Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Храм Афины в Ираклии-на-Латмосе. II в. до Р. Х.— I в. по Р. Х. [Латмос; греч. Λτρος, Λτμος], название крупного монашеского центра в византийскую эпоху (VII-XV вв.) и территории Юго-Зап. М. Азии (историческая обл. Кария, ныне Турция). В античный период эта местность на берегу залива Эгейского м., а также горный массив у сев.-вост. берега (его наиболее высокая вершина гора Пентадактилос, Пятипалая; тур. Бешпармак; высота 1353 м) были известны под названием Латмос. В средние века название трансформировалось в Л. В этот период в результате заиливания дна в зап. части залива от речных наносов Меандра (тур. Б. Мендерес) весь залив постепенно превратился в соленое озеро (тур. название Бафа). В древнегреч. мифологии Латмос считался местом, где скрылся Эндимион, супруг Селены ( Pausan. Descript. V 1. 5). Скалистый горный массив с пещерами был заселен со времен неолита (VI тыс. до Р. Х.), здесь сохранился ряд наскальных рисунков этой эпохи. Карийский г. Латмос на вост. оконечности залива известен с V в. до Р. Х., когда он входил в Делийскую лигу полисов. В IV в. город был перенесен на 1 км западнее, перестроен по гипподамовой системе и переименован в Ираклию (Гераклею) на Латмосе, к-рая в эллинистическую и рим. эпохи была значительным морским портом. От античности здесь сохранились остатки театра, храмов Афины и Эндимиона, терм, крепостных стен и ряда др. построек. После того как залив естественным путем превратился в озеро, морские коммуникации были прерваны и городская жизнь в Ираклии постепенно пришла в упадок. В наст. время на месте города расположена дер. Капыкыры. В ранневизант. эпоху существовала епископская кафедра Ираклии, подчиненная Карийской митрополии. Она известна с 431 г., когда еп. Афтонет участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе, по 879 г., когда среди участников Константинопольского Собора упомянут еп. Григорий ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 198). Позднее мон-ри Л. подчинялись соседней епископской кафедре Милета .

http://pravenc.ru/text/2463187.html

Церкви. 290 Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов показывает общность значения приложения имени: антихрист. В соборных посланиях Апостола любви имя 291 это встречается попеременно, четыре раза 292 , то в числе множественном, то в числе единственном: в первом случае без члена, во втором с членом. Различие в таком употреблении имени должно указывать и на различие в смысле и значении имени. И на самом деле так. Когда Апостол говорит об антихристах неопределенно, без члена, то через это означает противников Христа вообще, в целой их совокупности, тем более, что некоторые из них были известны во времена самого Апостола; отчего Апостол и выражается о них в прошедшем времени: быша (ныне антихристи мнози быша). 293 Когда же говорит об антихристе в числе единственном, ограждая это имя членом, то, без сомнения, разумеет некоторое особенное определенное лицо, которое принадлежит еще будущему времени; почему Апостол и свидетельство о его пришествии выражает в будущем времени: «антихрист грядет ( ντχριστος ρχεται)». 294 При общем приложении нарицательного имени антихрист как к противникам Христа вообще, так и к противнику Его по преимуществу, у Апостола, однако, находится прямой намек и на то, что это имя главным образом и вполне идет к тому, кто явится лично «в последний час» (ν σχτη ρα), в последнее время. Такой намек можно видеть в словах Апостола и Евангелиста Иоанна: «кто есть лживый ( ψεστης) точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос; сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына». 