Феодора   Студита ,  Письмо 164 (M.P.G. т. 99, с. 1251): «Если после надлежащего пострижения некоторые отступают к дурному, настойчивы в своих злодеяниях и неизлечимы в душевных болезнях, их следует извергнуть из братии, подобно загнившим членам тела»;  Афанасия   Афонского , Типикон [θανασου θωτου, Τυπικν, H. U. A. σελ. 112]: «Окончательно изгоняется из Лавры и отторгается подобно загнившему и испорченному члену тела Церкви»; Типикон Лавры Святого Саввы [Τυπικν Λαρας το γου Σββα, B.Z. τ. III, σελ. 169]: «Таковой изгоняется»; Типикон монастыря Богородицы Благодатной, глава 13 (Τυπικν . Μονς Θεοτκου τς Κεχαριτομνης Acta, τ. 5, σελ. 344, 386); 1-ый Типикон  Иоанна   Тсимисхия  [Α Τυπικν ωννου το Τσιμισκ, H. U. A. σελ. 146];  Михаила   Аталлиата , Типикон, глава 6 [Μιχαλ το ταλλειτου, Τυπικν, Acta, τ. 5, σελ. 313];  Леонта , епископа Аргонавплии, Типикон монастыря в Арее Аргонавплии, глава 9 [Λοντος, πισκπου ργοναυπλας, Τυπικν . Μονς ρεας ργοναυπλας, Acta, т. 5, σελ. 186];  Преподобного   Нила , Типикон монастыря Богородицы Махеры, глава 11 [ς. Νελου, Τυπικν . Μονς τς Θεοτκου το Μαχαιρ, Acta, τ.5, σελ. 406];  Гавриила   III , Вселенского Патриарха, документ, том за 1705 г., об управлении монахами Синая, статья 10 [Γαβριλ Γ, Οκ. Πατριρχου, Σιγιλλιδης τμος π το τους 1705 περ τς νν Σινατν διοικσεως, Κ.Δ.Π.Θ.Ι. σελ. 123, 1868];  Германа   IV,  Вселенского Патриарха, документ о монастыре Святой Анастасии Узорешительницы, глава 25 [Γερμανο Δ, Οκ. Πατριρχου, Σιγλλιον περ τς . Μονς γας ναστασας τς Φαρμακολυτρας Γ.Π. τ. 4, σελ. 303];  Иеремии   I , Вселенского Патриарха, завещание о монастыре Ставроникиты, [ερεμου Α, Οκ. Πατριρχου, Διαθκη περτς . Μονς το Σταυρονικτα, Γ.Π. τ.3, σελ. 569–570].  Юстиниан сурово оценивает уход из монастыря, определяя в законе 57, что «скитальческий образ жизни не свойственен монашескому терпению», и предписывает через законы 57 и 133 5 в отношении непослушных монахов: «Такого следует тотчас изгнать из монастыря». Но и более позднее государственное законодательство [Β. Δ. α.κγ.] одобряет эти меры, предписывая: «Так что таковой будет изгнан из монастыря».

