777 У Страбона упоминаются две Аполлонии в Македонии: у озера Больбы (Strabo VII. Fr. 21) и на побережье моря между устьями рек Стримона и Неста (Strabo VII. Fr. 33). 778 Эпидавр – небольшой город на побережье Адриатического моря, одноименный с городом в Арголиде, на севере Пелопоннеса. 779 Аргос в Арголиде в северо-восточном углу Пелопоннеса упоминается у Птолемея (Ptol. Geogr. III. 14) и неоднократно у Страбона (Strabo VIII. 6. 2–10). 780 Никомедия – находится при Астакенском заливе на азиатском берегу Пропонтиды (Strabo XII. 4. 2). Древняя столица Вифинского царства, главный город одноименной провинции. Родина историка Арриана. 783 Никея находилась при озере Аскании в 48 км от Никомедии. Страбон называет Никею столицей Вифинии (Strabo XII. 4.7). Город построен Лисимахом. В 325 г. здесь проходил Первый Вселенский собор. 784 В большинстве случаев под Азией имеется в виду римская провинция в западной части Малой Азии. Границы этой римской провинции менялись несколько раз. Поначалу в нее входили Мисия с частью Троады, Лидия, эолийское побережье, Иония и юго-западная часть Фригии. 785 Кизик – милетская колония на южном побережье Пропонтиды. Город расположен на острове, который был соединен по приказу Александра Македонского с материком (Strabo XII. 8. 11). 786 Александрия Троянская (в Троаде) находится на берегу Эгейского моря близ горы Иды (Strabo XIII. 1. 2). 788 Пергам располагался близ реки Кайки (Strabo XIII. 4. I). Город был столицей Пергамского царства. Родина врача Галена. 789 Тенедос – остров в Эгейском море, расположенный напротив Александрии Троянской. На острове находился одноименный эолийский город (Strabo XIII. 1. 46). 790 Возможно, под названием Езалы ( ζαλοι) скрываются Эзене (Ezene, Aezene) из «Космографии» Равеннского Анонима. Подробнее см.: Подосинов А. В. Восточная Европа... С. 282–283. 791 Анкира во Фригии названа Страбоном небольшим городком, расположенным по направлению к Лидии по соседству с Блавдом (Strabo XII. 5. 2). 792 Город Сарды расположен у горы Тмола. Страбон пишет подробно об этом лидийском городе (Strabo XIII. 4. 5–9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

727 Элия Капитолина (совр. Иерусалим) – название, данное императором Адрианом в 130 г. Иерусалиму. Город получил свое прежнее название Иерусалим после того, как мать Константина Великого Елена побывала в нем в 326 г. и в ее присутствие рабочие нашли пустую гробницу, которая была признана Христовой, а люди вновь стали называть город Святым городом. Однако еще в начале пятого века город иногда называли Элием (Ср.: Палладий Еленопольский . Диалог о житии св. Иоанна Златоуста . VII. С.63:181). 728 Аравия Петрейская – область между Палестиной и Египтом (точнее, между Нилом и Аравийским заливом) (Strabo XVII.1. 21), где находилось Набатейское государство. 729 Петра (Села) – столица Набатейского царства, расположенного в северной Аравин. Город основан около VI в. до н. э. набатеями. Страбон упоминает о Петре при описании похода римлян под предводительством Элия Галла против арабов (Strabo XVI. 4. 22–24). 732 Город Теридон находился в устье Евфрата на побережье Персидского залива (Strabo XVI. 3. 2). 733 Антиохия (Антиохия на Оронте, Антиохия Великая) (современная Антакия в Турции) – город, расположенный в 25 км от Средиземного моря и его порта в Селевкии Пиерийской. Город находится между рекой Оронт и горой Сильпий. Через него протекает река Пармений. Страбон подробно пишет о ней в XVI книге (Strabo XVI. 2. 4–7). 737 Апамея – город на полуострове, образованном озером и рекою Оронтом в ее среднем течении. Город построен царем Македонии Антигоном. Родина стоика Посидония (Strabo XVI. 2. 10). 