Последование Зачатия Иоанна Предтечи (23 сент.) включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Η πρην ο τκτουσα, στερα εφρνθητι (        ); кондак 1-го гласа на подобен «Лик ангельский» Εφρανεται λαμπρς (    ) с икосом; канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τς στειρευοσης ψυχς μου (      ); 3 цикла стихир-подобнов и 3 самогласна; 3 седальна; светилен. В последовании Собора Иоанна Предтечи (7 янв.) собственно И. П. посвящены: отпустительный тропарь 2-го гласа Μνμη δικαου μτ γκωμων (         - тот же, что и 29 авг.); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Τν σωματικν σου παρουσαν (      ) с икосом; канон 2-го гласа, творение Феофана, с акростихом Βαπτιστ Χριστο, τος πανους μου δχου (Крестителю Христов, хваления моя приими), ирмос: Τ τν βατον κυμαινομνην θλασσαν (      ), нач.: Βαπτιζμενον τ τν παθν μου κλδωνι (        ); цикл стихир-подобнов и 3 самогласна; светилен. А. А. Лукашевич В рукописях сохранились многочисленные каноны И. П., не вошедшие в совр. богослужебные книги. 23 июня, на предпразднство Рождества Иоанна Предтечи, известны 3 канона, составленные Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем и Исидором I, патриархом К-польским, соответственно (Ταμεον. Σ. 223-224). 24 июня, на Рождество Иоанна Предтечи,- канон, составленный Андреем Критским, со 2-й песнью и его различные варианты (AHG. T. 10. P. 177-242), канон авторства Георгия Никомидийского и 3 анонимных (Ταμεον. Σ. 225). 25 июня, на попразднство Рождества Иоанна Предтечи,- канон, составленный Феодором Студитом (Ibid. Σ. 226). 29 авг., на Усекновение главы Иоанна Предтечи,- канон, составленный Андреем Критским, со 2-й песнью в различных вариантах (AHG. T. 12. P. 338-395), 2 канона авторства Иоанна Монаха, канон, составленный Георгием Никомидийским, канон, автором к-рого является Симеон Логофет, и др. (Ταμεον. Σ. 273-275). Также известны каноны И. П. на Обретение (24 февр.) и Положение (29 окт.) главы Иоанна Предтечи (AHG. T. 6. P. 375-387; Ταμεον. Σ. 74). 23 сент., на Зачатие Иоанна Предтечи,- канон авторства Георгия Никомидийского (AHG. T. 1. P. 307-316) и 2 анонимных (Ταμεον. Σ. 48-49). 7 янв., на Собор Иоанна Предтечи,- 5 канонов, составленных Георгием Никомидийским, 2 - Иоанном Мавроподом, и др. (Ibid. Σ. 146-149).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Часовня на месте обретения главы св. Иоанна Предтечи, Иерусалим. Между 1890 и 1910 гг. Православная Церковь помимо 2 великих праздников в честь И. П.- Рождества (24 июня) и Усекновения главы (29 авг.) - отмечает также Зачатие Иоанна Предтечи (23 сент.), Собор Иоанна Предтечи (7 янв.) и дни памяти Обретения его честной главы (24 февр. и 25 мая). Рождество и Зачатие Иоанна Предтечи праздновались уже соответственно в IV и V в. на Востоке и на Западе христ. мира, даты этих празднований были отсчитаны от дня Рождества Христова на основании евангельских свидетельств о рождении И. П. на 6 месяцев ранее Спасителя (ср.: Лк 1. 26-56). В связи с этим в нек-рых древних груз. и сир. календарях Рождество Иоанна Предтечи отмечено 25 июня ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 367; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 74; т. наз. Сирофиникийские Минеи IX-X вв.- Болотов В. В. Следы древних месяцесловов Поместных Церквей//ХЧ. 1893. Ч. 1. 1/2. С. 188), а Зачатие Иоанна Предтечи в лат. Мартирологах - 24 сент. (MartHieron. P. 125). Совр. исследователи считают Зачатие Иоанна Предтечи праздником к-польского происхождения, первоначально он совпадал с праздником новолетия, перенесенным ок. 462 г. с 23 на 1 сент. Богослужение по Студийскому Типикону предусматривало также совершение предпразднества и попразднества Рождества Иоанна Предтечи (Ταμεον. Σ. 223-224, 226. N 685-687, 693). Свидетельства о празднике Усекновения главы И. П. восходят к V в., т. к. точная дата его казни была неизвестна, предполагают, что празднование было приурочено ко дню освящения церкви в Севастии, где хранилось тело И. П. (ActaSS. Iun. T. 4. P. 706). В. В. Болотов выдвинул предположение, что этот праздник был установлен Александрийской Православной Церковью в противовес празднованию александрийского Нового года, отмечавшегося 29 сент. ( Болотов В. В. Михайлов день: Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября?//ХЧ. 1892. Ч. 2. С. 596), см. подробнее в статьях Рождество Иоанна Предтечи , Усекновение главы Иоанна Предтечи .