http://pravoslavie.ru/77685.html

1381 ποτπωσις θεοφιλς γουν διταξις το σ ου πατρς μν Χριστοδολου. κολουθ α etc. Σ. 92; Τυπικν τς σεβασμ ας μονς τς περαγ ας Θεοτ κου, τς κεχαριτωμνης, τς κ βθρων νεουργηθε σης κα συστσης παρ τς εαρεσττης Αγοστης Κυρ ς Ερ νης τς Δουκα νης//PG. Τ. CXXVII. Col. 1124; Typicum monasterii in Area, editum a conditore ejus Leone episcopo Agros et Nauplii//Miklosich et Müller. Acta et diplomata graeca. T. V. P. 187; Typicum monasterii sanctae Mariae Machaeradis in insula Cypro, editum ad hieromonacho Nilo, episcopo Tamassi, conditore coenobii//Miklosich et Müller. T. V. P. 426; Завещание св. Афанасия Афонского // Антонин (Капустин) . Заметки поклонника св. Горы. Киев, 1864. С. 184; Τυπικν τς βηρικς μονς χς περαγ ας Θεοχ κου, χς πον. Πεχριχζονιτσσης//Musaeus. Ρ. 175, 186, 188; Типик св. Саввы Сербского , данный афонскому Хиландарскому монастырю//Гласник Сербской ученой Дружины. T. XX. Белград, 1866. С. 192, 200. 1382 Устав Константинопольского патриарха Алексея. Рукопись Московской Синодальной б-ки. 330. Л. 238 об. 239; Τυπικν Γρηγορ ου Πακουριανο//Musaeus. P. 176; Устав монастыря Николая Казолы//Diehl Ch. Le monast re de s. Nicolas di Casole//Mélanges d’ archeologie et d’histoire. 1886. T. VI. P. 185. 1383 Typicum Nili//Miklosich et Müller. T. V. P. 422–423; Τυπικν Αγοστης Ερ νης τς Δουκα νης. К. 50//PG. T. CXXVII. Col. 1072. 1384 Eustathius, Thessalonicensis metrop. De emendanda vita monachica. Cap. 171//PG. T. CXXXV. Coi. 872. 1386 Teophilactus , Bulgariae archiepiscopus. Epistola V: Domno Nicephoro Char- tophylaci//PG. T. CXXVI. Col. 365. 1387 Антонин (Капустин) . Заметки поклонника св. Горы. С. 175. Ср.: Typicum Nili//Miklosich et M ü ller . T. V. P. 430; Διταξις σν Θε γενομνη παρ Μιχαλ πατρικ ου νθυπτου, κριτο π το πποδρ μου κα το β λου, το τταλειτου, π τ παρ’ ατο σσταντι πτωχοτροφε φ κα τ μουαστηρ ω// Σθας . Μεσαιων. Βιβλ. T. I. Σ. 23; Τυπικν Γρηγορ ου Πακουριανο. Σ. 178, 188; Устав Саввы Сербского //Чтения в Имп. об-ве истории и древностей российских. 1867. Ч. IV. С. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

244 Из второго тома взяты правила Двукратного собора 861 г. ( σ. 647–704), а из пятого – 1) синодальное определение патриарха Алексея от ноября 1027 г., знакомящее с условиями харистикарного способа владения монастырями ( σ. 20–24) и 2) его же синодальное определение от января 1028 г., содержащее интересный материал для знакомства с положением монастырей ( σ. 25–32). 245 Отсюда заимствовано распоряжение патриарха Луки Хрисоверга (1156– 1169) о поставлении в игумены монастыря постриженника чужой обители (lib. III, р. 222). 248 Взяты акты под 7–16 из числа относящихся к истории монастыря св. Павла на горе Латре и 107 из актов монастыря Богородицы Лембо близ Смирны. 251 Testamentum abbatis Theoctisti//Miklosich et M ü lier. Acta et diplomata graeca. T. VI. P. 106–110. 252 Πρτον τυπικν το γου ρους, γεγονς περ τ 971 σωτριον τος. Порфирий . История Афона. Ч. III. С. 265–276. 253 Τυπικν δετερον το γ ου ρους γεγονς δι προσταγς το οιδμου εσεβος ατοκρτορος Κωνσταντνου Μονομχου τ 6554 τει κατ μνα σεπτβριον, νδικτινος δ´//Порфирий . История Афона. Ч. III. С. 277–289. 