637 26 ноября: ναγινσκεται δ κ το βου το γου Στεφνου а’ νγνωσις. Θεν τι χρμα ρετ. Τυπικ, 327. Гр. 4. Минея (Ноябрь, XI и.) 361, л.л. 398 об. –431. Лат. Surius, De probatis sancto­rum historiis (Coloniae Agripinae 1570–1575), Novemler, d. 27. Слав. В. Ч. Минеи, Ноябрь, день 28. 644 Служба Евгении правится 21 декабря вместо 24-го – предпразднества Рождества Христова. Τυπικ, 347–348. Migne, Р. Gr. t. CXVJ, col. 609–652. 649 Служба и житие Мелании переносятся на 30 декабря вместо 31-го – дня отдания Рождества Христова. Τυπικ, 367, 368. Migne Р. Gr. t. CXVI, col. 753–793. 650 Τ θαματα το γου συγγραφντα παρ ‘Αμφιλογου, πι­σκπου ‘Ικονου – ες δσεις δο. Τυπικ, 370. Combefis, S.S. patrum Amphilochii Iconiensis, Methodii Patarensis et Andreae Cretensis opera omnia (Parissiis, 1644). 155–225. Слав. В. Ч. Минеи Арх. Комм. Январь день 1-й, стлб. 8–53. 651 По-видимому, ошибочно вместо Εσβιος Παμφλου. Cm. Fabricii Bibl. Gr. p. 322; Bibl. H. Gr. p. 230–231. Изд. Combefiis, Illustrium Christi martyrum lecti triumphi (Garissiis, 1660, p. 258–336. 652 Τυπικ, 386. Μνημεα γιολογικ, 268–284. Ср. Записки Импер. Ака­демии Наук, s. VIII, I (1897), 57. 653 Τυπικ, 390. См. Fabricii, Bibl. Gr. p. 329; Acta Sanctorum, Jannuarius, I, 720–721; 3-e ed. Jan. II, 2–3; Assemani, Kalendaria, vol. VI, p. 30 et sqq. Сергий, Полный месяцеслов, т. II, ч. II, стр. 21. 654 ‘Ετερος λγος ες τν μετφρασιν το Λογοτου. ‘Υπμνημα ες τν πνοδον. Τυηικ, 400. Гр. Ч. Минея Син. б. 374 (Январь, XIII в.), л.л 193 об. –201. Ср. Acta Sanctorum, September, IV, 407; Ana­lecta Bollandiana, XXV, 496. 656 Память и служба Луки – 7 числа. Τυπικ, 412, 413, 414. Migne, P. Gr. t. CXI, col. 441–480. Analecta Bollandiana, XIII, 81–121. 657 Τυπικ, 417 – ες δ’ σιν μαν μχρι το θαματος. См. у нас выше стр. 45 прим. 6-е Изд. Delenage, des legendes grecques des saints militaires, 136–150. 658 Τυπικ, 461. Гр. сб. Син. б. 377, л.л. 274–285. ‘Ακολουθα τν γων... μαρτρων Μανουλ, Σαβλ κα ‘Ισμαλ... (Viennae in Austria, 1803), 54–76; тоже ‘Ακολουθα, изд. Lipsiae, 1815, σ. 117–156. Ср. Bibl. H. Gr. p. 144. См. Васильевский, Синодальный кодекс Метапраста Ж. Μ. Η. Пр. 1897. г. ч. CCCXI стр. 375–376.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

о., они восходят к V-XII вв. С XIV в. в Триодях помещается стишной синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула («В сей день, в неделю вторую после Пасхи, обновление празднуем Христова воскресения»). С недели А. (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «    », на утренях ежедневно поется «      », литургия имеет особое окончание. Относительно порядка службы А. поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также нек-рыми частными особенностями - напр., в первом печатном рус. Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем затворенном прииде Исус»), а по принятому ныне в РПЦ Типикону поется обычная воскресная стихира; на литургии по Типикону 1610 г. кроме кондака праздника поется кондак Пасхи и кроме причастна праздника - причастен Пасхи; нек-рые Типиконы (напр., древнейший из сохранившихся Типиконов ТСЛ - РГБ. Ф. 304. (I) - 239, XV в.) указывают на А. праздничный отпуст и т. д. По Типикону Г. Виолакиса, в наст. время являющемуся основным Типиконом в практике греч. Церквей (Τυπικν. Σ. 375-376), на А. поется служба праздника без бдения (бдения по этому Типикону не совершаются), с чтением воскресного утреннего евангелия перед 9-й песнью канона (как и в др. воскресенья года), с отменой «    » и евангельской стихиры на утрене. Особенность литургии А. по этому Типикону состоит в употреблении праздничных антифонов и входного стиха Пасхи, а также задостойника праздника (ирмос 9-й песни канона «      »). Отмена или перенесение воскресного последования, великий прокимен на вечерне в день праздника и др. уставные моменты А. свидетельствуют о чрезвычайно большом значении, к-рое этот день издревле имеет в литургической жизни Церкви. Богослужение праздника в католич. Церкви Лат. название А.- Dominica in Albis (Воскресенье в белых [одеждах]),- к-рому соответствуют древненем. Witte Sondach, нем. Weißer Sonntag (Белое воскресенье), связывало содержание праздника с завершением чинопоследований, относящихся к таинству Крещения.

http://pravenc.ru/text/Антипасха.html

365 По рукописи Афинского национального Университета 788 из­дана проф. Дмитриевским в нераз уже целованном первом томе «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока». – Τυπικ на стр. 256–655. См. также «Предисловие» стр. XXXIII–LIII. Ср. Τυπικ (Addenda et corrigenda), Труды Киев. д. Акад. – 1896 г. т. III стр. 544–5. 367 По Алексеевскому Уставу полиелей есть лишь вторая чередная ка­физма воскресной только утрени, правда, певшаяся особым торжествен­ным образом, см. рук. 330, л. 256 об. Сравн. Скабалланович, Толк. Типикон, стр. 405. Евергетидский Типикон выразительно замечает о воскресных утренях: ‘επν δε αξσωσιν α νκτες, προστθεται κα πο­λυλεος κα κθισα ναστσιμον, χος πλ. β’. τν δ χειμνα, ταν τελεως μεγλαι γνωνται, προστθεται κα μωμος ες χον πλ. . μετ τν ναστα­σμων τροπαρων ατο, κα λγεται μετ τν μωμον πακο το χου, δη­λοντι ν τ τλει τν στιχολογιν. Τυπικ, стр. 608; ср. 525. 368 Τυπικ, стр. 264, 272, 309, 321, 502, 505, 566 и друг. Ср. Скабалланович, Толк. Типикон, стр. 405–407; проф. Мансветов, о песненном последовании. Приб. к твор. св. отцев, Ч. XXVI, стр. 1007. 371 Τυπικ, стр. 577: π γαρ τς β’. το ’Αντπασχα μχρι τς σμερον (пят­ница 4 седм. по Пасхе)... στιχολογομενον καθ’ κστην μραν κθισμα ν ν τ ρθρ, πρεξ τν σαββατοκριακν; под понедельником по неделе всех святых: στιχολογα, κθισμα а’, ν γαρ στιχολογε ες τν ρθρον χρι τς ‘υψσεως το τμιυ σταυρο. Τυπικ, 602. Ср. стр. 567. 373 Под вторником Антипасхи: δο γαρ ναγνσεις ποιομεν καθ’ κστην, π τς στιχολογας κα π γ’ δς. Τυπικ, 569; ср. 580. 374 Под 17 сентября: δε γινσκειν, τι π τς σμερον μρας κα (;) στχολογομεν καθ’ κστην μραν καθσματα δο, κα ποιομεν ναγνσεις γ... ναγινσκει δ κατ τ θος μετ τν στιχολογαν, κα π γ’. μοως. Τυπικ, 278. 375 Под понедельником 1-ой седмицы поста: κα εθς τ τς μρας Τριδια ργς κα μετ προσοχς... κα οτως ποιομεν πσαν τν γαν τεσ­σαρακοστν. ψλλομεν δ τς τρες δς μνας, μτε κθισμα διαμνοντες, μτε νγνωσιν ποιοντες. Τυπικ, 513.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