738 Эмеса (Емиса) – город на реке Оронте (недалеко от озера Оронта). Родина императора Гелиогабала (218–222 гг.). 739 Самосата (Самосаты) – город в Коммагене, расположен на Евфрате (Strabo XVI. 2. 3). На рубеже VI–VII вв. местность относилась к провинции Евфратесия. Родина античного писателя сирийского происхождения Лукиана. 740 Пальмира – центр оазиса Тадмур. «Пальмовый» город был построен царем Соломоном, как сообщается в «Хронографии» Иоанна Малалы (Mal. Во 143). Столица царства Одената, после убийства которого в 267 г. его жена Зеновия продолжала агрессивную политику, но в 272 г. была побеждена войсками императора Аврелиана. Город был разрушен Аврелианом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Четвероевангелие на грузинском языке. 913 г. (Cod. Iver. geogr. 83) Четвероевангелие на грузинском языке. 913 г. (Cod. Iver. geogr. 83) При жизни прп. Афанасия на А. возникли мон-ри, основанные выходцами из Юж. Италии и с Сицилии, в т. ч. мон-рь, основанный ок. 993 г. Львом Беневентским, братом кн. Беневента Палдольфа II. О приезде Льва в сопровождении 6 спутников на А. упоминается в груз. житии преподобных Иоанна и Евфимия. Беневентанцы жили в Иверском мон-ре, но вскоре организовали мон-рь по уставу прп. Венедикта Нурсийского . Обычно он отождествляется с Амальфитанцев мон-рем , пользовавшимся значительной известностью в XI-XIII вв. В XI в. засвидетельствовано существование крупной рус. монашеской общины в мон-ре Ксилургу, к-рой в 1169 г. был передан мон-рь Фессалоникийца, известный с того времени как Русская обитель (см. разд. «А. и Россия»). В кон. XII в. св. Савва Сербский, сын великого жупана Сербии, основал серб. Хиландарский мон-рь. К той же эпохе относятся первые сведения о болг. иноках (см. разделы «А. и Сербия», «А. и Болгария»). В XI в. А. оказался в центре наметившегося в Византии движения за возрождение монашества. Для визант. общества все большее значение стали приобретать идеалы мистического подвижничества, к-рые проповедовал прп. Симеон Новый Богослов . Они нашли отклик как в деятельности мн. подвижников (св. Лазарь Галисийский , Мелетий Новый и др.), так и в окружении К-польских Патриархов (Алексия Студита, Михаила I Кирулария ) и даже при имп. дворе. В этих условиях в период династического кризиса в XI в. поддержка монахов А. (за к-рым с сер. XI в. было официально закреплено название Св. Гора) стала едва ли не обязательной для сменявших друг друга императоров, стремившихся укрепить свое положение и авторитет. Грузинский перевод Минеи Симеона Метафраста на сентябрь месяц. 1081 г. (Cod. Iver. geogr. 20) Грузинский перевод Минеи Симеона Метафраста на сентябрь месяц. 1081 г. (Cod. Iver. geogr. 20) В 1042 г., в начале правления имп. Константина IX Мономаха , афонские монахи отправили делегацию в К-поль с жалобами на положение дел на Св.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

1103 Река Тиф берет начало в южной части горной системы Тавр, которая именуется также Гордиейскими горами (Strabo, XI, 12, 4). По всей видимости, именно это название, но испорченное, использовано Филосторгием. 1104 Известна область Месена в Месопотамии, находившаяся рядом с Вавилонией или входившая в нее (Strabo, II, 1,31). 1105 Евфрат берет начало на северной стороне горной системы Тавр и течет на запад через Армению (Strabo, XI, 14, 2). Армения не была единой. После поражения армянского царя Тиграна II от римлян в 66 г. до н.э. Армения была разделена: к западу от Евфрата было образовано княжество Малая Армения, а к востоку от Евфрата – Великая Армения. В таком виде эти области и вошли впоследствии в состав Римской империи. 