Равным образом Матфей ( Мф. 4:10 ) и Лука ( Лк. 4:8 ) передают Втор. 6:13 προσκυνσεις Κριον τν Θεν σου взамен более соответствующего еврейскому tira – φοβηθσ. (См. ещё Мф. 3:3 ; Мк. 1:3 и Лк. 3:4 для Ис. 60:3–5 ; Мф. 15:8 и Мк. 7:6–7 для Ис. 29:13 ). Вариация τς τρβους ατο по сравнению с τς τριβους το Θεο μν Ис. 40:3 сохраняется во всех синоптических редакциях (Мф. 3:3; Мк. 3:4 ; Лк. 3:4 ). Даже чрезвычайно редкостная, единственная в Новом Завете, эолическая форма в греческой интерпретации замечания первосвященнической служанки Апостолу Петру: κα σ σθα μετ ησο το Γαλιλαου удержана двумя первыми синоптиками (Мф. 26:69; Мк. 14:67 : κα σ μετ το Ναζαρηνο σθα το ησο), хотя она, конечно, не принадлежит говорившей. Сюда же следует отнести случаи употребления новых слов, необычных грамматических форм, трудных и слишком специфических вербальных сочетаний, например, πσω μο λθεν (Мф. 16:24; ср. Мф. 10:38; Мк. 8:34 . Лк. 9:23 ; ср. Лк. 14:27 ), ν γεννητος γυναικν (Мф. 11:1; Лк. 7:28 ), γεσασθαι θαντου (Мф. 16:28; Мк. 9:1 ; Лк. 9:27 ), ο υο το νυμφνος (Μф. 9:15; Мк. 2:19 ; Лк. 5:34 ), πτεργιον το ερο (Мф. 4:6; Лк. 4:9 ), διαβλεις в смысле предостережения (Мф. 7:5; Лк. 6:42 ), παρθ о женихе (Мф. 9:15; Мк. 2:20 ; Лк. 5:35 ), συνθλασσεται... λικμσει (Μф. 21:44; Лк. 20:18 ), συλλαβεν о взятии Христа в саду Гефсиманском (Мф. 26:55; Мк. 14:48 ), κατκλασε о преломлении пяти хлебов ( Мк. 6:41 ; Лк. 9:16 ), δυσκλως (Мф. 19:23; Мк. 10:23 ; Лк. 18:24 ), πιοσιος (Мф. 6:11, Лк. 11:13 ), κολοβω (Μф. 24:22, Μк. 13:20), ν()γεον ( Мк. 14:15 ; Лк. 22:12 ), ε δ μ(γε) в речи касательно опасности вливания нового вина в старые мехи (Мф. 9:17; Μк. 2:22; Лк. 5:37 ), двойное приращение πεκατεστθη (Мф. 12: 13; Мк. 3:5 ; Лк. 6:10 ) и мн. др. В итоге всех сопоставлений имеем, что сходство между синоптиками и по содержанию и по форме не только очевидно, но прямо поразительно. Выходит, таким образом, что Матфей, Марк и Лука как бы вкупе смотрят единовременно, обозревают единый предмет совместно и, естественно, видят перед собою и воспроизводят, единую картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Пасхальное послание Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия (версия для печати)/Православие.Ru Пасхальное послание Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Православие.Ru , 16 апреля 2009 г. «Не бойтесь», сказал Ангел Господень женам-мироносицам, которых перед пустым гробом объял «страх и ужас». «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь – Он воскрес, как и сказал» (Мф. 28:6). Спустя некоторое время уже Сам Воскресший Христос «говорит им, не бойтесь», а затем, обращаясь к кругу напуганных и поверженных ниц учеников, подчеркивает: «что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк. 24:38). И, показывая им следы распятия на руках и ногах, уверяет их Своим присутствием в истинности дивного события Воскресения. «Не бойтесь!» Вестью о Воскресении непрестанно возвещается свобода от всякого страха. Победой Христовой сокрушена власть демонских сил, исчезла пропасть между Богом и людьми, и восстановлены их отношения. Онтологическое значение Креста и Воскресения уникальным образом разъяснил Апостол Павел: Иисус вочеловечился и принял страдания на Кресте, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15). Воскресший Христос положил начало новому человечеству «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18-22). С Воскресения Христова для людей начался новый способ существования. Уверенность в Воскресении, убеждение в том, что «дана Ему всякая власть на небе и на земле» (Μф. 28:19), освободили учеников от всякого страха и томительного ожидания, сделав их смелыми и мужественными проповедниками новой жизни во Христе. «Не бойтесь!» В наше время страхи, угрожающие нам в жизни, умножились. В последнее время они усилились еще и в силу общей тягостной