Laur. Л. 165) Среди надписанных именем И. К. матим неподвижного годового круга - «Наста вход» (Επστη εσοδος) на 1-й глас (на начало индикта (1 сент.); РНБ. Греч. 130. Л. 531 об.), «Священник законнейший» (Ιερες ννομτατος) на 2-й плагальный глас (сщмч. Анфиму Никомидийскому (3 сент.); РНБ. Греч. 130. Л. 535), «Православных начальников (начальника)» (Τος ρθοδξους νακτας (νακτος)) на 1-й плагальный и на 2-й плагальный гласы (на Чудо арх. Михаила в Хонех (6 сент.), пятнадцатисложник; БАН. РАИК. 154. Л. 257; Ath. Cutl. 456. Fol. 120; Lesb. Leim. 273. Fol. 161v - 163; Ath. Iver. 964. Fol. 32v - 33v), «Всемирная радость» на 1-й глас (Рождеству Пресв. Богородицы (8 сент.); РНБ. Греч. 126. Л. 169), «Днесь Иже на разумных престолех» на 2-й плагальный глас (на Рождество Богородицы, произведение Николая Авасиота , «украшенное» И. К.; РНБ. Греч. 126. Л. 172 об.), «От неплоднаго бо корене» (Εξ κρπου γρ ζης) на 1-й плагальный и на 2-й плагальный гласы (на Рождество Богородицы, анаграмматизм стихиры «Днесь Иже на разумных престолех»; БАН. РАИК. 154. Л. 248; Ath. Cutl. 456. Fol. 121-121v; РНБ. Греч. 126. Л. 174; Ath. Iver. 964. Fol. 2v - 3; Lesb. Leim. 258. Fol. 262-264; 231. Fol. 7-7v), «Через верных царей вера» (Δι πιστν βασιλων πστις) на 2-й плагальный глас (Воздвижению Креста (14 сент.), анаграмматизм стихиры «Днесь Древо явися» (Σμερον ξλον φανερθη); БАН. РАИК. 154. Л. 248 об.; 30. Л. 100 об.; Ath. Cutl. 456. Fol. 122-122v; РНБ. Греч. 126. Л. 181; Ath. Iver. 964. Fol. 9v - 10; Lesb. Leim. 231. Fol. 11-12), «Ты един покров державен еси» (Σ μνον σκπη κραται) на 2-й глас (Воздвижению Креста; Lesb. Leim. 231. Fol. 9v - 10) и анаграмматизм этой стихиры «Да верою и любовию покланяюся» (Ινα πστει κα πθ προσκυν) на 2-й плагальный глас (Ath. Iver. 964. Fol. 10v - 11; Lesb. Leim. 231. Fol. 10-11), «Христа Крест четверочастный» (Χριστο σταυρς τετραμερς) на 4-й глас (Воздвижению Креста; РНБ. Греч. 126. Л. 182 об.), «Да спасет мир» (Ινα σσ κσμον) на 4-й плагальный глас (Воздвижению Креста, анаграмматизм стихиры «Днесь Владыка твари»; БАН.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Комментарий сохранился в 2 редакциях. Первая редакция (CPG. C. 125. 1) представлена 45 кодексами, вторая (CPG. C. 125. 2) - 15 ( Reuss. 1941. S. 118-133). Первое издание комментария Т. Пельтануса ( Peltanus. 1580. P. 1-312) использует рукопись 2-й редакции Monac. gr. 99, XVI в., ее текст сильно видоизменен Пельтанусом. Издание П. Пуссина ( Possinus. 1673) смешивает текст обеих редакций, а также приводит анонимные толкования 2 кодексов (Paris. gr. 194, XIII в.; Vat. gr. 1692, XIII в.), к-рые в наст. время принято выделять в отдельный тип изолированных фрагментарных К. на Евангелие от Марка (CPG. C. 126. 4 и C. 126. 5). Наиболее приемлемым является издание К. Ф. Маттеи, основанное на 3 рукописях 1-й и одной рукописи 2-й редакции (Βκτωρος πρεσβυτρου Αντιοχεας. 1775). Др. издание 1-й редакции см.: M á rkfi. 1860. P. 125-201. Дж. Э. Крамер приводит текст 3 рукописей 2-й редакции, восполняя лакуны свидетелем 1-й редакции ( Cramer. 