В авг. 1898 г. В. Л. посетил свт. Нектарий Эгинский , митр. Пентапольский. В 1905 г. В. Л. пострадала от землетрясения, были разрушены мн. здания (параклисы, башня Архангелов, колокольня и др.). В 1905 г. построены здание синодикона и параклис св. Параскевы, в 1911 г. восстановлен параклис св. Михаила Синадского. После освобождения Сев. Греции от османского владычества (1912) у афонских мон-рей появилась возможность приступить к пересмотру своей внешней и внутренней жизни, в 1914 г. В. Л. на непродолжительное время перешла на общежительный устав (Δωρθεος, μον. T. 1. Σ. 231). В 1-й пол. XX в. В. Л. была ведущим научным центром изучения истории Афона и святогорской традиции. С 1919 г. мон. Спиридон Лавриот (Кабанас) начал издавать научный афонский ж. «θως», первой публикацией к-рого стала «Диоптра» Ф илиппа Пустынника. В 1925 г. совместно с Софронием (Евстратиадисом), бывш. митр. Леонтопольским, он опубликовал каталог рукописей, хранящихся в б-ке В. Л. Спиридон (Кабанас) является автором работ о свт. Григории Паламе и др. исследований. Среди работ мон. Евлогия Лавриота (Куриласа) наиболее значительны «История аскетизма» (1929) и Каталог рукописей Кавсокаливийского скита (1930). В 1937–1939 гг. Евлогий (Курилас) был митрополитом Корчинским (совр. Албания), в 1942–1949 гг. – преподавателем Афинского ун-та. Мон. Александр Лавриот (Лазаридис), продолживший систематизацию монастырского архива, опубликовал в 60-х гг. комплекс документов В. Л. периода тур. владычества, материалы, относящиеся к Греческому восстанию 1821–1832 гг., и документы за 1850–1855 гг. Впосл. эту работу продолжил старец Онуфрий Лавриот (1941–1942) и библиотекарь В. Л. старец Пантелеймон (Давос), опубликовавший в 1958 г. дополнительный каталог рукописей В. Л. (Μαμαλκης. Σ. 559, 564, 567–568). Экономические трудности межвоенного периода (подворья афонских мон-рей были национализированы и заселены беженцами из М. Азии), второй мировой войны и последующих десятилетий вызвали упадок афонских обителей и сокращение числа монашествующих. В 1965 г. в мон-ре проживал 71 чел., а в скитах и келлиях – 180 (Μαμαλκης. Σ. 550).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Лит.: Порфирий (Успенский) , еп. Второе путешествие по Св. Горе Афонской. М., 1880; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 44–64; Николаев М. Н. Рус. общежительная обитель (келлия) при. Онуфрия Египетского н Петра Афонского на Св. Горе Афонской. Афон. 1912; Ελγιος (Κουρλας), γρων. Κατλογος τν Κωδκων τς . Σκτης Καυσοκαλυβων κα τν καλυβν αυτς/κδ. υπ Σωφρονου (Εστρατιδη), πρην μητρ. Λεοντοπλεως. Ρ, 1930; idem. θως: μοναχικς βος//Θρησκευτικ κα Χριστιανικ γκυκλοπαδεια. 1936. Τ. Ι.Σ . 487–615; θανσιος (Κυριακπουλος). μον. Τ ξακουστν προσκυνητριον: Τ σπλαιον το γ. θανασου τς . Μ. Μεγστης Λαρας. Βλος, 1955; Γερσιμος Μικραγιανναντης. μον. Κατλογος χειρογρφων κωδκων τς βιβλιοθκης το Κυρικο τς κατ τ γινυμον ρος το θω I. κα Μεγαλωνμου Σκτης τς γ. Θεομτορος ννης//ΕΕΒΣ. 1959. Τ. 29. Σ. 87–192; 1960/61. Τ. 30, Σ. 453– 560; Μαμαλκης I. Π. Τ γιον ρος δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1972. 