9 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. Ñ. 161. Ñì. òàêæå: ÏÑÐË. Ò. 33. Ë., 1977. Ñ. 172. Â ëåòîïèñöå êîíöà XVII âåêà, ñâÿçàííîì ñ Ñîëîâåöêèì ìîíàñòûðåì, åñòü íåêîòорые противоречивые сведения об избрании Патриарха Иоасафа: “Того же году марта в 27 день возведен на Превысокий Патриаршеский престол царствующаго града Москвы Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, бывший архимандрит в Симонове монастыре”. — ПСРЛ. Т. 31. С. 180. Однако, под настоятельством в монастыре, очевидно, следует понимать постриженничество в Соловецкой обители. В перечне Псково-Печерских настоятелей о нем сказано: “…из Печерских же иеромонахов”. — Первоклассный Псково-Печер­ский монастырь. Изд. дополненное. Великие Луки, 1995. С. 85. 12 Опись архива Посольского приказа 1673 года. Ч. 1. М., 1990. С. 35. Перечень даров новопоставленному Патриарху от царской семьи см. Священник Н. Скворцов. Переписная книга домовой Патриаршей казны, составленная при Патриархе Иоасафе I â 1634 ãîäó. Ì., 1911. Ñ. 28–29. 13 Опись архива Посольского приказа… С. 36. Чин поставления Патриарха Иоасафа I ñîõðàíèëñÿ â ñïèñêå XVII âåêà, íå îïóáëèêîâàí; ñì. Шумилов В. Н. Государственное Древлехранилище хартий и рукописей. Опись документальных материалов фонда 135. М., 1971. С. 133. 302. 14 СГГД. Ч. 3. С. 354–359. 105. Муравьев А. Сношения России с Востоком по делам церковным. Т. 2. СПб., 1860. С. 153. 15 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Указ. соч. С. 314; Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. С. 318. Авторы цитируют Хронограф 1650 года архиепископа Астраханского Пахомия. О данном Хронографе см. Солодкин Я. История позднего русского летописания. М., 1997. С. 95–96. 17 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Указ. соч. С. 325. О данном Соборе см. Шумилов В. Н. Дело Земского Собора 1639 г.//Дворянство и крепостной строй России XVI– XVIII ââ. Ì., 1975. Ñ. 293–302; Новосельский А. А. Земский Собор 1639 г.//Исторические записки. 1947. Т. 24. С. 14–29; Черепнин Л. В. Указ. соч. С. 256–260.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

71 Знаменский П. Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII âåêà//Ïðàâîñëàâíîå îáîçðåíèå. 1882. Ôåâðàëü. Ñ. 283. Ñì. òàêæå: Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 3(32); Он же. Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. 2001. 1(27), 2(28); О. Панченко. “Похвальное слово русским преподобным” — òâîðåíèå Ñîëîâåöêîãî èíîêà Ñåðãèÿ (Øåëîíèíà)//Àëüôà è Îìåãà. 2001. ¹ 1(27). 73 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1. С. 155–156. Прим. 140; Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Ч. 2. Казань, 1885. С. 569. 78 Сапожникова О. С. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора//Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 597. 79 Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей Митрополита Филиппа (Колычева)//КЦДР: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 443. 80 По описи Успенского собора начала XVIII âåêà èçâåñòíû íàäãðîáíûå èêоны Митрополитов Макария, Фотия и Феогноста (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. Стб. 314, 328, 368), но икона Митрополита Филиппа при этом не названа. Житие Митрополита Филиппа I ñì. Архимандрит Макарий. Первосвятители Московские//Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 2000. 2(10). С. 90. Прим. 25. В 1479 году после построения нового здания Успенского собора, когда открыли гроб Митрополита Филиппа I, “è âèäåøà åãî ëежаща всего цела в теле, яко же и Преосвященный Митрополит Иона”. — Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 565. Все это в целом свидетельствует о почитании Первосвятителя XV âåêà. 91 Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чтения. М., 2004. Вып. 1. С. 133. 95 А. Г. Авдеев датирует кончину преподобного Варнавы 1520 годом; см. Авдеев А. Г. Еще раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни//Приглашение к истории. Сборник статей. М., 2003. С. 89, 96, 107. 96 Священник А. Скворцов. Житие и чудеса преподобного Варнавы, Ветлужского чудотворца и церковные торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Изд. 2. Варнавин, 1915. С. 6–7; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 128. Описание чудес, совершившихся у гроба преподобного Варнавы см. Авдеев А. Г. Указ. соч. С. 118–127.