В небольшой 3-й части, занимающей примерно 30 строк, возобновляется форма вопросоответов: младший монах просит изложить вкратце «хулы ереси», которые и перечисляются в 4-й, заключительной части произведения в 11 пунктах (полностью цитируются в: Rigo. 2013. P. 129-131). Заканчивается трактат следующей фразой пожилого монаха: «Таковы, брат, вкратце хулы новопоявившихся злославных, причем одни явно произносятся ими, а другие извлекаются из их слов». Богословие О богословских взглядах М. Г. можно судить лишь по единственно изданному пока сочинению - посланию к патриарху Иоанну XIV Калеке. План этого довольно обширного трактата следующий: § 1: обращение к патриарху; § 2-3: вступление с критикой Акиндина; § 4-8: общая постановка проблем в виде собрания святоотеческих цитат; § 4: о различии энергии и сущности; § 5-8: о Фаворском свете. Частный анализ проблем. А. Отличие энергии от сущности: § 9: об отличии безначальной сущности от безначальной же энергии. Переход к цитате из прп. Максима Исповедника; § 10-12: анализ Maximus Conf. Cap. theol. I 48 (PG. 90. Col. 1100-1101). Проблема тварных энергий; § 13-15: святоотеческие цитаты, призванные обосновать различие сущности и энергий. § 10-12. Первое обширное рассуждение, касающееся спорного места из святоотеческих сочинений. М. Г. пытается ответить на вопрос, почему у прп. Максима ( Maximus Conf. Cap. theol. I 48) свойства Божии названы творениями. Автор трактата ссылается на «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. De fide orth. I 8), где рождение (γννησις) Сына названо делом природы ( μν γννησις ναρχος κα διος φσεως ργον οσα κα κ τς οσας ατο προγουσα), а далее (§ 11) приводит похожую цитату из свт. Григория Богослова (PG. 36. Col. 96 A: Назианзин, не соглашаясь с тем, что имя Отец означает сущность или действие, показывает, что даже уступка в этом не поможет оппонентам, ибо единство действия Отца и Сына будет означать единосущие Сына); а раз так, заключает М. Г., то по логике Акиндина пришлось бы назвать Сына творением, раз Его рождение есть «дело» (§ 12).

http://pravenc.ru/text/2562250.html

Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Книга 4 Рождество Христово Источник Содержание Событие Рождества Христова Почему при Рождестве Христовом явилась звезда? Вифлеем Внутренняя сторона события Подготовление к празднику. Пост и предпразднство. Пост Служба Рождеству Христову Литургия Антифоны Задостойник Службы попразднства История праздника     Вечнаго бо Твоего царствия безначальное, Рождеством Твоим обновимся. Тем Тебе приносим и мы паче именнаго даннословия, православнаго богатство богословия.     ЕЖЕ 1 ) ПО ПЛОТИ 2 ) РОЖДЕСТВО 3 ) ГОСПОДА БОГА 4 ) И СПАСА НАШЕГО 5 ) ИИСУСА ХРИСТА 6 ) 1 Замена греческого члена. 2 κατ (по, в отношении) σρκα. Необходимая добавка в виду предвечного рождения от Отца. 3 γννησες – рождение, произведение. 4 Усиление понятия «Господа» и точнейшее определение его. 5 Субъективное определение после предыдущего объективного. 6 Имя после предыдущих титулов. – Как видим, в самом названии праздника со всею точностью указана его сущность. Название это выработалось постепенно. Древнейшим названием Р. X., когда оно соединено было с Богоявлением §(см. «История праздника»), было ττιφν( ε) " α (Явление) или θεοφν( ε) ιο (Богоявление), также εορτ τν If ωτν (праздник Светов) или просто τ φτα (Светы). По отделении от Богоявления праздник постепенно получил название „Рождества», что по-греч. иногда выражалось τ γενθλια («относящееся к рождению») или γνναι («происхождение»; поэт, сл., в прозе поздн.; так названо P.X. в Синайском каноне IX-X в.). Постепенно вводились и другия слова в название праздника: то он называется просто: «Христа Рождество» (тот же памятник); то «св. Рождество Господа вашего Иисуса Христа» (Евергетидский устав XI в.); то «Господа нашего Иисуса Христа по плоти рождество от всенепорочной Владычицы вашей Богородицы Марии» (Устав св. Софии Kohcmahm.IX в.); то «по плоти спасительное рождество великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Студийский славянский устав); в греческих богослуж. книгах разница с нашим названием союз «и» между «Господа и Бога». У других восточных христиан P. X. называется: у армян: «Епифания» (празднуется с Крещением 6 янв.); у несториан и сирийских монофизитов: «Рождество Господа нашего во плоти»; у коптов: «Рождество Господа нашего Иисуса Христа». (Nilles, Kalendarium manuale utriusque ecclesiae II, 559–661. 700). У латинян: Nativitas Domini(«Poждecmbo Господа»). По-французски P. Х. – Noel (испорч. Natalis, день рождения), по-английски – Christmas («Христова обедня»), по-немецки «Weihnachten» («Священные ночи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Перворожден всея твари , «то есть рожден прежде всякой твари» (блаженный Феодорит). Если рожден, то от существа и естества Отца; следовательно, есть единосущен Ему; в чем прямое основание и того, что есть образ Его. Перворожден всея твари . Этими словами определяются два отношения Сына: к Богу Отцу, что Он рожден от Него, и к тварям, что Он прежде всех их не сотворен, а рожден. Этим означается бесконечное отстояние от Него твари Блаженный Феофилакт пишет «Апостол показывает, что Сын есть прежде всякой твари. Как есть? Чрез рождение Смотри, какова мудрость Апостола: не сказал просто, что Он прежде всякой твари, чтоб, слыша это, ты не подумал, что Он есть особо от Бога Отца; но сказал: рожден прежде всякой твари, научая тебя, что Он имеет Отца и от Него рожден есть. И этим вместе показал, что ин есть Он и ино от Него все прочее: Он Сын из Отца, а прочее все тварь, именно Им сотворенная». Ариане думали иметь большую опору для своего лжеучения в сем месте. Перворожден всея твари , толковали они, означает, что Он стоит во главе тварей и, как первый из них, Сам тварь. Но в таком случае Апостол не сказал бы: перворожден ,— а - первоздан (см: святой Златоуст) «А если вы слово: перворожден — считаете равнозначительным слову: первоздан; то Апосюл сказал бы: перворожден (в смысле первоздан) иных тварей, кроме Него, прежде них рожденного (в смысле созданного)» (святитель Афанасий Великий) Но Апостол говорит: перворожден . Рожден; следовательно, одного есть естества с рождшим Его Богом Отцом и чрез то бесконечно отстоит от твари. Рожден прежде всякой гвари, следовательно, вечен: ибо время, как неотъемлемая форма тварного бытия, произошло вместе с гварию. Прежде твари вечность; и Рожденный прежде твари вечен; чем опять полагается бесконечное отстояние Сына Божия от твари Сверх того перворожденный всякой твари вслед за сим именуется Творцом всяческих. Но когда творится что, из ничего творится. Творить же из ничего может только Тот, Кто Сам есть Сый; кто же сам из ничего есть, как тварь, тот творить не может. Следовательно, если перворожденный всякой твари все сотворил, то Сам Он не может быть тварию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«Перворожден всея твари», «то есть рожден прежде всякой твари» (блаженный Феодорит). Если рожден, то от существа и естества Отца; следовательно, есть единосущен Ему; в чем прямое основание и того, что есть образ Его. «Перворожден всея твари». Этими словами определяются два отношения Сына: к Богу Отцу, что Он рожден от Него, и к тварям, что Он прежде всех их не сотворен, а рожден. Этим означается бесконечное отстояние от Него твари Блаженный Феофилакт пишет «Апостол показывает, что Сын есть прежде всякой твари. Как есть? Чрез рождение Смотри, какова мудрость Апостола: не сказал просто, что Он прежде всякой твари, чтоб, слыша это, ты не подумал, что Он есть особо от Бога Отца; но сказал: рожден прежде