Τρα ορισμνοι πολιτικο αγωνζονται να συγκροτσουν μια ενιαα τοπικ εκκλησα στην Ουκρανα. Αυτ την Εκκλησα ενοτε την αποκαλον Ορθδοξη, και ενοτε απλς «τοπικ εκκλησα». Τους πολιτικος δεν τους ενδιαφρει, δεν κατανοον την διαφορ και δεν προσπαθον να το καταλβου. Το τραγικ ττοιων προσπαθειν γκειται σε δο λγους. Πρτον, οι πολιτικο απ την φση τους αποδεικνονται ανκανοι να θεραπεσουν πνευματικς διαιρσεις, αλλ μνο να χωρζουν ανθρπους μπορον. Μνο οι κληρικο με την βοθεια της προσευχς, της ταπεινσεως και της κατ Θε αγπης στκονται ικανο να ενσουν ανθρπους απ διαφορετικς ιδιοσυγκρασες και κοσμοθεωρες σε μα ενιαα κοινωνα, η οποα ονομζεται Εκκλησα του Χριστο. Δετερον, δυστυχς η Πολιτεα ακολουθε μα πορεα που υιοθετθηκε μετ την επανσταση, μα πορεα απομακρνσεως του ανθρπου απ τον Θε. Κποιος μπορε να αντιτενει τι οι πολιτικο μας εναι νθρωποι της πστεως: προσεχονται και εκκλησιζονται. Δεν λογομαχ, ντως τσι εναι. Αλλ υπρχουν δυνμεις, οι οποες επιβλλουν τους πολιτικος μας να ψηφζουν νμους, οι οποοι διευκολνουν την προθηση και νομιμοποηση της αμαρτας. Εν οι πολιτικο νομιμοποιον την ανομα, ττε παρλο που πιστεουν στο Θε και εκκλησιζονται, ενεργον κατ του Χριστο.  τσι απομακρνουν απ τον Θε και τον εαυτ τους και τους ανθρπους, οι οποοι τους προσχουν. Πολιτικο σαν αυτος θλουν μια Εκκλησα προσαρμοσμνη στον ρυθμ της δικς τους ζως. Θλουν να συγκροτσουν μια ενιαα τοπικ εκκλησα η οποα να τους ενθαρρνει και να οδηγσει τους ανθρπους, οι οποοι οδεουν στο Θε, να ακολουθσουν μια οδ, την οποα, προς μεγλη λπη, εχαν επιλξει οι διοι. Αγαπμε τους πολιτικος μας και τους σεβμαστε, αλλ δεν μπορομε να τους ακολουθσουμε, αλλις θα πασουμε να εμαστε Εκκλησα και θα μεταστραφομε σε ναν πολιτικ οργανισμ, που ασφαλς οι ημρες της υπρξες μας θα εναι μετρημνες απ τον Θε. Στο ερτημα πς να αντιδρσουμε, ως πιστο, στις αππειρες συγκροτσεως μιας Ενιαας Τοπικς Ορθοδξου Εκκλησας, να απαντσω ως εξς: ποιος πιστεει στο Θε, αλλ ταυτχρονα εναι εγκλωβισμνος στην επιθυμα του να εξασφαλσει μια Τοπικ Εκκλησα, δεν χει εμπιστοσνη στο Θε, αλλ ακολουθε τη λογικ του. Με αυτ τη στση σντομα θα οδηγηθομε στην κατσταση ταν κθε πολιτικ δναμη να θελσει να χει μια ιδικ της τοπικ εκκλησα, η οποα θα εναι κατ πντα υπκουη σε αυτ το κμμα και να εκβιζει τον Θε να εκπληρνει τις πολιτικς του φιλοδοξες.