1107 Под Эритрейским морем в античной географии понималась вся северная часть бассейна Индийского океана, в том числе Красное море, Аравийское море. Аденский залив, Персидский залив. Собственно Красное море называлось Аравийским заливом. Одной из версий происхождения названия Эритрейское море был красный цвет африканских гор и песка на берегу. Римляне восприняли название моря именно в этом значении и перевели как Красное море. Постепенно название «Эритрейское море» стало исчезать. Так, автор начала VI в. Косма Индикоплов уже не употребляет его (61, 3–8). Но еще долгое время оставалось название «Эритрейский залив», обозначавшее Красное море и часть Аденского залива до мыса Гвардафуй. 1109 Фисон – это одна из четырех рек Эдема ( Быт. 2:11 ). Обычно под этой рекой подразумевают реку Ганг в Индии. Что касается современного Филосторгию названия реки, то известны племена гипасиев в Индии, по территории которых течет река Инд (Strabo, XV, 1, 27). 1112 Животное сравнивалось с греческим богом Паном (Сатиром, Фавном), которого изображали в виде получеловека с ногами козла, рогами и козлиной бородой. 1114 По приглашению папы Юлия Афанасий прибыл в Рим (см. кн. III, прим. 4), во владения уже Константа, который после смерти Константина II стал фактически императором Запада. В 341 г. в Риме состоялся собор (ок. 50 епископов) по делу Афанасия, на который не явились представители Востока. Этот собор полностью оправдал Афанасия. Однако это не изменило положения Афанасия. В 342 г. Констант возвратился из Галлии в Медиолан и по просьбе приближенных, будучи православным, принял участие в судьбе Афанасия, вызвал его к себе в Медиолан и направил вместе с Осией Кордовским в Галлию для устроения дел церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Дворцовая площадь. Фотография. Ок. 1900 г. [франц. Bordeaux; лат. Burdigala], г. в Юго-Зап. Франции (адм. центр деп. Жиронда), центр архиеп-ства, порт на р. Гаронна. В III в. до Р. Х. на этом месте существовало поселение Бурдигала, основанное галльским племенем битуриги вибиски (вивиски); в 56 г. до Р. Х. оно, как и большинство племен Галлии, было покорено Юлием Цезарем и включено в состав Римского гос-ва; после адм. реформы, проведенной рим. имп. Августом, территория битуригов вошла в состав пров. Аквитания. В письменных источниках Б. упоминается ок. 18 г. по Р. Х. как Бурдигала (греч. Βουρδγαλα), торговый порт (эмпорий) битуригов ( Strabo. Geogr. IV 2). Благодаря выгодному расположению город быстро рос и к нач. III в. по Р. Х. стал одной из крупнейших городских общин (civitas) Галлии с 60-тысячным населением. 1-я пол. III в. является временем наивысшего экономического расцвета Бурдигалы, ставшей одним из центров виноделия в империи. Во время опустошения Галлии герм. племенами (276) город был разграблен и сожжен, однако вскоре возродился и уже в нач. IV в. вновь достиг процветания. Христианская Церковь в Б. до кон. XI в. Местное предание, восходящее к XI-XIII вв., связывает начало христ. проповеди в Б. с именем ученика апостолов св. Марциала и называет первым бурдигальским епископом св. Ферма . Согласно Григорию Турскому, св. Марциал жил в сер. III в. и был первым епископом Лемовикским (совр. Лимож); о св. Ферме древние источники вообще не упоминают. Самым ранним свидетельством присутствия христианства в Б. является саркофаг Домиции, содержащий христ. эпитафию (ок. 260). К тому же времени относятся граффити с изображением монограммы Христа. Судя по малочисленности христ. памятников в Б. до IV в., христианство проникло сюда лишь к сер. III в. Римский амфитеатр. III в. Римский амфитеатр. III в. План города во времена римлян Со 2-й пол. IV в. кафедра Б. получает статус столицы церковной митрополии в пров.

