Основна благовест, и у основна сверадост, за сва и за све светове ово: Богочовек Христос све и сва у свим световима, и у Црква. Α свеблаговест ово: Цркви глава – Христос Богочовек. Уствари: Он пре свега, и све у ( Кол. 1:17 ). Он – Бог , Он – Творац, Он – Он – Он – живот животу, и и све се кроз и за сазда ( Кол.1:16 ). Он свему што Сва творевина саздана као Црква, и Цркву, а Он глава телу Цркве ( Кол.1:18 ). То логосно твари и логосна свецелисходност твари. Грех део творевине од тог логосног и свецелисходности, и потопио у алогосну у смрт, у пакао, у муке. Ради тога Бог Логос силази у наш свет, човек, и као Богочовек света од греха. Богочовечански има да све очисти од греха, да све ологоси, да све освети, да све учлани у Богочовечанско тело Цркве, и на начин врати логосном и свецелисходности. Поставши човек, и основавши Цркву на Себи и Собом и у Себи, Господ Христос као Богочовек неизмерно узвеличао човека, као нико до тада нити ико од тада. Он Богочовечанским подвизима не само спасао човека од греха, смрти и него га и узнео изнад свих и твари. Бог постао ни ни Богохерувим ни Богосерафим Богочовек. Тиме уздигао човека изнад свих и изнад свих Притом, Господ му Црквом покори све и сва: πντα πταξεν π τος πδας ατο (Εф. 1:22). Црквом и у Цркви, као Богочовечанском телу, човек расте у у надхерувимске висине. Тако пут дужи од од херувимског, од серафимског. Овде посреди над Нека умукне сваки говори неисказана и ненасита неисказано и ненасито уистини – Господа Исуса. Овде и ( 2Кор.12:1 ), се не могу изразити никаквим не само него и Све ту изнад ума, изнад речи, изнад природе, изнад створеног. Ако до ту човека у Богочовека, Црква, и усто тело Цркве и глава Цркве. И у свему томе и кроз све то: човек и човек и човек убогочовечени и обогочовечени, човек и човек – сутелесник Богочовечанског тела Христовог=Цркве ( Еф.3:6 ), и над свесвете Црква – то Богочовек Христос продужен кроза све векове и кроза сву вечност. Али са човеком и за човеком и сва богоздана твар: све што на небу и на било саздано Богом Логосом; све то улази у Цркву, као тело коме глава Господ Христос; али глава глава телу, и тело тело глави: од другог, са другим: Онога све у свему ( Еф.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Какая цель служителей Церкви в исполнении их обязанностей и как продолжительно в ней это исполнение ими своих обязанностей? «...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…» (Εф.4:13). Единство веры полное и совершенное, исключающее всякое разномыслие между христианами и нехристианамиязычниками будет достигаться, созидаться, твориться другдругопреемственными иерархами Церкви до самого Второго Пришествия Христа и едва ли достигнется ( Ин.10:16 ; ср.: Лк.18:8 ). Познание Сына Божия «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» достигается или имеет достигаться и достигнется тогда, когда Христос Бог , Невместимый, поселяется в нас, живет в нас, если мы вкушаем Его Тело и Кровь ( Ин.6:56 ). В принятии Божественных Таин верующими совершается познание Сына Божия, богообщение. Такое познание Христа Бога, богообщение должно твориться до тех пор, пока не увидим Его лицом к лицу (1Kop.13:12; 2Кор.3:18 ) во Втором Его Пришествии и в Будущей славной Жизни. Частое, непрестанное богообщение верующих, членов Тела Христова – Церкви – доводит их до состояния святости, до состояния мужа, совершенного по уму, по воле и чувству 6 . Вот каково, по изображению апостола Павла, Тело Христово – Церковь . Она имеет апостолов и их преемников, пастырей и учителей, совершителей Божественных Христовых Таин, доводящих людей до святости, до познания Сына Божия, до состояния мужа