445 Λγος το Χρυσοστμου ες τν Τελνην κα τν Φαρισαον Ζτει ες τ Πανηγυρικν βιβλον τς τεσσαρκοστς, ο ρχ. Μηδποτε διαλιμπνομεν. Τυπικ, 500. Заключительная часть пятого слова против Аномеев. Migne P. Gr. t. XLIII. col. 743–747. Творения, т. I, стр. 532–536. 446 Κα τερον λγον το ατο (Χρυσοστμου)... ο ρχ. Ο πωθεν τος λειμνας. Τυπικ 500. Migne P. Gr. t. LIX p. 595. Слав. перев. Соборник 1850 г. л. 1. Творения, т. VIII, стр. 749–754: слово о мытаре и фарисее. 447 Λγος το Χρυσοστμου Πρην μιν μεγλη... Τυπικ, 502; Migne P. Gr. t LIX, p. 627; Творения, т. VIII, стр. 791–802: о блудном сыне, о покаянии, о древе познания добра и зла, и о разбойнике. 448 Λγος το Χρυσοστμου ες τν β’. παρουσαν ‘Ενμιζον μεγλον. Τυπικ, 505. Migne P. Gr. t. LIX p. 619. Творения, т. VIII стр. 780–789: о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа и на слова: вси бо предста­нем судищу Христову, и кийждо нас о себе слово даст Богу ( Рим. 14:10, 12 ). 449 Λγος το Χρυσοστμου. Παρακαλ μς, δελφο, Τυπικ, 505. ‘Ενμιζον π διαφρων λγων το... Χρυσοστμου. ‘Ομιλα ΜΔ‘. Migne P. Gr. t. LIII, col. 879–887. Творения, т. XII стр. 860–872. 450 Λγος κ. τς ερμηνεας το κατ Ματλον ‘Οταν δ νηστεητε. Migne P. Gr. t. LVII col. 285–293. Творения, т. VII стр. 232–242. Слово указывает­ся читать μχρι το ‘Ηθτκο (Τυπικ, 510), т. е. до второй половины его, заключающей нравственное приложение. 451 Λγος περ τς ν Βυριτ γας εκνος. Τυπικ 521. Существует в нескольких редакциях, указанных в Bibl. Н. Gr. p. 110–111; две из них с именем Афанасия Великого , имеющие начало: ‘Aqτε τος φθαλμος изданы Migne (Р. Gr. t. XXVIII p. 797–805; 805–812), одна Dobschnütz в Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie XLV (1902), ss. 382–394: Eine Fastenpredigt über das Christusbild von Beryt; одна в извлеч. представлена у Lambecius в Commentariorum de augustissima bibliotheca Caesarea Vindobonensi, ed. 2. Kollarii (Vindobonae 1766–1782) t. I, p. 229–230. О двух остальных см. в Texte und Untersuchungen XVIII (1899) 281 (Dobschütz, Christusbilder) и в Byzantinische Zeitschrift, XII, 545–546. По слав. в «Златоусте» библ. Ундольского 570: чудо о иконе Христовой в Верите: Афанасий Великий . См. Fabricii, Bibl. Gr. t. X, p. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

723 Δον δε γινσκειν, τι ν οα μρα τς μεγλης βδομδος φθσ το Εαγγελισμο ορτ. καταλιμπνεται κα το δ’. (τετρ?) εαγγελου νγνωσις, κα τ τροπρια, τς δ ρας ψλλομεν ν τος κελλοις μν. Τυπικ, 439. В обычном порядке чтений не полагается на часах, кроме 1-го, также 24 марта, ради краткости дня и предстоящей агрипнии (δι τ γκριτον τς μρας. κα τν γρυπναν τς ορτς – Τυπικ, 429); но о действии этого правила в случае совпадения со страстной седмицей Типикон не упоминает. Отменяются чтения на часах кроме первого также 24 фе­враля (если только оно не падает на понедельник 1-ой седмицы поста) и 9 марта. Τυπικ, 420, 425. 728 ‘Απ ζ’. τ κοντκιον το Εαγγελισμο κα ναγνωσις. Τυπικ, 441. Впро­чем, для 1 дня Пасхи и всей седмицы Пасхальной, как и для великого пятка. Евергетидский Типйкон знает в этом случае и другой поря­док, указанный ν τος κατ τν ‘Ολυμπον τυπικος: утреня Благовещению со своими чтениями отправляется отдельно, ранее утрени Пасхи или великого пятка, вместо полунощницы, обычно полагающейся на агрипнии Благовещения. Τυπικ, 443–444. 