Лит.: Σπανοδη Κ. Π. Ιστορικα σελδες Ιωακεμ Γ. Κωνσταντινοπολις, 1902; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. С. 378-385, 651-672; Αθηναγρας Παραμυθας κα Θιλιτων. Ο μγας πατριρχης Ιωακεμ Γ. Κρκυρα, 1929; Βαρβαγιννης Ι. Ιωακεμ Γ//Ελληνισμς. 1912. Τ. 15. Σ. 701-704; Θιλλιπδης Χ. Ιωακεμ Γ//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1912. Τ. 32. Σ. 433-434; Cayre F. Joachim III, patriarche grec de Constantinople (1834-1912)//EO. 1913. Vol. 16. P. 61-67, 163-172, 322-330, 421-443; Μαυρπουλος Δ. Πατριαρχικα σελδες. Τ οκονομενικν πατριαρχεον π 1878-1949. Αθναι, 1960. Σ. 7-11, 45-63; Σταυρδου Β. Θ. Ο οκουμενικο πατριρχαι: 1860 - σμερον. Θεσσαλονκη, 1977. Σ. 208-284; Kofos E. Attempts at Mending the Greek-Bulgarians Ecclesiastical Schism (1875-1902)//Balkan Studies. 1984. Vol. 25. P. 353-358, 363-366; idem. Patriarch Joachim III (1878-1884) and the Irredentist Policy of the Greek State//J. of Modern Greek Studies. 1986. Vol. 4. N 2. P. 107-120; Ανεστδης Σ. Ιωακεμ Γ ρχιεπσκοπος Κωνσταντινουπλεως κα οκουμενικς πατριρχης (1878-1884, 1901-1912)//Δελτον Κντρου Μικρασιαστικν Σπουδν. Αθνα, 1986/1987. Τ. 6. Σ. 391-414; Alexandris A. The Greek Minority of Istanbul and Greek-Turkish Relations, 1918-1974. Athens, 1992 2. P. 23, 34-35, 42; Ο π Θεσσαλονκης οκουμενικς πατριρχης Ιωακεμ Γ Μεγαλοπρεπς//27 Δημτρια Επιστημονικ συμπσιο «Χριστιανικ Μακεδνια». Θεσσαλονκη, 1994; Καρδαρς Χ. Το Οικουμενικ Πατριαρχεο και ο αλτρωτος Ελληνισμς της Μακεδονας - Θρκης και Ηπερου. Μετ το συνδριο του Βερολνου (1878). Αθνα, 1996; Τρικοπης Χ. Η αντιπαρθεση. Απ την ανκδοτη αλληλογραφα του Οικουμενικο πατριρχη (1878-1884). Αθνα, 1998; Croce G. M. Joachim III, patriarche grec de Constantinople//DHGE. T. 27. Col. 1329-1332; «Наша отечественная Церковь занимает первое место между всеми Православными Церквами»: Отчет проф. И. Е. Троицкого о командировке на Восток, 1886 г./Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Л. А. Герд//ИА. 2001. 4. С. 135-174; Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церк. политика России на правосл. Востоке (1878-1898). М., 2006; www.ec-patr. org [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/468905.html

178 Имеется в виду римская провинция Геллеспонт на побережье пролива Геллеспонт Дарданеллы . 179 Эти епископы не упоминаются в приводимом Феодоритом списке иерусалимских предстоятелей V.40 . 180 Выступившие против арианства отец и сын Аполлинарии, прежде всего Аполлинарий Младший, будущий епископ Лаодикеи, одни из первых попытались ответить на неизбежно встававший перед теми, кто признавал единосущие Отца и Сына, вопрос о способе слияния их субстанций и о соотношении божественной и человеческой природы в Христе. Их теология основывалась на двух посылках. Во-первых, совершенный бог и совершенный человек не могут слиться в одном существе. Во-вторых, отцы Никейского собора были абсолютно правы, признав единосущность Отца и Сына. Отсюда следовал вывод, что Христос не мог быть полностью человеком и что божественная природа должна преобладать у второго члена Троицы. Аполлинарии считали, что Христос имел человеческое тело саркс , но у него место человеческого сознания занимал божественный Логос. Таким образом, Христос