http://pravenc.ru/text/471450.html

91  А также в современных греческих изданиях Параклитика, где вытесняет собой канон Иосифа 2-го гласа. 95  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Scorial. X. IV. 8. Fol. 76 v –79. 99  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Vatic. Reg. gr. 64. Fol. 69–71 v . 102  Изд.: AHG. T. IV. P. 179– 189 и Ibid. P. 190–195 вторая редакция канона). 103  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vatic. gr. 1853. Fol. 89–92 v и Sinait. gr. 679. Fol. 111–118. 104  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vatic. gr. 1853. Fol. 96 v –100 и Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 165 v –166. 105  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Chalc. Panaghias 60. 106  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 152–153 v и Vatic. reg. gr. 64. Fol. 103–105 v . 107  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Mediussensis gr. 1. Fol. 215–219 v и Vatic. Reg. gr. 54. Fol. 153–154. 109  Составители Ταμεον указывают пять рукописей, содержащих канон – Patm. 197. Fol. 25 v –29; Hieros. Sab. 207. Fol. 16 v –18 v ; Sinait. gr. 583. Fol. 36 v –38; Vatic. gr. 2309. Fol. 76–79; Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 154–155 v . 111  Канон издан Ф. Антонопулу: Antonopoulou Th. A Kanon on Saint Nicholas by Manuel Philes//Revue des etudes byzantines. P., 2004. Vol. 62. P. 197–213. 112  Датировки основаны на времени жизни известных авторов песнопений, датировках содержащих эти песнопения рукописей и представленном выше исследовании. 113  О рукописи см.: Stevenson H.M. Codices manuscripti Palatini Graeci Bibliothecae Vaticanae. R., 1885. P. 67–70. 116  Но не ирмосы, так как молебные каноны, согласно уставу, исполняются без ирмосов, сопровождаясь указаниями на ирмосы лишь для обозначения напева, на который должны исполняться тропари. Читать далее Источник: Добрый кормчий : Почитание Святителя Николая в христианском мире : Сборник статей/Сост. и общ. ред. А.В. Бугаевский. - Москва : Скиния, 2010. - 600 с./Свящ. Михаил Желтов. Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии. 208–221 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Ταμεον//ΕΘ. 1939. Τ. 38. Σ. 168); канон, составленный Феофаном Начертанным , с акростихом Αρχιστρτηγε σζε σν Θεοφνην (Архистратиже, спаси твоего Феофана) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Αγυπτα μν χερ τν Ισραλ τυραννοσα (Египетская власть, Израилем владеющая...), нач.: Αλ δξ τ τρισσοφαε θεαρχ (Невещественной славе трисиятельному богоначалию) (Ταμεον. Σ. 85); анонимный канон архангелам М. и Гавриилу с алфавитным акростихом плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Αρχων τν νω τγματων (Начальник вышних (небесных) чинов) (AHG. T. 3. P. 242-251); канон авторства Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского , с алфавитным акростихом в 1-7 песнях и именем автора - Ιωννης - в акростихе 8-й и 9-й песней плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Αγλ τς θεας λικς πληρομενος (Сиянием божественным совершенно исполнен) (Ταμεον. Σ. 86; этому автору принадлежат еще 2 канона М. - см.: Ibid. Σ. 82-87); канон с именем автора (Евфимия) в богородичнах с акростихом Ακος νμοις μοι τν παθν τε κα νσων (Лекарство мне подай от страстей и болезней) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Ανωθεν ς χων πολλν παρρησαν (Яко в вышних имея многое дерзновение) (Ibid. P. 84; известны еще 2 канона этого же автора в честь М.