http://pravenc.ru/text/153113.html

грузинской исторической провинции Тао-Кларджети (Таоскари) и пограничных с нею областях (Кари), что объясняется появлением здесь картских (картвельских) племен, повлиявших на культуру и этнический состав населения этого района. Расселение картов (картвелов) на территории К. е. археологически засвидетельствовано с эпохи «цветущей поры» больших курганов (1-я пол. II тыс. до Р. Х.) (Очерки истории Грузии. 1970. Т. 1. С. 112 (на груз. яз.)). В кон. II тыс. до Р. Х. в этом регионе распространялась колхидская культура, в частности, недалеко от крепости Мехчисцихе близ Кари был найден клад, состоящий из предметов, характерных для колхидской и восточногруз. культур. Также в этом регионе была обнаружена т. н. самтаврская керамика (Самтавро - могильник и селение на сев. окраине Мцхеты) IX-VII вв. до Р. Х., относящаяся к раннежелезной эпохе. Во II-I тыс. до Р. Х. на территории окрестностей совр. Карса, Эрзерума и оз. Чилдыр проживали, видимо, и хурритские племена. В ономастическом материале, засвидетельствованном в ассирийских и гл. обр. в урартских источниках, в большом количестве содержатся хурритские элементы. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. регион Кари был включен в Картлийское (Иберийское) царство, юго-западная граница которого проходила по верхнему течению р. Аракс ( Strabo. Geogr. I 3. 21). Храм мон-ря Ленамор Храм мон-ря Ленамор Во II-I вв. до Р. Х. Кари и др. юж. регионы Грузии вошли в состав Вел. Армении (Ibid. XI 14. 5) и постепенно интегрировались в культурно-политическую и социально-экономическую жизнь Армении. После распространения христианства на территории буд. К. е. сформировались 2 арм. епархии: Ванандская и Аршаруникская. Во время правления первых арм. Багратуни крепость Карс (арм. от Кари) превратилась в удельный город, а позднее и в столицу Армении (928-961). Арм. царь Абас (928-953) «выстроил соборную церковь в городе Карсе из больших гранитных тесаных камней, [законченную] великолепным куполом, расписанную наподобие небесного свода» ( Степанос Таронский. 1864.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г. К. основан в древности; в «Географии» Страбона (I в. до Р. Х.) упоминается область Армении под названием Хорзена (Χορζην; Strabo. Geogr. XI 14), вероятно имеющая отношение к К. Название К. происходит скорее всего от арм. термина «крепкий город». О древнейшей истории К. надежных сведений нет. Возможно, в эпоху поздней античности здесь правила фамилия нахараров, владевшая обл. Вананд. С распространением христианства в Армении в К. была создана Карсская (Ванандская) епархия Армянской Апостольской Церкви. В средние века К.- крупный торговый центр на пути между Ани и Феодосиополем (арм. Карин, впосл. Эрзурум), в регионе, к-рый связывал торговыми путями Анатолию и Причерноморье с Закавказьем и Ираном. В 888 г. вместе со всем Ванандом К. был присоединен к владениям арм. царя Ашота I Багратуни и вошел в состав Армянского царства Багратидов. В X в. значение К. постепенно росло. Когда на арм. трон взошел царь Абас (928-953), ранее владевший Ванандом и К. как своим уделом, в К. была перенесена царская резиденция. Здесь были построены цитадель, царский дворец, кафедральный собор св. Апостолов. По сообщению арм. историка Степаноса Таронеци, ок. 937 г. князь Абхазии Бер предпринял поход против Армении и через своего посла передал Абасу требование не освящать собор в К., пока он не захватит город, желая освятить храм по обычаю своей, халкидонской (православной), веры. Князь вскоре был взят в плен и казнен в К. В 961 г. преемник Абаса Ашот III (953-977) перенес столицу из К. в Ани. При этом на территории Армении сохранялась и развивалась система уделов под властью различных представителей правящего дома, и с 962 г. в К. также складывается Карсское (Ванандское) царство, находившееся в вассальной зависимости от Ани. В 962 г. Ашот III передал Вананд своему брату Мушегу, основавшему в К. отдельную ветвь династии Багратидов. В XII-XIII вв. население города составляло ок.