обладает только божественной природой, а человеческое в нем ограничено функцией поддержания внешнего телесного облика. Это учение было дальнейшим развитием идей александрийской теологической школы. В 377 г. против него выступил Василий Великий, и вскоре оно было осуждено несколькими римскими синодами, созванными епископом Дамасом, и Вторым Вселенским собором. Аполлинаризм подготовил возникновение монофизитства и стал отправной точкой для борьбы вокруг вопроса о природе Христа. 181 Констанций вернулся в Антиохию после неудачной осады Безабды осенью 360 г. В Антиохии он провел зиму 360—361 г. Именно тогда он узнал о принятии Юлианом титула августа. 182 Констанций выступил против Юлиана лишь осенью 361 г., поскольку война с персами требовала его присутствия на Востоке. 183 Первый год двести восемьдесят пятой олимпиады — 360 г. Констанций же умер 3 ноября 361 г. 184 Юлиан, по прозвищу «Отступник», правил Римской империей с 3 ноября 361 г. по 26 июня 363 г. 185 У Юлия Констанция было не два, а три сына и одна дочь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Свт. (пам. 12 февр., 23, 24 авг.), архиеп. Антиохийский (осень 360 - май 381; фактически на кафедре: осень 360 - нач. 361, весна 362-365, ок. 366/7-371, осень 378 - май 381), еп. Севастийский (ок. 358-359), участник арианских споров. М. происходил из Армении, где владел имением Гитасы близ Мелитины (ныне Малатья, Вост. Турция). Первые сведения о нем как о человеке из окружения еп. Акакия Кесарийского относятся к кон. 50-х гг. IV в. Ок. 358 г. М. был избран на кафедру Севастии (ныне Сивас, Вост. Турция) вместо изгнанного омиусианина еп. Евстафия ( Sozom. Hist. eccl. IV 28; Theodoret. Hist. eccl. II 31). Однако Евстафий вскоре вернулся на кафедру, и М. удалился в Верою Сирийскую. Феодорит Кирский объясняет уход М. из Севастии конфликтом между ним и паствой ( Theodoret. Hist. eccl. II 32). Из слов церковного историка Сократа Схоластика следует, что и в Верое М. стал епископом города ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 44). Однако это обстоятельство вызывает сомнения, т. к. др. авторы упоминали о том, что М. просто жил в Верое нек-рое время. Из сведений Сократа Схоластика также следует, что М. принимал участие в Селевкийском Соборе в 359 г. (см. Аримино-Селевкийский Собор; Socr. Schol. Hist. eccl. II 49), на к-ром в споре с омиусианами фактически родилась новая богословская партия омиев, одним из лидеров к-рой стал покровитель М. еп. Акакий Кесарийский. Свт. Епифаний Кипрский в трактате «Панарион» не упоминает М. среди участников Селевкийского Собора, но в другом месте своего сочинения обвиняет М. в принадлежности к партии еп. Акакия ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73. 23). Вероятно, именно рекомендации еп. Акакия М. был обязан своим возведением на кафедру Антиохии в нач. 360 г. В этот момент омии, преобладавшие среди вост. епископата и пользовавшиеся поддержкой имп. Констанция II , считали М. своим единомышленником. Еп. Евдоксий , ранее руководивший Антиохийской Церковью, 27 янв. 360 г. был возведен на К-польский престол, Антиохийская кафедра осталась вакантной. Имп. Констанций взял этот вопрос под собственный надзор, прибыв в Антиохию осенью 360 г.