507–514; Δφθεος, μον. Τ γιον ρος: Μηση στην ιστορα το κα τ ζω το. Κατερνη, 1985. T. 1. Σ. 233–244; Νικδημος Λαυριτης. Μεγστη Λαρα. Εικονογραφημνος οδηγς. Προσκυνητριον. «Αγιον ’ρος, 1988. Σ. 83–89; Μξιμος Καυσοκαλυβτης, ιερομ. Καυσοκαλβια: Εικονογραφημνος οδηγς: Ιστορα, κεμενα και μαρτυρες. γιον ρος, 1995; Ποτπιος Καυσοκαλυβτης, μον. νας Καυσοκαλυβτης: βος κα τ εργα μιας πνευματικς μορφς το 18ου α. γιον ρος, 1995; Η Ρουμανικ Σκτη του Τιμου Προδρμου. γιον ρος, 1996; γιος Νεκτριος. Δανιλ Κατουνακιτης: Δο μεγλες μορφς το ανος μοις: ναφορ στν αλληλογραφα τους/Εσαγωγ πρωτοπρεσβ. Θ. Ζση. γιον ρος, 1997; Le Skyte Roumain du Prodrome. Le saint Mont Athos. Grèce: Guide sommaire pour les pèlerins. Bucarest, 1998; Νικδημος (Μπιλλης). σιος θανσιος θωντης. θνα, 20002. Τ. 2. Σ. 96; Σιδηρπουλος Γ. γιον ρος. ναφορς στν νθρωπογεωγραφα. θνα, 2000. Σ. 115–125; Βαρβονης М. Г., Κεκρδης Στ. Ν. βιβλιοθκη το Κυρικο στν . Σκτη Καυσοκαλυβων το γιον ρος//Θεολογα. 2002. Τ. 73/2. Σ. 601–648; Ποτπιος Καυσοκαλυβτης, μον., Βαρβονης Μ. Γ. Καυσοκαλυβιτικ νεομαρτυρολογικ: μνολογικ κεμενα περ νεομαρτρων π τ βιβλιοθκη τς ερς Σκτης τν Καυσοκαλυβων γιον ρος. Θεσσαλονκη, 2003; Πλακογιαννκης Κ. Ε. γιον ρος προμχονας τς ρθοδοξας: Παρδοση, στορα, Μνημεα, Περινυμες Εκνες: Πλρης δηγς μ σντομη ιστορα κα περιγραφ τν μνημεων του. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 65, 83–92; Πεντζκης Γ. Ν. γιον ρος: νας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 146–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Слав.-серб. книгохранилища на Св. Афонской горе, в мон-рях Хилендаре и Св. Павле//ЧОИДР. 1875. Кн. 1. Смесь. С. 1-80; Binon S. Les origines légendaires et l " histoire de Xéropotamou et de Saint-Paul de l " Athos: Étude diplomatique et critique/Ed. F. Halkin. Louvain, 1942; Θεοδσιος Αγιοπαυλτης, μον. Παλου γου μον//ΘΗΕ. 1967. Τ. 10. Σ. 230-236; Χρυσοχοδης Κ. Ιερ μον Αγου Παλου: Κατλογος το ρχεου//Βυζαντιν σμμεικτα. 1981. Τ. 4. Σ. 251-300; Г. Обнова ман-ра Св. Павла у XIV в.//ЗРВИ. 1983. Т. 22. С. 207-258; N sturel P. Le Mont Athos et les Roumains: Rech. sur leurs relations du milieu du XIVe s. à 1654. R., 1986. (OCA; 227); Θεοχαρδης Π. Παρατηρσεις στην οικοδομικ ιστορα της μονς Αγου Παλου στο Αγιο Ορος//Ογδοο συμπσιο βυζαντινς και μεταβυζαντινς αρχαιολογας. Αθνα, 1988. Σ. 41-42; Γουναρδης Π. Ο Αγιος Παλος και η μον Ξηροποτμου//Βυζαντιν σμμεικτα. 1989. Τ. 8. Σ. 135-142; Παπαχρυσνθου Δ. Ο Αθωνικς μοναχισμς: Αρχς και οργνωση. Αθνα, 1992; Κοτζαγεργης Θ. Αγιορειτικ παρουσα στο Βρειο Αιγαο: Το Τουρκικ αρχεο της Ι. Μ. Αγου Παλου για τη Λμνο (15ος-16ος αι.)//Μακεδονικ. Θεσ., 2000. Τ. 32. Σ. 125-164; idem. Η Αθωνικ μον Αγου Παλου κατ την Οθωμανικ περοδο. Θεσ., 2002; Παυλικινωφ Κ. Σλβοι μοναχο στο Αγιον Ορος απ τον 10ος τον 17ος αινα. Θεσ., 2002. Σ. 124-139; Чеснокова Н. П. Жалованная грамота царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича 1683 г. Афонскому Павловскому Георгиевскому монастырю из собр. РГАДА//Монфокон: Исслед. по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. Вып. 1. С. 472-479; она же. Рус. жалованные грамоты на Афоне: (XVI-XVIII вв.)