254 Часть этого устава издана г. Гедеоном в его книге О θως, σελ 245–272, под заглавием: Τυπικν τοι κανονικν το σ ου κα θεοφρου πατρς μν θανασου το ν τ θ. Другая часть предложена в переводе архимандритом Антонином в сочинении «Заметки поклонника св. Горы» (Киев, 1864), где помещены церковный устав и завещание св. Афанасия. 255 Славянская рукопись Московской синодальной б-ки, 330//Горский и Не- воструев. Описание славянских рукописей Московской Синод. б-ки. Отд. III. Ч. I. С. 256–259. 256 Διταξις σν Θε γενομνη παρ Μιχαλ πατρικου νθυπτου, κριτο π το πποδρμου κα το βλου, το τταλειτου, π τ παρ’ ατο σσταντι πτωχοτροφε κα τ μοναστηρ, καθ ς φελει τελεσθαι τ π’ ατος χρις ανος, ες δξαν Πατρς κα Yιο κα γου Πνεματος// Σθας. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Τ. I. Σ. 14–66. Paris, 1876. 257 Τυπικν τς ερ ς κα σεβασμας βηρικς μονς τς τιμωμνης ες νομα το Κοιμσεως τς περαγας Θεοτκου, τς πονομαζομνης Πετριτζονιτσσης τ ποον ξετθη παρ σεβαστο κα μεγλου δομεστικο τς δσεως κυρου Γρηγορου Πακουριανο ξ βηρας λκοντος τ γνος, κα γρφη ες λληνικν, βηρικν κα ρμενικν διλεκτον π τς βασιλεας λεξου το Κομνηνο, ν τει σωτηρ 1084. Устав помещен в брошюре: Γρηγριος Πακουριανς μγας δομεστικς τς δσεως κα τ π ατο τυπικν τς μονς τς Θεοτκου τς Πετριτζονιτσσης. Dissertatio philologica, quam scripsit ad summos in philosophia honores ad amplissimo philosophorum Jenensium ordine rite impetrandos Georgius Musaeus Stenimachites. Lipsiae, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

1390 По уставу Пакуриана монахам выдавалась от монастыря только первая одежда, а потом они получали взамен ее жалование, на которое должны были покупать себе необходимые вещи для одеяния и обувь. Игумен получал на этот предмет 36 гросий ( γρ σια); 15 монахов, из которых 10 были должностные монастырские лица, а 5 – наиболее почтенные иноки, получали по 20 гросий; следующий за ними ряд, состоявший также из 15 иноков, получал по 15 гросий на брата; наконец, третья и последняя группа в составе 20 человек получала по 10 гросий на человека (Musaeus. Р. 182, 183). Такая же практика имела место в Хиландарском монастыре на Афоне по определению устава св. Саввы Сербского . Устроитель монастыря вначале положил было выдавать на каждого «рясы швенны», но когда стали выходить жалобы, будто одному дано лучше, а другому хуже, то он установил вместо выдачи натурой давать каждому из братьев на одежду определенную сумму денег – «самим себе куповати одежды» – и только вновь приходящим выдавать рясу и срачицу. См.: Гласник... Т. XX. С. 197–198. 1391 ποτπωσις το Χριστοδολου. Σ. 87; Τυπικν τς μονς Θεστ κου Πετριτζονιτσσης//Musaeus. Ρ. 171; Τυπικν τς μονς Θεοτ κου τς κεχαριτωμνης. Κ. 2, 44, 49, 50, 51, 55; PG. Τ. CXXVII; Устав патриарха Алексея. Рукопись. Л. 223 и об. 224 и об. 225; Устав св. Саввы Сербского //Гласник... Т. XX. С. 199; Устав св. Афанасия// Антонин (Капустин) . С. 212. 1398 Τυπικν Πακουριανο//Musaeus. Ρ. 181; Τυπικν Ερ νης. К. 17//PG. Τ. CXXVII. Col. 1032. 1401 Typicum Nili//Miklosich et Müller. T. V. P. 421; Устав патриарха Алексея. Рукоп. Л. 230; Устав императора Иоанна Комнина, данный в 1136 г. монастырю Пантократора в Константинополе//ЖМНП. 1887. XI. С. 69. 1410 Zachariae A. Jus graeco-romanum. Pars III. Col. II. Nov. V imp. Leonis Philosophi. T. VI. P. 77–78. 1411 Theod. Balsamonis ecclesiasticarum constitutionum collectio in codice et digestis et novellis constitutionibus//PG. T. CXXXVIII. Col. 1152. 1420 Zachariae A. Jus graeco-romanum. Pars III. Col. II. Nov. imp. Leonis Philosophi. T. X. P. 81–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