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Именно последнее отождествление Духа и Премудрости, Которая есть активная сила в мироздании и жизни человека, повлияло на богословие апостола Павла и иоанновской традиции. 1 Завершинский Ю. Пневматология святителя Григория Паламы и святоотеческая традиция//Альфа и Омега. 1999. 1(19). 2 PG 36, 161–164; öèò. ïî: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 121. 3 Как справедливо отмечает протопресвитер Борис Бобринской, не должно быть обособленного богословия Святого Духа, о Троице мы должны стремиться богословствовать нераздельно. — Bobrinskoy B . The Mystery of the Trinity . N . Y . , 1999. P . 65–67. 4 Об этом говорит нам Церковь, например, в тропаре 4-й песни 1-го канона из службы Пятидесятницы: Во пророцех глаголавый, и законом проповеданный первее несовершенным, Бог истинный Утешитель, Слова Служителем и Свидетелем познавается днесь. 5 Послание к Римлянам относится ко времени пребывания апостола Павла в Элладе (третье путешествие — конец 50-х гг.); Евангелие от Иоанна написано не ранее 90-го года. — д. Г. З. Существует, однако, мнение, что Евангелие от Иоанна написано до 70-го года, и обе эти точки зрения на современном этапе изучения Библии невозможно ни бесспорно доказать, ни безоговорочно отвергнуть. — Ред. 6 Здесь и далее древнееврейские слова приводятся в транслитерации отца Иоанна Брека. — Breck J . Spirit of Truth. The Origins of Johannine Pneumatology. N . Y . , 1991. P . 5 è äàëåå. 7 На этом основании в раввинистической литературе Дух Божий иногда сравнивался с голубем. — Я. Тестелец, К. Михайлов. Крэнфилд Ч. Дж. Комментарий к Евангелию от Марка. < Ðåôåðàò : Cranfield Ch. J. The Gospel according to St. Mark. Cambridge University Press. 1971>//Àëüôà è Îìåãà. 1998. ¹ 4(18). Ìû âñòðå÷àåì ýòîò îáðàç òàêæå ó âñåõ Åâàíãåëèñòîâ: Ìô 3:16; Ìê 1:10; Ëê 3:22; Èí 1:32, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðååìñòâå âåòõîçàâåòíîé ïíåâìàòîëîãèè. 10 Источники Пятикнижия условно подразделяются на 4 группы: Ягвист , Элогист , Второзаконие , Священнический кодекс согласно принятой научной традиции.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

27 Ср. 1 Ин 5:7. Если это действительно цитата, то это одно из самых ранних свидетельств в пользу подлинности этого стиха, который в современной библеистике считается поздней интерполяцией. 28 Из этих слов, по-видимому, следует, что в распоряжении Тертуллиана были списки Евангелия от Иоанна, не включавшие в себя 21-ю главу. 29 В данной главе Тертуллиан обосновывает ипостасность (субстанциаль­ность) Сына Божия и Его отличие от Отца, ошибочно относя к Нему некоторые места Священного Писания, на самом деле говорящие об Ипостаси Святого Духа. 30 Тертуллиан ошибочно переносит на Бога телесные представления о совокупности и делимости и называет Ипостась частью целого. 31 Òåðòóëëèàí îøèáî÷íî ñ÷èòàåò, ÷òî â äàííîì ñëó÷àå èìåíà “Äóõ” è “Ñëî ­ âî” îáîçíà÷àþò îäíî è òî æå Ëèöî Ñûíà Áîæèÿ, ñ òîé ëèøü ðàçíèöåé, ÷òî Îí íàçûâàåòñÿ “Äóõîì Áîæèèì”, ïîñêîëüêó Îí åñòü Áîæåñòâåííûé Ðàçóì èëè Ïðåìóäðîñòü, Äóõîâíîå Ñóùåñòâî, à “Ñëîâîì Áîæèèì” — ïîñêîëüêó Îí ïðîèñõîäèò îò Áîãà êàê äåÿòåëüíàÿ Ñèëà äëÿ óñòðîåíèÿ ìèðà. Ñì. âûøå, ãë. 4, § 7 . 32 Это полемическое высказывание Тертуллиана противоречит его утверждению в § 6 о субстанциальности Божией Премудрости. Провидение же включается в Премудрость как часть в целое. 33 Крещальная формула всегда была одним из главных аргументов, подтверждающих равную Божественность всех Лиц Святой Троицы. 35 Текст Тертуллиана не совпадает ни с LXX , íè ñ Ìàñîðåòñêèì òåêñòîì.  Ñèíîä. ïåð.: О Сионе же будут говорить: Такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его . Эта цитата красноречиво свидетельствует, что Тертуллиан видел в Господе Иисусе Христе Личность предвечного Бога Слова. 36 В данном месте слово “Дух” вероятно может означать а) духовную природу Сына Божия, б) собственную Ипостась Святого Духа. 38 Эта фраза показывает, что уже Тертуллиан ясно представлял себе единство Лица и двойство природ нашего Спасителя, причем природ, полностью сохранивших свои свойства (дифизитство и диэнергизм), но еще недостаточно хорошо представлял себе взаимодействие этих природ и их свойств (communicatio idiomatum).