744 Τατας δ λλος οκ ναγινσκει, ε μ προεστς, πνιος ατ, οκονμος, ε δ λεποισι κα μφτεροι, κκλησιρχης, πλν σταμνων πντων ‘Ιυπικ, 512. Ср. 617. 745 Γνεσθαι μντοι κα τν ξ θους νγνωσιν ν τας στισεσιν ναγκαον, κατ τ σνηθες μ θορυβοντς τνος, μ ταρττοντος, μ συγχοντος τν κεθεν φελειαν τας κοσμικας μιλαις κα ργολογαις, μνου το προεσττος, ε τι βολοιτο λγοντος φειδομνως, κα το σως ρωτμενου παρ’ ατο τν πκρισιν μοως ποιομενου, ε δυνατν, ν λγοις τισ κα συντετμημνοις τος μασιν. Ε δ τις εη ταρττων κα ταραττμενος, θορβν τε κα θορυβομενος τν νγνωσν τε συγκων κ τς καρου κα πρεπος μιλας, κατασιγαζσθω παρ το τραπεζαρου. Ε δ περ πεη, μ δ’ ατο το σιγζοντος λγον ποιετο θορυβομενος, τς τραπζης κα κων ξεγειρσθω κα τ τς βρωσας πιτιμω ποβεβλσθω, κα τρως σωφρονιζσθω, καθς προεστς βολοιτο. Τυπικ, 625. Текст из Типикона Саввы приводим по единственно имеющемуся у нас под руками изданию арх. Леонида – Гласник ученого другитва VII, свеска XXIV (1868 г.). См. стр. 189–190. Об отношении Типикона Саввы к Евергетидскому см. Ягича Типик Хиландарски и бегов грчки извор (1899 г. Биоград; ср. проф. Дмитриев­ского «Описание литургических рукописей», т. 1-й, Τυπικ, стр. XLV–LIII: а также – «Древнейший Хиландарский Синаксарь по уставу Иерусалимско­му». Труды К. Дух. Акад. 1905, май, стр. 473–493.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T.I. Τυπικ. Киев, 1859. С.132. Типикон Великой церкви - Ркп. Дрезд. корол. б-ки, Л.131, об.: " Του Τρισγιου απο του Δξα εν υψστοις Θεφ ψαλλομνου εις β " ηχον γνεται εισοδος εις το Δξα μετα ευαγγελου και τριων μανουαλων, θυμιαμου χωρς " . А. Дмитриевский. Древнейшие патриаршие Типиконы. С.139 (ТКДА. 1901. Т.3. С.74). Описание входа в Святогробском Типиконе 1122 года здесь же, а также у Пападопуло-Керамевса. Ανλεκτα. Τ.β " . Σελ.17619-21. Профитологий XIII в. Синайской б-ки, " εισρχονται ο αρχιεπσκοπος συν τοιζ ιερεσιν εις την εισοδον μετα του ευαγγελου " . Дмитриевский. Τυπικ. С.132. Прим.1. Синаксарий ΧΙ-ΧΙΙ в. Ркп. Афинского университета, " αλλσσει ο ιερευς πασαν την στολην αυτου και δικονος, και γνεται εισοδος μετα μεγαλεου κα των μανουαλων " . Дмитриевский. Τυπικ. С.554. " Γνεται η εισοδος παρα του ιερως, ηλλαγμνου οντος πασαν την στολην αυτου, μετα και του ευαγγελου, και διακνου προηγουμνου μετα μανουαλου " . Дмитриевский. Τυπικ. С.881. Криптоферратский Синаксарь 1300 года: " αλλσσει ο ιερευς μλαιναν στολην και ποιει την εισοδον μετα του ευαγγελου " . Дмитриевский. Τυπικ. С.910. Устав обители Саввы Освященного, 1297 года, ркп. Синод, б-ки, Л.119: " ο ιερευς αλλσσει ολην την στολην και εισοδεει μετα του ευαγγλιο " . Триодь митроп. Фотия (XV в., ркп. Синод. б-ки, Л.204: " Ειοδος μετα του ευαγγελου " . Β Студийском уставе патриарха Алексея, ркп. Синод. б-ки, XII в. Л.34: " Абие входит поп с диаконом имуща Евангелиа, свещи пред идущи " . Описание. III.1. С.243. Е.Е. Голубинский. Цит. соч. С.498. Пергам. ркп. устав Синод. б-ки, XIV в. Л.168: " Иереи облекся во вся священыя одежа исходит с Евангелием предходящим пред ним священником " . То же в уставе XIV в. ркп. Синод. б-ки, Л.244. Описание. III.1. С.281. В связи с входом великое славословие пелось, чего на обыкновенной, даже праздничной службе не полагалось. См. цит. соч. Одинцова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