ситуации, вызванной всемирным экономическим кризисом. И старые, и новые страхи крутятся у нас в мыслях и сжимают сердце. В этой тяжелой атмосфере наступает праздник Воскресения, когда все верующие призываются вступить на путь свободный от страха: от страха перед нашими врагами, от страха, порождаемого несправедливостью и жесткостью нашего общества, от страха разнообразных грехов, проникающих в наше существо и изменяющих его к худшему, от страха перед болью, болезнью, одиночеством, опасностями и скорбями, угрожающими нам в жизни, от страха нависших ежедневных проблем, от страха неизвестности, несчастья, неуверенности в будущем.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Троицы и λγος, υις – для Второго Лица; () θες – с или без члена, как собственное имя единственно существующего Бога, Которого евреи называли θες ζν. Новые метафоры, где явлениями материального мира описываются явления христианского сверхъестественного мира: περιπατεν ν καιντητι ζως, κατ σρκα, ν μρ, ν σκτει, κατ νθρωπον, τ ατ πνεματι, ν τ φωτ и пр.; πτρα σκανδλου, τ σκνδαλον το σταυρο; τ βλη το πονηρο τ πεπυρωμνα и τν θυρεν τς πστεως (Εф. 6:16); ε τις θλει πσω μο λθεν, παρνησσθω συτν κα ρτω τν σταυρς ατο κα κολουθετω μοι ( Мф. 16:24 ), причем евраистическое выражение πσω μο λθεν принимает христианский характер; π τατη τ πτρα οκοδομσω μου τν κκλησαν κα πλαι δου ο κατισχσουσιν ατς, δσω σοι τς κλεδας κτλ. (Μф. 16:18–19); ν εις τν κλπον το πατρς ( Ин. 1:18 ). Новое христианское соотношение между словом и его дополнением и конструкции особенные: ποθανεν τ μαρτ; ζν τ θε ν Χριστ ησου ( Рим. 6:11 ); τν πιστευντων δι κροβυστος и τς ν κροβυστ πστεως; βαπτζειν τιν ν πνεματι, ες πνεμα, ες τ νομα το πατρς, π τ νματι. ν τ νματι, ες Χριστν, ες τν θνατον. ες ν σμα; ν πρς τν θεν с богословским значением «в Боге и в единении с Богом»== ν ες τν κλπον ( 1Ин. 1:18 ); νδυναμοσθε ν Κυρ κα ν τ κρτει τς σχος ατο (Εф. 6:10) «чрез Господа и в единении с Ним. Его силой и пребывая в сфере действия этой силы». 8. Характерные черты языка Нового Завета. Анализ составных элементов новозаветного языка показывает, что на него нужно смотреть, как на язык живой, радикально преобразующийся под «иностранным» воздействием иудеев при проповедании нового христианского учения в мире. По смерти первых проповедников такое преобразование продолжалось еще некоторое время уже под одним христианским влиянием, в результате чего должен был явиться собственно, так называемый, греческий христианский язык. При нормальном полном развитии всякий язык заключает фактически три элемента: литературный язык – ораторов, историков, философов и пр.; обычный язык, употребляемый людьми хорошего воспитания для повседневного обращения; народный язык у людей без всякой культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3 . 11:40. (По поводу фарисейского омовения чаш) Господь сказал: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее»(Ср. 1Тим.4:4 . (речь тоже о пище): «всякое творение Божие хорошо»). 41. «Подавайте лучше милостыню из того, что есть у вас; тогда все будет у вас чисто (πντα καθαρ μν στιν). 1Τим.4:4. «И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Тит.1:15 (против иудейских басен): «Для чистых все чисто (πντα καθαρ τος καθαρος)». Ср. Μф.23:26 (возражение исходит из другого начала). 4 . 11:49. (XL) «Пошлю к ним (иудеям) пророков и апостолов, и из них одних убъют, а других изгонят». 1Фес.2:15 . «(Иудеи) убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». Мф.23:34 (не столь сходно с 1Фес.2:15 ). 5 . 13:6–9. Притча о смоковнице, уже третий год бесплодной, но, по просьбе виноградаря, оставленной еще на год. – Эта притча находится только в евангелии Луки. В свою очередь евангелия от Матфея и Марка упоминают о проклятии Господом бесплодной смоковницы, которая вследствие этого засохла до корня ( Мк.11:12–14, 20–21 ; Мф.21:18–20 ). Толкователи считают последнюю символом иудейского народа. Если и первая имеет то же значение (см. Лк.13:1–5 ), то евангелист Лука избрал первый символ, кажется, не без влияния ап. Павла, который не называет евреев деревом, засохшим до корня (11:16–18), и твердо верит в будущее спасение всего Израиля (ст. 26:1–2, 11–15, 23–25). 