1421 Theod. Balsamonis constitutionum ecclesiasticarum collectio ex editis post codicem novellis//PG. T. CXXXVIII. Col. 1293. 1424 Theod. Balsamonis Collectio ex editis post codicem novellis//PG. T. CXXXVIII. Col. 1286–1296. 1425 5-е правило Двукратного соб.// λλη κα Πτλη . Σ νταγμα , Τ . 11. Σ. 663; Τυπικν Ερ νης. Κ. 30//PG. Τ. CXXVII. С. 1048; Typicum Nili//Miklosich et Müller. T. V. P. 406; Устав Саввы Сербского //Чтения в Имп. об-ве истории и древностей российских 1867. IV. С. 10. 1426 Св. Никон Метаноите был пострижен после двухгодичного испытания (Vita... Martene et Durand. Veter. script. amplis. coll. T. VI. P. 842), Св. Нил Россанский – через десять дней после прихода в монастырь (Vita... PG. Т. СХХ. С. 33), св. Михаил Малеин – на четвертый день (Житие... Душеполезное чтение. 1890. T. X. С. 234). Первый афонский устав определил подвергать пришельцев испытанию в продолжение целого года (§ 3. Порфирий. История Афона. Ч. III. С. 327). А Зонара в толковании на 5-е правило Двукратного собора свидетельствует, что в его время некоторые из игуменов ставили собственные желания выше канонов и только что прибывших постригали немедленно, а других – спустя несколько дней. См.: λλη κα Πτλη. T. II. Σ. 664. Cp.: Photii, patr. Const. Epistolae. Lib. II. Ep. 30//PG. T. CII. Col. 841, 844. 1428 2-е правило Двукратного собора// λλιι κα Πτλη. Σνταγμα. T. II. Σ. 654; Πρτον τυπικν το γ ου ρους. § 3//Порфирий . История Афона. 4. III. С. 327. 1429 Imp. Alexii Comneni novella de jure patriarchae circa monasteria//Zachariae A. Jus graeco-romanum. Pars III. P. 409. 1430 ποταγ ναιρε τν μακαρ αν ποταγ ν: Typicum Nili//Miklosich et Müller. T. V. P. 407. 1431 Imp. Alexii Comneni novella de jure patriarchae circa monasteria//Zachariae А . Pars III. P. 409. 1432 Τυπικν τς Ερ νης//PG. T. CXXVII. Col. 1013, 1016; Δ αταξις Μιχαλ ττα– λειτου// Σθας . I. Σ. 32; Typicum Leonis//Miklosich et Müller. T. V. P. 185; Typicum Nili//Ibid. P. 407. 1434 Τυπικν τοι κανονικν το σ ου κα θεοφ ρου πατρς μν θανασ ου το ν τ θ// Γεδεν . θως. ν Κωνσταντινουπ λει, 1885. Σ. 258–259.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Принятый ныне в РПЦ Типикон предписывает петь З. на литургии праздников: Рождества Пресв. Богородицы (здесь же говорится и о пении З. вообще во все Господские и Богородичные праздники), Рождества Христова, Благовещения Пресв. Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы, а также Великих четверга и субботы. В совр. практике З. поются также и на литургиях всех остальных двунадесятых праздников : Воздвижения Креста Господня, Введения Пресв. Богородицы во храм, Богоявления, Сретения Господня и, кроме того, в Лазареву субботу. Помимо дней самих двунадесятых праздников и Пасхи З. поются и за литургиями в периоды попразднств, до отдания включительно (Типикон содержит соответствующие указания лишь для праздников Рождества Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы). При этом З. Пасхи не поется в дни Преполовения Пятидесятницы и отдания (но не попразднства) этого праздника, т. к. в эти дни поется З. Преполовения. В совр. греч. практике