1840. T. 1. P. 259-447; это издание содержит много ошибок, его англ. перевод см.: The Catena in Marcum: A Byzantine Anthology of Early Commentary on Mark: Diss./Ed. W. R. S. Lamb. Leiden; Boston, 2012). Фрагментарные К. содержатся в ряде кодексов, приводящих толкования на отдельные перикопы из Евангелия от Марка. Рукопись Vat. Palat. gr. 220. Fol. 97v - 128v, X в. (CPG. C. 126. 1), включает текст Евангелия от Марка, снабженный 2 фрагментами Космы Веститора (VIII-IX вв.), 3 толкованиями, приписываемыми патриарху Фотию, и отрывком из гомилии на Евангелие от Марка свт. Иоанна Златоуста, 5 схолиями из комментария, приписываемого Виктору Антиохийскому, и 6 фрагментами неизвестного автора. Кодекс Vat. gr. 349. Fol. 112-181, XI в. (CPG. C. 126. 2), содержит 30 толкований на нек-рые стихи Евангелия от Марка. Среди названных в леммах авторов - святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прп. Максим Исповедник. 14 анонимных фрагментов предположительно принадлежат свт. Григорию Богослову и/или прп. Максиму Исповеднику. Небольшое число анонимных отрывков на Евангелие от Марка приводит рукопись Roma.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Iver. 972. Fol. 231v - 232v), «Петра и Павла согласно похвалим» (Πτρον κα Παλον συμφνως νευφημσωμεν) на глас νεναν (Sinait. gr. 1251. Fol. 350v - 341v; Lesb. Leim. 282. Fol. 116-118v), «Ученицы Твои, Слове» (Ο μαθητα σου Λγε; на Преображение Господне) на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 297; Ath. Iver. 975. Fol. 304-305; РНБ. Греч. 126. Л. 396 об.; Sinait. gr. 1251. Fol. 258-259), «Песненный лик» (Ασματικν χορεαν; всем святым) на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 358; Ath. Iver. 975. Fol. 452v - 453v), «Троицу Единосущную воспоем» (Τριδα μοοσιον μνολογσωμεν) на 2-й глас (РНБ. Греч. 126. Л. 486), «Без семени от Божественного Духа» (богородичен) 3-го гласа (РНБ. Греч. 126. Л. 529-531; Ath. Dionys. 570. Fol. 188v - 190v; Ath. Iver. 1000. Fol. 141v, 2-я пол. XVI в.), парекволи «Достойно прославляет» (Αξιως ψλλεται) на 2-й глас (Sinait. gr. 1312. Fol. 128-129, 2-я пол. XV в.). М. является автором пространных распевов догматиков «В Чермнем мори» 1-го плагального гласа и «Кто Тебе не ублажит» 2-го плагального гласа (РНБ. Греч. 126. Л. 534, 537 об.). Известно также его песнопение в жанре кратимы с обозначением «глас 4, οργανικν» (Lesb. Leim. 245. Fol. 148-149v, 1649.; в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 710. Fol. 262v-266v). В рукописной традиции М. часто ошибочно отождествляли со свт. Марком Евгеником , митр. Эфесским (см.: Ο Μγας Συναξαριστς της Ορθοδξου Εκκλησας/Εκδ. Μ. Λγγη. Αθνα, 1980. Σ. 470-479; Αναστασου Ι. Ε. Εκκλησιαστικ ιστορα. Θεσ., 1981. Τ. 2. Σ. 92-93). Г. Статис поставил проблему идентификации различных мелургов, носивших имя Марк ( Στθης. 1977. Σ. 108-109). Ученые не пришли к единому мнению, действительно ли М. имел прозвище Евгеник, или оно применялось к нему впоследствии по ошибке. Тем не менее одно из песнопений, традиционно атрибутируемых М.,- матима «Послал еси нам, Христе Боже...» - уже в рукописи диак. Георгия Галатакиса, выполненной в 1443 г., т. е. в период, когда М. еще не был митрополитом Коринфским, надписано как произведение Евгеника (Ath.