295 Тогда как «антихристи мнози» представляются лжеучителями, вышедшими из среды христианского общества и ложно толкующими его учение (ψευδοπροφται); отличительною чертою собственно антихриста, по которой и относится главным образом к нему это имя, выставляется у Апостола отрицание Иисуса, как Христа, как Сына Божьего. Что имя «антихрист» идет собственно и прямо к последнему противнику Христа и Церкви – это видно и из филологического значения этого имени. В имени ντχριστος первую составную часть имени ντι нельзя понимать 296 только в таком значении, какое этот предлог имеет большей частью вне сложения и в сложении со словами βασιλες, θες, τπος, λτρος, (ντιβασιλες, ντθεος, νττυπος, ντλυτρον); нельзя принимать имя антихриста за обозначение того, кто отнимает мессианское достоинство у Христа и самовольно прилагает его к себе, кто поставляет себя на месте Христа, кто является лжемессией по отношению к истинному Мессии–Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

67 В XIII в. Палестина была местом ожесточённых сражений между крестоносцами, хорезмскими тюрками, другими мусульманскими правителями Востока и монголами. Будущий святитель посетил Святую Землю в середине XIII в. и мог воочию наблюдать бедственное положение православных христиан, которые хотя и составляли большинство, были лишены всякой политической силы и зачастую становились жертвами в чужих войнах. Например, в 1244 г. хорезмские тюрки отвоевали Иерусалим у крестоносцев и перебили почти всё христианское население города. 68 В Синаксаре, входящем с состав службы св. Афанасию, повествуется также, что будущий патриарх пробыл два года на Синае; См.: Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов. С. V. Одно из неизданных писем патриарха указывает на его знакомство с монастырём Святой Екатерины на Синае и его собором, построенным императором Юстинианом; См.: Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople. P. 7. 69 Латрос (Λτρος) – крупный монашеский центр VII–XIV вв. на Юго-Западе Малой Азии (историческая область Кария, совр. Бешпармак, Турция). См.: Попов И. Н. Латрос//ПЭ. 2015. Т. 40. С. 170–174. 70 Остров Самос был родиной Эпикура, основоположника эпикурейской философии, которая обычно ассоциировалась со стремлением к чувственным наслаждениям. 71 Сибариты, жители города Сибарис в Южной Италии, слыли в древности образцом роскоши и изнеженности. 72 Согласно известному словарю Исихия (Гезихия), «соловьиный (ηδνιος): о сне – как о кратчайшем, о печали – как о крепчайшей» (Hesychius Alexandrinus. Lexicon α.1502). 73 δμας – твёрдый сплав, древний вид стали (См.: A Patristic Greek Lexicon. P. 29). Более позднее значение этого слова – алмаз. 74 μφασις – одно из значений: «духовное представление, глубокое понимание смысла» (См.: A Patristic Greek Lexicon. P. 457). 76 Γλσσα λισθος νθρποις μ λγ κυβερνωμνη – изречение, встречающееся у свт. Григория Богослова , прп. Иоанна Дамаскина и других авторов. См., например: Gregorius Nazianzenus. Oratio 3, 7//PG. 35. Col. 524B:2–3 (γλσσα γρ λισθος νθρποις μ λγ κυβερνωμνη). Joannes Damascenus [spuria]. Sacra parallela III, 15//PG. 94. Col. 1345C:1–2 (λισθος νθρποις γλσσα, μ λγ κυβερνωμνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 Греч. устав Синод. Библ. 381 л. 36. Περ των εορτων ν οις ψλλεται το θς χς χα μεγαλων εορτων και μικρων, Нач. Ειδεναι χρη οτι εις τρεις ταξεις. Издана Pitra Spicil. Solesm. IV p. 445. 15 На полях греческих уставов 456 и 381 сделаны ссылки на его правило, которым запрещается употребление в неделю сырную сыра и разрешается только на рыбу и елей. 16 Заимствуется сведение из письменного каталога этой библиотеки в бумагах преосвящ. Порфирия Еп. Чигиринского. 17 Эта статья в переводе и с объяснительными примечаниями издана нами в Приб, к Твор. Св. От. 1884 г. кн. I. 18 Латрская гора находилась в Малой Азии близ Милета. На этой горе стоял монастырь Препод. Павла († 955 г.). Латрский монастырь был патриаршим ( μον το αγο Πυλο η ντω ρει το Λτρος), пользовался преимуществом архимандрии, а его настоятель правами наблюдателя или благочинного над монастырями (ξρχων). Это право было подтверждено за ним грамотой патриарха Мануила 1222 года. Miclos.Acta Patriar.IV р. 295. В этом томе издано несколько актов, касающихся этого монастыря и его привилегий. Из приписки к греческому стихирарю 1236 года, писанному в обители келлиариев или Латрской, при Иерусалимском патриархе Афанасие, можно думать, что Латрский монастырь принадлежал к Иерусалимскому патриархату. Запись сообщена преосв Порфирием. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты II 218. 19 Вот образчик этих замечаний. 380 ψ. 5 об. Ιςεον οτι εν τισι αντιγραψοις в δηλοται ευλογειν ιερεα εις την αρχν το εξαψαλμο, αλλα μετ την σομπληρωσιν το μεγαλο σημαντρος ποιειν τον προεςωτα η τον εκκλησιαρχην την αρχην εξαψαλμο. Τ. е. должно знать, что в некоторых списках не показано благословлять иерею в начале шестопсалмия, но по окончании ударов в великое било предстоятелю и екклесиарху творить начало шестопсалмия. ψ. 7. Τоτο νυν о γνεται αλλα παρα μεν τινων оδε ολων γινεται λιτη ως της κατηχησεως αναγνωσθηναι και αρχης λαβоσης της ωρας, παρα δε τινων λιτη γινεται ηγον αι δυο μοναι ευχαι λεγονται η σωσον.... και η δεσποτα πολυελεε.. . Сего же ныне не бывает; а по некоторым и совсем не бывает литии, так как читается оглашение и начинается первый час по некоторым же бывает лития, т. е. произносятся только две молитвы: спаси Боже.... и Владыко многомилостиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Мон-рь св. Апостолов не упомянут в рукописных источниках, но известен по надписи нач. X в., помещенной в высеченном в скале монастырском храме в память об украшении его фресками, которые были написаны неким Иоанном ( Janin. Grands centres. P. 222). Еще один крупный мон-рь с неизвестным названием находился на островке рядом с Ираклией. Он занимал хорошо укрепленную стенами территорию 115 м в длину и 75 м в ширину. В ее центре находилась церковь бесстолпного типа с куполом. Трапезное помещение того же комплекса имело Т-образный план, подобно постройкам на Св. Горе Афон . Значительные монастырские ансамбли описаны также на о-ве Кахвехисар и в небольшой долине Эгридере (к северо-западу от Ираклии). Подробности их истории неизвестны. Фресковые росписи исследованы в некоторых гротах. В гроте 6, расположенном к востоку от Ираклии, сохранились остатки фресок XII в. со сценами «Рождество», «Крещение», «Распятие» и «Сошествие во ад» и изображения святых Афанасия Великого и Иоанна Милостивого. Соседний грот 7 был украшен образом Пантократора, который по стилистическим особенностям датируется между VII и IX вв. Большинство росписей Л., исследованных археологами и искусствоведами в XX в., в наст. время утрачены. Лит.: Delehaye H. Vita S. Pauli Iunioris in monte Latro (cum interpretatione latina I. Sirmondi S. I.)//AnBoll. 1892. Vol. 11. P. 5-74, 136-182; Панченко Б. А. Крестьянская собственность в Византии: Земледельческий Закон и монастырские документы//ИРАИК. 1904. Т. 9. С. 142-145; Wiegand T. Milet: Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen. B., 1913. Bd. 3. H. 1: Der Latmos; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 431-432; Βοκοτπουλος Π. Α. Λτρος//ΕΕΒΣ. 1966/1967. Τ. 35. Σ. 69-106; Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Reklinghausen, 1967. Bd. 1. S. 78-81; Bd. 3. Pl. 542-551; Schiemenz G. Die Malereien der Paulus-Hohle auf dem Latmos//Pantheon. Münch., 1971. Bd. 29. S. 46-53; Janin. Grands centres. P. 216-240, 441-454; ODB. Vol. 2. P. 1188-1189; BMFD. 2000. Vol. 1. P. 135-142; Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. Istanbul, 200710. P. 240-241.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

42 martyrum Amoriensium (9. Jh.)//Klio. B., 1990. Bd. 72. S. 254-269; Ργια Ε. Μα υπθεση πλησης μοναστηριακς περιουσας//Βυζαντιν σμμεικτα. Αθνα, 2008. Τ. 16. Σ. 35-45; eadem. Λτρος, να γνωστο μοναστικ κντρο στη Δυτικ Μικρ Ασα: Με λεπτομερ σχολιασμ των εγγρφων του αρχεου της μονς Θεοτκου του Στλου. Θεσ., 2008. Л. В. Луховицкий Гимнография Память П. Л. фиксируется в греч. списках Иерусалимского устава и Минеях, составленных в соответствии с этим уставом, под 15 дек., вместе со сщмч. Елевферием, но нерегулярно. Самые ранние списки, к-рые включают его последование,- это Типиконы кон. XIII или XIV в. (напр.: Paris. gr. 385. Fol. 96; РГБ. Сев. греч. 