6 . 13, 26. «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою». Р. 14, 17. «Царствие Божие не пища и не питие». 1Кор.8:8 . «Пища не приближает нас к Богу». 7 . 17:7–10. Притча, вполне согласная с образом мыслей и выражений ап. Павла ( 1Кор.9:16–17, 23–27 ; Флп.3:9–14 . Ср. особенно Лк.17:9 с 1Кор.9:16–17 ). 8 . Лк.19:9 . Ср. Гал.3:7–9 («сын Авраама»). 9 . Лк.22:59 . «Каждый день Я бывал с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы (κα ξουσα το σκτους)». Кол.1:12–13 . «... Благодаря Бога и Отца,... избавившего нас от власти тьмы (κ της ξουσας το σκτους), и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Исх.25:40 Слово по случаю основания храма над могилами христолюбивых воинов убитых при защите Севастополя. Религиозное и гражданское значение храма над могилами воинов, погибших при защите Севастополя. Откр.6:9–10 Слово по случаю основания храма при Стурдзовской богадельне и общины сердобольных сестер в Одессе. Об освящении человека. 1Пет.2:4, 5 Слово по освящении храма в местечке Червонном, Житомирского уезда. Храм Божий для человека при его жизни, смерти и по смерти. 2Цар.7:18, 19 Слово по освящении храма в местечке Нехворощи Волынской губ. Храм – дом Божий и о посещении его. Пс.25:8 Слово по освящении храма в Любарском женском монастыре. Значение монастыря для истинно христианской жизни. Пс.83:5 III. Слова при посещении разных заведений и паствы 29 Слово по случаю выпуска из Одесского института окончивших курс учения девиц. О преданности Богу. Пс.70:5, 6 Слово по случаю выпуска из Одесского института воспитанниц 15 июня 1868 года. О соблюдении заповедей Божиих. Μф.19:17 Слово по случаю выпуска из Одесского института окончивших курс девиц. О хождении в законе Божием, как пути не только к вечному блаженству, но и к земному счастью. Пс.118:1 Слово в неделю всех Святых по случаю выпуска из Одесского института воспитанниц, окончивших курс учения. О единомыслии и единонравии со святыми. Еф.2:19, 20 Слово при посещении г. Елизаветграда. О добром и полезном душ наших. Из богослужеб. книг. IV. Слова и речи на разные случаи и тексты 41 Слово в Одесской Троицкой Греческой церкви, по случаю открытия при ней приходского братства для попечения о бедных своего прихода. О благотворительности. Евр.13:16 Слово на 19 февраля 1863 года. О любви к царю и отечеству. 1цар.26:24 Слово по случаю празднования совершившегося тысячелетия от утверждения православной веры в Болгарии. О связи между славянскими племенами. 1Кор.12:26 . Слово по случаю продолжительной засухи пред молебствием о ниспослании дождя. О причинах подобных бедствий. Мф.6:9, 11 Слово по случаю открытия в г. Одессе памятника Генерал-фельдмаршалу Светлейшему Князю М.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Под премудростью разумеется Господь Иисус Христос (ср. 1Кор.1:24 ; Кол 2:2–3 ), Который построил дом ( Церковь – 1Тим.3:15 ; Евр.3:6 ; Мф.16:18 ), учредил семь столпов (семь таинств), принес Голгофскую жертву, установил таинство причащения и послал апостолов и их преемников звать в Свою Церковь «неразумных и скудоумных», т.е. не наученных истинам веры, смиренных, не превозносящихся своим умом (ср. Мф.11:25 ). Православные, как вступившие в Церковь Христову и принявшие ее учение, оставили свое «неразумие» ( Прит.9:6 ). Сектанты – «кощунники и нечестивые» ( Прит.9:7 ), потому что превозносятся своим разумом, глумятся над Церковью и ее таинствами и глухи к призыву Премудрости. 