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии. (О церковной истории К. см. в ст. Коринфская, Сикионская, Земенская, Тарсская и Полифенгская митрополия , о коринфской христ. общине периода проповеди ап. Павла - в ст. Коринфянам послания .) История античного К. В античное время К. был 2-м по значению греч. городом после Афин , а к началу христ. эры превзошел и их, заняв место в ряду крупнейших городов Средиземноморья наряду с Римом, Александрией и Антиохией. Экономическое и политическое значение города было обусловлено во многом его удачным географическим положением, позволявшим ему контролировать узкий (5950 м) перешеек (Истм), соединяющий п-ов Пелопоннес с центральной частью Греции. Наиболее важны для понимания ранней истории христианства К. древнегреч. и эпохи Римской империи. Время появления города не установлено. Согласно легендарному преданию, он был основан либо потомком Гелиоса Коринфом, либо дочерью титана Океана Эфирой и носил ее имя в древности ( Eumel. Corinth. 8). Мифическим основателем царской династии Коринфа считается Сизиф, сын Эола ( Homer. Il. VI 152-154). Город доминировал над 2 важнейшими гаванями по обе стороны перешейка. Это г. Кенхреи, расположенный в 8,5 км к востоку от К., на берегу Саронического зал., что давало доступ к судам, следующим из М. Азии и Эгейского м. ( Apul. Metamorph. 10. 35), и г. Лехей, в 2 км к северу от К., на берегу Коринфского зал., обеспечивающий доступ к Адриатическому м. и Апеннинскому п-ову. Стратегические преимущества географического положения города отмечали еще античные авторы (напр.: Strabo. Geogr. VIII 6. 20). По сообщению Страбона, еще в нач. VI в. до Р. Х., при тиране К. Периандре, поперек перешейка была проложена мощенная камнем дорога, оборудованная колеями для перемещения небольших судов и грузов на колесных платформах от одного моря к другому (Ibid. VIII 2. 1; 6. 22). К тому же времени относится начало традиции Истмийских игр, организуемых на средства жителей К. в течение неск. столетий.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Порядок, в к-ром Послания П. расположены в изданиях НЗ, не соответствует тому, в к-ром они предположительно были написаны (ср. предисловие в: Ioan. Chrysost. In Rom. Praef.). О совр. реконструкции хронологического порядка, в к-ром Послания могли появляться, см. в разд. «Канон Нового Завета» в ст. Канон библейский , а также в соответствующих статьях о Посланиях П. Другие источники Данные о жизни П., к-рые можно почерпнуть из кн. Деяний и Павловых Посланий, дополняются сведениями, сохранившимися в предании раннехрист. Церкви. Эти сведения в основном касаются последнего периода жизни П.- того, который выходит за хронологические рамки кн. Деяний. Они сохранились у авторов II в.- Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и Иринея Лионского, у авторов III в.- Тертуллиана и Лактанция, у писателей IV в.- Иеронима, Евсевия Кесарийского и Иоанна Златоуста. Важными для восстановления исторического контекста жизни П. являются сочинения иудейских, греческих и римским историков, посвященные этому периоду. Биография Детство, юность, образование Вопрос о дате рождения П. не имеет окончательного решения. В рассказе из кн. Деяний о гибели первомч. Стефана во время гонений от иудеев Савл назван «юношей» (νεανος; возможно, в возрасте 20 с небольшим лет). Это является важным указанием на возраст П. Убиение Стефана, вероятно, произошло в 33 г. по Р. Х. (согласно Евсевию Кесарийскому, мученичество Стефана совпало по времени с избранием ап. Иакова епископом Иерусалимской Церкви - Euseb. Hist. eccl. II 1. 