Поэтому свт. Григорий отождествляет природные свойства Бога с Его энергиями и использует понятия «природное свойство» и «энергия» как синонимичные и взаимозаменяемые.  Ср.: «Бездейственное (νενργητον) является также и несуществующим (νπαρκτον)» ( Gregorius Palamas. Orationes antirrheticae contra Acindynum 2, 12, 48//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 120:21. Рус. пер.: Указ. соч. С. 69).  «τ τ ν εναι» — это субстантивированный вопрос, который можно перевести: «Что значит быть [чем-то/кем-то]?» Под «чем-то/кем-то» подразумевается конкретная вещь, существо, например, стол, человек, животное. Иными словами, сущностью будет называться ответ на вопрос: «Что значит быть человеком, столом и т. д.?». Если очень грубо представить мысль Аристотеля, то «τ τ ν εναι» — это вторая сущность (вид или род) в её реальном существовании. Или можно сказать иначе: «τ τ ν εναι» — это первая сущность, взятая как реально существующий представитель вида. Отметим, что «τ τ ν εναι» не тождественна второй сущности только в смысле бытия. В плане же познания или логики они тождественны. Иначе говоря, определение (λγος) вещи, выражающее её форму и сущность, совпадает с её «τ τ ν εναι», но в онтологическом плане они отличаются. Вторая сущность, в отличие от «τ τ ν εναι», — это только форма, и как таковая, не существует самостоятельно помимо первой сущности (τ τ ν εναι), хотя является вполне реальной.  Сущность как «τ τ ν εναι» находится в непрестанном становлении и определяет через это становление, действие саму себя.  См.: Aristoteles. Metaphysica VII, 3–6//Op. cit. P. 118–130.  Именно так понимает свт. Григорий Палама евхаристическое причастие. В Евхаристии причастник принимает в себя Ипостась Христа, в которой нераздельно соединились две природы, Божественная и человеческая, но становится «причастным» Ему не по Ипостаси и не по Божественной природе, но по Божественным энергиям. Однако, коль скоро человек принимает в себя всего Христа, Его Божественную и человеческую природы, помимо которых Христос не существует, то он становится «храмом всецелого Божества (ναν τς λης θετητος)». См.: Gregorius Palamas. Pro hesychastis I, 3, 38//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 449:4–21.

http://bogoslov.ru/article/6172777

ΕΒΧ 1662. – Εχολγιον... [νετησιν], παρ’ ωνν Πτρ) τ Πινλλ, 1662. ΕΒΧ 1666. – Εχολγιον... νετησιν, παρ νδρα τ ουλιαν, 1666. ΕΒΧ Η. Сарос 1692. – Εχολγιον... νετησιν, παρ Νικολ τ Σρ, 1692. ΕΒΧ Η. Гликевс 1729. – Εχολγιον... νετσιν, παρ Νικολ Γλυκε..., 1729. ΕΒΧ Η. Сарос 1749. – Εχολγιον... νετησιν, παρ Νικολ τ Σρ, 1749. ΕΒΧ Д. Феодосиу 1759. – Εχολγιον τ Μγα... νετσιν,.. παρ Δημητρ Θεοδοσου..., 1759. ΕΒΧ Η. Гликевс 1776. – Εχολγιον τ Μγα... νετσιν, παρ Νικολ Γλυκε..., 1776. ЕВХ Н. Сарос 1776. – Εχολγιον то Μγα... νετσιν, παρ Νικολ τ Σρ, 1776. ЕВХ А. Вортоли 1778. – Εχολγιον τ Μγα... νετσιν, παρ ντων τ Βρτολι, 1778. Εχολγιον τ Μγα... νετσιν, παρ Πν Θεοδοσου..., 1800. Εχολγιον τ Μγα... νετσιν, παρ Пκολ Γλυκε.., 1832. ЕВХ Φ. Андреола 1839. – Εχολγιον τ Μγα, ν Βενετ, ξ λληνικς τυπογραφας Φραγκσκου νδρελα, 1839. ЕВХ «Св. Георгий» 1850 (под набл. И. и С. Велудов). – Εχολγιον τ Μγα, ξ ρστων κδσεων κα παλαιν χειρογρφων διορθωθν... πιστασ ωννου κα Σπυρδονος τν αταδλφων Βελοδν, κδοσις πρτη, ν Βενετ, τυπ. «γ. Γεωργου», 1850. ЕВХ «Феникс» 1851 (под набл. С. Зервоса). – Εχολγιον τ Μγα, κδοσις να, πιστασι.. Σπυρ. ερομονχου Ζρβου, Βενετα, «Φονιξ», 1851. ЕВХ «Св. Георгий» 1850 (под набл. И. и С. Велудов). – Εχολγιον τ Μγα,.. πιστασ ωννου κα Σπυρδονος τν αταδλφων Βελουδν, κδοσις τρτη, ν Βενετ, τυπ. «γ. Γεωργου», 1863. ii) Puмckuй ЕВХ Рим. 1754 . – Εχολγιον... ν Ρμ, 1754. iii) Kohcmahmuhonoльckuй Εχολγιον τ Μγα, Κωνσταντινοπολις, τυπ. το Πατριαρχεου, 1803. Афинские ЕВХ Афин. 1899. – Εχολγιον τ Μγα, πιδιορθωθν... γκρσει κα δε τς . Συνδου, ν θναις, τυπ. Κωνστ. ντωνιδη, 1899. ЕВХ Афин. 1927 (ред. Η. Пападопулос). – Εχολγιον τ Μγα, ναθεωρηθν κα δι παντοων σημεισεων κα νων εχν πλουτισθν ... π Νικ. Παπαδοπολου, πρωτοπρεσβυτρου, θνας Μιχ. Σαλιβρος, 1927.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). Нет даных 3). Нет данных 4). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год О больницах и богадельнях, состоящих при монастырях и церквах (Ведомость [размерность – ед.] Больницы (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Богадельни (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В табл 7, видимо, опечатка в годе: указан 1875 г. вместо 1876 г. 3). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Кроме родного языка М. пишет и говорит на английском, французском, итальянском и русском. Совершает богослужение и проповедует в Кении на множестве африкан. диалектов. Соч.: Ανκδοτος πιστολ μητροπολτου Πφου Μακαρου//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 1973. Τ. 37. Σ. 201-207; Ανκδοτος λληλογραφα κ τν ν Αγγλ πιδημησντων λλνων τινν το 17ου ανος//Θεολογα. Αθναι, 1974. Τ. 45. Ν 4. Σ. 659-709; Ανκδοτος πιστολ Σαμουλ Καπασολη, πατριρχου Αλεξανδρεας (1710-1723)//ΓΠ. 1974. Τ. 57. Σ. 293-299; Νεκτριος Αχριδν//Ibid. Σ. 448-452; Συμβολα κα διορθσεις ες τν λληλογραφα το Μητροφνους Κριτπουλου (1589-1639)//Θεολογα. 1974. Τ. 45. Ν 2. Σ. 360-404; Κοσμς Μαρουδς μητροπολτης Κιτου (15 Ιουλου 1643 - 15 Ιανουαρου 1672)//Κυπριακα Σπουδα. 1974/75. . 38/39. Σ. 53-75; Cyril Lucaris and the Codex Alexandrinus//Ανλεκτα. Αλεξνδρεια, 1975. Τ. 24. Σ. 103-133; Αγνωστα κεμενα δι τος μητροπολτας Κυρηνεας Τιμθεον (1625-1674) Πφου κα Τριμυθοντος Νεκτριον (1677-1686) κα Αμαθοντος Γερμανν (1572-1600)//Θεολογα. 1975. Τ. 46. Ν 4. Σ. 820-835; 1976. Τ. 47. Ν 1. Σ. 151-158; Ν 2. Σ. 362-390; Περ τν Γερμανν Ιεροσολμων (1543-1579)//ΓΠ. 1975. Τ. 58. Σ. 224-233; Addition on Cosmas Mauroudes bishop of Kition//Κυπριακα Σπουδα. 1976. Τ. 40. Σ. 77-85; Jeremias II Tranos Patriarch of Constantinople (1536-1595)//ΕΘ. 1977. Τ. 59. Σ. 242-265; Ορθδοξοι ερρχαι κα τ πανεπιστμιον τς Οξφρδης//Θεολογα. 1977. Τ. 48. Ν 2. Σ. 368-378; Μικρ συμβολ στς καλς σχσεις λλνων κα τορκων στν Κπρο//Κυπριακς Λγος. 1978. Τ. 10. Σ. 135-143; Archbishop Sophronios III (1865-1900) and the British//Κυπριακα Σπουδα. 1978. Τ. 42. Σ. 129-152; Neophytos of Philippoupolis Visit in England//ΕΘ. 1978. Τ. 60. Σ. 679-696; Γαβριλ Σεβρος (1540-1616) κα ο Αγγλοι//Ibid. 1979. Τ. 61. Σ. 402-416; An Unpublished Letter of Jeremias II, Patriarch of Costantinople//Θεολογα. 1980. Τ. 51. Ν 1. Σ. 186-190; Γερσιμος Κπριος μητροπολτης Θεσσαλονκης 1788-1810 κα μητροπολτης Χαλκηδνος 1810-1820//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2561402.html