15) Православные, употребляя копье, вновь закалывают Христа. Копьем из просфоры вынимается часть, называемая Агнцем, крестообразно надрезывается, прободается, и этими действиями Церковь воспоминает голгофские события. Но эти воспоминания в действиях, подобно словесным воспоминаниям (напр. чтение о страданиях Спасителя из Евангелий), не есть выражения злобы на Господа Иисуса Христа, как говорят сектанты, и не имеют цели причинения Ему страданий, а служат для благоговейного «возвещения смерти Господней» (ср. 1Кор.11:26 ). 16) Зачем лжица при приобщении? Нужно приобщаться отдельно хлеба и вина (ср. Μф.26:26–27). Лжица употребляется для предосторожности во избежание пролития Святых Таин, по образу клещей, коими ангел взял уголь с жертвенника и коснулся уст пророка Исайи ( Ис.6:7 ). В таинствах нужно различать стороны существенные и несущественные, вечные и временные; способ приобщения является стороной несущественной в таинстве причащения. Неужели существо таинства может измениться при приобщении лжицею? По примеру апостолов, приобщившихся отдельно Тела и Крови, приобщаются преемники их (священнослужители Церкви); о порядке приобщения мирян в слове Божием ничего не сказано, и Церковь преподает ныне им Святые Дары лжицею. 224 17) Есть ли в Священном Писании заповедь о причащении младенцев? Есть. Господь сказал: «пейте от нее все» ( Мф.26:27 ). Церковь поступает по примеру Иисуса Христа, сказавшего: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» ( Мф.19:14 ). Тогда приносили к Нему, чтобы Он возложил на них руки и помолился, а теперь приносят к «чаше Господней» для соединения с Ним ( Ин.6:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ясно было, что средняя духовная школа совсем не подобна тому блаженному мужу, который поучается в законе Господнем день и ночь. Слабо и даже более чем слабо представляли себе экзаменовавшиеся идейно-богословское содержание толкуемых отделов. Особенно бессодержательны были ответы по изъяснению самого содержательного послания ап. Павла к римлянам. Богословские созерцания великого апостола языков, оказывается, стоят совершенно вне богословского горизонта студентов духовных семинарий. Кроме того, экзаменовавшиеся были бессильны при установлении даже и вербального-то смысла наиболее затруднительных мест, как напр., Мф.24:28 и Лк.17:37 , сопоставление Мф.5:48 с Лев.19:2 , Иак.2:26 , Рим.1:17 . 1Тим.2:15; 3:16 , Еф.1:23 , Евр.11:1. 4 (жертву лучшую). —419— 19 (в притче прият). 21. Много раз эти и подобные места указывались в отзывах и раньше, однако ничуть не заметно, чтобы на указание это было обращено надлежащее внимание. С особенным прискорбием и с некоторой тревогой за будущее академическое изучение Нового Завета комиссия наблюдала тот печальнейший факт, что для желающих поступить в высшую богословскую школу подлинный греческий текст священных книг являлся чем-то вроде китайской грамоты. Незнакомство с греческой новозаветной терминологией и синонимикой, кажется, совершенно не имело никаких границ. Не могли различить γιος от αϑαρς (Орл.), γιος от τλειος (Моск.), πνεμα и ψηχ (Моск.), γαπω и φλω (Моск.), πτωχς и πνης (Калужск.), πορνεα и μοιχα в Μф.5:32 (Калужск.), ϑλημα и επιϑυμα, σμα и σρξ, причем слово σρξ оказывалось совершенно неизвестным (Моск.). Неизвестно было и слово νωσις (Костр.). Студент Московской семинарии, не зная и не понимая слова τλος, не мог согласить Рим.10:4 (кончина закона Христос) с Мф.5:17 (не приидох разорити, но исполнити). По той же малограмотности и даже безграмотности в греческом языке экзаменовавшиеся за немногими исключениями (Виф. – Рим.3:25 , Тульск. – Иак.5:12 ) оказывались совершенно беспомощными, когда им предлагалось объяснить различие между славянским и русским текстами или отдать предпочтение одному из них в таких, напр., местах, как – Ин.6:27 – слав.: делайте, русск.: старайтесь, греч.: ργαζεσϑε (Ряз.), Ин.12:17 (Моск. – смешивал значение τι и τε), Лк.16:1 – слав.: оклеветан бысть, русск.: донесено было (Виф.), Иак.2:18 – слав.: от дел, русск. без дел (Виф.), 2Кор.12:7 – слав.: пакостник плоти, русск.: жало в плоть, греч.: σλοψ τ σαρ (Виф.), Еф.4:16 – слав.: всяцем осязанием подаяния, русск.: посредством всяких взаимно скрепляющих связей, греч.: δι πσης φς τς πιχορηγας (Орлов.). Все отмеченные недостатки почти в равной мере свойственны были всем выслушанным ответам. Несмотря на это, комиссия нашла возможным делать сравнительно высокую балловую оценку, имея в виду не столько запас знаний экзаменовавшихся, сколько степень обнаруженной ими вдумчивости, сообразительности и вообще способности самостоятельно мыслить и рассуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он греха не сотвори, не обретеся лесть во устех Его (1 Пет 2, 22; сн. 1 Ин 3, 5). Истинность Своего свидетельства Он подтвердил Своею кровью и всеми делами Своими.   II. Yчehue апостолов ο Сыне Божием таково же, как и И. Христа. Все, что говорил ο Себе Сам Спаситель, говорят и они, с тем отличием, что присовокупляют к этому и свои взгляды, как взгляды самовидцев служения и дел Его. Веру в божество И. Христа ап. Петр от лица всех апостолов исповедал перед Самим Господом, когда на вопрос Его: вы же кого Мя глаголите быти? ответил: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Υς του θεου Ζντος, — Μф 16, 14–19). В своих писаниях апостолы приписывают Сыну Божию все, что приличествует единому Богу. Более же частнейшими чертами изображено божество Сына Божия апостолами Иоанном и Павлом. Учение ап. Иоанна представляет ту особенность, что Сын Божий им именуется Словом (Λγος, т. е. «Разум — Слово») и божество Его показывается как в состоянии Его воплощения, так и независимо от Его явления миру. В начале своего Евангелия он в таких чертах описывает Слово: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу (προς τν Θεν) , и Бог бе Слово. Сей (Λγος) бе искон и (ην εν αρχ) к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот (ζω, — без члена, т. е. жизнь без ограничений) бе (сн. 5, 26), и живот бе свет человеком. И свет во тьме св е тится, и тьма его не объят (1, 1–5). Усвояемые Слову столь возвышенные и необыкновенные черты, каковы: безначальное и бесконечное бытие, самостоятельное участие в творении, имена — Бог, жизнь, свет (ср. 1 Ин 1, 5–7), ясно свидетельствуют ο божественной природе личного Логоса. Показывает евангелист и то, кого должно разуметь под именем вечного и равного Богу по Своему божеству Слова: Слово есть единородный Сын, сый в лоне Отчи ( ν εις τν κλπον — 1, 18), т. е. единственный Сын Божий, рожденный из существа Отчего, и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий. Он и по воплощении не перестал быть тем, чем был до воплощения: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом (θεασμεθα — созерцали) славу Его, славу яко единороднаго от Отца (1, 14). — Такой же образ представления ο Сыне Божием повторяется и в посланиях Сыну Божию так же, как и в Евангелии, усвояются наименования: Слова жизни, еже бе исп е рва (π αρχς), Живота вечнаго, Иже бе у Отца (προς τον Πατρα — 1 Ин 1, 1–2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Равно и перед вознесением своим Господь всем верующим даровал обетование ( Мк. 16:17 ): именем моим бесы ижденут. При таких знамениях могущества Христова, признание Его божества невольно исторгалось даже из этих натурально злостных уст. Несмотря на строгое запрещение говорить, что Он – Христос ( Мк. 1:34 , Мк. 3:12 ), «духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: Ты – Сын Божий» ( Мк. 3:11 ), «Ты – Святый Божий» ( Мк. 1:24 ), «Иисус – Сын Бога Всевышнего» ( Мк. 5:7 ). По этой же причине при одном имени Христовом нечистая сила удалялась даже через тех, кто не ходил за Ним ( Мк. 9:38 ). Итак, по всему несомненно, что Искупитель есть божественное лицо исключительного, абсолютного достоинства: Его чудеса свидетельствуют