всякой твари, научая тебя, что Он имеет Отца и от Него рожден есть. И этим вместе показал, что ин есть Он и ино от Него все прочее: Он Сын из Отца, а прочее все тварь, именно Им сотворенная». Ариане думали иметь большую опору для своего лжеучения в сем месте. «Перворожден всея твари», толковали они, означает, что Он стоит во главе тварей и, как первый из них, Сам тварь. Но в таком случае Апостол не сказал бы: «перворожден», — а — первоздан (святой Златоуст). «А если вы слово: «перворожден» — считаете равнозначительным слову: первоздан; то Апостол сказал бы: перворожден (в смысле первоздан) иных тварей, кроме Него, прежде них рожденного (в смысле созданного)» (святитель Афанасий Великий). Но Апостол говорит: «перворожден». Рожден; следовательно, одного есть естества с рождшим Его Богом Отцом и чрез то бесконечно отстоит от твари. Рожден прежде всякой твари, следовательно, вечен: ибо время, как неотъемлемая форма тварного бытия, произошло вместе с тварию. Прежде твари вечность; и Рожденный прежде твари вечен; чем опять полагается бесконечное отстояние Сына Божия от твари Сверх того перворожденный всякой твари вслед за сим именуется Творцом всяческих. Но когда творится что, из ничего творится. Творить же из ничего может только Тот, Кто Сам есть Сый; кто же сам из ничего есть, как тварь, тот творить не может. Следовательно, если перворожденный всякой твари все сотворил, то Сам Он не может быть тварию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

Петр Александров Остроумов, с 8 сентября 1805 по 24 сентября 1824 г. Сын священника новгородской епархии, кирилловского уезда, села ??укчи, Александра Михайлова . Обучался в новгородской семинарии и слушал ??ословию. Января 25 дня 1797 г. произведен во диаконы в Петропавловский собор, на место выбывшего в Тихвин диакона Димитрия Матфеева. Сентября 8 дня 1798 г. перемещен в морской собор. 8 сентября 1800 г. рукоположен во священника к сему собору, где сначала был на линии 3-го священника, а потом 30 октября 1809 г. удостоен звания ключаря. Сентября ?4 дня 1824 г. перемещен к церкви св. великомученицы Екатерины, что на Васильевском острове. Скончался в июле 1838 г., быв за штатом с ?7 июня 1831 года. Иоанн Петров Свиязев, с 30 октября 1809 по 12 марта 1819 года, сын диакона петербургской Крестовоздвиженской, что в Ямской церкви, Петра Степанова. Марта 1 дня 1786 г. произведен во диакона к церкви Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; июля 24 дня 1788 года произведен в священника к церкви Воскресения Господня, что за Литейным двором. 30 октября 1809 г. перемещен в морской собор на линию 3-го священника был здесь по смерть свою, последовавшую 19 марта 1819 года. Иоанн Никитин Смирнов, с 29 апреля 1819 г. по 19 июня 18? Лугского уезда, передольского погоста, священника Никиты 0нуфриева с ?? обучался сначала с 1799 года в александроневской семинарии, а потом ?? 1810 по 1815 г. в с.-петербургской духовной академии. По окончании академического курса, со званием кандидата, определен профессором в с.– ??дух. семинарию. 29 апреля 1819 года произведен во священника в морской собор на место умершего оного собора священника, Иоанна Петрова Свияз?? 19 июня 1823 г. перемещен в Смольный монастырь, где 26 июня 182?? произведен в протоиерея. Скончался в 1834 г., быв за штатом около г??? Сергий Георгиев, на священнической вакансии протоиерей, с 18-го ???1823 г. по 12 ноября 1841 г. сын протоиерея Смоленско-кладбищенской ???кви, Георгия Петрова; обучался в Александроневской академии и слушали ???гословие. Августа 3 дня 1802 г. произведен в диакона в Воскресенский ???водевичий монастырь, а 30 мая 1803 г. в тот же монастырь во священ??? на место уволенного за штат, по болезни, священника Гавриила Успенского 18 июля 1823 года перемещен в Морской собор. Скончался 12 ноября 18??