    Toscani, Ad Typ. graec. 49. 54. 61. 68. Студ.-Алекс. уст. по. ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 4. 72. 114. Дмитриевский, Τυπικ 264. 263. 383. 357.    Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 1 об. 4. 56 об.     Дмитриевский, Τυπικ 869, 873.     Toscani, Ad typ. graec. 54. 52.    Там же 50.     Никон Черногорец, Тактикон Сл. I, л. 4 (304). Ср. в Студ. Ал. Уст. о великой субботе: «утреннее пение, рекше Слава в вышних Богу, певчески поют, его же николиже бе обычай творити, точию ныне». Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 37.     Дмитриевский, Τυπικ 229, 247, 248.    Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 68—71.     Дмитриевский, Τυπικ 900.    Там же 870—871. Эти молитвы д.б. в Евхологиях X-XI в. Синайск. библ. 958 и Париж. национ. 213. Дмитриевский Εχολ. 35. 1003. См. ниже «Часы».     Дмитриевский, Τυπικ 247.    Там же 257—250. 263. 323. 512 и д.    Родом из К-поля, Ниокн должен был удалиться из Раифского мон., где принял иночество, из-за недовольства братии в Черногорский, по разорении которого сначала турками в 1085 г., а потом крестоносцами в 1098 г. возвратился в Раифский. Известен, как автор «Пандект» («Сборни») соч. канонического содержания и «Тактикона» («Устав») богослужебного и монастырско-дисциплинарного и др. соч. Сочинения его на греч. яз. еще не изданы (сохранились в ркп. Синайской библиотеки), исключая отрывков (у Pitra и др.): «Пандекты» и «Тактикон» пользовались большим уважение в древней России, и дали много материала для «Кормчей» книги. Напечатаны на слав. яз. в Отроге 1645 г. Почаеве 1795 г. и Москве в единоверч. типографии 1859 г. Мансветов, Церк. Уст., 187 и д. Голубинский, Ист. рус. ц. I, 1, 748.     Дмитриевский А. Путешествие по востоку и его научные результаты. Киев 1860, 55.     Никон Черног., Тактикон, предисл. л. 14.    Там же, сл. 6-ое, л. 44 об.    Древнейшая ркп. Иерусалимского устава в Иерусалимской библ. 1201 г., 312. Но как увидим, это не самая древняя ркп. Иерус. уст.    Так Тип. Синайск. библ. 1094 XII в.; это древнейший представитель Иерусалимского устава в том виде, какой он имел до принятия в него студийских канонов и стихир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

599 Patrologia orientalis, IV (1908), 425–503; 504–511. Cp. Fabricii, Bibl. Gr. t. X, p. 301; Bibl. H. Gr. p. 194. 603 В нижеследующем списке дни, отмеченные в Алексеевском Уставе тождественными с Типиконом памятями, но без чтений, ука­заны у нас цифрами обычного шрифта, дни же, вовсе не отмеченные ни указанными памятями, ни чтениями – цифрами жирного шрифта. 604 Τυπικ, 259. Пред περιβητος пропущены слова: μγας οτος το Χριστο μρτυς. См. Μνημεα γιολογικ vν πρτον κδιδμενα π εροδιακνου Θεοφλου ‘Ιωννου (Βενετα, 1884), σ. 338–351. Ср. Записки Импер. Академии Наук, VIII s. I, (1897) 1, 58–59. 