „догмат“ названо учение Иисуса Христа. Но если бы он прочитал эти места по подлинному тексту и вник в их смысл, то он понял бы, что в этих местах догматами названы постановления ветхозаветного закона. На 76 стр., указавши на слово οκονομα, как означающее дело спасения людей, он ссылается на послание к Ефесянам ( Еф.3:9 ); но буквально точно такая же ссылка сделана в Догматическом богословии Макария. – На 79 стр., сославшись на слова Евангелия от Иоанна: Бога никто же виде нигде же, он в скобках добавляет: πποτε – никогда Ин.1:18 . Но он заимствует это, как и дальнейшие строки, буквально из Догматического богословия Сильвестра, 38 §. – На 84 стр. О. Малиновский говорит: „В Священном Писании этот вид Откровения означается словом: явление 2533 (φανερωσις, manifestatio – Рим.1:19 )“. Но в указанном месте послания к Римлянам слова φανρωσις нет, а поставлен только соответствующий ему глагол φανρωσε. На 88-й стр. он заявляет, что в Священном Писании сверхъестественный вид откровения называется ποκλυψις, revelatio; но в подтверждение не приводит ни одного места Писания. – На 93-й стр., сославшись на слова из Первого Послания к Коринфянам о богопознании ( 1Кор.13:12 ), он слова: „зерцалом“, „в гадании“, в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Послание имеет предисловие ( Кол.1:1–8 ), догматическую часть (I, 9 – 2, 23), нравоучительную часть ( Кол.3:1–4, 6 ) и заключение ( Кол.4:7–18 ). В богословском отношений это наиболее христологическое послание. В связи с опасностью гностических идей в нем наиболее выразительно изложено самое существенное учение о Христе, какого мы не встречаем ни в какой другой книге Нового Завета. Христос – возлюбленный Сын Божий ( Кол.1:13 ), предвечно рожденный ( Кол.1:15 ). Он есть образ Бога невидимого ( Кол.1:15 ), в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), Он творец и промыслитель мира ( Кол.1:16–17 ) и искупитель человечества ( Кол.1:20; 2, 14–15 ). Другой важной темой Послания является тема Церкви. Как и в послании к Ефесянам, Церковь мыслится не как местная, но как вселенская, глава которой – Христос, а она – тело Христово ( Кол.1:18, 22, 24; 2, 13–19 ). Верующие суть члены Христовы, каковыми они стали через крещение ( Кол.2:11–13 ). Поэтому они имеют во Христе полноту освящения и надежду на спасение. Апостол предостерегает от пристрастия к иудейским обычаям относительно пищи, праздников и т.д. – так как это лишь тень настоящего, суть которого – во Христе; предостерегает от самовольного смиренномудрия лжеучителей, от неразумного изнурения тела ( Кол.2:23 ). В нравоучительной части ( Кол.3:1–4, 6 ) Апостол указывает на высоту христианский жизни: она должна быть отрешенной от всего земного – мы должны о горнем мыслить, а не о земном, ибо жизнь наша в Боге сокрыта ( Кол.3:1–3 ). Следовательно, мы должны умерщвлять земные, т. е. греховные привычки наши (блуд, нечистоту), совлечься ветхого человека и обжечься в нового, образовав новое общество на началах любви ( Кол.3:5–15 ). Апостол излагает ряд частных правил относительно семейных и социальных отношений: жены должны повиноваться мужьям; дети слушать родителей, отцы не раздражать детей; рабы во всем должны повиноваться своим господам; господа обязаны оказывать рабам должное по справедливости ( Кол.3:18–25 ). Призывает благоразумно относиться к внешним, слово содержать «приправленное солью», т. е. благодатное ( Кол.4:1–6 ). АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К КОЛОССЯНАМ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Глава IV Увещания общего характера (1–6). Сообщения Апостола о своем положении и приветствия читателям (7–18). Кол.4:1 .  Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Преподав наставление господам (1), Ап. преподает некоторые наставления о молитве и, в частности, просит молитв о себе ( Кол.4:2–4 ), а потом научает, как читатели должны относиться к нехристианам ( Кол.4:5–6 ). См. Еф 6:9 . Кол.4:2 .  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; Кол.4:3 .  молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, Кол.4:4 .  дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. См. Еф 6:18–20 . Кол.4:5 .  Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Кол.4:6 .  Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. «Со внешними», т. е. не принадлежащими к Церкви. – «Обходитесь благоразумно». В чем заключается это благоразумие – показывает следующее выражение: «пользуясь временем», т. е. сообразуясь с обстоятельствами времени. – «Слово… с благодатью», т. е. с приятностью (ν χριτι). – «Приправлено солью», т. е. назидательно и метко. По объяснению бл. Феофилакта, это указывает на сдержанность речи христианина. – «Как отвечать каждому». Христианин обязан для пользы других отвечать другим применительно к их личным особенностям. Кол.4:7 .  