З. исполняется лишь в сам день того или иного праздника и в день его отдания, тогда как в периоды попразднств, если на утрене есть «Величит душа Моя Господа», на литургии поется обычное «Достойно есть» (см.: Ργας Γ. Τυπικν. Θεσσαλονκη, 1994. Σ. 128-129. (Λειτορυγικ Βλατδων; 1); Βιολκης. Τυπικν. Σ. 38-39). Кроме того, выбор З. в греч. традиции отличается от русской. так, на Преображение Господне в качестве З. используется тропарь 7-й песни 2-го праздничного канона Νν τ νκουστα κοσθη (при этом на отдание З. служит, как обычно, ирмос 9-й песни канона), на Рождество Христово и Богоявление в день праздника З. служит ирмос 1-го канона праздника, а на следующий день и на отдание - ирмос 2-го канона (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 125, 126, 145, 146; Τυπικν τς θω ερας μονς το γου Διονυσου. Αγιον Ορος, 2004. Σ. 132, 140, 159, 165). Поскольку по месту в службе З. является аналогом «Достойно есть», он часто уподобляется этому песнопению и по структуре.

http://pravenc.ru/text/182477.html

Порфирий в «Перв. путеш. в синайские монастыри в 1815 г.», стр. 136–138, со слов патриарха Нектария, но относит его ошибочно к 1312 году 30 апреля) (л. 122:123). В качестве прибавления к рукописи имеются величания на службы в честь св. пророка Моисея, св. отцов, на Синае и Раифе избиенных, св. великомученицы Екатерины и указание на то, что предпразднество памяти св. пророка Моисея на Синае начиналось со второго числа сентября месяца. В службе Благовещения мы находим замечание весьма характерное для истории синайского монастыря, сущность которого заключается в жалобе на недостаток певцов. На каноне в этот день после 3 и 6 песней положено петь по 6 икосов из акафиста в честь Богородицы, а остальные отлагается по указанной причине до дня акафиста, т. е. до субботы пятой недели поста (τος δ τρους ιβ´ ν τ μρ τς καϑιστου δι τ βαρστερον κα δι τ μ χειν ψλτας περισσος л. 115 об.–116). 96 Явилось это мнение в нашей литературе, благодаря известному учёному иерарху русской церкви, Филарету черниговскому . «Патриарх Нектарий, (в 17 в.), – говорит он в своём известном труде: „Историческ. обзор песнопевцев и песноп. греч. церкв.“. Черн. 1864 г. стр. 307, – видевший, по собственным словам его, подлинный церковный устав студийский, пишет, что устав сей отличается от устава св. Саввы главным образом тем, что в уставе студийском показано читать каноны студийских отцов, почему не называется он уставом Саввы или Дамаскина, а уставом студийским. Нектарий говорит, что тот же Устав сохраняется на горе синайской с некоторым изменением, которое, сколько видно из его описания, касается совершения литургий и поминовений». Преосвященный же Филарет был введён в настоящую ошибку недостаточно ясным сказанием об Уставе синайского монастыря упомянутого иерусалимского патриарха Нектария, который на самом деле не говорил ничего подобного тому, что приписывает ему преосв. Филарет. Вот подлинные его слова: «φυλττει τ ερν ατ μοναστριον παρλλακτος τ παλαιν Τυπικν, περ ν πσαν τν οκουμνην νατολικν κκλησαν κρατε, περ ν γοις Σββας τπωσε κα παρδωκεν ες τ μοναστρια ατο ες τ Παλαιστνης τ ποον μγας κα ϑεοπσιος Δαμασκηνς ες ατ τ μοναστριον το γου Σββα μετηϑμισε, προσϑες ες ατ τος καννας, κα διμελα περ ατς τε κα Κοσμς γραψαν κα πλιν στερον ο ν τ Μον τν Στουδιτν