1-2; в «Хронике» оно датируется 1-м годом 203-й олимпиады и 19-м годом правления Тиберия - Idem. Die Chronik//GCS. 20. S. 213, что соответствует 33 г. по Р. Х.). Если к этому моменту П. было от 20 до 25 лет, значит, он род. между 9 и 14 гг. по Р. Х. П. род. в киликийском г. Тарсе (ныне Тарсус, Турция), по месту рождения он неск. раз назван Тарсянином (Деян 9. 11; ср.: 21. 39; 22. 3; 23. 34); у блж. Иеронима зафиксирована др. традиция: П. «происходил... из города Гискалиса в Иудее. После захвата города римлянами родители увезли мальчика с собой в киликийский город Тарс» - Hieron. De vir. illustr. 5//PL. 23. Col. 615 (на каком предании Иероним основывает это утверждение, неизв.). Тарс был столицей Киликии , исторической области на юго-востоке М. Азии, входившей в состав Римской империи (с 27 г. в составе пров. Сирия, Киликия и Финикия, с 70-х гг. I в. получила статус провинции, управлялась претором). Будучи крупным ремесленным и торговым центром ( Johnson. 1981. P. 11), Тарс был также центром культуры, науки и образования ( Strabo. Geogr. 14. 5, 12-13). Провинция отличалась этническим разнообразием, в ней компактно проживали также евр. переселенцы ( Philo. Leg. Gai. 36). Греч. язык был основным языком Тарса, поэтому П. должен был с детства свободно владеть им наряду с арамейским (ср.: Деян 21. 37).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Митр. Фирм († 439) был сторонником свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, и одним из главных участников III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. Известны 46 его кратких писем (CPG, N 6120) и проповедь, произнесенная на Эфесском Соборе (сохр. только на эфиоп. яз.; CPG, N 6121). Его преемник Фалассий, бывший префект претория Иллирика, участвовал в выработке халкидонского исповедания. В 537-558 гг. митрополитом К. К. был палестинский монах и один из влиятельнейших церковных деятелей своего времени - монофизит Феодор Аскида , к-рый жил в основном в К-поле. Митр. Андрей Кесарийский (кон. VI в.) составил наиболее известный визант. комментарий на Откровение Иоанна Богослова (CPG, N 7478); архиепископами К. К. были известный византийский ученый и писатель Арефа (до 902 - после 932) и Василий Элахистос , комментатор творений свт. Григория Богослова (945-956). В кон. XII в. в городе было учреждено яковитское еп-ство. В 1850-1938 гг. в К. К. действовало титулярное арм. униат. еп-ство, объединявшее ок. 1500 верующих. В нач. ХХ в. резиденция митрополита К. К. и богословская школа находились в монастыре св. Иоанна Предтечи во Флавианах (ныне Зинджидере), в окрестностях города. Арм. архиеп-ство насчитывало ок. 30 тыс. прихожан. Работали миссии греко-католиков, иезуитов и протестантов. Памятники Римская К. К. была расположена на обрывистой сев. нижней террасе потухшего вулкана горы Аргеос и состояла из 3 частей: на 1-й террасе - верхний город; пригороды - у подножия горы; совр. г. Эскишехир - на равнине. Страбон сообщал, что К. К. не была огорожена ( Strabo. Geogr. XII 2), но о частично разрушившихся стенах упоминал в IV в. свт. Василий Великий (PG. 32. Col. 1186). Прокопий Кесарийский писал, что старые стены охватывали очень большую, неплотно застроенную территорию, где располагались холмы, скалы, равнины, сады и пастбища, отчего их трудно было защищать от нападения неприятеля ( Procop. De aedificiis. V 4. 7-14). Имп. Юстиниан сократил периметр стен и укрепил их, сделав более надежными. Вероятно, первоначально они проходили примерно по линии сельджукской стены, поскольку у ворот Бояджикапы известна огромная некладбищенская церковь. Линия Юстиниановых стен неизвестна; возможно, она идентична периметру совр. цитадели (соотношение длины этих стен является предметом дискуссий исследователей). Выше ипподрома, у подножия Аргеоса, сохранился фрагмент стены длиной ок. 1 км. В исторических источниках упоминаются Севастийские ворота, к-рые, вероятно, были возведены на юго-востоке города.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010