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

21   Данная воля , âåðîÿòíî, ïî÷òè òîæäåñòâåííà òîé “ïëîò­ской воле”, о которой говорит преподобный Анастасий Синаит. Он, выделяя три вида воли: Божественную, естественную (или среднюю) и плотскую (диавольскую), замечает: “Боготварная  åñòåñòâåííàÿ âîëÿ ÷åëîâåêà åñòü ðàçóìíîå äâèæåíèå  æåëàþùåé ÷àñòè äóøè, êîòîðîå â ñîîтветствии с природой побуждает человека к [ ñîåäèíåíèþ ] ñ ïðåäìåòîì æåëàíèÿ. Áîæåñòâåííàÿ æå âîëÿ ó ëþäåé åñòü ïîñïåøàíèå ïðèðîæäåííîãî è ðàçóìíîãî æåëàíèÿ  îò òîãî, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò åñòåñòâó, ê òîìó, ÷òî ïðåâûøàåò ýòî åñòåñòâî. À ïëîòñêàÿ âîëÿ åñòü ñòðàñòíîå èçâðàùåíèå åñòåñòâåííîãî â ïðîòèâîåñòåñòâåííîå”. — Anastasii Sinaitae Viae dux. / Ed. K.-H. Uthemann //Corpus Christianorum. Series Graeca . Vol. 8. Turnhout, 1981. P. 40. 22   Достаточно редкий в святоотеческой лексике термин (‘ñòîéêîñòü, âûíîñëèâîñòü, òâåðäîñòü’), ïðàêòè÷åñêè òîæäåñòâåíåí îáû÷íîìó .  ñочинении “Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах” (греческому названию более соответствует титул сочинения в церковнославянском Добротолюбии: “Увещания о нравах человеческих и благом житии”), приписываемом преподобному Антонию Великому (но не принадлежащем ему), оба термина сополагаются: “Воздержание, незлобие, целомудрие, твердость ( öåðêîâíîñëàâ. ‘êðåïîñòü’), òåðïåíèå  è ïîäîáíûå èì âåëèêèå è äîáðîäåòåëüíûå ñèëû ïîëó÷èëè ìû îò Áîãà, ÷òîáû îíè ñîïðîòèâëÿëèñü è ïðîòèâîñòîÿëè âñòðå÷àþùèìñÿ ñ íàìè ïðèñêîðáíîñòÿì è ïîìîãàëè íàì âî âðåìÿ èõ: òàê ÷òî åñëè ìû áóäåì âñåãäà óïðàæíÿòü ñèè ñèëû è èìåòü èõ âñåãäà íàãîòîâå, òî íè÷òî èç ñëó÷àþùåãîñÿ ñ íàìè íå áóäåò äëÿ íàñ òÿãîñòíî èëè áîëåçíåííî è íåñíîñíî, èáî ìû ïîñòîÿííî  áóäåì äåðæàòü â óìå, ÷òî âñå ýòî åñòü ÷åëîâå÷åñêîå è ïîáåæäàåòñÿ с óùèìè  â íàñ äîáðîäåòåëÿìè”. — Äîáðîòîëþáèå. Ò. 1. Ñ. 63–64. Òåêñò ïåðåâîäà óòî÷íåí â ñîîòâåòñòâèè ñ ãðå÷. èçäàíèåì:  T. A . S . 4. 23   В данном случае употребляется уже понятие  (î íåì ñì. Святитель Феолипт Филадельфийский . Послания к монахине Евлогии//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 96. Примеч. 2). Это понятие, так же как и глагол  ‘òåðïåòü’ , øèðîêî èñïîëüçîâàëîñü â ñâÿòîîòå÷åñêîé ïèñüìåííîñòè, îñîáåííî â ïèñüìåííîñòè àñêåòè÷åñêîé, ãäå ýòà îäíà èç ãëàâíûõ õðèñòèàíñêèõ äîáðîäåòелей тесно увязывалась с прочими добродетелями: бесстрастием, верой и т. д., являясь вместе с ними основой основ духовного преуспеяния. См. Miquel P. Lexique du d i sert. Etude de quelques mots-cl a s du vocabulaire monastique grec ancien. Abbaye de Bellefontaine, 1986. P. 261–278.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

24 Частое употребление пары понятий “наслаждение — мука (страдание)” особенно характерно для богословия преподобного Максима Исповедника, который использовал данные понятия для описания и анализа печального состояния человека после грехопадения. См. Sch o nborn Chr . Plaisir et douleur dans l’analyse de S. Maxime, d’apr – s les Quaestiones ad Thalassium// Maximus Confessor . Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur / Ed. par F. Heinzer et Chr. Sch o nborn . Fribourg, 1982. P. 274–284 ; Òâîðåíèÿ ïðåïîäîáíîãî Ìàêñèìà Èñïîâåäíика. Кн. II. C. 27–28. Ñâÿòèòåëü Ôåîëèïò, èñïîëüçóÿ òó æå ïàðó ïîíÿòèé (òîëüêî âî ìíîæåñòâåííîì ÷èñëå:  îáíàðóæèâàåò, âîçìîæíî, ñâîå çíàêîìñòâî ñ áîãîñëîâèåì ïðåïîäîбного Максима. 