http://mospat.ru/gr/news/47023/

У раввинов существовало учение об – заслуге веры, которая рассматривается, как поступок, как исполнение торы, заслуживающее соответственной награды 127 . Следовательно и здесь не могло быть момента упования, уверенности в том, что Бог не по заслугам и делам, а по своей милости оправдает человека. Здесь не было веры мессианской, той веры, предметом которой служили обетования о правде Божией. Совсем иное понятие веры дается у Ап. Павла. Если бы мы приступили к чтению его посланий с обычным классическим и талмудическим пониманием термина веры, то мы не поняли бы их. Правда, и по учению Ап. Павла вера заключает в себе момент признания и убеждения. Πιστεειν у него значит, прежде всего, считать за истинное, быть убежденным. «Ибо, во первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю» ( κα μρος τι πιστεω – 1Кор. 11:18 ). «Если же мы умерли со Христом, то веруем ( πιστεομεν), что и жить будем с Ним» ( Рим. 6:8 ). При этом так же, как и у Греков, это признание покоится на основаниях, не имеющих логической принудительности, чем и отличается вера от знания. «Ибо мы ходим верою, а не видением ( δι πστεως γρ περιπατομεν, οκ εδους – 2Кор. 5:7 ). Об Аврааме апостол говорит: «он сверх надежды (ожидания) поверил с надеждою» ( παρ’ λπδα π’ λπδα πστευσεν Рим. 4:18 ). Основанием к убеждению служит в вере нравственное уважение к авторитету, сердечное доверие к истинности и правдивости другого. Поэтому и вера в Бога должна быть актом личного доверия, полной уверенности в непреложность, истинность и верность всего, что исходит от Него. Отсюда, – верить Богу ( πιστεειν τ Θε) у Ап. Павла значит: воздать славу Богу» ( διδναι δξαν Θε – Рим. 4:20 ). Таким образом вера по учению Ап. Павла есть собственно и первоначально полное сердечного доверия принятие проповедуемой истины, твердое убеждение в ее непреложности. Она противополагается неверию (ср. Кор. 14:21; 7:14; 2Кор. 6:14–15 ; Еф. 1:13,19 ) и значит принятие евангельских истин ( Рим. 10:16; 14:17; 10, 8–9 ; 1Сол. 4:14 ; 1Кор. 5:17 ; Рим. 13:11 ; 1Кор. 3:5; 15:2,11 ; Гал. 2:16 ). В этом значении πστις у Ап. Павла не отличается с своей формальной стороны от классического и иудейского понятия. Интеллектуальный акт основывающийся на доверии к правдивости авторитета, одинаково присущ как апостольскому понятию, так и классическому с талмудическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

«Слава есть то, что кажется нам таким или иным», по определению Григория Назианзина (Δξαν, του τοον μν, τοον δοκεν. ροι πχυμερ. v. 98. Μ. XXXVII, 952). Но истинную славу человека составляет «искание славы у Господа славы» ( Василий Великий , Hom. De humilit. с. 5. Μ. XXXI, 529 С.) через делание всего во славу Божию, по заповеди Божьей, без обращения внимания на похвалы человеческие (...τος παρ τν νϑρπων πανους... Василий Великий , ροι κατ’ πιτομν ρτ. κα πκρ. 195. Μ. 1. с. p. 1212. De humilit. с. 5. Μ. XXXI, 529 С.: τοτο δξα κα μεγαλειτης... δξαν τν παρ το Κυρου τς δξης πιζητεν). Следовательно, всякая иная слава есть уже не истинная слава, но суетная, тщетная. Эта именно слава и есть κενοδοξα, т. е. κεν δξα, по объяснению И. Кассиана (De coenobior. instit. lib. V, с. I Μ. ΧLIΧ, 203 Α.: ...septimum cenodoxiae, quod sonat vana seu inanis gloria, ibid. lib. XI, с. 1, p. 397–399: Septimum nobis certamen est contra spiritum cenodoxiae, quam nos vanam sive inanem gloriam