//ВЦИ. 2016. N 3/4(43/44). С. 263-283; Турилов А. А. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина: История и культура славян IX-XVII вв. М., 2011; Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы/Вступ. ст., коммент.: А. А. Турилов. М., 2013; Л. Библиотека ман-ра Св. Павла на Св. Гори//Читалиште. Београд, 2014. Т. 25. С. 45-53; Liakos D. Recent Information about the Building History in the St. Paul Monastery, Mt Athos: The Contribution of a Small Scale Excavation//Ниш и Buзahmuja. Ниш, 2015. Т. 13: XIII науч. скуп, Ниш, 3-5 jyh 2014/Уред. М. Pakoцuja. С. 271-286; Кащеев А. А. Архим. Леонид (Кавелин) и собрание слав. рукописей в б-ке мон-ря св. Павла на Афоне//Библиосфера. Новосиб., 2017. 2. С. 53-58.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Τ. 5. Σ. 83-90; Actes de Dionysiou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1968. 2 vol. (Archives de l " Athos; 4); Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Σ. 36-233, 392-449; Huber P. Athos: Leben. Glaube. Kunst. Zürich, 19823; Δωρθεος, μον. Τ Αγιον Ορος Μηση στν στορα του κα τ ζω του. Κατερνη, 1985. Τ. 1. Σ. 291-305; Χρστου Π. Τ Αγιον Ορος. Αθωνικ Πολιτεα - Ιστορα Τχνη Ζω. Αθναι, 1987; Καδς Σ. Κδιξ Ιερς Μονς Διονυσου (ιη- ιθ α.). Αγιον Ορος, 1994; idem. Τ σημειματα τν χειρογρφων τς Ιερς Μονς Διονυσου. Αγιον Ορος, 1996; idem. Ιερ Μον το Αγου Διονυσου Αγιον Ορος, 20044; Ιερ Μον το Αγου Διονυσου//Δελτον Διοικσεως Επιχειρσεως. 2000. Τ. 39. Σ. 20-27; Θησαυρο το Αγου Ορους. Θεσσακινκη, 1997; Л. Света Гора и Хиландар у Османском царству (XV-XVII вв.). Београд, 2000; Doens Ir. Bibliographie de la Sainte Montagne de l " Athos. Mont Athos, 2001; Θεοφυλκτος (Μαρινκης), ρχιμ. Θαυματοργες εκνες τς Παναγας στο Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 2001. Σ. 95-107; Ιερ Μον το Αγου Διονυσου. Τοιχογραφες το Καθολικο. Αγιον Ορος, 2003; Πεντζκης Γ. Ν. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 103-118; Λζαρος (Διονυσιτης), μον. Διονυσιωτικα διηγσεις. Αγιον Ορος, 20045; Οσιος Διονσιος κττωρ. Αγιον Ορος, 2004; Ο Αγιος Νφων, πατριρχης Κωνσταντινουπλεως. Αγιον Ορος, 2004; Διονυσιτικον Αγιολγιον. Αγιον Ορος, 2004. Иером. Леонтий (Козлов) Рукописное наследие Д. м. и культурные связи с Россией Первые сведения о Д. м. появились на Руси довольно рано, но более полная и систематическая информация была получена благодаря книжной деятельности Максима Грека (жил на Руси в 1518-1556). Среди мн. его произведений следует отметить послание 1518-1519 гг. к вел. кн. Московскому и всея Руси Василию III об афонских обителях, в к-ром он в числе проч. обителей уделяет внимание описанию монашеской жизни Д. м. Максим Грек излагает историю основания обители, сообщает о 95 насельниках, отдает предпочтение общежительным мон-рям, каким является Д.

http://pravenc.ru/text/Дионисия ...