25 Букв. ‘от ведающих рассуждений’ . Ïîäðàçумевается скорее всего та мысль, что подлинно духовное ведение âîöаряет в душе покой . 26 Так, думается, лучше перевести фразу met(a sun)esewq j)alleiq . Î ïîäîáíîì ïåíèè ñì. ó Çëàòîóñòîãî îòöà: “Äóõîâíûå ïåñíè äîñòàâëÿþò âåëèêóþ ïîëüçó, âåëèêîå íàçèäàíèå, âåëèêîå îñâÿùåíèå è ñëóæàò ðóêîâîäñòâîì êî âñÿêîìó ëюбомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни. А что действительно поющие их с разумением призывают на себя благодать Духа, о том послушай, как говорит Павел: не упивайтеся вином, в немже есть блуд, но паче исполняйтеся Духом ; далее указывает и способ исполнения Духом: воспевающе , говорит, и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф 5: 18,19). ×òî çíà÷èò: в сердцах ваших ? Значит: с разумением, не так, чтобы уста произносили слова, а душа блуждала где-то по внешним предметам, но чтобы душа внимала тому, что произносит язык”. — Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Т. V . Êí. 1. Ì., 1995. Ñ. 152. 27 Данная фраза óêàçûâàåò íà äðåâíþþ ìонашескую практику духовного размышления (“поучения”) — в первую очередь, размышления над Священным Писанием, которое органично перерастало в молитву. См., например, одно наставление святого Аммона: “Душу свою всегда и непрестанно упражняй, насколько это возможно, в размышлении над [ Ñâÿ­щен­ным ] Ïèñàíèåì, à ïîñëå ýòîãî óñèëåííî ïëà÷ü è ìîëèñü”. — Òâîðåíèÿ äðåâíèõ îòöîâ-ïîäâèæíèêîâ. Ñâ. Àììîí, ñâ. Ñåðàïèîí Òìóèòñêèé, ïðåï. Ìàêàðèé Åãипетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Ипере хий/Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова . М., 1997. С. 43, 227.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

Накануне Покрова отец Николай вернулся в Ригу, где, скорее всего, им и был написан “Отчет” 16 . Разведка принесла превосходные результаты. Воодушевление, с каким миссионеров встре ­ ÷àëè ìåñòíûå æèòåëè, ïðåâçîøëî èõ ñàìûå ñìåëûå îæèäàíèÿ 17 . В ноябре -декабре Миссия была пополнена восемью новыми членами. Ее начальником был назначен протоиерей Кирилл Зайц, бывший синодальный миссионер, известный проповедник 18 . Отец Николай остался в Риге секретарем епархиального управления. Отец Николай Трубецкой. 1930-е годы.   1 Священник Андрей Голиков, С. Фомин . Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики. (1940–1955). Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1952 гг. Жизнеописания и материалы к ним. М., 1999. С. 13 (2 я пагинация). 2 Васильева О. Ю . Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 96; Священник Андрей Голиков, С. Фомин . Кровью убеленные. С. 136 (1-я пагинация). 3 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 322. 5 Всего таких групп было, очевидно, шесть или семь; глава Миссии, отец Сергий Ефимов, оставался в Пскове. Ср. Священник Андрей Голиков, С. Фомин . Кровью убеленные. С. 127, 129 (1-я пагинация), 14 (2-я пагинация). 6 Об отце Иоанне Янсоне см. Вейсбарде И. “О значении православного отделения на факультете богословия в Латвийском университете” в данном номере журнала. — Ред. 7 Ïîäðîáíåå ñì. Ñâÿùåííèê Àíäðåé Ãîëèêîâ, Ñ. Ôîìèí . Кровью убеленные. Ñ.   113–116 (2-ÿ ïàãèíàöèÿ). 8 Отчет написан на двух листах плотной бумаги размером 30х21 см рукой отца Николая черными чернилами с зеленоватым оттенком по правилам новой орфографии. Документ, очевидно, был изъят из какого-то канцелярского дела, так как на левом поле имеются два отверстия для скоросшивателя, сделанные дыроколом, и три отверстия от иглы (результат сшивания) на сгибе того же поля. У обоих листов оторваны их нижние части (куски шириной примерно 12 см). Обрывок второго листа, где стояла подпись миссионера, не сохранился. (Возможно, был уничтожен.) Автограф и публикуемые фотографии хранятся у сына отца Николая Н. Н. Трубецкого. Печатается впервые по автографу с незначительными исправлениями пунктуации. Адрес цитаты из Священного Писания, отмеченный курсивом, дан публикатором.