possumus appellare). В этом же смысле определяется бл. Диадохом и истинная слава и ложная. Во многих местах своего аскетического трактата он превосходнейшим образом изъясняет понятия об этих предметах; даже целые главы (гл. 11, 12, 13) посвящены учению об истинной славе и направлены против тщеславия. По учению бл. Диадоха, как и по Василию Великому , истинная слава человека состоит в том, чтобы «искать славы Божией». Это понятие о ней утверждается автором на следующих внешних основаниях: а) одному Богу принадлежит слава вследствие Его величия (гл. 13, абзац сноски в) сам Бог призывает душу к любви славы своей (гл. 59). Внутренними же причинами, побуждающими человека искать славы Божией, автор считает 1) чистоту души, ибо «чистой душе» свойственна непрестанная любовь к славе Господа» (гл. 19, начало); 2) любовь к самому Богу: «любящий себя самого ищет своей славы (τν αυτο δξαν ζητε); любящий же Бога любит славу создавшего его; ибо душе чувствительной и боголюбивой свойственно всегда искать славы Божией (τν μν δξαν ε ζητεν το Θεο) во всех заповедях, которые она исполняет (абзац сноски Ради славы Евангелия производится отречение от имущества (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

πολυτκιον το σου χος πλ. δ» Τας τν δακρων σου οας,τς ρμου τ γονον γεργησας, κα τος κ βθους στεναγμος, ες κατν τος πνους καρποφρησας, κα γγονας φωστρ, τ οκουμν λμπων τος θαμασιν, ωαννκιε, Πατρ μν σιε· Πρσβευε Χριστ τ Θε, σωθναι τς ψυχς μν. πολυτκιον τν γων ερομαρτρων χος δ« Κα τρπων μτοχος, κα θρνων διδοχος, τν ποστλων γενμενος,τν πρξιν ερες θεπνευστε, ες θεωρας πβασιν· δι τοτο τν λγον τς ληθεας ρθοτομν, κα τ πστει νθλησας μχρις αματος, ερομρτυς Νκανδρε· Πρσβευε Χριστ τ Θε, σωθναι τς ψυχς μν. ΕΙΣ ΤΟΝ ΟΡΘΡΟΝ Κανν το σου, ο κροστιχς. Το Προδρμου σε τν μιμητν ανσω. ωσφ. δ α» χος δ " Ερμς «νοξω τ στμα μου, κα πληρωθσεται Πνεματος, κα λγον ρεξομαι, τ βασιλδι Μητρ, κα φθσομαι, φαιδρς πανηγυρζων, κα σω γηθμενος, τατης τ θαματα». Τ φγγει τς χριτος, καταυγαζμενος σιε, τος πστει τν μνμην σου, πανηγυρζοντας, φωταγγησον, κα σκτους μαρτας, πρεσβεαις σου λτρωσαι, ωαννκιε. δν τν εσγουσαν, νεπιστρφως διδευσας, πρς πλιν ορνιον, ωαννκιε· τ γρ γιον, δγησ σε Πνεμα, παναπαυσμενον ν τ καρδ σου. ψοσαν ταπενωσιν, ωαννκιε σχηκας· δι σου δεμεθα, οκτειρον σιε, τν ταπενωσιν, μν κα τς δνας, πσας πικοφισον, τν καρδιν μν. Θεοτοκον Πεσντων νκλησις, κα σταμνων βεβαωσις, πρχεις Πανμωμε· θεν σου δομαι, συμπεσντα μου, τν νον τ μαρτ, νρθωσον Δσποινα, πως δοξζω σε. Κανν τν ερομαρτρων Ποημα ωσφ. δ α« χος δ» Ερμς «Χορο σραλ, νκμοις ποσ, πντον ρυθρν, κα γρν βυθν διελσαντες, ναβτας τρισττας, δυσμενες ρντες, ν ατ ποβρυχους, ν γαλλισει μελπον· σωμεν τ Θε μν, τι δεδξασται». Σεπτν θλητν, σεπτν ορτν, ερομαρτρων ερν μνμην σμερον, ερας μελδαις, νν το Χριστο ερωττη κκλησα, εροπρεπς κτελοσα, σμασι κατατρπεται, τοτους γεραρουσα. Σεπτ κεχρισμνος χρσματι, τς ερωσνης πιστς, ερρχα Νκανδρε, τιμιτερον τοτο· Τας κ τν αμτων σου βαφας ναπειργσω, ν γαλλισει κραυγζων· σωμεν τ Θε μν, τι δεδξασται. δν μαρτυρου τρχοντες, τρψιν ληθ ν ατ, σαφς νδεικνμενοι, πλουτσατε χριν, θαυματουργιν κα δωρεν πουρανων, Μρτυρες συμφνως βοντες·σωμεν τ Θε μν, τι δεδξασται. Θεοτοκον περιγρπτως κλποις το Πατρς, κλποις τς Μητρς, σαρκικς Χριστς περιγρφεται, μετ γννησιν τατην, ληθ Παρθνον πρ νον διαφυλξας, μεγαλοφνως βομεν· σωμεν τ Θε μν, τι δεδξασται.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/mineja-n...