Θεδωρος κα Θεοφνης ο γραπτο, τι δ κα ωσφ μνογραφος πληρστερον πετλεσαν, ς φανεται, κα στ τν σμερον, προσϑντες κα ατο ες ατ, δε συνδου οκουμενικς, τ πνσιμα ατν μελωδματα, τ ποον οκ τι Σββα Δαμασκηνο Τυπικν λγεται, λλ Τυπικν τν Στουδιτν, ς ν τινι παλαι ντιγρφ ερομεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Гардгаузен (Catalog. codic. graec. Sinait., pag. 222) относит почему-то к XIV веку, хотя внутренние данные и почерк письма нисколько не мешают признать его за рукопись XII в. Архимандрит Антонин считает этот Типикон тоже XII–XIII в. 136 Мысль, что чин церковной службы преп. Саввы Освященного взят от преп. Евфимия Великого, выражена весьма ясно в следующем надписании рукописного Типикона XV–XVI в. Афоно-Каракалловской библиотеки 165: Τυπικν σν Θε ν εροσολμοις γων μονν το τε τ· λαρας το σου πατρς μν Εϑυμου το μεγλου κα το γου κα μεγλου Σββα. 137 Из Типикона св. Феодосия киновиарха извлечения имеются в синайских Типиконах 1214 г. 1097 и 1311 года 1101 (ркп. синайск. библ.) и носят такое надписание: Τυπικν τς κκλησιαστικς κολουϑας το σου πατρς μν Θεοδοσου το κοινοβιρχου (л 16). 138 Нам известны Типиконы с таким заглавием: Τυπικν τς κκλησιαστικς κολουϑας τς εαγος λαρας το ν γοις πατρς μν κα ϑεοφρου Σββα, συγγραφν π το ν γοις πατριρχαις εροσολμων κρ Σωφρονου. Ркп. собств. библ. XIII в. 145 Церковн. Устав (Типик), его образование и судьба в греческ. и русск. церкв. М. 1885 г. стр. 175. 151 Биограф св. Саввы рассказывает, что когда, по кончине патрикии Иулианы, евнухи её явились к св. Савве с множеством денег и просили его принять их в лавру, старец отказал им и лишь по знакомству отправил их к блаженному Феодосию, потому что «он положил, чтобы ни одного безбородого человека или евнуха не принимать в свою лавру. Ибо ему весьма неприятно было видеть женское лицо в каком-либо своём монастыре и, особенно, в какой-либо своей лавре» (Cotel. pag. 388). 152 Приходивших в лавру молодых людей Савва Освященный отсылал также к авве Феодосию, давая при сем такое мудрое отеческое наставление: «сын мой, неприлично, или лучше вредно сей лавре иметь у себя кого-нибудь без бороды. Сей закон (νμος) положили древние отцы скита и мне его передал великий отец Евфимий» (pag. 260); и «сей древний закон (νμος παλαις), бывший у древних отцов в силе, приказал передать настоятелям и других лавр» (pag.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

s. 202–211). Из славянских памятников он считает ктиторскими типиконами: типик св. Саввы Сербского (Гласн. серб. учен. дружст. 1866 г., кн. III) и в первый раз им изданный «святаго отца нашего Иоанна Пателареи игумена устави монастыря его» (стр. 442–444). Нам лично и по изданиям Миклошича и Мюллера «Acta et diplomata monasteriorum et ecclesiarum orientis», vol. V, t. II, Vindobonae, 1887 г., кроме указанных выше, известны в настоящее время следующие ктиторские уставы: 1) грузинского монастыря Пресвятой Богородицы Петрицутиссы ( τς Πετριτζο ιτ σσης) в Баскове близ Филипополя, данный патриархом Иерусалимским Евфимием в 1084 году настоятелю его Григорию Бакуриану (рукоп. Халкин. богослов. школы в Константинополе 85); 2) Τυπικν τς βασιλικς μονς το Παντοκρτορος, данный в 1137 году византийским императором Иоанном Порфирородным из фамилии Комненов (ibid); 3) Τυπικν το ταπεινο Λοντος κα υτελος