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

 Ibid. 6, 14, 53//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 426:1–3.  Ibid. 6, 14, 53//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 426:3–5. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. С. 303.  «И деление не есть рассечение и разлучение, но различие (Κα μερισμς ο τομ κα χωρισμς στιν, λλ διαφορ)» (Ibid. 6, 14, 53//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 426:7–8. Рус. пер.: Указ. соч. С. 303).  Ср.: «Однако, не [подобает] по причине того, что соединены [между собой сущность и энергия], в отношении которых проводится нераздельно разделяющее различие, сливать их друг с другом; впрочем, из того, что они различаются, опять же не следует, что они разлучаются друг от друга. Ибо одна из них — [нечто] движущееся, а другая как бы движение; и одна — [нечто] обнаруживаемое (δεικνμενον), а другая — указание (δεικτικν) [на него], но не являющееся по этой причине отдельным» («Πλν, οκ πειδπερ νοται τ τς διαφορς συγχεται τς διαιροσης διαιρτως, πε μηδ’ τι πλιν διαφρει κα διασπται λλλων. μν γρ τ κινομενον, δ’ οον κνησις· κα μν τ δεικνμενον, δ τ δεικτικν, λλ’ οχ δι τοτο κα χωριστν» — Ibid. 2, 12, 55//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 125:8–13. Рус. пер.: Указ. соч. С. 73).   Gregorius Palamas. Orationes antirrheticae contra Acindynum 6, 14, 53//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 426:1–24. Рус. пер.: Указ. соч. С. 14.   Gregorius Palamas. Capita physica, theologica, moralia et practica 81//ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 81:25 (перевод наш. — Е. В. ).   Gregorius Palamas. Orationes antirrheticae contra Acindynum 1, 6, 14//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 49:13. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. С. 13.  Ср.: Gregorius Palamas. Contra Nicephorum Gregoram I//ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 249:29–30.  «Или она отдельна от божественной природы, поскольку различается от неё?» ( Gregorius Palamas. Orationes antirrheticae contra Acindynum 2, 13, 58//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 126:29–30. Рус. пер.: Указ. соч. С. 75).  «Стало быть, видеть одновременно различие таковых [сущих] в едином Боге — есть [признак] более проницательной мысли, надежной и совершенной в отношении богопочитания» ( Gregorius Palamas. Orationes antirrheticae contra Acindynum 6, 14, 53//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 426:13–15. Рус. пер.: Указ. соч. С. 303). В целом, свт. Григорий отмечает, что человеческое знание (γνσεως), мысля о Боге, с необходимостью «производит разделение (μεριστν)» (Ibid. 6, 14, 52//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 425:14).