1380 Κα εις ενα Κριον Ιησουν Χριστν, τον υιον του θεο γεννηθντα κ του Πατρς μονογεν τοτ στιν εκ της ουσας του Πατρς, θεν κ θεο και φς εκ φωτς, θεον αληθινν κ θεο αληθινο γεννηθντα, ου ποιηθντα, μοουσιον τω Πατρ, κ. τ. λ. 1381 Хотя θες ην λγος Иоанна ( Ин. 1:1 ) и το εναι σα θε Павла ( Флп. 2:6 ) близки к этому. В самом деле, последний отрывок, с наречным σα, скорее указывает на божественное существование, чем на бытие или сущность, на которые более правильно было бы указать с помощью то εναι σον θε или σθεος. Но последнее тоже соответствовало бы богословию Павла. Иудеи использовали форму мужского рода σος, хотя и в полемическом смысле, когда имели в виду, что, раз Он назвал Себя в первую очередь и исключительно Сыном Божьим, отсюда логически следует, что Он объявил Себя равным Богу, Ин. 5:18 : «Οτι… πατρα διον λεγε τον θεον, σον εαυτν ποιν τω θε. В Вульгате переведено: aequalem se faciens Deo. 1382 Слово τριας, trinitas, по отношению к Богу впервые появляется у Феофила Антиохийского и Афинагора во II веке и у Тертуллиана в III веке. Вероисповедания должны формулироваться не в тех же выражениях, что Писание, – в противном случае они не значат ничего или значат все сразу, – потому что они представляет собой толкование Писания и призваны предотвратить возникновение ложных учений. 1383 Bull, Def. fidei Nie, Works, vol. v, p. i, p. 70: «μοουσιον a probatis Graecis scriptoribus id dicitur, quod ejusdem cum altero substantiae, essentiae, sive naturae est». Далее он цитирует отрывки из светских писателей. Так, например, Порфирий говорит, De abstinentia ab esu animalium, lib. i, п. 19: Εγε ομοοσιοι οι τν ζων ψυχα μετραις, то есть siquidem animae animalium sunt ejusdem cum nostris essentiae. Аристотель (в цитате у Оригена ) говорит о единосущии всех звезд, ομοοσια πντα στρα, omnia astra sunt ejusdem essentiae sive naturae. 1384 Сначала гностиком Валентином: Ириней, Adv. haer., 1. i, cap. 1, §1, §5 (ed. Stieren, vol. i, 57, 66). В последнем отрывке говорится, что человек – υλικς и, как таковой, весьма похож на Бога, но не единосущен Ему, παραπλσιον μεν. αλλ οχ μοουσιον τω θε. Манихеи называли человеческую душу, в соответствии со своей теорией эманации, μοουσιον τ θε. Агапий, у Фотия (Bibl. Cod. 179), называет даже солнце и луну, в пантеистическом смысле, μοοσια θε. Савеллиане использовали слово «троица», но противопоставляли его разделению на личности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Второе основание, по которому Тимофей не должен избирать молодых вдов в класс церковных вдов, излагается в следующих словах. Ст. 13. _μα δ κα ργα μανθνουσιν περιερχμεναι τς οκας ο μνον δ ργα λλ κα φλαροι κα περεργοι λαλοσαι τ μ δοντα – притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Судя по тому, что μανθνειν, в форме настоящего времени, не может означать – иметь обыкновение, а в соединении с причастием, оно не значит – учиться чему-либо, некоторые комментаторы 2263 относят μανθνουσιν к ργα и после ργα ставят εναι. Согласно этой конструкции, перевод 13 ст. должен быть такой: они приучаются быть праздными, когда ходят из дома в дом. Представленная конструкция оправдывается дальнейшими словами стиха – ο μνον δ ργα λλ… etc. – не только праздными, но и… пр. Φλαροι 2264 от φλω – кипеть, бить ключом, обозначает всякую необузданность в слове, а περεργοι указывает на людей не только любопытных, но и, вообще, тех, которые занимаются пустыми делами, или делами, до них не касающимися 2265 . Λαλοσαι τ μ δοντα есть следствие φλαροι κα περεργοι. Вследствие любопытства или желания вмешиваться в посторонние дела, узнавать, напр., тайны семейной жизни одного дома и открывать их в другом, при навыке говорить много и, притом, горячо и безрассудно, легко можно высказать то, что не следует говорить. Ст. 14. βολομαι ον νεωτρας γαμεν τεκνογονεν οκοδεσποτεν μηδεμαν φορμν διδναι τ ντικειμν λοιδορας χριν – Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию. В виду вышеуказанных свойств молодых вдов, Апостол не только отказывает им в приеме в церковное звание, но и прямо советует им вступать в брак. Брачная жизнь, воспитание детей, управление домом 2266 освободит их от праздности и всех вредных последствий оной и сохранит Церковь от нареканий за худое поведение молодых вдов. Своим неприличным поведением молодые вдовы дают повод нехристианам – иудеям и язычникам – дурно отзываться о христианах. Выражение φορμν διδναι равнозначительно давать повод; такой же смысл оно имеет и в 2Кор. 5:12 . Под ντικειμν разумеется здесь то же, что в 1Пет. 5:8 под ντδικος, т. е. диавол, который через своих видимых рабов ( 1Тим. 1:20 ), на что указывает λοιδορα – злоречие, как внешнее человеческое действие ( 1Пет. 3:9 ), злословит христиан и обвиняет их в непристойной жизни. Еврейский глагол 70 однажды перевели через ντκειμαι ( Зах. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Коль скоро Θε ς есть типическая форма собственного имени, индивидуального понятия, подлежащего, то, называя Отца именем Θες, грек сознательно или бессознательно предполагал, что название «Бог» для первого Лица Св. Троицы столь же характерно, как и имя «Отец», что это – понятия, безусловно, нераздельные друг от друга. Отец есть Θε ς. Это выражение соответствует логической схеме А­А, или S­S, т. е. это такое суждение, где подлежащее и сказуемое – понятия тождественные и, следовательно, взаимозаменяемые. Даже более: это такое предложение, в котором два подлежащих и ни одного сказуемого. Θες, как философская формула, могло служить показателем такого строгого единства, которое никогда не должно развиться во множественную форму суждения; в слове « Θε ς»! скрывается отрицание законности такого выражения, как «Отец есть Бог», потому что сказать это значило бы допустить хотя мысленное различие между тем и другим понятием, представить их как «одно и другое», как λλο κα λλο. Имя «Бог» не есть сказуемое, стоящее в отношении к Отцу: это – само подлежащее. Отец называется Θε ς потому, что Он – ατθεος 770 , потому что Сам Он – Бог, т. е. божество Его не относится только к Нему, а тождественно с Его субстратом, – назовём ли мы его существом, ипостасью или ποκεμενον, – мыслимым центром, носителем всех определений Бога-Отца. Божество Отца – говоря терминами Аристотеля – не καθ’ ποκειμνου и не ν ποκειμν, а само ποκεμενον 771 . Но Сын есть только Θε ς. Сказуемое здесь удерживает свою типическую форму, и потому данное суждение отвечает логической схеме А­В, или S­P. Этим implicite предполагается, что между божеством и сущностью Сына нет той тесной, глубоко непосредственной связи, в какой мыслятся божество и ипостась Отца. Между понятиями «Сын» и «Бог» не устанавливается того возвышающегося до безразличия тождества, какое отличает имена «Отец» и «Бог». Сын есть Бог . Последнее имя в приложении к первому есть нарицательное, а не собственное, не индивидуальное, а общее понятие, соединённое с первым как сказуемое с подлежащим. Здесь дан момент отношения и, следовательно, различия между сущностью и божеством Сына. Божество свойственно существу Сына, но, тем не менее, «Сын» и «Бог» – не одно, а два понятия, мыслимые как λλο κα λλο.