Лит.: Στογιγλου Γ. Α. Ιωννου Προδρμου, Μον, ν Σρραις//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 71-74; Hallensleben H. Das Katholikon des Johannes-Prodromos-Klösters bei Serrai//ByzF. 1966. Bd. 1. H. 1. S. 158-173; Поляковская М. А. Монастырские владения в городе Серры и пригородном районе в XIV в.//ВВ. 1967. Т. 27. С. 310-318; Zachariadou E. A. Early Ottoman Documents of the Prodromos Monastery (Serres)//Südost-Forschungen. Lpz., 1969. Bd. 28. S. 1-12; Ξυγγπουλος Α. Α τοιχογραφαι το Καθολικο τς Μονς Προδρμου παρ τς Σρρας. Θεσσαλονκη, 1973; Πολτης Λ. Τ βιβλιογραφικ ργαστριο κα βιβλιοθκη τς Μονς Προδρμου Σερρν//Σερρακ Χρονικ. Αθναι, 1979. Τ. 8. Σ. 31-68; Djordevich I., Kyriakoudis E. The Frescoes in the Chapel of St. Nicholas at the Monastery of St. John Prodromos near Serres//Cyrillomethodianum. Thessal., 1983. T. 7. P. 167-234; Κυριακοδης Ε. Η τχνη στη Μον Προδρμου Σερρν κατ την περοδο της σερβοκρατας, στον 14ο αινα//Χριστιανικ Μακεδονα: Ιερ Μον Τιμου Προδρμου Σερρν. Θεσσαλονκη, 1995. Σ. 265-295; Στρατ Α. Η Μον το Τιμου Προδρμου στς Σρρες. Αθνα, 1989; eadem. Η ζωγραφικ στν Ιερ Μον Τιμου Προδρμου Σερρν (14ος - 19ος α.). Θεσσαλονκη, 2007; Κατσιτη Α. Οι σκηνς της ζως και ο εικονογραφικς κκλος του Αγου Ιωννη Προδρμου στη Βυζαντιν Τχνη. Αθνα, 1998. Σ. 179, 319-322; Μξιμος (Ξυδς), μητρ. Σερρν κα Νιγρτης. Τ μοναστρι το Τιμου Προδρμου στις Σρρες. Σρρες, 20013; Talbot A.-M., Cutler A. Menoikeion, Mount//ODB. Vol. 2. P. 1340-1341; BMFD. P. 1579-1612; Джурова А., Велинова В. Писмените традиции на Балканите, IX-XIX вв.: Гръцки, славянски и ориенталски ръкописи от сбирката на Центъра за славяно-византийски проучвания «Проф. И. Дуйчев» към СУ «Св. Климент Охридски»: Кат. София, 2006; Bakirtzis N. Hagios Ioannis Prodromos Monastery on Mt. Menoikeion: Byzantine Monastic Practice, Sacred Topography and Architecture. Ann Arbor, 2006; idem. The Creation of an Hierotopos in Byzantium: Ascetic Practice and Its Sacred Topography on Mt. Menoikeion//Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси/Ред.: А. М. Лидов. М., 2006. C. 126-149; http://www.imsn.gr/imsn; www.im-prodromou.gr [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/577916.html

Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствование по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Т. 1. С. 247-248; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 288-305; Actes de Lavra/Éd. P. Lemerle et al. P., 1970. Vol. 1. (ArAth; 5); Actes de Kastamonitou/Éd. N. Oikonomides. P., 1978. (ArAth; 9); Actes de Docheiariou/Éd. N. Oikonomides. P., 1984. Vol. 1. (ArAth; 13); Actes de Xénophon/Éd. D. Papachryssanthou. P., 1986. Vol. 1. (ArAth; 15); Actes de Vatopédi/Éd. J. Bompaire et al. P., 2001. Vol. 1. (ArAth; 21). Лит.: Азария (Попцов), мон. Вышний Покров над Афоном. М., 19029. С. 98-101, 160-163; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 