http://bogoslov.ru/article/6172777

τ. λ. (других наших тропарей читать не указано), κα σκεπζει τ γιον ποτριον μετ το καλμματος (σελ. 116). На возглас священника «Спаси, Боже, люди твоя» по подстрочному примечанию χορς ν μν τ μεριν λειτουργ το γου Βασιλεου ψλλει τ Εδωμεν τ φς, ν δ τ σπεριν τ τροπριον τς ορτς. Τ μεγλ πμπτ· Το δεπνου σου το μυστικο, τδ μεγλ σαββτ· Μνσθητι, Εσπλαγχνε, μν (σελ. 117). Афинские издания литургий и евхологиев до 1899 г. являлись перепечаткою изданий константинопольских Великой церкви 217 , но в этом году Евхологий здесь подвергся тщательному пересмотру и вышел в свет, с одобрения Афинского синода, под таким заглавием: Εχολγιον τ μγα, περιχον τς τν πτ μυστηρων κολουθας, τς τν χειροτονιν τξεις κατ τν ν τ’Αρχιερατικ ρμηνεαν, τν τν γκαινων ναο κολουθαν, τς δ λλας κολουθας κα εχς κα τ ποστολοευαγγλια τν πισημοτρων ορτν, πιδιορθωθν κα ξακριβωθν π I. Μαρτνου, ρχ. καθηγητο τς θεολογας γκρσει κα δε τς ερς συνδους. ν’Αθην. 1899. В предисловии издатель так характеризует своё издание перед священнослужителями: Δξεσθε ον εαγες, το ψστου λειτουργο, τν πρτον δη βλπουσαν, τ φς ν’Αθναις νατπωσιν το Μεγλου Εχολογου λαμπρν, κομψν, στεραν, εωνον κα σον τ δυνατν τυπογραφικν σφαλμτων καθαρεουσαν. И справедливость требует сказать, что такая аттестация изданию не есть реклама, как это практиковали в XVI, XVII и XVIII столетиях издатели греческих богослужебных книг в Венеции, но вполне искреннее и верное признание за собою усиленных трудов, понесённых на дело критического пересмотра содержимого в прежних евхологиях. С дозволения Синода, как это видно из предисловия, издатель отнёс к числу бесполезных (ες χρησταν) и даже подлежащих опущению (τν παρλειψιν) в Евхологии молитвы на освящение нового потира, дискоса и новой иконы с помазанием их Святым Миром (δι χρσεως γιου μρου). «Τ τοιοτ στιν τοπον, – оговаривается издатель, – ς πινημα κακδοξον τν εκονομχων κα προσθκη π χειρς παπαλτριδος ες τ Μγα Εχολγιον ν Βενετ τως τυπομενον». Кроме этого, в молитве св. Модеста издателем переделана была фраза παρ Χριστ τ θαντ βασιλε на παρ Χριστο το θαντου βασιλως, ввиду грамматической неправильности этой фразы. Для нас всего важнее в этом предисловии – признание латинских новшеств в печатных венецианских изданиях афинским издателем и Афинским синодом. 33. О влиянии сербской традиции на никоновские издания Служебника 218

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1058 См.: Καρασαρδης Κ., πρωτοπρ. Προσπθειες λειτουργικς νανωσης στν ρθοδοξη κκλησα τς Ρουμανας//Λατρεσωμεν εαρστως τ Θε. Τ ατημα τς λειτουργικς νανεσεως στν ρθδοξη κκλησα, Πρακτικ Β Πανελληνου Λειτουργικο Συμποσου. θναι, 2003. Σ. 327–357 (Σειρ Ποιμαντικ Βιβλιοθκη; 7). 1059 См.: Στθης Г. μουσικ κφραση τν λειτουργικν μνων κα δυναττητα μετφρασς τους στ νεοελληνικ γλσσα//Λατρεσωμεν εαρστως τ Θε. Τ ατημα τς λειτουργικς νανεσεως στν ρθδοξη κκλησα, Πρακτικ Β Πανελληνου Λειτουργικο Συμποσου. θναι, 2003. Σ. 191–212 (Σειρ Ποιμαντικ Βιβλιοθκη 7). 1061 MeyendorfP. Russia, Ritual and Reform. The liturgical Reforms of Nikon in the 17 th century. St. Vladimir " s Seminary Press, 1991. P. 101 и далее. 1062 Об этом см.: Σκαλτσς П. Λειτουργικ κνηση τς χριστιανικς Δσης και ρθδοξη νατολ//Λατρεσωμεν εαρστως τ Θε. Τ ατημα τς λειτουργικς νανεσεως στν ρθδοξη κκλησα, Πρακτικ Β Πανελληνου Λειτουργικο Συμποσου. θναι, 2003. Σ. 247–303 (Σειρ Ποιμαντικ Βιβλιοθκη; 7). 