совершенного, и будет иметь сих пастырей до Второго Христова Пришествия. Кто не состоит членом такого Тела Христова, тот младенец, колеблющийся и увлекающийся «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения...» ( Еф.4:14 ). Апостол языков, избранный сосуд Божий, заклинает Господом верных членов Тела Христова поступать достойно своего звания, достойно члена Тела Христова. Кто же не состоит верным членом Церкви или выступит из нее, тот отчужден от жизни Божией, по причине своего невежества и ожесточения сердца, поступает по суетности ума своего, будучи помрачен в разуме ( Еф.4:1718 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Ради Црквом вечног плана Божанства ο роду Господ Христос дао Цркви и Апостоле, и Пророке, и и Пастире, и ( Еф.4:11 ). Он «дао» Цркви, а дао све потребне Божанске и Богочовечанске силе, они што Посреди су разни дарови, али Господ их и Дух их Апостол тиме Апостол што живи, мисли и дела Богочовечанском апостолства добио од Господа Христа; Пророк тиме пророк што живи, мисли и дела Богочовечанском пророштва добио од Господа Христа; тако и и Пастир, и то тиме што први од живи, мисли и дела Богочовечанском а други – Богочовечанском пастирства, а Богочовечанском су добили од Господа Христа (ср.1.Кор.12,28.4,5.6.11; Εф.2:20). Господ Христос и апостолство Апостола, и пророштво Пророка, и и вера и Шта Апостол? Цркве. Α апостолство? Цркви. Тако по – κατ τν οκονομαν το Θεο ( Кол.1:25 ). Такав Богочовечански света: οκονομα. Цркви. Α Цркви се у Цркве. Послушност Господу Христу у свему из – то врховни закон Богочовечанског живота у Цркви. Зашто свете Господ дао? – За дело службе, на тела Христова – ες οκοδομν το σματος το Χριστο (Εф. 4:12). У чему се дело службе? – У тела Христова, Цркве. У томе светом послу Господ за и поставио изузетно свете Α Сви су позвани да освете себе светих благодатних сила им се кроз свете и свете врлине. Како се врши тела Христова? чланова Цркве; сваки се узидава у тело Христово, Цркву, сутелесник ( Еф.3:6 ), и тако се тело Цркве расте, сазидава. Богонадахнути Апостол вели да су живо се узидава у духовну – Цркву ( 1Пет.2:5 ). други начин тела Христова: он се у духовном чланова Цркве, сутелесника у телу Цркве. На тела Цркве ради сваки члан Цркве се ма подвигом. се сваки подвиг узидава, у Цркву, и тако тело расте. Расте нашом молитвом, нашом вером, нашом нашом нашом нашом нашом расте свим оним што у нама световрлинско, христолико. Ми духовно растемо Црквом, а тиме и сама она расте. Зато: све бива на – πντα πρς οκοδομν γινσθω (l.Kop.14:26), на Цркве Христове, смо сви позвани да се сазидавамо за стан у Духу ( Еф.2:22 ). шта сте? Ви сте – οκοδομ (1Kop.3:9). Сваким благодатним даром, сваком врлином, сваким подвигом, Цркву – οκοδομε (cp.1.Kop.14,4.5.12.26). Сви ми растемо ка небу Црквом, и сваки од нас расте кроз све, и сви кроз свакога. Зато свима и свакоме од нас ова благовест и заповест: Да расте тело (Цркве) на самога себе у – ες οκοδομν αυτο ν γπ (Εф.4:16). Α сазидна, а градилачка сила су свете и свете врлине, на првом месту – οκοδομε=сазидава, назидава ( 1Кор.8:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Троицы и λγος, υις – для Второго Лица; () θες – с или без члена, как собственное имя единственно существующего Бога, Которого евреи называли θες ζν. Новые метафоры, где явлениями материального мира описываются явления христианского сверхъестественного мира: περιπατεν ν καιντητι ζως, κατ σρκα, ν μρ, ν σκτει, κατ νθρωπον, τ ατ πνεματι, ν τ φωτ и пр.; πτρα σκανδλου, τ σκνδαλον το σταυρο; τ βλη το πονηρο τ πεπυρωμνα и τν θυρεν τς πστεως (Εф. 6:16); ε τις θλει πσω μο λθεν, παρνησσθω συτν κα ρτω τν σταυρς ατο