19882. Σ. 620-628; Nsturel P. . Le Mont Athos et les Roumains: Recherches sur leurs relations du milieu du XIVe siècle а 1654. R., 1986. P. 259-266. (OCA; 227); Δωρθεος, μον. Τ Αγιο Ορος: Μηση στν στορα του κα τ ζω του. Κατερνη, 1986. Τ. 1. Σ. 394-399; Kazhdan A. A Date and an Identification in the Xenophon//Byz. 1989. Vol. 59. P. 267-271; T[albot] A. M., C[utler] A. Xenophontos monastery//ODB. 1991. Vol. 3. P. 2209; Θησαυρο το Αγου Ορους. Σειρ Α: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1991. Τ. 4. Σ. 226-236, 350-351; Милонас П. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. 1995. [Вып.:] Балканы и Русь. С. 7-81; он же. Атлас Афона. Берлин, 2000. Т. 1. С. 163-166; Т. 2. С. 272-285; Παπαχρυσνθου Δ. Ιερ Μον Ξενοφντος: Ιστορικ Ερευνα τν Αθωνικν πηγν (10ος-15ος αν). Αγιον Ορος, Ιερ Μον Ξενοφντος, 1997; Καδς Σ. Τ Αγιον Ορος: Τ μοναστρια κα ο θησαυρο τους. Αθνα, 1998. Σ. 119-121; Chryssochoï dis K. History//The Holy Xenophontos Monastery: The Icons. Mount Athos, 1999. P. 17-44; Παυλικινωφ Κ. Σλβοι μοναχο στ Αγιον Ορος π τν Ι ς τν ΙΖ ανα. Θεσσαλονκη, 2002. Σ. 96-48; Πεντζκης Ν. Γ. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 37-284; Μαρινσκου Θ., Ιερνυμος Ξενοφωντινς, ιερομν. Σχσεις της Μονς Ξενοφντος με τη Βλαχα και τη Μολδαβα//Αγιον Ορος: Πνευματικτητα και Ορθοδοξα: Τχνη. Θεσσαλονκη, 2006. Σ. 175-181; Πασχαλδης Σ. Α. Προσκυνητριον Ιερς Μονς Ξενοφντος. Ιερ Μον Ξενοφντος, 2012.

http://pravenc.ru/text/Ксенофонта ...

М., 19029; Γερσιμος Εσφιγμεντης (Σμυρνκης), μον. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 1903. Καρυα, 19882; Κοσμς Αγιωρετης (Βλχος), μον. Η χερσνησος το Αγου ρδβλθυοτεΟρους ρδβλθυοτεΑθω κα α ν ατ Μονα κα ο Μοναχο πλαι τε κα νν. Βλος, 1903; Lake K. The Early Days of Monasticism on Mount Athos. Oxf., 1909; Χριστφορος (Κτενς), ρχιμ. λδβλθυοτεΑπαντα τ ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει ερ καθιδρματα ες 726 ν λ νερχμενα, κα α πρς τ δολον θνος πηρεσαι ατν. Αθναι, 1935; D ö lger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. Münch., 1943; idem. Mönchsland Athos. Münch., 1943; D ö lger F. , Weigand E. , Deindl A. Mönchsland Athos. Münch., 1943; Hofmann G. Rom und der Athos. R., 1954; Amand de Mendieta E. La presqu " île des caloyers: Le Mont-Athos. Bruges; P., 1955; idem. Mount Athos. B.; Amst., 1972; Darrouzès J. Une république de moines. P., 1956; Dahm Chr. , Bernhard L. Athos: Berg der Verklärung. Offenburg, 1959; Sherrard Ph. Athos: der Berg des Schweigens. Olten, 1959; idem. Athos: the Mountain of Silence. L., 1960; Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. Ο ρδβλθυοτεΑθος Αγνες κα θυσαι (1850-1855) Εγγραφα Μακεδονικς Επαναστσεως. Αθναι, 1962; Millénaire du Mont Athos. Chevetogne, 1963-1964. 2 vol.; Huber R. Athos. Zürich, 1969; Μαμαλκης Ι. Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1972; Карпов С. П. Трапезундская империя и Афон//BB. 1984. T. 45. C. 95-101; Nastase D. Les débuts de la communauté œcumenique du Mont Athos//Σμμεικτα . 1985. T. 6. Σ. 251-317 ; Wittig A. M. Der Heilige Berg von Byzanz. Würzburg, 1985; Δωρθεος, μον. Τ λδβλθυοτεΑγιο ρδβλθυοτεΟρος. Κατερνη, Χρστου Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος Αθωνικ πολιτεα - στορα, τχνη, ζω. Αθνα, 1987; Παπαχρυσνθου Δ. Ο θωνικς μοναχισμς Αρχς κα ργνωση. Αθνα, 1992; Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος χθς - σμερα - αριο. Θεσσαλονκη, 1996; Василий (Кривошеин), архиеп. Афон в духовной жизни православной Церкви// он же.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Сохранилось большое количество писем И. И. к родственникам и духовным чадам, посвященных различным вопросам духовной жизни. Подборка этих писем была опубликована старцем Ефремом из Филофеева мон-ря под заглавием «Выражение монашеского опыта». Перу старца принадлежит также сочинение «Десятигласная духодвижимая труба», где в образной форме описываются ступени, которые необходимо преодолеть подвижнику по пути к стяжанию благодати. Сочинениям старца свойствен своеобразный стиль, сочетающий архаизацию с простонародными выражениями и с использованием рифмованной прозы. Соч.: Ιωσφ, γρων. Εκφρασις μοναχικς μπειρας. Ιερ Μον Θιλοθου. Αγιον Ορος, 1996 (рус. пер.: Иосиф, старец. Выражение монашеского опыта/ТСЛ. Серг. П., 2006). Лит.: Ιωσφ Βατοπαιδινς, γρων. Ο Γροντας Ιωσφ συχαστς. Αγιον Ορος, 1983, 2005 7 (рус. пер.: Иосиф, мон. Старец Иосиф Исихаст/ТСЛ. Серг. П., 2000); idem. Γροντας Ιωσφ συχαστς: Βος - Διδασκαλα - «Η Δεκφωνος Σλπιγξ»/Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Αγιον Ορος, 2001 5; idem. Ο Γρων Αρσνιος Σπηλαιτης, 1886-1983. Συνασκητς Γροντος Ιωσφ το Ησυχαστο. Λευκωσα, 2002; Ιωσφ Μ. Δ. Ο Γρων Αρσνιος Σπηλαιτης. Θεσσαλονκη, 2002 2; Αφιρωμα ες τν σιον Γροντα Ιωσφ τν Ησυχαστν. Κπρος, Ιερ Μον Μαχαιρ, 2003; Εφραμ (Κουτσο), ρχιμ. Η πακο κατ τν Γροντα Ιωσφ τν Ησυχαστ//Σναξις Εχαριστας, χαριστρια ες τιμν το Γροντος Αμιλιανο. Αθναι, 2003. Σ. 247-268; Ασθησις ζως θαντου. Ομιλες γι τν Γροντα Ιωσφ τν Ησυχαστ. Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου, 2005 2; Αλιπρντης Ν. Χ. Γρων Ιωσφ Ησυχαστς. Απ τν Προ στς σπηλις το Αθω. Αθνα, 2006; Τριαντφυλλος Γ. Ο Γροντας Ιωσφ Ησυχαστς. Ο Νηπτικς Πατρ κα Διδσκαλος: Ταπειν ναφορ στν ζω κα στ ργο του. Προς, 2007; Γροντας Ιωσφ Ησυχαστς. Αγιον Ορος, 2007; Ефрем (Кутсу), архим. Личность и труды старца Иосифа Исихаста//Россия - Афон: тысячелетие духовного единства: Междунар. науч.-богосл. конф. Москва. 1-4 окт. 2006 г. М., 2008. С. 31-39; он же. Влияние старца Иосифа Исихаста на аскетическую и литургическую жизнь Святой Горы//Там же. С. 39-42; Каллиакманис В., протопр. Дар различения помыслов в жизни и учении старца Иосифа Исихаста//Там же. С. 42-50; Мандзаридис Г. Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста//Там же. С. 50-55.