1064 Pott Th. La reforme liturgique byzantine. Etude du phenomene de Г evolotion non-spontanee de la liturgie byzantine fCLV-Edizioni Liturgiche-Bibliotheca Ephemerides Liturgicae-Subsidia; 104). Roma, 2000. 1065 Об этом см.: Τζρπος Δ. Τ ατημα τς νεργο συμμετοχς το λαο κατ τν τλεση τς Θεας Λατρεας Λατρεσωμεν εαρστως τ Θε. Τ ατημα τς λειτουργικς νανεσεως στν ρθδοξη κκλησα, Πρακτικ Β Πανελληνου Λειτουργικο Συμποσου. θναι, 2003. Σ. 247–303 (Σειρ Ποιμαντικ Βιβλιοθκη; 7). 1066 См.: Καραβιδπουλος . Κριτικ θερηση το κειμνου τν γιογραφιν ναγνωσμτων στν ρθδοξη λατρεα//ερ Σνοδος τς κκλησας τς λλδος, ερουργεν τ Εαγγλιον, γα Γραφ στν ρθδοξη λατρεα, Πρακτικ Ε Πανελληνου Λειτουργικο Συμποσου. θναι, 2004. Σ. 81–92. 1067 См.: Φουντολης Τ σστημα τν γιογραφικν ναγνωσμτων στν ρθδοξη λατρεα. Πλεονεκτματα, μειονεκτματα, δυναττητες βελτισεως//ερ Σνοδος τς κκλησας τς λλδος, ερουργεν τ Εαγγλιον, γα Γραφ στν ρθδοξη λατρεα, Πρακτικ Ε Πανελληνου Λειτουργικο Συμποσου. θναι 2004. Σ. 67–78. Ср.: Παπαγιννης Κ., πρωτοπρ. Τ γιογραφικ ναγνσματα κα τ κρυγμα στ Θεα Λειτουργα//Τ μυστριο τς Θεας Εχαριστα, Πρακτικ Γ Πανελληνου Λειτουργικο Συμποσου. θναι,, 2004. Σ. 83–99.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Ср.: Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 84.  Ср.: Gregorius Nazianzenus. Oratio 29, 6//PG. 36. Col. 81B.  «Κα γρ λλο μν θλων κα θλησις κπ θεο, κατ τν μγαν θεολγον Γρηγριον, τατν δ’ επεν, “λλο νεργν κα λλο νργεια”, κατ τν κ Δαμασκο θεορρμονα· τ μν γρ κινομενος, τ δ’ οον κνησις, λλ’ ο δι τοτο κα χωριστ. Πς γρ ν τις διαστσειε το κινουμνου τν κνησιν; Οδ τ μν κτιστν τ δ κτιστον. Πς γρ τ μ χωριστ μηδ ν γον ληφθναι χωριστς δυνμενα;» ( Gregorius Palamas. Orationes dogmaticae 6 (Quod Barlaam et Acindynus bipartiant unam divinitatem) 18//ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 277:1–12. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Трактаты. С. 249–250).  «О том, что все это, т. е. энергии, суть реальности, но не сущности, мы показали много раз посредством многих доказательств (τι δ πργματ στι, κν οκ οσαι τ τοιατα, πολλκις λλοτε κα δι πολλν πιχειρημτων κα γραφικν μαρτυριν δεξαμεν)» ( Gregorius Palamas. Contra Nicephorum Gregoram II, 25//ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 280:35 — 281:2. Также ссылаясь на свт. Кирилла Александрийского (ср.: Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate, dialogi II//PG. 75. Col. 733C–D), свт. Григорий пишет: «Нерождённое, нетленное, бессмертное, невидимое [имеются в виду апофатические свойства Божии. — Е. В .] не суть сущность; ведь если бы каждое из этих [свойств] означало сущность, то Бог бы состоял из стольких же сущностей, сколько свойств по природе Он имеет (οκ οσα τ γννητον τ φθαρτον τ θνατον τ ρατον· ε γρ καστον τοτων οσαν σημανει, κ τοσοτων οσιν σγκειται θες, σαπερ ν ατ φυσικς προσντα φανηται)» ( Gregorius Palamas. Epistulae 6, 3//ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 264:17–20. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Трактаты. С. 235).  «Точно также и божественная энергия у Бога: она не есть ни сущность, ни случайный признак (τοιοτν στι κα θεα νργεια π θεο οτε γρ οσα στιν οτε συμβεβηκς)» ( Gregorius Palamas. Capita physica, theologica, moralia et practica 127//ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 107:8–9. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав. С. 192).