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Духа были два. Первым из них была дилемма: «Св. Дух или не рожден, или рожден. Если Он не рожден, то в Божестве Два безначальные. Если же рожден, то или от Отца, или от Сына. В первом случае в Троице должны быть два сына и брата. Во втором – в Божестве будут дед и внук» 150 . Другим возражением был вопрос: «чего не достает Духу, чтобы быть Сыном?» 151 Оба эти возражения заключали в себе попытку доказать, что Дух Святой, в случае непризнания тварного Его происхождения, ничем не может отличаться или от Отца или от Сына, что в таком случае по необходимости приходится смешивать Его с Которым-либо из Них: или с Отцом, – если он не рожден, подобно Отцу, или с Сыном, – если Он, подобно Сыну, рожден (кто бы в этом последнем случае ни был Родителем – Сам ли Отец или Сын). А потому эти возражения требовали разъяснения того, что же именно в образе бытия Духа Святого, отличает Его как от Отца, так и от Сына. Стремление выяснить отличие Духа Святого от других Лиц по образу бытия мы и находим у всех наиболее замечательных отцов, живших в то время. Таким образом, при определении ипостасного различия Духа Святого, этим св. отцам, в виду вышеприведенных возражений, приходилось говорить о самом способе получения бытия Духом и высказывать православное представление о самом процессе исхождения Св. Духа и об отношении этого процесса к процессу рождения Сына. К числу таких отцов принадлежат, прежде всего, св. Василий Великий и св. Григорий Нисский . Что касается св. Василия Великого , то его определения относительно способа происхождения Св. Духа хотя и не дают оснований для решительных заключений, но представляют, однако. Несколько мыслей и выражений, обращающих на себя внимание. Так, например, говоря в одном месте, что Дух Святой происходит от Бога «неизреченно» 152 , в другом – он дает некоторое положительное определение способа происхождения Св. Духа, именно называет это происхождение исхождением из уст Бога Отца и выражается при этом следующим образом. «Не малое нечто приобретаем мы к познанию, что Дух от Бога, когда слышим, что Он есть Дух уст Его; напротив того, и сие имя достаточно открывает бытие Его от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Выслушав вопрос, служитель задумался. Он понимал, что если признает Мухаммеда более великим, то ему возразят или может быть даже нападут заключенные, считающие себя христианами. Если же он скажет, что более велик Христос, то заключенные мусульмане могут его убить, потому что грубое слово против Мухаммеда считалось деянием, достойным смерти. Муж Божий молился в сердце своем, прося у Господа даровать ему мудрый и убеждающий ответ. Он стоял в запертой камере один против толпы заключенных, которые настойчиво требовали: «Не лги! Не будь трусом! Не скрывай своих мыслей. Мы не причиним тебе вреда». В действительности слуга Господень не был одинок в эти минуты. Дух Святой вдохновлял, ободрял и вел его к решению смиренно дать прямой ответ. – Я приготовил для сегодняшней беседы другую тему, – ответил наконец-то служитель, – но если вы решили выяснить в чем разница между Мухаммедом и Христом, то я не скрою от вас истины, но я не буду отвечать сам, а предоставлю это право Корану и Хадисам, в которых есть однозначный ответ и реальные факты. Вы можете их сопоставить, поразмышлять и достичь сокрытой от вас истины. А истина сделает вас свободными… II. Рождение Мухаммеда и Христа Всем известно, что отцом Мухаммеда был Абдулла, а его матерью – Амина. Мухаммед был рожден от уважаемых родителей. Ни Коран, ни мусульманские ученые не утверждают что Мухаммед был рожден сверхъестественным образом. О его рождении не было возвещено Ангелом, и он не был рожден от Слова Божьего. Он был рожден естественным образом. Как все мы, от естественных отца и матери. Что же касается Христа, то Коран утверждает несколько раз, что Он был рожден необычным способом. Его Отец не был человеком. Христос был зачат в Деве Мариам без вмешательства физического отца, потому, что Аллах вдохнул Свой Дух в нее. Это делает Христа отличным от всех и единственным во всем мире. Он был рожден от Слова Бога и Его Духа, «Ведь Мессия. Иса, сын Мариам, – только посланник Аллаха и Его Слово, которое Он бросил Мариам, и Дух Его)). (Женщины 4:169 (171))

http://azbyka.ru/vopros-kotoryj-trebuet-...