609 Λγος ες τν μετφρασιν το γιον ‘Ιακβου οτορκς. ’Εν τας οτοραις τν ιβ’ φυλν. Τυπικ, 264. Tischendorf, Evangelia apo­crypha (Lipsiae, 1853), 1–48. Друг, издания см. Bibl. H. Gr. p. 147. Слав. В. Ч. Минеи, Арх. Комм., Сентябрь, день 8, стлб. 352–363. 610 Οδ γυναιξν, οδ κραις. Τνπικ, 268. Migne, P. Gr. t. CXV, col. 653–666. В. Ч. Минеи Арх. Комм., Сентябрь, день 10, стлб. 623–630. 614 Λγος τς ερσεως το τιμον Στυρο. Τνπικ, 273. После διακοστο, по-видимому, пропущено – τριακοστο; с таким заглавием по­вествование (а не слово, как оно почему-то называется также и в других рукописях, см. например ‘Ιερ. Βιβλ. σ. IV, τ. 312, κοδ. 336) известно в нескольких редакциях, из которых две изданы Gremser’oм в De Cruce, t. II, p. 526–536; 541–545; и по одной в Analecta Bollandiana, XVII (1898), 414–419; Byzant. Zeitschrift, IV (1905), 325–330; Wiener Studien, XIII (1891), 302–310; ‘Εκκλησιαστικ ‘Αλθεια, XX (1900). 480–482; 494–499. См. Bibl. H. Gr. p. 58. 622 Τυπικ, 295. Migne, P. Gr. t. CXIV, col. 39–416. Жития св. Космы Маюмского (См. Сергий, Полный месяцеслов Востока, т. II, стр. 320, 316) с таким началом неизвестно. См. Fabricii, Bibl. Gr. p. 213; Bibl, H. Gr. p. 57. 624 Τυπικ, 297. Μαξιμιανο το τυρννου. Migne, P. Gr. t. CXIV, col. 1141–1160. В. Ч. Минеи, Октябрь, день 19. 632 Τυπικ, 310. Изд. ‘Εκκλ. ‘Αλθεια, IV (1884) σ.σ. 242–245; 258–260. Извлеч. в Журн. Минист. Народного Просвещения, CCXII, 2 (1880), 398–404. Ср. Bibl. Н. Gr. р. 244.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

389 Τυπικ, стр. 513: δε γινσκειν, τι κατ πσαν τν μεγλην τατν τεσ­σαρακοστν, τς ε’. μρας τς βδομδος. μετ τ θεοτοκου, τ Τ σε καλσωμεν, εθς γνεται νγνωσις τς α’. ρας, τς δ λοιπς μρας μετ τν εχν τς α’. ρας. θες αινος. 390 Τυπικ, 537 (суббота): κα α’. ρα μετ ναγνσεως ν τ τλει; 512 (не­деля): α’. ρα κα νγνωσις μετ τ τλος ατς. 393 Τυπικ, стр. 263, 320, 358, 361, 364, 382, 385, 404, 411, 440, 443, 446, 486, 487, 496, 541, 585 394 Τυπικ, стр. 481: μετ τ τλος τς παννυχδος; 578: μετ τ τλος; 339, 344, 497, 575: μετ τν πλυοιν; 406, 511, 541. μετ τν παννυχδα. 395 Прот. Лисицин совершенно прав, когда замечает о панихидах: «хотя во второй части Алексеевского Устава и есть целая глава о па­нихидах, но оне, и по времени совершения их и по богослужебному строю, отличаются от Евергетидских. Панихида Алексеевского Устава совершалась 7 раз в году в притворе св. Пантелеймона, где была гробница ктитора, и имеют характер заупокойного поминального бо­гослужения» (Перв. Сл.-Р. Тип. стр. 298); но он обнаруживает неясное представление дела, когда далее утверждает, что «панихиды Евергетидского Устава праздничные, торжественные богослужения, совершавшиеся накануне (только?) воскресных дней, праздников господ­ских и богородичных. Оне состояли из пения праздничных канонов с седальнами и кондаками праздника и затем чтений святоотеческих творений»... Судя по этой характеристике, можно было бы заключить, что автор имеет в виду только один вид панихиды, именно, παννυχδα γρυπνας, но дальнейшие слова характеристики; «наконец, оне были совершенно отдельными, самостоятельными службами», не подходящие к παννυχς γρυπνας, показывают, что автор не различает видов панихиды. Ср. проф. Мансветов «О песненном последовании». Прибавл. к твор. св. отцев. Ч. 26 стр. 1020–1028. 