http://pravenc.ru/text/2562860.html

1071 . Κατ της κακαδξου περ της θετητος του ονματος Ιησος διδασκαλας. – Εκκλησιαστικ Αλθεια. Ν. 33, 1913. Σ 187–192. 1072 . Κομνηνς Π. εν A­ γω " Ορει θρησκευτικ ερις.– Εκκλησιαστικς Φρος. Ν. 11. Αλεξνδρεια, 1913. Σ. 361–372. 1073 . Κωνσταντνου Μ. Δ. Ρμα Θεο κραταον. A­ φιγματικ κεμενα απ την Παλαι Διαθκη. Θεσσαλονκη, 1998. 1074 . Μαμαλκης Ι. Μ. Το « Αγιον » Ορος ( " Αθως) δια μσου των αινων. Θεσσαλονκη, 1971. 1075 . Μεταξκης Μ. Το « Αγιον ρος και ρωσικ πολιτικ εν Ανατολ. » Αθναι, 1913. 1076 . Μυλωνκος Ν. Γ. « Αγιον ρος και Σλβοι. » Αθναι, 1960. 1077 . Οι Ονοματολτραι εν A­ γω " Ορει.– Εκκλησιαστικς Κρυξ. Ν. 3, 1913. Σ. 708–720. 1078 . Πατριαρχικν γρμμα Οικουμενικο Πατριρχου Γερμανο Ε– ου προς αντιπροσπους 1. Κοιντητος Αγου ρους απ 5.4.1913. – Εκκλησιαστικ Αλθεια. Ν. 33, 1913. Σ. 145–146. 1079 . Πατριαρχικν γρμμα Οικουμενικο Πατριρχου Ιωακεμ Γ– ου προς γομενον Μονς Παντελεμονος απ 12.9.1912. – Εκκλησιαστικ Αλθεια. Ν. 33, 1913. Σ. 144–145. 1080 . Πρακτικ Ιερς Κοιντιητος του Αγου ρους.– Παπουλ– δης Κ. Ο Ρσοι Ονοματολτραι του Αγου " Ορους. Θεσσαλονκη, 1977. Σ. 77–114. 1081 . Παπουλδης Κ. " Ονοματολτραι. τεροδιδασκαλα Ρσων μοναχν του Αγου ρους κατ την δευτραν δεκαεταν του 20– ανος. – Μακεδνικα 11, 1971. Σ. 117–166. 1082 . Παπουλδης Κ. Σοφιολογα και Πνευματολογα παρ Σ. Βουλ– γκοφφ και Βλ. Λσσκι. – Εκκλησα 47, 1970. Σελ. 209–210, 398–400, 435–438, 494–496. 1083 . Παπουλδης Κ. Ο Ρσοι Ονοματολτραι του Αγου ρους. Θεσσαλονκη, 1977. 1084 . Παπαδπουλος Ν., πρωτοπρεσβτερος. " Ονοματολτραι.– γκυκλοπαιδικν Λεξικν Ελευθερουδκη 10, 1930. Σ. 91. 1085 . Ρακτιβν Κ. Δ. γγραφα και σημεισεις εκ της πρτης ελληνικς διοικσεως της Μακεδονας (1912–1913). Θεσσαλονκη, 1951. 1086 . Τσιρκης Ν. Ε. Παντελεμονος Αγου Μον.– Θρησκευτικ και θηκ Εγκυκλοπαδεια 9, 1966. Σ. 1136. 1087 . Χερουβεμ, αρχιμανδρτης. Καλλνικος συχαστς. ροπς Αττικς, 1990. Читать далее Источник: Священная тайна Церкви : Введение в историю и проблематику имяславских споров/Митр. Иларион (Алфеев). - Изд. 3-е, испр. - СПб. : «Издательство Олега Абышко» ; М. : Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве, 2013. - 912 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во имя этой Жизни – Божественной Жизни, Высочайшей Святости, Чудесной Любви – многим жертвовали, многое переносили, и делали это спокойно, мирно, даже сокровенно, но твердо, решительно, мужественно… «Твое желание жить для Бога и ближних Господь может исполнить, – размышляет отец Понтий, – но для этого сперва нужно перенести много испытаний в личной духовной жизни. Если будешь твердо направлять себя к жизни по духу Христову согласно правилам и уставам Святой Церкви, то приготовься перенести их» (I:578; 1:355–356). 1. «Путь» к возврату «для блаженства» Отец Понтий. II:236; 1:360 Господь сотворил человека с высоким назначением: «С тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и чрез то легко блаженствовал». Это «изволение Божие» «пребывает неизменным», хотя и совершилось грехопадение – человек «уклонился от пути блаженства» (Свт. Московский Филарет. Катехизис. Первый член Символа веры ). Наряду с другими действиями Промысла Божия в душу человека вселилась тоска об утраченном, которая не дает покоя падшему созданию. Как бы человек ни старался вытеснить ее – она живет и будет жить