- см.: Ibid. Σ. 82, 85), дополнительные каноны, стихиры (подобны и самогласны), седальны, ексапостиларии, антифоны и запевы на 9-й песни канона (μεγαλυνρια) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1937. Τ. 36. Σ. 9-12; 1939. Τ. 38. Σ. 163-170). Е. Е. Макаров Иконография М. в восточнохрист. традиции имеет варианты, связанные с различными функциями его образа как одного из важнейших архангелов - представителя ангельского сонма. В ранний период христ. искусства самостоятельные изображения ангелов как небесных посланников появились в композициях праздников или в сценах на сюжеты библейской истории (на этом этапе ангелы изображались как крылатыми, так и бескрылыми).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Описание. Т. 1. С. 295), отпустительный тропарь Επεφνη ντως σου πρς τν δεσπτην πστις («Явилась подлинно твоя к Господу вера...») ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 264); иной кондак 4-го гласа с икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 208), дополнительные икосы (Там же. С. 66, 164); канон с именем автора - Климента - в богородичнах, с акростихом Τ Λογγνου θαυμαστν ξδω τλος («Лонгина чýдную воспеваю кончину»), 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τ κλος τς μαρτυρας («Славу мученичества») (AHG. T. 2. P. 179-188; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον. Σ. 264); канон с именем автора - Георгия - в богородичнах, с акростихом Χριστο παθν σε, μρτυς, ηγασε θα («Вид Христовых страданий тебя, мучениче, озарил»), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Χριστς σε κτσι τας νοητας φτισε, μρτυς («Христос тебя лучами умозрительными просветил, мучениче») (AHG. T. 2. P. 189-197; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον. Σ. 264); дополнительные стихиры, седальны и светильны (см.: Ibid. Σ. 263-265; Ягич. Служебные минеи. С. 116). Помимо содержащейся в совр. богослужебных книгах известна иная служба Л. С., составленная в 1984-1985 гг. мон. Герасимом (Микраяннанитом). Е. Е. Макаров Иконография Самоубийство Иуды. Распятие. Фрагмент авория. 420–430 гг. (Британский музей, Лондон) Самоубийство Иуды. Распятие. Фрагмент авория. 420–430 гг. (Британский музей, Лондон) Согласно русскому иконописному подлиннику по Софийскому списку кон. XVI в. под 16 окт.: «Мученик Лонгин Сотник аки Козма и Дамиан рус, во бронех, приволока черчата, доспех клинчат; рука, испод лазорь, колени голы, в левой руке меч в ножнех». У В. Д. Фартусова упоминается, что Л. С. был, вероятно, средовек, в воинских облачениях рим. типа, в хартии его был написан текст: «Радуйтеся, раби Христови, мои же своинственницы, радуйтеся вкупе со мною, яко приближеся веселие наше, приспе время нашего от уз плотских разрешения: се бо ноне престанем вкупе Господу нашему Иисусу Христу, и егоже видехом страсти терпящя, распята же, погребена и воскресша со славою, Того паки ноне узрим седяща одесную Бога, и насытимся видением славы его»; там же приводятся имена друзей Л.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Большое значение для развития певч. искусства имел составленный Д. Анастасиматарий ирмологического напева, более краткого по сравнению с древней традицией (сохр. только список Ath. Xeropot. 