http://pravmir.ru/missionerskaya-razvedk...

35 бросьте. Раскаяние включает в себя отречение от всего того, что препятствует поклонению Богу и порочит Его имя. Изначальное требование завета состояло в преданности одному лишь Господу ( Исх. 20,3–5 ; Нав. 24,14 ; Суд. 10,16 ). богов. См. 31,19; Нав. 24,23 . 35 отдали Иакову. Иаков вновь взял на себя духовное руководство в семье. серьги. Это были амулеты (ср. ст. 2). под дубом, который близ Сихема. Это священное дерево было связано с именем Авраама (12,6 и ком.; Нав. 4,18 ). 35 ужас Божий. Бог вызвал панический ужас у жителей окрестных городов ( Исх. 23,27 ; Нав. 2,9 ), что явилось для них подтверждением присутствия Господа с Иаковом. Теперь семья Иакова в глазах окрестных народов превратилась из мирных пастухов (34,21) в грозных воинов (34,30). 35 Луз. См. 28,19. 35 устроил... жертвенник. Поклоняясь Богу, семья завета тем самым сохраняла свою обособленность от хананеев и свидетельствовала им о Господе. Это было символическим подтверждением их права на обещанную Богом землю (12,7). 35:9–15 Бог, открывшись Иакову после его возвращения из Месопотамии в Вефиль, подтверждает Свои обетования (28,13.14). Основываясь на Своем завете с Авраамом относительно народов, царей и земли (17,5–8), Бог передает эти обетования Израилю Иакову (32,28), а через него его двенадцати сыновьям. 35 плодись. Благословение Божией благодати, адресованное всему человечеству (1,28; 9,1.7), особенным образом было сосредоточено на народе завета (47,27; Исх. 1,3 ). множество народов. См. 28,3. 35 землю... потомству твоему. См. 12,7 и ком. 35 восшел от него Бог. См. 28,13 и ком. 35:16–20 Близ Ефрафы Рахиль родила Вениамина, двенадцатого сына Иакова; она умерла при родах и была похоронена здесь. 35 родила. Рождение Вениамина завершило собой образование двенадцати колен Израилевых. 35 это тебе сын. Ее молитва была услышана (30,24). 35 Бенони. Плач Рахили о своем ребенке предвещает муки рождения, которые позднее испытает ее народ, производя на свет новый век, век благодати ( Иер. 31,15–17 ; Мф. 2,17.18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 . Слово 9. Защитительное, по рукоположении св. Григория Богослова во епис копа Сасимского, говоренное им отцу своему Григорию, в присутствии Василия Великого . С. 289–294. [T. I. С. 189–192.] TLG 2022/22. Apologemicus ad patrem (orat. 9). PG 35, 820–825. 10 . Слово 10. Защитительное, по возвращении св. Григория Богослова из уединения, говоренное им отцу своему и Василию Великому . С. 295–298. [T. I. С. 192–194.] TLG 2022/23. In seipsum ad patrem et Basilium magnum (orat. 10). PG 35, 828–832. 11 . Слово 11. Говоренное брату Василия Великого , св. Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову , по рукоположении во епископа. С. 299–306. [T. I. С. 194–199.] TLG 2022/24. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11). PG 35, 832–841. 