35. Л. 55). Последование П. Л. состоит из тропаря 4-го гласа Ως τν σωμτων (    ) и указания на общую службу преподобным на литургии; в более поздних добавляется указание на кондак. Греч. рукописные Минеи XIV-XVI вв. (напр., Paris. Suppl. gr. 701. Fol. 149v, 1549 г.; РГБ. Сев. греч. 29. Л. 63, 1420 г., редко - более раннего времени, см.: Ταμεον. Σ. 126) могут содержать под 15 дек. последование П. Л. из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропарь, канон, седален, кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Απ νετητος σοφ (      ) с икосом и ексапостиларий. Иногда последование П. Л. имеет более торжественный характер: к нему добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славу», циклы стихир на стиховне и на хвалитех (напр.: Sinait. gr. 585. Fol. 118-127, 1453 г.). В греч. печатные Типиконы и Минеи последование П. Л. не вошло. В слав. переводах последование П. Л. появляется уже в самых ранних южнослав. редакциях Иерусалимского устава: Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 67а), серб. Романовом Типике (РГБ. Сев. Слав. 27. Л. 65), с указанием на тропарь и общую службу преподобному на литургии. Более поздние (в т. ч. русские) редакции описывают службу П. Л. подробнее (напр.: ГИМ. Усп. 5. Л. 135), с указанием стихир, тропаря, канона, кондака; на литургии предлагается совершать или общую службу сщмч. Елевферию, или общую службу П. Л. В Типиконах 1610 г. (Л. 455) и 1641 г. (Л. 318 об.) на литургии назначается прокимен (из Пс 115), Апостол (Гал 5.22 - 6.2) и аллилуиарий П. Л. (со стихами из Пс 111), а Евангелие - сщмч. Елевферию (эти же указания внесены в Минею 1645 г., Л. 176 об.). Начиная с печатного издания Типикона 1682 г. (Л. 184), служба на литургии 15 дек. не указывается. В рукописных слав. Минеях (РГБ. Троиц. 32. Л. 79 об., кон. XV в., и др.) последование П. Л. включает 3 стихиры, тропарь, канон, седален, кондак с икосом и светилен, в таком же виде последование входит в печатные издания Миней, вплоть до современных.

http://pravenc.ru/text/2578555.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ [греч. Αρσνιος] (между VIII и X вв.), прп. (пам. 13 дек.), игум. Латрийский. Род. в знатной к-польской семье; стал патрикием и стратигом фемы Киверриотов. Во время одного из морских походов фемный флот попал в бурю и потерпел крушение, спасся один А., к-рый решил после этого посвятить свою жизнь Богу. Став монахом, он поселился вблизи местности под названием Иер, затем около г. Милета на Латрской горе (Λτρος или Λτμος), где крестным знамением умертвил ядовитую змею. По приглашению настоятеля Келливарского мон-ря (τν Κελλιβρων) перешел в обитель, где на протяжении всей недели жил в тесной келье и лишь по воскресеньям общался с братией и принимал пищу. В конце жизни преподобный сподобился от Бога чудесной помощи и дара чудотворения: он был питаем ангелом, превратил своим жезлом горькие воды в пресные и, совершив множество др. чудес, почил в мире. Память А. содержится в греч. богослужебных книгах, ориентированных на Иерусалимский устав . Краткое житие А. включено в греч. печатные Минеи (изд. Венеция, 1595). В рус. календарях наиболее ранние упоминания А. относятся ко времени распространения Иерусалимского устава (кон. XIV - нач. XV в.): Евангелие Кошки 1392 г. (Л. 301об.), Типиконы кон. XIV в. (ГИМ Син. 328, 329 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 1. С. 276-286). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 181). Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 13 дек. сказано: «И преподобного отца нашего Арсения, иже в Латре, брада и подобие Сергиевы, риза испод дымчат» ( Большаков. С. 56). Ист.: BHG, N 2046; ЖСв. Дек. С. 390-391. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 504-505 (2-я паг.); Большаков. Подлинник иконописный. С. 56; Wiegand Th. Der Latmos//Milet. В., 1913. Bd. 3/1. S. 171-172; Νβακ Γ. Αρσνιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 234; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76188.html