396 Последование агрипнии Евергетидский Типикон определяет особою статьей: περ τς γρυπνας τν κυριακν (Τυπικ, стр. 607–8). Проф. Дмитриевский, по-видимому, смешивает агрипнию с панихидой, когда утверждает, что «агрипния», о которой идет речь в данной статье, «ни в какой связи не стояла с обычными чипами вечернего и утреннего богослужения, составляла неотъемлемую принадлежность древне­христианской церковно-богослужебной практики всего православного во­стока в период времени до введения здесь иерусалимского устава, связанного по своему происхождению с обителью пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Глава седьмая. Изобразительные (обедница) Есть несколько определений чина изобразительных, и все они связываются с его наименованиями, греческими и славянскими. 1. Названия службы По-гречески этот чин называется τ τυπικ, а по-славянски – «изобразительные» (т. е. молитвословия), «сеновно-изображенные», «уставные» 381 , «обедница» 382 . Кроме τ τυπικ, часто употребляется греческое название ο μακαρισμο, по-славянски, «блаженны», – название, заимствованное от «заповедей блаженства», входящих в состав службы. Встречается также еще и название προλειτουργα 383 . Наконец, сравнительно недавно стало известно новое греческое название – ες τν μετληιν, на причащение 384 . 2. Понятие об изобразительных В связи с приведенными названиями определяется и самое понятие об изобразительных. При этом одни, понимая название τ τυπικ в смысле «изобразительных», или «сеновно-изображенных» молитвословий, видят в рассматриваемой службе отображение, или подобие всей литургии, с которой последование изобразительных и на самом деле, по за- мечанию Симеона Солунского († 1430 г.), имеет сходный «тип», т. е. чин, или устав: τν τπον χει ες εκνα τιν τς ερς λιτουργας 385 ; другие, применительно к славянскому переводу – «уставные», под именем τ τυπικ разумеют лишь «ту часть литургии, которая записывалась не в евхологие, а в уставе, τυπικν» 386 . Что же касается вопроса о смысле и значении изобразительных, как самостоятельной службы, то он до последнего времени оставался открытым. Полное понятие об изобразительных возможно составить при помощи найденного и описанного проф. А. А. Дмитриевским чина ες τν μετληιν, на причащение. – По всем данным, изобразительные представляют собою общедоступный чин литургии, без таинственных евхаристических молитвословий, входивший некогда в состав всех церковных последований и положивший начало нынешнему Типикону, а в частном употреблении служивший чином самопричащения. 3. Литургия и пролитургия Симеон Солунский , говоря о последовании изобразительных, замечает, что оно имеет «тип», т. е. чин, или устав, «на подобие священной литургии». К этому следует добавить, что изобразительные и по назначению своему довольно близко соприкасаются с литургией, вполне оправдывая в данном случае свое название – «пролитургия», т. е. служба, совершаемая перед литургией, или же вместо литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010