http://pravenc.ru/text/673679.html

48. С. 304-305; Милонас П. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 7-81; он же. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Т. 1. Ч. 1. С. 127-130; Ч. 2. С. 150-165; Richard M. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs/Éd. J.-M. Olivier. Turnhout, 19953. P. 341-342; Μελισσκης Ζ. Ο κωδικογρφος Ιγντιος (ιδ αι.) της Μονς Παντοκρτορος Αγου Ορους//Παρνασσς. Αθνα, 1995. Τ. 37. Σ. 358-392; idem. Βιβλιοδτηση και ανακανιση κωδκων στη Μον Παντοκρτορος το Αγου Ορους τον 16o αι.//Σμμεικτα. Αθνα, 2005. Τ. 17. Σ. 279-320; idem. Η βιβλιοθκη της Μονς Παντοκρτορος κατ τον 15ο αι.: Περιεχμενο, προσκτσεις, απλεις//Το Αγιον Ορος στον 15ο και 16ο αι. (6ο Διεθνς επιστημονικ συνδριο), Θεσσαλονκη, 25-27 Νοεμβ. 2011. Θεσ., 2012. Σ. 289-309; idem. Η βιβλιοθκη της Ι. Μονς Παντοκρτορος Ιστορικ διδρομ μιας στερης αθωνικς συλλογς//Θματα αρχαιολογας. 2018. Τ. 2 (1). Σ. 32-47; Mount Athos and Byzant. Monasticism: Papers from the 28th Spring Symposium of Byzant. Studies (Birmingham, March 1994)/Ed. A. Bryer, M. Cunningham. Aldershot, 1996; Τζιγαρδας Ε. Ν. Αγνωστες εικνες και τοιχογραφες του Θεοφνη του Κρητς στη Μον Παντοκρτορος και στη Μον Γρηγορου στο Αγιον Ορος//ΔΑΕΧ. Περ. 4. 1996/1997. Τ. 19. Σ. 97-116; Αχειμστου-Ποταμινου Μ. Παρατηρσεις σε δο αμφιπρσωπες εικνες της Μονς Παντοκρτορος στο Αγιον Ορος//Ibid. 1998. Τ. 20. Σ. 309-316; Treasures of the Holy Mount: Cat. of exib. Thessal., 1997. 2.18-20, 75-76, 99, 105, 112, 129, 136; 5.1, 9; 6.9; 8.3; 9.39, 41, 49, 63, 65, 87, 90; 10.1; 11.4, 11, 25; Εικνες Μονς Παντοκρτορος Αγιον Ορος, 1998; Попова О. С. Образ Христа в визант. искусстве V-XIV вв.//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 159-173; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев Москвы и Подмосковья: Кат. выст. М., 2004. С. 141-143, 193-194, 219, 272-273, 277, 279. Кат. II.10; III. 23, 25; V.3, 56, 61; Πασχαλδης Σ. Ιερ μον Παντοκρτορος Προσκυνηματικς δηγς. Αγιον Ορος, 2005; Mertzimekis N.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

50 В 1682 году на реке Тобол в Утяцкой слободе собирался народ к слободчику Феодору Иноземцеву, в сообществе с которым был «затворщик той слободы старец Аврамий» (А И. V, 162–3; X, 9). В деревне Гилевой Тюменского уезда при расспросах 15 января 1683 года раскольники говорили, что они за старца Аврамия готовы умереть (– X, 11–12). Вероятно, об этом чернеце Аврамке упоминает митр. сибир. Игнатий (1, стр. 12; ср. 3, стр. 171). – В 1687 году было открыто сборище на реке Тегене Тюменского уезда, в заимке у тюменского оброчного крестьянина Решетникова, устроенное стараниями старцев Пимена и Ефрема (Доп. А. И. X, 13–23). 51 Игнатий, I, стр. 12–13; 3, стр. 169–71. В столбцах Сибирского Приказа (М. А. м. ю. 1072–7117) сохранились документальные известия о Лепихине: в 1688 году производились розыски этого расколоучителя, но отыскать его не удалось (Чт. обш. ист. и древ. 1891, III, отд. 4, стр. 33–4). 52 Можно утверждать а) с несомненностью: Акилина Гавриловна (– 238) – в иночестве Анисия (– 166, 167), «болярска рода дщерь» (VIII, 174); Андрей и Мавра – брат и сестра Исаии «сожженного» (– 231), очевидно в Москве (V, 88, 264), бывшего дворецким у боярина Салтыкова (– 72); Анна Амосовна (– 231) – любимая «служанка» боярыни Морозовой (VIII, 174); б) с вероятностью: Акинфий (– 231) – Акинфий Иванов Данилов (V, 179, 184; VIII, 187); Иродион (– 231) – его племянник (VIII, 192); Феодор Железный (– 231) – Феодор Иванов из Басманной слободы (I, 369); Ксения (– 231) – сестра Акилины Гавриловны (VIII, 94, 96); Дмитрий калашник (– 231) – калачник Димитрий Киприянов, живший за Москвой рекою (I, 402). 53 Ркп. Румянц. муз. 2548, XIX в., отвечает ркп. библ. Хлудова 257, но V, 234, пр. 1, здесь читается: «также и старой поп, аще по новому служебнику крестит, то не приято же». 54 Ркп. собр. Щукина, 94: «Слово о настоящем времени последнем и ответ на крестоборную ересь никонианскую» (А. Яцимирский. Оп. слав. и русск. ркп. собр. П. И. Щукина. Вып. 1, стр. 142, 94. М. 1896). В большинстве же списков сочинение это называется «Книгою на крестоборную ересь».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010