как голос – спасительный голос – неба, зовущий вернуться к небу. «Созданный для блаженства человек, но утративший его чрез грехопадение, – рассуждает отец Понтий, – тоскует по нем, пока опять душа его не научится жить Богом» (II:236; 1:360). (Последние слова хотелось бы повторить, хотя и мысленно). Спутников – верных, надежных – для возврата много. Некоторых из них батюшка указывает: покаяние, смирение, любовь, простота в отношении ко всему, молитва – жизнь «по духу…» (II:237; 1:361). А о терпении прямо заявляет: спасение «приходит чрез терпение» (II:238; 1:361). «Наши чувства, как христианские, при всех наших мирских и внешних положениях и душевных состояниях должны быть таковы, какие указаны нам святым апостолом Павлом 1Кор. 7, 29–31 », – целомудренны, чисты, непорочны (II:254; 1:370). А можно ли определить первый шаг к блаженству? Определить трудно, но судить о нем можно! Всякое доброе дело, совершенное с искренней любовью во славу Божию и на пользу ближнего, и станет первым шагом, если вслед за ним будут другие. Возможно, это и относится к той самой простоте, о которой отец Понтий пишет: «Относись ко всему просто» (II:237; 1:361).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Имя Е. вновь появляется в источниках только в 360 г., когда он выступил как видный деятель новой арианской богословской партии омиев. В марте 360 г. имп. Констанций II вместо перешедшего на К-польскую кафедру Евдоксия приказал перевести на Антиохийскую кафедру св. Мелетия , еп. Севастии, к-рого омии в тот момент поддерживали из-за его дружбы с еп. Акакием Кесарийским. Однако вскоре император изгнал свт. Мелетия и в кон. 360 г. поставил на его место Е., вызванного из Александрии ( Philost. Hist. eccl. V 5). Осенью 361 г., отправляясь в поход против провозглашенного в Галлии августом Юлиана Отступника, имп. Констанций II тяжело заболел в Киликии и перед смертью Е. крестил его. С приходом к власти Юлиана Отступника (кон. 361) в Антиохию вернулся свт. Мелетий и объединил вокруг себя правосл. паству города. В 362 г. возвращавшийся из ссылки зап. еп. Луцифер Каралитанский поставил епископом Антиохии Павлина для общины ревностных никейцев - последователей свт. Евстафия Антиохийского, к-рые не признавали свт. Мелетия как человека, имевшего связи с арианами. Антиохийская община оказалась разделена между 3 епископами, и Е. был предстоятелем лишь арианской группы антиохийцев. Он терпимо относился к евстафианам, к-рых не считал серьезной силой, и даже передал еп. Павлину один из городских храмов. К мелетианам, к-рые составляли значительную часть антиохийской паствы, Е. был настроен враждебно, не допускал их на богослужения в город, и те сохраняли за собой лишь храм в Палее, пригороде Антиохии ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 9; Sozom. Hist. eccl. V 13). Е. поддержал инициативу еп. Евдоксия К-польского по восстановлению союза между омиями и крайними арианами - аномеями , возглавляемыми Аэтием . После прихода к власти имп. Юлиана Евдоксий попросил Е. отменить все постановления, связанные с осуждением Аэтия. Е. выразил недовольство по этому поводу, видимо считая, что оправдать Аэтия должен тот, кто его осудил, т. е. сам Евдоксий. Тем не менее Е. собрал в Антиохии Собор из 9 епископов и восстановил Аэтия в церковном общении ( Philost.