374, 2-я пол. XVIII в.), к-рый положил начало рукописной традиции кекрагариев (стихов «Господи, воззвах»), догматиков и пасапноариев (стихов «Всякое дыхание») на гласы в этом стиле. Кроме того, Д. сочинял мелос для песнопений Великого поста: «Да исправится» 2-го плагального гласа (Athen. O. et М. Merlier 13, 1805-1815 гг.), «Ныне силы небесныя» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 348, 1771-1781 гг., с указанием «экзегесис древнего»), «экзегесиса» киноника «Вкусите и видите» 1-го гласа Иоанна Клады (Lesb. Leim. 248, 1770-1790 гг.; Athen. O. et М. Merlier 7, 1805 г.), «Вечери Твоея тайныя днесь» на 2-й плагальный глас (Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.), «Да молчит всякая плоть» на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 341, 1790-1793 гг.) и др. Из сочинений утрени наиболее известны полиелей «Раби, Господа» 4-го гласа (Ath. Xen. 105, кон. XVIII в.; Ath. Pantel. 1815-1825 гг.; Ταμεον Ανθολοϒας. Θεσσαλονκη, 1978. Τ. 2. Σ. 72-93), славословие на глас βαρς (Ydra. Iliou 632, 1796 г.; Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.; Ταμεον Ανθολοϒας. Κωνσταντινοπολις, 1834. Τ. 2. Σ. 33-38. Θεσσαλονκη, 1978. Σ. 415-421). Писал песнопения литургии: херувимские (1-3-го гласов: Taxiarch. 4, 1770-1790 гг.; Πανδκτη. Κωνσταντινοπολις, 1851. Τ. 4. Σ. 159-189), киноники воскресные (8) (Ath. Xen. 144, 1808 г.; Ταμεον Ανθολοϒας. Κωνσταντινοπολις, 1824. Σ. 170-188), седмичные (4) и праздничные (12) (Lesb. Leim. 248, 1770-1790 гг.; Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.; Πανδκτη. Κωνσταντινοπολις, 1851. Τ. 4. Σ. 622-844). Сохранились калофонические ирмосы Д. (Ath. Xen. 107, 1830-1840 гг.; Ath. Pantel. 1024, 1-я пол. XIX в.) и кратимы для них и для ирмосов др. авторов: 1-го гласа - «Исцеление окроплением» (Ρσιν δι το αντσματος - Athen. O. et М. Merlier 7, 1805 г.), 4-го гласа - «Потрясошася людие» (Εσεσθησαν λαο) Петра Берекета (Athen.

http://pravenc.ru/text/171242.html

3 на Введение, 21 нояб., 3-го гласа (не опубл., см.: Ταμεον. Σ. 101). 4 на Введение, 21 нояб., 4-го гласа; акростих: ρδβλθυοτεΑνο μν τς πλας σο Παρθνε. Γεωργ (Отверзи нам Врата Твои, Дево. Георгию), 2-я песнь выпала (канон не опубл., см.: Ταμεον. Σ. 101). 5 на попразднство Введения и мученикам Цецилии, Валериану и иным, 22 нояб., 2-го гласа (канон не опубл., см.: Ταμεον. Σ. 101). Подобный цикл из 3 канонов посвящен и празднику Зачатия Богородицы 6-8). 6 на предпразднство Зачатия и прп. Патапию, 8 дек., 2-го гласа; акростих: Χαρς νογει Χριστς μν τς πλας (Радости отверзает Христос нам врата), в каждой песни даны по 2 тропаря предпразднству, 2 преподобному и 1 богородичен (канон сохр. только в греч. Минее). 7 на Зачатие Богородицы и прав. Анне, 9 дек., 2-го гласа; акростих: Η τ ρν τξουσα τκτεται Κρη (Девица, имеющая родить Радость, рождается), 2-я песнь выпала (канон сохр. только в греч. Минее). 8 на попразднство Зачатия и мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек., 4-го гласа; в 1-й, 3-9-й песнях - по 2 тропаря попразднству, 2 мученикам, 1 богородичен, во 2-й песни - 1 тропарь предпразднству, 3 мученикам, 1 богородичен (в печатные книги канон не вошел; текст опубл. в кн.: AHG. T. 4. P. 218-229). В состав современных греческих и славянских богослужебных книг помимо 2, 6 и 7 входят еще 14 канонов. 9 прп. Пелагии, 8 окт., 4-го гласа; акростих: Πθ αρω τν σοφν Πελλαγαν (Любовию славлю мудрую Пелагию), 2-я песнь выпала. 10 на предпразднство Рождества Христова и 10 мученикам Критским, 23 дек., 2-го гласа; каждый 1-й тропарь посвящен предпразднству и сохранился только в слав. Минее (греч. оригинал канона опубл. в ст.: Δετορκης Θ. Ε. Γεωργου Νικομηδεας νκδοτος κανν τν γων δκα μαρτρων τς Κρτης//Να Χριστιανικ Κρτη. Ρθυμνον, 989. Τ. 1). 11 вифлеемским младенцам и прп. Маркеллу, игум. обители Неусыпающих, 29 дек., 2-го гласа; в каждой песни - по 1 тропарю Рождеству Христову, 1 преподобному, 1 богородичен; в слав. Минее из канона оставлены только тропари празднику, преподобному и богородичны.