12 . Слово 12. Говоренное отцу, когда поручил ему попечение о Назианской церкви. С. 307–313. [T. I. С. 199–202.] TLG 2022/25. Ad patrem (orat. 12). PG 35, 844–849. 13 . Слово 13. Произнесенное при рукоположении Евлалия во епископа Доарского. С. 314–317. [T. I. С. 202–204.] TLG 2022/26. In consecratione Eulalii Doarensium episcopi (orat. 13). PG 35, 852–856. ТВОРЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА ЧАСТЬ 2 ТСО 2. Кн. 3. 14 . Слово 14. О любви к бедным. С. 1–46. [T. I. С. 204–231.] TLG 2022/27. De pauperum amore (orat. 14). PG 35, 857–909. 15 . Слово 15. Говоренное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби после того, как град опустошил поля. С. 47–69. [T. I. С. 231–244.] TLG 2022/28. In patrem tacentem (orat. 15). PG 35, 912–933. 16 . Слово 16. В память святых мучеников Маккавеев. С. 70–86. [T. I. С. 244–254.] TLG 2022/29. In Machabaeorum laudem (orat. 16). PG 35, 933–964. 17 . Слово 17. Говоренное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику. С. 87–99. [Т. I. С. 254–261.] TLG 2022/30. Ad cives Nazianzenos (orat. 17). PG 35, 964–981. 18 . Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступительное слово. С. 100– —287— 146 . [T. I. С. 261–289.] TLG 2022/31. Funebris oratio in patrem (orat. 18). PG 35. 985–1044.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священнику нужно быть чистым, как если бы он стоял на Небесах посреди Небесных Сил ( 35, 425 ). Священники возведены на такую степень власти, как бы уже перенеслись на Небеса, превзошли человеческую природу и освободились от наших страстей ( 35, 426 ). Душа священника должна светиться красотой, чтобы она могла радовать и просвещать души ( 35, 434 ). Священник должен быть достойным и негордым; суровым и благосклонным; властным и общительным; беспристрастным и услужливым; смиренным и нераболепным; строгим и кротким, чтобы он мог противостоять всем препятствиям ( 35, 439 ). Священнику нужна гораздо большая чистота, чем прочим, а кому нужна большая чистота, тому предстоит больше случаев очерниться, если он постоянным бодрствованием и великим напряжением сил не сделает душу свою неприступной для этого ( 35, 469 ). Душа священника должна быть чище солнечных лучей, чтобы никогда не оставлял его Дух Святой ( 35, 468 ). Тот, кто молится... за всю вселенную и умилостивляет Бога за грехи всех, не только живых, но и умерших, каким должен быть сам? Даже дерзновение Моисея и Илии я считаю недостаточным для такой молитвы ( 35, 471 ). Священник сам должен настолько во всем превосходить тех, за кого молится, насколько предстоятелю следует превосходить находящихся под его покровительством. А когда он призывает Святого Духа и совершает Страшную Жертву и часто прикасается к общему для всех Владыке, тогда, скажи мне, с кем наряду мы поставим его? Какой потребуем от него чистоты и какого благочестия? Подумай, какими должны быть руки, совершающие эту службу; каким должен быть язык, произносящий такие слова; какой чистой и святой должна быть душа, приемлющая такую благодать Духа? Тогда и Ангелы предстоят священнику, и целый сонм Небесных Сил, и место вокруг жертвенника наполняется ими в честь возлежащих на нем ( 35, 471 ). Священник должен быть не только чист, так как удостоился столь великого служения... но и весьма благоразумен и опытен во многом: знать все житейское не менее живущих в миру и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах ( 35, 472 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010