Михаил Никитич Малеин, с 30 сент. 1824 г. по июнь 18?? В Морской собор переведен от Екатерининской, что на Васильевском острове, церкви 30 сент. 1824 г., на место перемещенного к сей це??? соборного священника Петра Александрова Остроумова. 15 дек. того же удостоен звания ключаря. В июне 1831 г. перемещен к церкви Влад??? ские Пресв. Богородицы, что в придворных слободах, на протоиерейскую вакансию. Скончался 24 января 1864 года. Иоанн Дмитриевич Колоколов, с 7 июля 1831 г. по 17 марта 18?? (см. выше). Иоанн Яковлевич Крылов, с 24 ноября 1841 г. по 20 февр. 18??? Костромской епархии, священнический сын. По окончании курса в с.-петербургской Духовной академии, со степенью магистра, сначала был профессором словесности при с.-петербургской семинарии, а потом означенного 24 ноября 1841 г. произведен в священники к Морскому собору со званием ключаря. В 1863 г. награжден бархатной фиолетовой камилавкой, а в 1867 г наперсным крестом. 20 февр. 1870 г. отчислен за штат, по прошению в следствие расстроенного здоровья. Василий Никитин Недремский, с 25 марта 1846 по 12 авг. 18 ??? с.-петербургской епархии, сын диакона церкви Божией Матери всех скорбящих радости, что над воротами Александроневской лавры. По окончании курса в семинарии, 23 ноября 1821 г. произведен во диакона в Царское село к Знаменской церкви, откуда 6 июля 1826 г. перемещен в Морской собор. 25 марта 1846 г. произведен в тот же собор во священника. Скончался 12 авг. 1854 г. Александр Ефимович Соколов, с 12 ноября 1854 г. по настоящее время. С.-Петербургской Спасопреображенской, что в Колтовсвой, церкви дьяческий сын. По окончании курса в с.-петербургской академии в 18 ???определен учителем при Александроневском училище и 12 ноября 1854 г. произведен во священника к Никольскому собору, на место умершего священника Василия Недремского. В 1864 г. награжден камилавкой, в 1868 г. – наперсным крестом. 20 февраля 1870 г., за выбытием ключаря священника Крылова за штат, сделан ключарем собора. Илия Иванович Кедров, с 22 февр. 1870 г. Сын протоиерея г. Нарвы. По окончании курса в с.-петербургской семинарии, с званием студента, некоторое время (три года с половиной), оставался в хоре певчих с.-петербургского митрополита. 27 мая 1846 г. произведен во диакона в Богоявленский Морской собор. Во священника к сему собору рукоположен 22 февраля 1870 г., на линию младшего священника, по случаю увольнения за штат ключаря Крылова и по удостоении звания ключаря священника Соколова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Итак, по сему видно, что настоятели были в сей пустыни следующие:1) инок Тимофей 7161 года; 2) сожитель его Филарет, черный поп, 7190 году; 3) их же сожитель Варлаам 1705 г.; 4) старец строитель Аарон 1721 года. А после того, по утверждению обывателей, неизвестно, по какому случаю монашество в сей пустыни перевелось, и жили тут около 30 лет беглые господские люди, и крестьяне землю пахали, а церкви стояли без службы. А около 1760 года, по уверению, произведен в сию пустыню священник Димитрий, который тут и скончался, а на место его произведен священником Иоанн Васильев Арефинский из пономаря Лекшмозерской церкви, который после перешел в Лекшмозерский погост, а на его место произведен в 1797 г. священник Стефан Евдокимов, который в 1806 году перешел в Троицкий погост на Онегу реку, а на его место в 1808 г. произведен священник Александр Арефинский. Сей священник Александр, будучи произведен из дьячка сей опустевшей пустыни, испросил у Преосвященнаго Амвросия, митрополита, зборную книгу на поправку ветхостей оной пустыни и как по оной он хорошо успел, то по благословению онаго же архипастыря повелено ему построить