http://pravenc.ru/text/162173.html

на вечерне на литии (Ταμεον Ανθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1869. Τ. 1. Σ. 224-225) и на литургии великая Е., сугубая Е. после чтения Евангелия, иногда просительная Е. после великого входа. Сугубая Е. распета мн. мелургами на разные гласы: хартофилаксом Хурмузием , протопсалтом Григорием , Феодором Папапарасху Фокейским (Ταμεον Ανθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1869. Τ. 3. Σ. 26-33), протопсалтом Николаем (Смирнским?) (на 1-й, 3-й, 1-й плагальный, 2-й плагальный, βαρς, 4-й плагальный гласы) (Μουσικς θησαυρς τς λειτουργας. Αγιον Ορος, 1931. Σ. 97-106). В литургии мон. Нектария среди распетых строк великой Е. на 4-й плагальный глас нотирован также возглас священника «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Ibid. Σ. 12-13). В болг. «Псалтикийной литургии» (Учебник за духовните семинарии/Съст. М. Тодоров. София, 19923) нотированные Е. имеют оригинальный напев (отличающийся от греч. традиции, согласно к-рой распеты все др. песнопения). Лит.: Посошенко А. Литургия Иоанна Златоуста: Дипл. работа/ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. Ркп.; Игошев Л. А. Очерки по истории рус. муз. культуры XVII в. М., 1997; Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях литургии знаменного распева//Историко-теоретические проблемы музыкознания. М., 1999. С. 24-49. (Сб. тр. РАМ им. Гнесиных; Вып. 156); она же. Структура певч. ряда в литургии знаменного распева//ЕжБК. 2001. С. 416-421; Успенский Н. Д. Православная вечерня: Чин всенощного бдения ( γρυπνα) на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви. М., 2004. С. 299-300. М. А. Макаровская, И. В. С. Рубрики: Ключевые слова: ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь ЕФРЕМА СИРИНА МОЛИТВА молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, к-рое читается за седмичными богослужениями Великого поста

http://pravenc.ru/text/189661.html

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 14 окт. не отмечено к.-л. знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба Н., Г. и П. поется вместе с рядовой службой Октоиха; особенностью является кондак Н., Г. и П. 2-го гласа    . Такие же указания помещены под 14 окт. и в последующих изданиях рус. Типикона, в т. ч. в современном (см.: Типикон. Ч. 1. Л. 103). Последование Н., Г. и П., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ), кондак 1-го гласа Μαρτρων το Χριστο (Мучеников Христовых...) с икосом (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 144-145), кондак 2-го гласа     с икосом (Минея (МП). Октябрь. С. 364; греч. оригинал этого кондака известен по рукописям - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 207); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Πιστς νυμν μρτυρας στεφηφρους. Ιωσφ (Верно воспою мученики венценосныя. Иосифово) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Πιστς ναθλσαντες κα γνα τελσαντες (Верно пострадавше и подвиг скончавше); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира; седален, светилен (отличаются в греч. и рус. Минеях). По рукописям известны песнопения Н., Г. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Τος εσεβες κα θλοφρους μρτυρας (Благочестивые и победительные мученики...) с икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 65, 164); дополнительные икосы ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 252); анонимный канон без акростиха «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа, ирмос: Τ συνεργσαντι θε (    ), нач.: Το ορτου Θαρα (Невидимого фараона) (AHG. T. 2. P. 161-168), канон авторства Георгия , еп. Никомидийского с акростихом Εχθρο καθελε Ναζριος τν πλνην (Врага разрушил Назарий лесть) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Εν τ φαιδρ παντες μνμ (В светлый все день памяти) (Ibid. P. 169-177); анонимный канон без акростиха 8-го гласа, ирмос:       нач.:           цикл стихир-подобнов ( Ягич. Служебные минеи. С. 102, 107-111); стихиры (самогласны и подобны), седальны и светильны ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 251-252).

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Оно было основано в 1860 году, сначала с целью помогать больным бедным прихода Ставродромия, а потом расширило свою деятельность. В настоящее время братство имеет отделение денежной помощи нищим, старикам, сиротам и детям всякой национальности и вероисповедания, мастерскую рукоделий для бедных женщин (в числе 200), прачечную, где работают около 200 женщин, амбулаторную, где даром раздаются и лекарства, школу для фельдшеров, в коей обучаются до 15 человек, а затем подают помощь бедным. В течение года братство оказывает то или иное вспомоществование более десяти тысячам лиц. Его расходы в 1899 году простирались до 711 тысяч гросиев. В константинопольском приходе Татаулов имеется свое благотворительное братство, учрежденное в 1862 году и находящееся под покровительством русского посланника при турецком правительстве. Братство оказывает даровую врачебную помощь, раздает пожертвования деньгами, снабжает бедных детей платьем и обувью, имеет свою библиотеку и читальню, устраивает вечерние занятия для взрослых и т.под. Братство содержится преимущественно на взносы членов, каждый из коих вносит в его кассу 60 гросиев ежегодно. Годовой бюджет братства простирается до 40000 гроссиев. Известны также константинопольские братства – «во имя св. Иоанна», основанное в 1898 году для благоустройства галатскаго храма св. Иоанна и для материальной помощи хиосским уроженцам в честь «Преображения», учрежденное в 1898 году в приходе Контоскалия с целью оказания материальной помощи бедным этого квартала; братство св. Мины при храме Пресвятой Троицы, братство « γ α Τρις», в квартале Вланка при местной церкви, женское благотворительное общество в приходе Егрикапа, «Македонское» филантропическое общество в местности Мефа-Мейдан, братство в кварталах Единернескапа (во имя св. Варвары), Салматомврукия, Мухлия, Ферапия, Еснафия и других. И в провинциальных городах существуют подобные благотворительные общества. Так, в Фессалонике известно братство « μ νοια», в Смирне – братство « Ταμεον τν πτωχν» оказывающее ежемесячно пособие до 150 семействам, женское благотворительное общество, содержащее мастерскую для бедных женщин и другими способами обеспечивающее неимущих девиц и женщин, братство « ρθοδοξια», женское общество при церкви Рождества Богородицы (в Фасуле) и филантропическая касса ( Φιλανθροπιχον ταμεον), основанная на добровольные пожертвования; на острове Хиосе существуют – братство иереев ( Αδελφοτης των ιερεων) ведающее духовно-просветительные и материальные нужды своих членов, и братство во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010