http://pravenc.ru/text/2562204.html

1379 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 206. 1380 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, сс. 644-645. 1381 Штейнер Р. Тайноведение. – М., 1916, с. 240. 1382 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 311. 1383 Понятно, что здесь же берут начало не только опыты частного самопознания, но и разные системы философской антропологии. Вслед за соловьевским «Опраданием добра» Николай Бердяев, например, говорит, что «понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его» (Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993, с. 55). Примеры противоположных самоощущений и порожденных ими философских систем перед нами налицо уже даже не первое столетие… 1384 Тертуллиан. О душе.//Творения. Ч. 1. – Киев, 1910, с. 130. 1385 Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. 1. Книга Бытия. – М., 1994, с. 42. 1386 преп. Максим Исповедник. О любви.//Творения. – М., 1993, с. 126. 1387 преп. Максим Исповедник. О любви. с. 126. 1388 преп. Максим Исповедник. О любви. сс. 126-127. 1389 преп. Максим Исповедник. О любви. с. 118. 1390 преп. Максим Исповедник. Мистагогия//Творения. – М., 1993, сс. 161-162. 1391 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 645. 1392 Подробнее см. мою статью «Заповеди Эдема» (Альфа и омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. (5), 1995). 1393 преп. Макарий Египетский. Беседа 26//Духовные беседы. – М., 1880, с. 249. 1394 преп. Максим Исповедник. Мистагогия, с. 166. 1395 св. Григорий Богослов. Слово 45. На святую пасху//Творения. Т. 1, – Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 666. 1396 Толстой А. К. Иоанн Дамаскин.//Собрание сочинений т. 1, – М. 1963, с. 515. 1397 св. Григорий Богослов Творения. Т. 4, с. 238 1398 св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное слово//Творения. – М., 1855, с. 121 1399 св. Ириней Лионский. Цит. по: Danielou J. Les anges et leur mission – Paris, 1990, p. 72. 1400 Св. Григорий Нисский. Цит. по: Danielou J. Op. cit. p. 73. 1401 преп. Ефрем Сирин. Адам и Ева.//Творения. ч.5. – Сергиев Посад, 1912, с. 197

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

И. был рачительным хозяином. В 1642 г., когда он возглавил Русскую Церковь, патриаршая казна оказалась пустой, поскольку в период межпатриаршества после смерти Иоасафа I светские власти взяли из нее крупные суммы денег на выплату жалованья стрельцам и «служилым иноземцам». После смерти И. только в его келейной казне осталось более 13 400 р. и множество серебряных сосудов, блюд, сковород, кубков. О повседневных тратах И. можно составить представление по расходным книгам Патриаршего Казенного приказа ( Писарев. 1904. Прил. 5. С. 15-24; Прил. 17. С. 126-128). И. не оставил завещания, его казной распорядился царь, пожертвовавший ее почти целиком на поминовение почившего первосвятителя. Соч.: Белокуров С. А. Челобитная царю Алексею Михайловичу патр. Иосифа и всего Освященного Собора на протопопа Стефана Вонифатьева, 7158 г.//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 5. С. 79-80; То же// Он же. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 455-456; Голубцов А. П. Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патр. Московского//ПрТСО. 1888. Ч. 42. С. 327-381; Булычев А. А. Поучение на «моровое поветрие» патр. Иосифа//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 187-196; Люстров М. Ю. Два послания Моск. патр. Иосифа усопшим святителям//ИзвОЛЯ. 1998. Т. 57. 1. С. 45-48; он же. Старинные рус. послания: (XVII-XVIII в.). М., 2001. С. 15-20. Ист.: ДРВ. М., 1788 2. Ч. 6. С. 223-261; Ч. 7. С. 234-303; Писарев Н. Н. Домашний быт рус. патриархов. Каз., 1904. С. 56, 161, 222. Прил. 5. С. 15-24; Прил. 17. С. 126-128. Лит.: Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. С. 476-510; Голубцов А. П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891. С. 126-175; он же. Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны//ЧОИДР. 1892. Кн. 2. Отд. 2. С. 164-165; Николаевский П. Ф. Московский Печатный двор при патриархе Никоне//ХЧ. 1891. Ч. 1. С. 147-186; Тиктин Н. И. Визант. право как источник Уложения 1648 г.