об этом, а господство над демонами поставляет Его вне ряда всех глаголемых богов на небе и на земле. И это не мнение только пылких поклонников и восторженных последователей Назаретского Благодетеля. Напротив: они сдержанны и крайне осторожны в выражении подобных чувств и настроений. Марк как будто намеренно проходит молчанием множество примеров этого рода (ср. Μф. 14:33, Μф. 16:16, Ин. 6:68–69 и др.), не желая быть заподозренным в пристрастии и партийности. Даже при встретившейся неизбежности он гораздо менее решителен в провозглашении божественности Господа со стороны Его Апостолов, – и Петр при Кесарии Филипповой просто говорит (8:39): Σ ε Χριστς, когда по Матфею ( Мф. 16:16 ) это был «Христос, сын Бога живого» или во всяком случае – по Луке ( Лк. 9:20 ) – «Христос Божий» ( Χριστς το Θεο) по своей эссенциальной божественности. Значит, перед нами – не пристрастное увлечение экзальтированных почитателей. Совсем нет, а над Ним сбылась древняя римская сентенция: vox populi – vox Dei, ибо сам Спаситель от всех требовал глубокого молчания, но сколько Он ни запрещал исцеленным, они ещё более разглашали ( Мк. 7:36 ). И мы уже видели, каким ореолом восторга и изумления окружается Иисус всюду по изображению Марка, какие клики энтузиазма и восхищения преследовали Его везде, так что Он не мог спокойно никуда показаться и принужден был удаляться в места пустынные ( Мк. 1:35 ; Мк. 6:31–32 , Мк. 6:35 ) и переходить в пределы Сирофиникии, но и там находила Его увлеченная толпа и вне черты священной земли Христос не можаше утаитися вопреки своему решительному уклонению от всякой гласности ( Мк. 7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

19:5–6, Μф. 10:8), является общею жизнью двух, а, с другой определяется иерархическим соотношением, различием мужа, как главы, от жены, имеющей долг повиновения. Как тело послушно велениям духа, с которым оно живет одной жизнью, так и жена послушна внушениям мужа, с которым она соединена единством плотским и духовным. Таким образом, отклоняя здесь от себя специальное рассмотрение обоих этих определений, мы можем указать их общую мысль и содержание: в них говорится о Церкви, как о жизни в единении со Христом, как о совершающемся обожении человека. Однако духовная сущность Церкви не может исчерпываться только определениями, относящимися к единению со Христом, ибо это единение ведет за собою и вселение Св. Духа, или же обусловливается им: обожение совершается Духом Святым для облекающихся во Христа. Потому и Церковь должна быть опознана как вместилище даров Св. Духа, ведущее свое начало от Пятидесятницы. Ощутительное вступление в Церковь при крещении сопровождалось явным излиянием даров Св. Духа в первенствующей церкви (согласно Деян.): «Павел прибыл в Ефес и, нашедши некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Духа Святого, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой... И, когда Павел, возложил на них руки, нисшел на них Дух Св., и они стали проповедывать языками и пророчествовать» ( Деян. 19:6 ) (Ср. также Деян. 8: 17–19, 10:44–47 ). И насколько жизнь в Церкви есть жизнь во Христе, настолько она есть жизнь в Духе Св.: «правда, мир и радость в Дусе Святе». Стяжание Св. Духа есть и цель, и существо, и задача христианской жизни, как это было однажды сказано преп. Серафимом, в согласии со всеми учителями Церкви. Поэтому и Церковь, которая однажды в Слове Божием именуется дом Христов (Евр. З, «Христос как Сын в доме Его, дом же Его – мы»), неоднократно называется дом Божий и храм Божий, как храм Духа Св.: «не весте ли яко храм Божий есте, и дух Божий живет в Вас»? (Кор. 3:16–17, 6:19, 2Кор. 6:16 , Еф. 2:19–21 ). Для Духа Св. нет преград и нет границ, Он все проницает, даже глубины Божия, Он дышет, где хочет, и никто не знает, когда Он приходит и куда уходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010