http://pravenc.ru/text/187122.html

1229 Евсевий был одним из наиболее авторитетных омиусиан, другом Василия Великого . В 360 г. Евсевию, как одному из наиболее авторитетных епископов, было поручено хранить определение об избрании Мелетия епископом Антиохии. И когда император Констанций вскоре решил низложить Мелетия, он направил Евсевию гонца с требовани-ем вернуть это определение. Однако Евсевий отказался (Theodoret., II, 32). По всей видимости, именно это послужило причиной низложения самого Евсевия. После изгнания в 360 г. он вернулся на свою кафедру в 361 г. по декрету императора Юлиана о возвращении сосланных епископов. В 363 г. он присутствует на соборе в Антиохии. Вскоре после воцарения императора Валента в 364 г. Евсевий был сослан во Фракию по приказу императора. Вернулся он лишь в 378 г., когда после смерти Валента император Грациан объявил амнистию всем сосланным епископам. Умер Евсевий в 380 г. Как сообщает Феодорит, в местечке Долиха одна женщина, сторонница крайнего течения арианства, сбросила ему на голову черепицу, и от полученного ранения Евсевий вскоре умер (V, 4). 1230 Элевсий был рукоположен епископом Кизика епископом Константинополя Македонием и являлся его приверженцем. Он решительно проводил политику Македония в отношении репрессий против новациан, вплоть до того, что ссылал сторонников этого течения, а новацианскую церковь в Кизике разрушил (Socr., II, 38). На Селевкийском соборе 359 г. Элевсий был одним из лидеров василиан, более того, он был в числе делегации василиан от Селевкийского собора, которая в конце 359 г. прибыла в Константинополь для прений с акакианами перед лицом императора. В 360 г. Элевсий был низложен. Его обвинили в том, что он не только крестил некоего Ираклия, жреца языческого храма Геракла-Мелькарта в Тире, но и возвел его в сан диакона (Socr., II, 42). Уже в 361 г. он вернулся на свою кафедру в соответствии с декретом императора Юлиана о возвращении сосланных епископов. На соборе в Лампсаке в 365 г. Элевсий был уже лидером течения македониан (см. об этом течении подробнее комментарии к Геннадию, прим. 48). На этом соборе македониане (фактически умеренные ариане) одержали вверх над акакианами и анемиями. Император Валент, будучи сам арианином, подверг участников собора (прежде всего македониан) преследованиям (Soz., VI, 7), а Элевсия вызвал к себе и под угрозой ссылки заставил отречься от македонианства. Элевсий же вскоре вернулся к своим воззрениям и на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. был лидером македониан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суворов Н. И. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь Вологодской епархии//Вологодские епархиальные ведомости. 1888. 3. Прибавления. С. 40–41. Суворов И. Н.К истории Знамено-Филипповской Яиковской пустыни Устюжского уезда. Документ 1686 г.//Вологодские епархиальные ведомости. 1899. 20. Прибавления. – С. 501; Копытков В.В. Указ. соч. С. 93–97. В семействе «купеческого человека» Ивана Якимова Антипина (1697–1761 гг.) было двое сыновей. Старший – Михаил (1720 г. р.) проживал со своей семьей в родительском доме в Чухломе, младший, Иван (1734 г. р.), обустроился в Великом Устюге (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 4077, л. 5 об.; д. 4078, л. 206 об.). ВУЦА, ф. 129, оп. 2, д. 1630, л. 5 об.