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Мультимедиа: Представлены диски: Архимандрит Иоанн ( Крестьянкин ). Слово со крестом. Духовные поучения 1990-1998 годов. – Мультимедийное издательство «Деоника». Формат CD-ROM (mp3). - 2008 год/Представляет Всеволод Бучирин //Фома. - – апрель 2008. – С.126. – (рубрика « Мультимедиа »). Диск содержит аудиозаписи живых бесед, проводившихся архимандритом Иоанном ( Крестьянкиным ) по окончании Литургии и получивших название «Слово со крестом». Записи сделаны по благословению отца Иоанна и охватывают период 1990-1998 годов. Время звучания 15 часов 2 минуты. Русское богословие Х V –Х VII веков. - (серия «Памятники богословской мысли». Выпуск 2). – СПб.: Астион эстин. Формат CD-ROM, 2008 год/Представляет Виталий Каплан //Фома. - – апрель 2008. – С.126. – (рубрика « Мультимедиа »). Издательство «Астион эстин» продолжает серию электронных изданий отечественного богословского наследия. Диск состоит из трех частей: обзорные работы ученых XIX - начала ХХ столетия; собственно тексты указанного периода: труды преподобных Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, старца Филофея, святителя Петра (Могилы); статьи и исследования современных богословов: архимандрита Макария (Веретенникова), протоиерея Валентина Асмуса, игумена Андроника (Трубачева) и других. Александр Солодовников . Я не устану славить Бога. Стихи. Документы. Архивы. – Мултимедийное издательство «Деоника». Формат CD-ROM (mp3), 2008 год/Представляет Елизавета Киктенко //Фома. - – апрель 2008. – С.126. – (рубрика « Мультимедиа »). Диск представляет творчество поэта Александра Солодовникова (1893-1974), оставившего яркий след в русской духовной поэзии ХХ века. В советский период он провел в общей сложности девятнадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. Был реабилитирован в 1956 году, но не дожил до времени, когда его творчество вышло из самиздатовского подполья. В издание включены: поэтический сборник «Слава Богу за все» (читает народный артист России Рафаэль Клейнер), песни, стихи и домашний спектакль «Духи дома» в авторском исполнении, рисунки поэта, архивы его личных вещей, фотоархив, биография, написанная его сестрой и др. Общее время звучания – 6 часов 36 минут.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-60-a...

На это указывают и иудеи, когда говорят: «четыредесять и шесть лет создана бысть церковь сия» (Ин. 2:20). Это (Давидово) изречение мы должны прилагать ко всему не для того, чтобы самим нерадеть, но чтобы, прилагая старание от себя, мы все усвояли Богу. Так, если не Господь созиждет «дом души» и добродетелей — то напрасно «трудимся» , и не спим, и постимся, потому что усилия человеческие сами по себе без помощи Божией не могут достичь совершенства, подобно и благодать Божия сообщается только труждающимся в поте лица. Ибо в какой мере предается кто телесному и душевному подвигу, в такой же мере приобретает причастие Святаго Духа к духовному возрастанию в обновлении ума. Поэтому как по благодати, так и по правде человек становится наследником вечной жизни и причастником божественной славы. Он должен от всего сердца и всеми силами день и ночь искать всесильной помощи Божией, которой невозможно получить, если человек не воздержится предварительно от мирского сладострастия, от пожеланий сопротивной силы (Златоуст, Ефрем, Лествичник, Студит, Макарий). Пс.126:2.   Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон. Пророк показывает, какую труженническую жизнь вели иудеи при восстановлении города, как не досыпали и вкушали с болезнью «хлеб» и при этом имели особую нужду в Божией помощи. Не гораздо ли более нуждаемся в ней мы, идущие путем, который ведет на небо? (Златоуст, Феодорит). Пс.126:3.   Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго. «Се достояние Господне» — есть обетование и благословение Божие на чадородие, как бы в награду за упование на Бога, и Иерусалим наполнится множеством жителей (Златоуст, Феодорит). Пс.126:4.   Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных. Не в строении и в благочадии будет состоять благоденствие уповающих на Бога иудеев, но и сынове их будут страшны в бранех: «яко стрелы в руце сильного» . Словами: «тако сынове отрясенных» (бедствующих ранее и слабых) Давид постоянно напоминает о прежних бедствиях, чтобы исправить их сердца (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ГАЗИС [Греч. Μανουλ Γαζς] (1-я пол. XV в.), лампадарий , визант. мелург. Биографические сведения о М. Г. почти не сохранились. В рукописях упоминается как лампадарий, но без уточнения церкви или города (напр., Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274, 1-я пол. XV в.: «сочинение Мануила Газиса лампадария…»). Занимался также преподаванием; в частности, его учеником был Ангелос Григориос (или Григориу), писец и мелург, к-рый в рукописи Sinait. gr. 1566 относительно одного из причастнов написал: «Сочинение Мануила Газиса, моего учителя» (Fol. 36) ( Shartau, Alexandru. 1994). Кроме того, отдельные ремарки в рукописях указывают на его связи с зап. муз. культурой. Напр., в певч. Анфологии Lesb. Leim. 244 (XVI в.) содержится славословие М. Г., к-рое, согласно предваряющей ремарке, было заказано Леонардом, правителем Агия-Мавры (Санта-Маура, ныне о-в Лефкада). Вероятнее всего, под этим именем подразумевается граф острова Леонардо II Токко (1375/1376-1418/1419), покровитель искусств, имевший дружественные отношения с визант. императором ( Adamis. 1972. P. 738-739). Кроме того, сохранились 2 распева «Верую», 4-го и 1-го плагального (5-го) гласов, приписываемые М. Г. (напр., в рукописях: Ath. Laur. Θ. 162. Fol. 339v, 1788 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 136v, кон. XVI в.; Paris. Suppl. gr. 1171. Fol. 51v, XVII в. (сохр. частично, со слов «И в Духа Святаго»)). Для визант. церковно-певч. практики в отличие от западной не было характерно распевное исполнение «Верую», поэтому эти песнопения могли быть созданы под влиянием католич. традиции. В рукописной традиции XV-XVIII вв. встречаются следующие калофонические песнопения М. Г.: причастен «Хвалите» гласа πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 126. Л. 125 об., 2-я пол. XV в.), матимы в жанре стихир - «Воспойте, людие, Матерь» (на Успение Пресв. Богородицы) 1-го плагального гласа (Athen. Bibl. Nat. 937. Fol. 241-243, 1552 г.; РНБ. Греч. 130. Л. 663 об., нач. XVII в.; Lesb. Leim. 231. Fol. 237-238, ок. 1700 г.), «Слава в вышних» (на Рождество Христово) 1-го гласа τετρφωνος с указанием «ργανικν» (РНБ. Греч. 126. Л. 126), «Чиноначальник вышних сил» (арх. Михаилу) 1-го гласа (БАН. РАИК. 30. Л. 139 об., посл. четв. XVI в.), калофонический стих «Яко во смирении нашем» (Пс 135. 23) 4-го плагального (8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274). Песнопение «Всякое дыхание» 4-го плагального гласа в рукописях, большая часть из которых была написана в XVIII-XIX вв., как правило, сопровождается примечанием, что некоторые его приписывают М. Г., а другие - прп. Иоанну Кукузелю (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 124, 1747 г.; РНБ. Греч. 711. Л. 132 об., XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2561908.html

— Св. Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе (104–108). —  Второй вселенский собор . — Вопрос о замещении константинопольской кафедры (109–112). — Догматическая деятельность собора (112–113); вопрос о происхождении никео-цареградского символа (113–117). — Недовольство решениями собора на западе (117–118). — Конец раскола павлиниан (118–119). — Общий обзор борьбы с арианством в IV в. (119–121). — Дальнейшая судьба арианства в империи (121–122). 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством. —  Маркелл анкирский . — Противопоставление им своего «библейского» богословия «церковному» богословию арианствующих (122–123). — Учение о Логосе, как первичном определении Сына Божия (124–126). — Термины δυνμει и νεργεα (125–126). — Имманентное единство Божества и Троица откровения (первое и второе домостроительство) (126–128). — Учение о конце царства Христова (128–129). — Отношение к Маркеллу на востоке (129–130) и его особое положение как богослова (130–131). — Фотин еп. сирмийский. — Расхождение его с Маркелом относительно бытия Логоса δυνμει и совпадение в воззрениях с монархианами-динамистами (131–133). — Осуждение его учения и историческое значение его выступления (133–134).   