каменную церковь, то он разобрав построенную оным иноком Тимофеем деревянную ветхую церковь, заложил [в] 1809 г. на том же месте каменную ина собираемую им [в] Петербурге по сборной книге сумму и собственными трудами достроил ее в 1812 г. и снабдив ее богато всеми потребностями утварью и ризницею; в 1813 г. генваря 17-го освящены два престола в теплой церкви: один Николая Чудотворца, а другой Неопалимыя Купины каргопольским протоиереем Иоанном Нечаевым. По поставлении же иконостаса и в холодной церкви, и украшении, и по написании икон, которые писал греческим письмом Архангельской губерн[ии] Мудьюжской волости Онежскагоуезда крестьянин Григорий Максимов; в 1817 году генваря 17 дня освящен престол Тихвинской Б[ожией] Матери оным же протоиереем Иоанном Нечаевым. В 1818 г. оный священник Александр Арефинский перешел в Лекшмозерский погост, а на его место из онаго погоста перешел отец его, священник Иоанн Васильев Арефинский, который в 1821 г. определился в Александро-Ошевенский монастырь в монашество и там скончался в 1829 году. А на место его определен в 1826 году из Троицкаго погоста священник Стефан Евдокимов, который и прежде был в оной пустыни священником и в 1828 г. отрешен от оной и уволен от службы, а на его место в 1830 году переведен сего ж уезда Ряговскаго погоста священник Иоанн Андреев, который и ныне тут служит.

http://sobory.ru/article/?object=32902

О единосущии и равенстве Сына с Отцом. Итак, святая Кафолическая и Апостольская Церковь учить вмест и об Отце, и об единородном Его Сыне, из Него рожденном безлетно, без истечения, бесстрастно и непостижимо, так, как ведает это один только Бог всяческих. Как вместе существуют и огонь, и свет из него происходящий, – не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе; и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда есть в огне и никогда от него не отделяется, так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем. Но свет, неотделимо рождающийся от огня и всегда в нем пребывающий, не имеет собственной, по сравнению с огнем ипостаси, ибо он есть природное свойство огня; Сын же Божий единородный, из Отца рожденный, нераздельно и неразлучно и в Нем всегда пребывающий, имеет Свою собственную Ипостась, сравнительно с Ипостасью Отца. Итак, Сын называется Словом и сиянием, потому что рожден от Отца без всякого сочетания и бесстрастно, и безлетно, и без истечения, и неразлучно; (называется) же Сыном и образом Отчей Ипостаси потому, что Он совершен, ипостасен и во всем подобен Отцу, кроме нерожденности, (называется) единородным потому, что Он один только от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение не подобно рождению Сьна Божия, и нет другого Сьна Божия. Дух Святой, хотя исходит от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Здесь другой образ бытия, также непостижимый и неведомый, как и рождение Сына Божия. Поэтому все, что имеет Отец, имеет и Сын, кроме нерожденности, которая означает не различие в сущности или в достоинстве, а образ бытия, – подобно тому, как Адам, который не рожден, ибо он – творение Божие, и Сиф, который рожден, ибо он – сын Адамов, и Ева , которая вышла из ребра Адамова, ибо она не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они – люди, но образом бьтия. Один только Отец нерожден, потому что Он имеет бытие не из другой какой-либо Ипостаси; и один только Сын рожден, потому что из сущности Отца родился безначально и безлетно, и один только Дух Святой исходящ, потому что из сущности Отца не рождается, но исходит. Так учит божественное Писание, хотя образ рождения и исхождения пребывает для нас непостижимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010