О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, В заключение своего послания, Ап. рекомендует читателям Тихика и Онисима, которые посланы Апостолом в Колоссы ( Кол.4:7–9 ), а потом шлет приветствия Колосской церкви от находившихся при нем лиц и от себя приветствует церковь Лаодикийскую ( Кол.4:10–15 ). Послание заканчивается некоторыми распоряжениями Апостола ( Кол.4:16–17 ) и приветствием от него лично к Колосской церкви ( Кол.4:18 ). Кол.4:8 .  которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, Кол.4:9 .  с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Вступление (1–3а). Вероучительные наставления Апостола (3б-29). Кол.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, Ап. посылает благословение Колоссянам от себя и от Тимофея. Благословение это по форме сходно и с Рим 1:1, 7 и еще более с 1Кор 1:1–2 . – «Тимофей» – см. Деян 16:1 , и Флп 2:20, 22 . Кол.1:2 .  находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: Кол.1:3 .  благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, Ап. говорит, что состояние веры и жизни Колосских христиан производит на наблюдателя отрадное впечатление, – об этом сообщил ему Епафрас ( Кол 1:3–8 ). Ап. молится о том, чтобы Колоссяне еще более усовершились в христианской жизни и познании ( Кол.1:9–11 ) и благодарит Бога за совершенное Им дело нашего спасения ( Кол.1:12–14 ) и в ярких чертах изображает величие лица Господа Иисуса Христа, нашего Спасителя. Чтобы отсечь для Колосских еретиков всякую возможность обольщать Колосских христиан своим учением об эонах, которые будто бы равны Христу, Ап. раскрывает учение о Христе как о Боге, без отношения к Его воплощению ( Кол.1:15–17 ), а потом как о Богочеловеке ( Кол.1:18–20 ), напоминая при этом, что и Колоссяне обязаны своим спасением Христу ( Кол.1:21–23 ). В заключение первой главы Ап. высказывает взгляд на свои страдания, которые он несет как проповедник христианства. Говорит он об этих страданиях потому, что их плодами будут пользоваться всегда Колоссяне, как и другие христиане ( Кол.1:24–29 ). Кол.1:4 .  услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, Кол.1:5 .  в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, Кол.1:6 .  которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, Кол.1:7 .  как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

I. ВСТУПЛЕНИЕ ( Кол.1:1–8 ) Ап. Павел приветствует Колосскую Церковь от себя, называя себя «Апостолом Иисуса Христа», и от лица Тимофея, который находился вместе с ним в Риме ( Кол.1:1 ). Это он делает не ради возвеличения себя, но имея в виду низложить самозванных лжеучителей, пустословов-философов из иудеев и язычников, учащих «по преданию человеческому, а не по Христу» ( Кол.2:8 ). Самих же колосских христиан он называет «святыми и верными братьями во Христе Иисусе» ( Кол.1:2 ), так как только во Христе и через Христа люди могут освятиться и стать настоящими братьями, роднее, чем бывает братство по плоти. Среди плодов благовестия у колоссян Апостол указывает на возрастание веры во Христа Иисуса и любви ко всем святым ( Кол.1:4 ), т. е. деятельной веры. Апостол определяет основные черты христианского благовестия: оно распространяется во всем мире, возрастает и плодоносит, наполняя сердца и умы верных благодатию и истиной ( Кол.1:6 ). II. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Кол.1:9–2, 23) Желая изложить колоссянам истинное учение о Христе в противоположность суемудрию гностиков, ап. Павел воссылает в начале молитву о их усовершении «познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» ( Кол.1:9 ). Но богопознание не есть только теория, это прежде всего жизнь христианская, поэтому здесь же Апостол и присовокупляет назидание, чтобы колоссяне преуспевали в благоугождении, поступая достойно Бога, пребывали в плодоношении добрых дел и оттого возрастали в познании Бога ( Кол.1:10 ). 1. Изображение Божественного величия Иисуса Христа (Кол.1:12–23) Ввиду появления среди колоссян лжеучения гностических сект, ап. Павел всесторонне раскрывает учение о Христе как предвечном, совечном Отцу и воплотившемся в конце времен Сыне Божием, в Котором освящается, обновляется и примиряется все сотворенное. Христос – единый Владыка мира, единый Посредник между Богом и людьми, единый Спаситель мира, Глава Церкви и источник жизни. Только в Нем «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» ( Кол.1:14 ). а) Иисус Христос – Сын Божий и Бог (Кол.1:13–15)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010