κα κολουθετω μοι ( Мф. 16:24 ), причем евраистическое выражение πσω μο λθεν принимает христианский характер; π τατη τ πτρα οκοδομσω μου τν κκλησαν κα πλαι δου ο κατισχσουσιν ατς, δσω σοι τς κλεδας κτλ. (Μф. 16:18–19); ν εις τν κλπον το πατρς ( Ин. 1:18 ). Новое христианское соотношение между словом и его дополнением и конструкции особенные: ποθανεν τ μαρτ; ζν τ θε ν Χριστ ησου ( Рим. 6:11 ); τν πιστευντων δι κροβυστος и τς ν κροβυστ πστεως; βαπτζειν τιν ν πνεματι, ες πνεμα, ες τ νομα το πατρς, π τ νματι. ν τ νματι, ες Χριστν, ες τν θνατον. ες ν σμα; ν πρς τν θεν с богословским значением «в Боге и в единении с Богом»== ν ες τν κλπον ( 1Ин. 1:18 ); νδυναμοσθε ν Κυρ κα ν τ κρτει τς σχος ατο (Εф. 6:10) «чрез Господа и в единении с Ним. Его силой и пребывая в сфере действия этой силы». 8. Характерные черты языка Нового Завета. Анализ составных элементов новозаветного языка показывает, что на него нужно смотреть, как на язык живой, радикально преобразующийся под «иностранным» воздействием иудеев при проповедании нового христианского учения в мире. По смерти первых проповедников такое преобразование продолжалось еще некоторое время уже под одним христианским влиянием, в результате чего должен был явиться собственно, так называемый, греческий христианский язык. При нормальном полном развитии всякий язык заключает фактически три элемента: литературный язык – ораторов, историков, философов и пр.; обычный язык, употребляемый людьми хорошего воспитания для повседневного обращения; народный язык у людей без всякой культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

§38. Учение Святых Апостолов о спасении человека: о его совершении, условиях и плодах Учение Апостолов о спасении было главною и преимущественною темою всех апостольских писаний. Сущность его совершенно та же, что и в учении Иисуса Христа. Они так же, как и Он, говорят, что дело спасения было делом любви и свободы Божией ( Еф.1:9 . 1Ин.4:9 ) и что оно совершено было вочеловечившимся Сыном Божиим, Его учением, жизнью, страданием, крестною смертью, воскресением и вознесением на небо. Вся разность между учением их и учением Иисуса Христа заключается в том, что каждая из этих истин получила в учении Апостолов более подробное для себя раскрытие. Так, в дополнение к учению Христа Спасителя, в нем говорится, что спасение человека предопределено от вечности и что Христос есть Агнец, закланный прежде сложения мира ( Деян.2:23 . Еф.1:11 ). Мы искуплены, говорит апостол Петр, драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира ( 1Пет.1:19–20 . Сравн. Евр.10–7 ). Соответственно такому от вечности предопределению о спасении, оно представляет собою целый план, который называется у апостола Павла тайной Бога (μυστριν το θεõυ) ( Кол.2:2 ), тайной воли Божией (μυστριον το θελματος το θεο) ( Еф.1:9 ), тайной Христовой (μυστριον το Χριστο) (Εф.3:4), тайной веры (μυστριον τς πστεως) ( 1Тим.3:9 ), тайной Евангелия (μυστριον το υαγγελου) (Εф.6:19) и, наконец, великой благочестия тайной ( 1Тим.3:16 ). Хотя тайна эта и ныне может быть постигаема только верою, тем не менее, с явлением на земле Сына Божия, в ней так много сделалось понятным ( Кол.1:26–27 ), что времена христианские, в сравнении с прежними временами неведения ( Тит.1:3 ), могут быть названы полнотою времен (πλρωμα τ καιρν) ( Еф.1:10 ). Говоря о самом совершении спасения, Апостолы прежде всего останавливаются на значении учения и дел Христа Спасителя. Так, апостол Иоанн говорит, что Он дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Ин.5:20 ). Его закон есть, по учению апостола Иакова, закон совершенный, закон свободы ( Иак.1:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