http://bogoslov.ru/article/6172777

Лит.: Порфирий (Успенский) , еп. Второе путешествие по Св. Горе Афонской. М., 1880; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 44–64; Николаев М. Н. Рус. общежительная обитель (келлия) при. Онуфрия Египетского н Петра Афонского на Св. Горе Афонской. Афон. 1912; Ελγιος (Κουρλας), γρων. Κατλογος τν Κωδκων τς . Σκτης Καυσοκαλυβων κα τν καλυβν αυτς/κδ. υπ Σωφρονου (Εστρατιδη), πρην μητρ. Λεοντοπλεως. Ρ, 1930; idem. θως: μοναχικς βος//Θρησκευτικ κα Χριστιανικ γκυκλοπαδεια. 1936. Τ. Ι.Σ . 487–615; θανσιος (Κυριακπουλος). μον. Τ ξακουστν προσκυνητριον: Τ σπλαιον το γ. θανασου τς . Μ. Μεγστης Λαρας. Βλος, 1955; Γερσιμος Μικραγιανναντης. μον. Κατλογος χειρογρφων κωδκων τς βιβλιοθκης το Κυρικο τς κατ τ γινυμον ρος το θω I. κα Μεγαλωνμου Σκτης τς γ. Θεομτορος ννης//ΕΕΒΣ. 1959. Τ. 29. Σ. 87–192; 1960/61. Τ. 30, Σ. 453– 560; Μαμαλκης I. Π. Τ γιον ρος δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1972. 507–514; Δφθεος, μον. Τ γιον ρος: Μηση στην ιστορα το κα τ ζω το. Κατερνη, 1985. T. 1. Σ. 233–244; Νικδημος Λαυριτης. Μεγστη Λαρα. Εικονογραφημνος οδηγς. Προσκυνητριον. «Αγιον ’ρος, 1988. Σ. 83–89; Μξιμος Καυσοκαλυβτης, ιερομ. Καυσοκαλβια: Εικονογραφημνος οδηγς: Ιστορα, κεμενα και μαρτυρες. γιον ρος, 1995; Ποτπιος Καυσοκαλυβτης, μον. νας Καυσοκαλυβτης: βος κα τ εργα μιας πνευματικς μορφς το 18ου α. γιον ρος, 1995; Η Ρουμανικ Σκτη του Τιμου Προδρμου. γιον ρος, 1996; γιος Νεκτριος. Δανιλ Κατουνακιτης: Δο μεγλες μορφς το ανος μοις: ναφορ στν αλληλογραφα τους/Εσαγωγ πρωτοπρεσβ. Θ. Ζση. γιον ρος, 1997; Le Skyte Roumain du Prodrome. Le saint Mont Athos. Grèce: Guide sommaire pour les pèlerins. Bucarest, 1998; Νικδημος (Μπιλλης). σιος θανσιος θωντης. θνα, 20002. Τ. 2. Σ. 96; Σιδηρπουλος Γ. γιον ρος. ναφορς στν νθρωπογεωγραφα. θνα, 2000. Σ. 115–125; Βαρβονης М. Г., Κεκρδης Στ. Ν. βιβλιοθκη το Κυρικο στν . Σκτη Καυσοκαλυβων το γιον ρος//Θεολογα. 2002. Τ. 73/2. Σ. 601–648; Ποτπιος Καυσοκαλυβτης, μον., Βαρβονης Μ. Γ. Καυσοκαλυβιτικ νεομαρτυρολογικ: μνολογικ κεμενα περ νεομαρτρων π τ βιβλιοθκη τς ερς Σκτης τν Καυσοκαλυβων γιον ρος. Θεσσαλονκη, 2003; Πλακογιαννκης Κ. Ε. γιον ρος προμχονας τς ρθοδοξας: Παρδοση, στορα, Μνημεα, Περινυμες Εκνες: Πλρης δηγς μ σντομη ιστορα κα περιγραφ τν μνημεων του. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 65, 83–92; Πεντζκης Γ. Ν. γιον ρος: νας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 146–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010