II. Cnopы христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 134–506 1. Время до возникновения несторианского спора. —  Переход от триадологических споров к христологическим : Аполинарий лаодикийский. — Xpucmoлoruчeckuй вопрос в древнейшее время; христология ариан (134–135). — Аполинарий и его ересь (136–137). — Его смелость и игра словами при разъяснении неразрешимых вопросов (137–138). — Учение Аполинария о Св. Троице (138–141). — Уступка его арианам в христологии и критика учения о принятия Христом цельной человеческой природы (141–143). — Теория самого Аполинария (143–145). — Возражения против неё противников его (145–147). — Аполинарианские подлоги (147–148). —  Христология противников Аполинария . Феодор мопсуэстийский . — Христологическая терминология Афанасия В., Григория Богослова, Григория Нисского (148–149). — Борьба с аполинарианством в сирийской церкви: Диодор тарсский и Феодор мопсуэстийский (149–151). — Учение Феодора о способе соединения Божества и человечества во Христе (151–154) и ошибочность его теоретических предположений (154–156). — Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и в начале V века . — Палестинская стадия споров: Иероним и Руфин, Иоанн иерусалимский и Епифаний кипрский (156–160). — Александрийская стадия: Феофил и его столкновение с Исидором и нитриотами (160–162). — Константинопольская стадия: обращение нитриотов к Златоусту (162–163). — Личный характер Златоуста и его положение в Константинополе (163–167). — Действия против него Феофила, собор при Дубе и осуждение Златоуста (167–169). — Возвращение его на кафедру и вторичная ссылка (169–175).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   Название Окончание Письма VIII мы используем для обозначения текста прп. Максима, опубликованного Девреессом в 1937 г. в статье: Devreesse R. La fin inédite d’une lettre de saint Maximë un baptême forcé de Juifs et Samaritains à Carthage, en 632/Revue des Sciences religieuses. 17, 1937. P. 25—35.     Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. Киев, 1917. С. 84.     Кулаковский Ю. А. История Византии. Киев, 1915. Т. III. С. 432.    Цит. по изд.: Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. III. СПб., 2004. С. 126—127, прим. 6.    См.: Там же. С. 126.     Starr J. St. Maximos and the forced baptism at Carthage... P. 192—196.     Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 290. При этом автор ссылается на свою статью: Лурье В. М. Александр Великий — «последний римский царь». К истории эсхатологических концепций в эпоху Ираклия/Византинороссика. 2, 2003. С. 121—149.    Среди таких попыток можно упомянуть насильственное крещение евреев в правление Маврикия (582—602) в Византийской Армении или то, как вестготские короли Испании, начиная с 613 г., на протяжении столетия пытались насильственным путем обратить евреев в христианство (Хазанов А. Евреи в раннесредневековой Византии/Вестник Еврейского университета в Москве. 1 (5), 1994. С. 4—34, см.: http:/www.jcrelations.netru?item­2107). В свою очередь, Старр замечает, что нет основания, как это делали прежде, приписывать попытки вестготских и франкских королей крестить иудеев в 613 и 629 гг. влиянию Ираклия (см.: Starr J., St. Maximos and the forced baptism at Carthage... P. 196). Ж.-К. Ларше (см. наст. изд.) высказывает мнение, что насильственное крещение иудеев и самарян могло быть вызвано желанием Ираклия раз и навсегда покончить с их мятежами, но не вполне понятно, как такое насилие над совестью могло бы прекратить мятежи.     Кулаковский Ю. А. Указ. соч. С. 126.     Kaegi W. Heraclius, Emperor of Byzantium. Cambridge University Press, 2003. P. 216.    Славянское название этого сочинения: Вера и противление крестивихся Июдеи в Африкии и в Карфагене, и о въпрошении, и о ответах, и о укреплении Иакова жидовина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010