«Безмерное» поэтому «величие могущества (τς δυνμεως) Божия», скажем словами Апостола, в «человеке Христовом, верующем по действию державной силы Его – Бога (κατ τν νργειαν το κρτους τς σχος ατο), которою Он воздействовал во Христе (ν νργησεν ν τ Χριστ), требует соответствия в том, чтобы человек лично в моментах своей воли желал и стремился «укрепляться Господом и могуществом силы Его» (νδυναμοσθε ν κυρ κα ν τ κρτει τς σχος ατο – Εф.1:19–20; 6:10). И только, понятно, при сем соответствии личой воли «человека Христова» благодатный дар «духа крепости» или «духа силы» обнимет, так сказать, волевое решение «человека Христова» благодатно Божественным силомощием, и сотворит действующим – воплощаемым то величие и вместе ту полноту христианских добрых деланий, какое величие и каковую полноту мир впервые узнал в истинных сынах Христовой Церкви. Глава XXX Духовно-нравственный образ «человека Христова», в своем исполнении благодатных даров, призван, понятно, к благодатно-Божественному соразмерению себя с духовно-нравственным образом Самого Иисуса Христа в Его человеческом естестве (Сн. Гал.4:19; 2:20 ; 1Кор.2:16 ; Флп.1:21 ; Ин.13:15 ; 1Пет.2:21 ): завершение и синтез сего «соразмерения» для личных моментов духовно-нравственных в жизни человеческого духа открываются и запечатлеваются в благодатных дарах «духа ведения» и «духа благочестия». Благодатные дары – «дух ведения» (πνεμα γνσεως) и «дух благочестия» (πνεμα εσεβεας) относятся к тем моментам возвышеннейшей и совершеннейшей «Веры Божией» в душе человека, которые – первый, т. е. «дух ведения» восходит на степень чистого созерцания, – второй, т. е. «дух благочестия», раскрывается в святости. Так как «Вера Божия, по самому своему существу, дает собою знание, именно – она дает собою «извещение» (πστασις), как говорит Апостол, «уповаемых, вещей обличение (λεγχος) невидимых» ( Евр.11:1 ): то в благодатном даре «духа ведения» сие знание от Веры Божией у «человека Христова» может стоять, если сам человек блюдет чистоту Веры, на такой высоте, которая, в смысле созерцательного ведения, не только восходит, так сказать, до порога созерцания очевидной истины духовного мира, но и образует собою первые ступени «прозрения» в самую природу бытия духовного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Убеждение в действительном бытии промысла Божия – убеждение столь же всеобщее в человеческом роде, как убеждение в бытии Божием, как и самая религия. Без веры в промысл невозможна никакая религия. Эта вера лежит в основе всех отношений человека к Богу, которые называются религиозными. Наглядным свидетельством всеобщности веры в Бога-Промыслителя служит молитва , посредством которой человек стремится войти в живое общение с Божеством; молитва не могла бы возникнуть без уверенности в непосредственной близости Бога к миру и Его промыслительном попечении о мире. I. В откровении истина о непосредственном промыслительном действовании Божием выражена ясно. Оно свидетельствует, что Бог почи в день седьмый от всех дел Своих, яже сотвори ( Быт.2:2 ), т. е. от дел творения. но не остался бездеятельным и безучастным зрителем Им сотворенного мира. И. Христос, отвечая иудеям, обвинявшим Его (на основании неправильного понимания Быт.2:2 ; Исх.20:10 ) в нарушении субботнего покоя, говорил; Отец Мой доселе делает, и Аз делаю ( Ин.5:17 ). Здесь ясно различаются два действия Бога на мир: одно окончившееся – это, очевидно, есть творение мира, другое продолжающееся – это есть промышление о мире. Ап. Павел говорит о Сыне Божием, что Он носит всяческая ( φρων τ πντα) глаголом силы Своея ( Евр.1:3 ), что Тем создана