–6. РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 4078, л. 206 об. Метрических и исповедных книг церкви Рождества Богородицы до 1772 г., в приходе которой состояли Антипины, в фондах ВУЦА не имеется. В исповедной книге за 1772 г. в «приказных и их домашних» указаны Великоустюжской провинции «канцелярист Иван Иванов Антипин 37 л[ет], жена ево Анна 21 г[од], у них дочь Анна девица 16 л[ет]» (ВУЦА, ф. 590, оп. 1, д. 1, л. 283 об.; ф. 361. оп. 1, д. 11, л. 417; ф. 363, оп. 1, д. 2149, л. 106 об.) Дворянская опека – орган, образованный при каждом верхнем земском суде на основании «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г .Учреждалась в составе уездного предводителя дворянства, судьи и 2– 4 дворян-заседателей, избираемых на 3 года. Ведению опеки подлежало назначение опекунов над малолетними сиротами, наблюдение за действиями опекунов и рассмотрение их отчетов (ВУЦА, ф. 361, оп. 3, д. 62, л. 1–1 об.; д. 563, л. 2; оп. 1, д. 11, л. 417). Там же, ф. 129, оп. 2, д. 209, л. 1а; Государственный архив Ярославской области, ф. 72, оп. 1, д. 1694, л. 1–2. РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 4078, л. 206 об.; ВУЦА, ф. 361, оп. 1, д. 11, л. 417; ф. 363, оп. 1, д. 5558, л. 1 об.; ф. 364, оп. 1, д. 74, л. 69 об. Согласно архивным данным, здесь Антипины поселились в 1780 г. Ранее они проживали в нижнем конце Никольской улицы, недалеко от Устюжской градской Рождественской церкви. В октябре 1780 г. Иоанн Антипин продал этот дом за 400 рублей «Великоустюжской области Совестного суда судье» полковнику Льву Разварину. Ещё ранее, в 1773 г., И. И. Антипин построил себе дом рядом с Устюжской Спасо-Преображенской церковью. Однако по жалобе местного священника Якова Артемьева «для предосторожности и сохранения церквей от пожарных случаев»Великоустюжское духовное правление 10 октября 1773 г. настояло на перенесении антипинского строения на другое место (ВУЦА, ф. 361, оп. 3, д. 2262, л. 15 об.; д. 135, л. 3–4; ф. 363, оп. 1, д. 2165, л. 189).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929631/

905 В постановлениях апостольских VII, 46 (Pitra. t. 1 p. 378) признаются подлинно апостольскими общинами – Иерусалим, Кесария палест., Антиохия, Александрия, Рим, Ефес, Смирна, Пергам, Филадельфия, Крит, Афины, Триполис финикийский, Лаодикия фригийская, Колоссы, Верия македонская, церкви галатские, азийские и эгинская. 906 Ср. церкви Сидона и Триполиса финикийского. Treppner, Das Patriarchat von Antiochien. Würzb. 1894 S. 73. 78. 913 Euseb. h. е. V, 23 Тир и Птолемаида принадлежали тогда еще к Сирии. Duchesne. Les origines р. 18. 924 Как Оденат, так и сын его никогда не величали себя августами или императорами. Это ясно видно из монет, где они обозначаются как v(ir)c(onsularis)=(πατικς), титул, который могли носить только подданные. См. Моммсен т. 5 стр. 423 прим. 2, 424 прим. 1, 427 прим. 1. 