πισκ που ργους κα Ναυπλ ου π τ γεγονυα πα ατο να μον π ν ματι τς περαγ ας Θεοτ κου ν τ Α ε α, 1143 года (Acta et diplom. monast. et ecclesiar. orient, pag. 183–190); 4) Устав, данный Афанасию, игумену монастыря великомученика Маманта, владетельным князем Георгием мистиком в 1159 году (рукоп. Халкин. библ., 85); 5) Τυπικν τς σεβασμ ας μονς τς περαγ ας Θεοτ κου τν λ ου Βωμν 7 τοι τν λεγμν, данный императором Мануилом Комненом в 1162 году; 6) Типикон Богородицы Махерады ( Μαχαιρδος) на острове Кипр, данный основателем этого монастыря, епископом Томасейским Нилом в 1210 году (напечатан отдельной брошюрой в Венеции в 1756 году, а отсюда перепечатан Миклошичем и Мюллером в Act. diplomat, pag. 392–432) и 7) Типикон для монастыря св. Авксентия в Халкидоне близ Константинополя, данный царем Михаилом Палеологом между 1260 и 1281 годами. К перечисленным сейчас ктиторским типиконам мы присоединим еще устав, «составленный между 1034 и 1043 годами Константинопольским патриархом Алексием для основанного им Успенского монастыря» (стр. 73), который известен в науке в славянском переводе по описанию его Горским и Невоструевым в «Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

33 Устав или чин, Τυπικν от Τπος forma, ordinatio, praescriptio, norma, regula, institutio, – одним словом: картина. См. Suiceri Thesaur. Ecclesiast. T. II. p. 1335 под Τυπικν. Не худо нам об Уставе нашем послушать суждение человека, чуждого нашей Церкви, мужа глубокой учёности, Свицера. Τυπικν est liber Ecclesiasticus apud Graecos, говорит он. Jn eo a primo die anni singulis diebus, quid inter Missarum solemnia, quid ad Vesperas, quid ad Horas, quid ad Matutinum quid denique ad reliqua divina officia, sive dies illi feriales sint, sive festi, recitandum, quid psallendum ant legendum sit, quibus diebus jejunium, verbis clarissimis ae facillima methodo praescribitur: variisque est distinctum pro materiae varietate, capitibus. Vid. loc. cit. Suicer. Thesaur. Eceles. Не худо также прочесть эпиграфы к нашему Уставу. Один такого содержания: Двома столпы водим Израиль был в пустыне: А нам Израилю Христову сонму нынеˆУстав, Пасхалия два к праздникам вождя: Мы в оных прямый путь зрим, службу проходя, Зрим праздники твои, о Троице Святая, Зрим праздники Святых, – и тако созерцая, Тебе и всем Святым молебну песнь поем: Подаждь нам пети Тя и в Царствии Твоем. Смотри краткое объяснение церковного Устава для духовных Училищ. Ст.-Петербург 1827 года. Другой эпиграф: Устав книга, Свята Духа исполнена, Соборне в Церкви древле утвержденна, В Троице всех Бога учит почитати, Святых Его дни чинно совершати; Твердо всех хранити предел дел Церковных, Правила знати мирских и духовных. – Убо Церкве сын кто, сему придержися, Чин ея везде хранити учися. См. виньетку, приложенную к Уставу Киев. старин. издания. Стихи не художественные. Но они показывают благочестивый взгляд наших предков, на книгу, которая была им руководителем. 35 «Ведомо буди, яко от недели Св. Пасхи, даже до недели Всех Святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния Св. Апостол. В прочие же недели всего лета чтутся седьм Соборная Послания Апостольская и четыренадесять посланий Св. Апостола Павла, и откровение Св. Иоанна Богослова» (Устав Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010