всяческая…, и всяческая в Нем состоятся ( τ πντα ν Ατ συνστηκεν – Кол.1:16–17 ). Мировая жизнь в этих изречениях апостола представляется имеющей основание и цель своего бытия в Боге: Бог стоит к ней в таком отношении, что как бы держит ее, носит в Себе и Своим невидимым соприсутствием миру удерживает все от разрушения и уничтожения, однако не сливаясь с миром, но пребывая над всеми ( πι πντων – Εф 4, 6), т. е. в особой области бытия, непричастной мировой жизни. Но не отдельные только изречения, а и все вообще Писание свидетельствует о промыслительном действовании Божием в мире. Оно и само по себе служит свидетельством промысла Божия о мире и человеке. Ибо оно есть чрезвычайное средство промысла Божия, устрояющего спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Убеждение в действительном бытии промысла Божия — убеждение столь же всеобщее в человеческом роде, как убеждение в бытии Божием, как и самая религия. Без веры в промысл невозможна никакая религия. Эта вера лежит в основе всех отношений человека к Богу, которые называются религиозными. Наглядным свидетельством всеобщности веры в Бога-Промыслителя служит молитва, посредством которой человек стремится войти в живое общение с Божеством; молитва не могла бы возникнуть без уверенности в непосредственной близости Бога к миру и Его промыслительном попечении ο мире.   I. B откровении истина ο непосредственном промыслительном действовании Божием выражена ясно. Оно свидетельствует, что Бог почи в день седьмый от всех дел Своих, яже сотвори (Быт 2, 2), т. е. от дел творения. но не остался бездеятельным и безучастным зрителем Им сотворенного мира. И. Христос, отвечая иудеям, обвинявшим Его (на основании неправильного понимания Быт 2, 2; Исх 20, 10) в нарушении субботнего покоя, говорил; Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин 5, 17). Здесь ясно различаются два действия Бога на мир: одно окончившееся — это, очевидно, есть творение мира, другое продолжающееся — это есть промышление ο мире. Ап. Павел говорит ο Сыне Божием, что Он носит всяческая (φρων τ πντα) глаголом силы Своея (Евр 1, 3), что Тем создана всяческая…, и всяческая в Нем состоятся (τ πντα ν Ατ συνστηκεν — Кол 1, 16–17). Мировая жизнь в этих изречениях апостола представляется имеющей основание и цель своего бытия в Боге: Бог стоит к ней в таком отношении, что как бы держит ее, носит в Себе и Своим невидимым соприсутствием миру удерживает все от разрушения и уничтожения, однако не сливаясь с миром, но пребывая над всеми (πι πντων — Εф 4, 6), т. е. в особой области бытия, непричастной мировой жизни. Но не отдельные только изречения, а и все вообще Писание свидетельствует ο промыслительном действовании Божием в мире. Оно и само по себе служит свидетельством промысла Божия ο мире и человеке. Ибо оно есть чрезвычайное средство промысла Божия, устрояющего спасение человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

1) Вместо греческого неопределенного наклонения с частиц. στε и с предлогами δι τ, πρς τ употребляется изъявительная форма. Мк.1:45 Зогр. еко къ томоу не можаа ше а ве въ градъ вънити, – στε μηκτι ατν δνασϑαι φανερς ες πλιν εσελϑεν (ныне: коже ктом не мощ ем ве во град внити); 3:10 еко нападаах емь, – στε πιππτειν ατ (ныне: коже нападати на него); 4:37 еко оуже погрзнти хотеаше, – στε ατ δη γεμζεσϑαι (ныне: к оуж погр жатис ем ). 5:4 зане емоу жи съвзано сштю —242— претрьзах с отъ него жа железнаа. пта съкрошах с, – δι τ ατν πολλκις πδαις κα λσεσιν δεδσϑαι κα διεσπσϑαι π’ ατο τς λσεις κα τς πδας συντετρφϑαι (ныне: – и растерзатис нег ожем [железным], и п тм сокр шатис). 