926 Пользуясь трудом Трепнера «Das Patriarchat von Antiochien» S. ff. для ясности приведен каталог антиохийских епископов вплоть до II вселенского собора: Ап. Петр (38–46), Еводий (43–71), Игнатий (69– 110), Ерон (108–130), Корнелий (129–144), Ерос (143–170), Феофил (169–179), Максимил (178–192), Серапион (191–214), Асклепиад (213–221), Филет (223–230), Зевен (230–238), Вавила (238–250), Фабий (251–256), Деметриан (256–260), Павел (260–269), Домн (269–274), Тимей (274–282), Кирилл (282–302), Тиранн (304–314), Виталий (314–318), Филогоний (319–323), Павлин (323–324), Евстафий (325), Евлалий (325–326), Евфроний (328–334), Плавил (336–348), Стефан (348–351), Леонтий (351–359), Евдоксий (359–361), Аниан (361–364), Мелетий (361), Евзой (361–377), Мелетий (377–381), Флавиан (381–404). 927 Euseb. h. e. VII,30 – οτε ς ψηλοφρονε κα περρται κοσμικ ξιματα ποδυμενος, κα δουκηνριος μλλον πσκοπος θλων καλεσθαι, κα σοβν κατ τς γορς, κα πιοτολς ναγινσκων κα παγορεων, μα βαδζων δημοσ κα δορυφορομενος, τν μν προπορευομνων, τν δ φεπομνων πολλν τν ριθμν, ς κα τν πστιν φθονεσθαι κα μισεσθαι δι τν γκον ατο κα τν περηφαναν τς καρδας οτε τν ν τας κκλησιαστικας συνδοις τερατεαν, ν μηχανται δοξοκοπν κα φαντασιοκοπν, κα τς τν κεραιοτρων ψυχς τος τοιοτοις κπλττων, βμα μν κα θρνον ψηλν αυτ κατασκειασμενος, οχ ς Χριστο μαθητς, σκρητον δ, σπερ ο το κσμου ρχοντες χων τε κα νομζων –. – οα κα τος θωπεοντας ατν πισκπους τν μρων γρν τε κα πλεων κα πρεσβυτρους ν τας πρς τν λαν μιλαις καθησι διαλγεοθαι. – русс. пер. Евсевия. Спб. 1858 стр. 410–412.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКИЙ [Греч. Λοκιος; лат. Lucius; Луций, Люций], архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин, соперник свт. Афанасия I Великого и архиеп. Петра II . Л. род. в Александрии; примкнул к последователям арианства ; до 361 г. был рукоположен во пресвитера архиеп. Георгием Каппадокийцем ( Sozom. Hist. eccl. VI 5). В кон. 361 г. в Александрии была получена весть о смерти имп. Констанция II , что вызвало обострение межрелиг. противоречий. 24 дек. произошло кровавое столкновение между христианами и митраистами, в к-ром погиб архиеп. Георгий Каппадокиец, арианин, возглавлявший большинство христиан в городе. На его место ариане избрали Л. ( Philost. Hist. eccl. VII 2; Socr. Schol. Hist. eccl. III 2-4; Sozom. Hist. eccl. IV 30; V 7; Theoph. Chron. P. 37). Однако вскоре имп. Юлиан Отступник (361-363) издал эдикт о веротерпимости, согласно к-рому получили возможность возвратиться на кафедры все епископы-никейцы, низложенные при Констанции II. 21 февр. 362 г. в Александрию вернулся свт. Афанасий Великий. Он был с восторгом принят горожанами, а Л. вынужден был удалиться с кафедры, сохранив за своими сторонниками неск. второстепенных храмов ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 692; Socr. Schol. Hist. eccl. III 4; Sozom. Hist. eccl. V 6-7). Политика имп. Юлиана в отношении христиан становилась все более враждебной. В кон. лета 362 г. начался конфликт между свт. Афанасием и префектом Египта, в окт. Афанасий ушел из города в пустынные мон-ри. Л., проявивший лояльность к властям, вновь занял кафедру архиепископа и оставался на ней ок. года ( Rufin. Hist. eccl. X 34; Socr. Schol. Hist. eccl. III 13-14; Sozom. Hist. eccl. V 15; Theodoret. Hist. eccl. III 9; Theoph. Chron. P. 38). 19 авг. 363 г. в Александрии было объявлено о гибели имп. Юлиана и воцарении Иовиана (363-364), к-рый вновь провозгласил эдикт о веротерпимости.

http://pravenc.ru/text/2110861.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010