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ст. 6. Ες παινον δξης τς χριτος ατο, в похвалу славы благодати Его. Δξα у древних означала: мнение, молву, похвалу, честь, славу, напр., у Ксенофонта: δξαν παρεχε μ πισεςϑαι μχην – подал мнение не вступать в сражение (Histor. 7, 5, 21). У Платона: δξαν εχον μαχοι εναι – имели славу непобедимых (Menex. 241, В). И у LXX и в Новом Завете это слово употребляется в смысле похвалы, чести. (Иса. 61:3. Лук. 14:10 ); но там же встречаем употребление этого слова и в особом значении, напр., Исх.16:10 , и слава Господня явися во облаце; 3Цар. 8:11 .Исполни слава Господня храм. Лук. 2:9 . говорится о пастырях Вифлеемских, что предстал пред ними ангел с вестью о рождении Спасителя, и слава Господня осия их, δξα κυρου περιλαμψεν. ατος. Это означает свет, сияние славы Божией, при воззрении на которое пастыри ужаснулись. И об Апостолах, свидетелях Фаворского события, говорится ( Лук. 9:32. 34 ), что они, увидя славу Господа, убоялись зело, потому что увидели Божественное величие Того, Который есть сияние славы Отчей ( Евр. 1:3 ). Но будучи не способен по телесной природе своей выносить явление славы Божией в земной жизни, человек христианин в жизни будущей будет удостоен прячастия славы Божественной, и это причастие славы будет вечное, как говорит Апостол Павел ( 2Тим. 2:10 , 2Кор. 4:17 ), и венец славы будет неувядаемый, как говорит Апостол Петр ( 1Петр. 5:4 ). Эта вечная слава будет иметь свои степени; Апостол говорит ( 2Кор. 3:18 ): мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе в той же образ преобразуемся от славы в славу, μεταμορφομεϑα π δξης ες δξαν. В славе этой будет участвовать и тело воскресшее, по слову Апостола: σπερεται ν ατιμα, γερεται ν δξη, сеется не в честь, востает в славе ( 1Кор. 15:43 ). Встречается употребление слова: δξα и во можественном числе, – у классиков в общем значении, напр., у Платона (de rep ubi. 2. p. 363. E.): ες κακς δξας γειν – бесславить, равно как и у LXX: Исх. 15:11 . ϑαυμαςς ν δξαις, дивен в славе, а в Новом Завете в особом значении напр., 2Петр. 2:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Отсюда вставочное, но логически существенное предложение: κα θεασμεθα τν δξαν ατο, δξαν ς μονογενος παρ πατρς. Θεσθaι («созерцать») – сравнительно с ρν – богаче содержанием и констатирует не внешнее только наблюдение, безразлично относящееся к своему предмету, и не одно внутреннее прозрение. Оно означает восхищение созерцанием, когда взор невольно приковывается к своему объекту и не может оторваться от него по тем или иным поражающим свойствам. Это есть сосредоточенное устремление намеренного наблюдения с вытекающим из него опытным, наглядным убеждением. И вот Евангелист говорит: мы видели, – и величие зрелища, для всех доступного, убедило нас. Что же и в чем? Τν δξαν ατο. Δξα есть собственно существо Божие ( Евр. 1:3 ) и в таком виде непостижима для человека, как и сам Бог, в славе Своей (ср. 1Тим. 6:16 ). Ее же предполагает здесь, конечно, и Апостол ( Ин. 17:5 ), но уже во внешнем выражении, соответственно евр. kavd, которое прилагается к конкретным феофаниям – в купине, в столпе огненном и облачном, в образе Ангела и т. п. В таком случае получаем, что, хотя Слово и было во плоти, тем не менее в Нем ясно и неотразимо обнаруживалось само