13:22 да прельсттъ ште възмогтъ – πρς τ ποπλανν, ε δυνατν, τος κλεκτος (ныне: еже прельстити, аще возможно, и избранны). 2) Неопределенное наклонение в зависимости от предшествующего глагола, вместо сослагательного с част. να и вместо причастной формы. Мк.11:16 не дадеше никомоуже мимонести. съсдъ сквозе цръковь, – κα οκ φιεν να τις διενγχ σκεος δι το ερο (ныне: и не даше, да кто мимонесет сос д сквозе церковь). 13:25 начьнтъ съ небсе падати, – κα о στρες σονται κ το ορανο ππτοντες (ныне: и б д т с нбс спадающе). 3) Греческий член или совсем не переводится: Мк.15:43 отъ – ωσφ π ριμαϑαας (ныне: иже 13:16 219 на селе, – ν ες τν γρν (ныне: иже на селе сый); или вместе со следующим существительным переводится прилагательной формой: 11:25 оць вашь – ν τος ορανος (ныне: иже есть на нбсех), или передается изъявительной глагольной формой с местоимением иже: Мк.13:14 бдтъ въ – ο ν τ ουδαι (ныне: с во деи). 4) В посланиях ап. Павла по спискам 1-й редакции греческое неопределенное с предлогом ες τ передается просто неопределенным. Рим.1:20 Христин. имъ нетветьномъ, ες τ εναι ατος ναπολλους; 3:26 правьдьноу, ες τ εναι δκαιον; 11:11: раздратити , ες τ παραζηλσαι ατος. Еще 4:18; 6:12; 7:4, 5; 12:2; 15:8, 16. Также 1Κοр.9:18; 11:22; 2Κοр.1:4; 4:4; 7:3; 8:6; Гал.3:17 ; Εф.1:12, 18. Также Охридский и Слепченский Апостолы в., Толковый Апостол 1220 г. и другие древние списки 1-й редакции. В списках второй редакции к неопределенному наклонению в вышеприведенных случаях прибавляется частица коже, в третьей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так в книге Пророка Даниила находим следующее свидетельство о предведении Божием: «Боже вечный, и сокровенных ведателю, сведый вся прежде бытия их» ( Дан.13:42 ). «Прежде неже создана быша, – пишет сын Сирахов, – вся уведена Ему» ( Сир.23:29 ). Апостол Иаков, говоря, что спасение язычников предсказано и Пророками, прибавляет: «от вечности известны Богу все дела Его» ( Деян.15:18 ). Апостол Павел свидетельствует, что усыновление нас Богу Иисусом Христом предопределено Богом прежде сложения мира (Εф.1:4, 5); что в Иисусе Христе исполнилось предвечное определение премудрости Божией (Εф. 3:10, 11) и что домостроительство спасения есть тайна, сокрывшаяся от вечности в Боге (Εф.3:9). Согласно с Откровением и Отцы церкви учат о вечной мысли Божией о мире. Св. Григорий Богослов так рассуждает: «Помыслил многохудожный родитель всяческих – Божий ум, произошла материя, облеченная в формы; потому что Он не походит на живописца, в котором видимый перед очами образ возбудил нечто подобное сему образу, чего не мог бы начертать один ум. Поскольку Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства: то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний создал вселенную и украсил формами? Она созерцала вожделенную светлость своей доброты... Мирородный ум рассматривал также в великих своих умопредставлениях им же составленный образ мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога всё перед очами, и что будет, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно – впереди, другое – позади; а для Бога всё сливается в одно, и всё держится в мышцах великого Божества. Все породил в себе Ум, а рождение во-вне совершилось впоследствии благовременно, когда открыло великое Божие Слово» 67 . У Иоанна Дамаскина читаем в третьем слове о св. иконах: «От века существуют в Боге понятия о тех вещах, которые имеют принять бытие от Него, т. е. предвечный Его совет, который – всегда одинаков. Ибо Бог – непременен, и совет Его – безначален, и то, что Он от вечности в нем положил, исполняется в предопределенное от Него время и предустановленным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010