божество, потому что Он был Бог . Частица ς, наравне с евр. ke veritatis, отмечает «не уподобление и не сравнение, а подтверждение и несомненное определение» (свт. Иоанн Златоуст ), констатируя, например, что «достойна есть яко воистину (ς ληθς) блажити Тя, Богородице», что такое действие ублажения Богоматери для нас похвально, а объективно – вполне истинно. Следовательно, слава была созерцаема, как она свойственна «Единородному» от Отца. Здесь Евангелист впервые усвояет Логосу более конкретное имя «Сына», поскольку теперь раскрывает дело в связи с дарованным нам достоинством «чад Божиих»: мы – τκνα Θεο именно потому, что Слово есть υς. Μονογενς – в отличие от πρωττοκος – определяет более, чем юридические преимущества, какие имел всякий первенец (хотя бы из многих детей) и какие могли принадлежать Логосу по сравнению со всеми благодатными «чадами Божиими».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Здесь Ориген затрагивает, между прочим, вопрос об отношении троичности Лиц к единству Божества, касается самой основы монархианства. Ориген приступает к делу не как полемист, но как гармонист: не вдаваясь в доказательства действительности ипостасного различия Отца от Сына, предполагая ипостасное бытие Их как данное, Ориген берёт на себя только самую трудную часть задачи, хочет «разрешить» то, что так смущало монархиан, указать точку зрения, с которой мирится троичность и единство Божества. Можно было ожидать, что Ориген с особенной полнотой и ясностью изложит учение о единстве если не существа, то божества Отца и Сына: на деле оказывается иное. Когда эту задачу решал Тертуллиан , он поставил монархианам на вид факт единосущия Отца, Сына и Св. Духа. «Как будто все Они не будут единым (unus) (уже вследствие того одного), что все Они из одного, – вследствие, то есть, единства существа» 744 . Единство неточного начала всей Троицы и обусловленное им единство существа всех трёх Лиц – вот что решало для Тертуллиана вопрос, поднятый монархианами. Монархия, истинный монотеизм в христианском учении, остаётся во всей силе, потому что все три Лица – один Бог . Так можно формулировать решение вопроса, предлагаемое Тертуллианом . Иначе решает эту задачу Ориген . «Им (монархианам) должно сказать, что в таком случае Θε ς есть Самобог, – почему и Спаситель говорит в молитве к Отцу: „да знают Тебя, единого истинного Бога”; а всё остальное, за исключением Самобога, обожествляемое причастием божества Его, следовало бы точнее называть не „ Θε ς”, а „ Θε ς”». Не искажая буквального смысла этой тирады, нельзя отрицать весьма серьёзного различия этой формулы решения монархианского вопроса от той, которая предложена Тертуллианом . Ориген ссылается не на факт единства существа, даже не на факт единства неточного начала всего божественного 745 , а на тот факт, что только одно божественное Лицо, одна Ипостась, есть Бог в абсолютном смысле. Когда речь идёт о монархии, о едином Боге, то имеют в виду Бога в истинном, собственном смысле, Бога как Θες; но так нельзя назвать ни Сына, ни Св. Духа; следовательно, факт Их ипостасного различия от Отца нисколько не противоречит единству Божества. Бог в абсолютном смысле есть только Отец, а Отец, действительно, только один. Решение вопроса Оригеном можно, поэтому, формулировать так: монотеизм в христианском учении остаётся во всей силе, потому что только одно Лицо в Троице, именно Отец, есть Бог в собственном смысле, есть Θε ς.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010